ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-2647/2017 от 07.05.2018 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело №А20-2647/2017

14 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена «07» мая 2018 г.

Полный текст решения изготовлен «14» мая 2018 г

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Ю.Ж. Шокумова,

при ведении протокола помощником судьи Шогенцуковой К.Х.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства»РРРРР, г.Пятигорск,

к Городскому округу Баксан в лице местной администрации г.о. Баксан, г. Баксан,

к Баксанскому муниципальному району КБР в лице местной администрации Баксанского муниципального района КБР, г. Баксан

к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, Баксанский район КБР, с.п. Исламей,

к муниципальному казенному учреждению «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан», г. Баксан

с привлечением третьих лиц:

Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР, г. Нальчик

Территориальное управление Росимущества в КБР, г. Нальчик

о признании недействительными сведений в государственном кадастре, признании недействительными договоров аренды и исключения записей из реестра недвижимости,

при участии в судебном заседании

от истца ФИО2 по доверенности от 30.03.2018, ФИО3 по доверенности от 12.01.2018

от Теруправления ФИО4 по доверенности от 12.01.2018

от Администрации г.о. Баксан ФИО5 по доверенности от 10.01.2018

от ФИО1 – ФИО6 по доверенности от 26.04.2018

в отсутствии уведомленных должным образом иных лиц участвующих в деле

установил:

В рамках настоящего дела А20-2647/2017 Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании недействительным договора аренды земельного участка от 29.01.2016 №2, заключенного между местной администрацией Баксанского муниципального района КБР и гражданином ФИО1, а также о признании недействительным сведений государственного кадастра об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 07:01:2900000:736.

В качестве третьего лица, без самостоятельных требований привлечено Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР (далее по тексту Управление Росреестра по КБР).

В рамках дела № А20-2648/2017 федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании недействительным договора аренды земельного участка от 29.01.2016 № 6, заключенного между местной администрацией Баксанского муниципального района КБР и гражданином ФИО1, а также о признании недействительным сведений государственного кадастра об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 07:01:2900000:737.

Определением Арбитражного суда КБР от 04.09.2017 по делу №А20-2647/2017 дела №А20-2647/2017 и №А20-2648/2017 объединены в одно производство, делу присвоен №А20-2647/2017.

В соответствии со статьей 130 АПК РФ суд пришел к выводу о том, что дело №А20-2647/2017 и дело А20-2648/2017 связанны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и предметом требований, в них участвуют одни и те же лица. При разрешении вопроса об объединении указанных дел лица, участвующие в деле не возражали.

Исходя из этого, а также с учетом уточненных исковых требований от 29.08.2017, судом в рамках дела №а20-2647/2017 рассмотрены следующие исковые требования Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства к городскому округу Баксан в лице местной администрации г.о. Баксан, к Баксанскому муниципальному району КБР в лице местной администрации Баксанского муниципального района КБР, к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, к муниципальному казенному учреждению «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан»:

- признать образование земельных участков с кадастровым номером 07:01:2900000:736, площадью 36587 кв. м. и с кадастровым номером 07:01:2900000:737 площадью 30 006 кв. м. не соответствующим законодательству,

- исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737;

- признать недействительными договоры аренды от 29.01.2016 № 2 (государственная регистрация № 07-07/002-07/002/002/2016-924/2) и № 6 (государственная регистрация № 07-07/002-07/002/002/2016-925/2),

- исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о договорах аренды от 29.01.2016 № 2 (государственная регистрация № 07-07/002-07/002/002/2016-924/2) и № 6 (государственная регистрация № 07-07/002-07/002/002/2016-925/2).

В качестве третьих лиц, без самостоятельных требований привлечены Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР (далее по тексту Управление Росреестра по КБР) и Территориальное управление Росимущества в КБР.

Администрация Баксанского муниципального района, МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан» и Управление Росреестра по КБР в судебное заседание своих представителей не направили. От Управления Росреестра по КБР поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Суд в соответствии с статьей 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствии указанных лиц.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме. Доводы заявителя основаны на том, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737 сформированы с нарушением действующего законодательства, так как расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 07:01:0000000:940, отведенного под федеральную дорогу «Кавказ» и являющуюся федеральной собственностью. В связи с этим договоры аренды заключенные между главой КФХ ФИО1 и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан» являются недействительными (ничтожными).

Третье лицо Теруправление по КБР поддержало позицию истца в полном объеме.

Ответчики, заявленные требования не признали и просили в удовлетворении иска отказать. Возражения ответчиков основаны на том, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737 расположены в границах бывшего ЗАО рНП «Тамбиево» (ликвидировано в следствии банкротства) и относится к землям муниципального образования «Городской округ Баксан».

Изучив материалы дела, и выслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 09.06.1993 №52, решения Малого совета Баксанского райсовета народных депутатов КБР на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 07:01:0000000:940 площадью 1 103 331 кв. м., местоположение: Кабардино-Балкарская Республика, Баксанский р-н, Федеральная автомобильная дорога М-29 "Кавказ" км 411+300 - км 439+850 протяженностью 28,55 км, на территории Баксанского района КБР, г. Баксан, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (том 3, л.д. 98-101).

На указанный земельный участок в Едином государственно реестре недвижимости 30.09.2013г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а 31.08.2011 право постоянного (бессрочного) пользования за ФКУ УПРДОР «КАВКАЗ», что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества (том 1, л.д. 48-57), выпиской из ЕГРН (том 1, л.д. 66-69) и свидетельствами о государственной регистрации права (том 3, л.д. 44-47).

В границах данного участка расположена автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, которая переименована постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 №928 в М-29 «Кавказ». Данная автомобильная дорога внесена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.11.2010г. № 928, а также внесена в Единый государственный реестр автомобильных дорог.

При выполнении кадастровых работ по выявлению земельных участков, которые пересекают, накладываются на границы полос отвода автомобильных дорог, в рамках исполнения государственного контракта от 08.08.2016 г. №118 «Проведение работ в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимости дорожного хозяйства федеральной собственности», заключенного между ФКУ УПРДОР «КАВКАЗ» и АО «ЛИМБ», кадастровыми инженерами выявлено, что по координатам, имеющимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости на полосу отвода автодороги Р-217 «Кавказ» и на территорию земельного участка с кадастровым номером 07:01:0000000:940 накладываются земельные участки с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737, расположенные в границах городского округа Баксан. Такое наложение стало возможным ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером 07:01:0000000:940 является ранее учтенным. При этом, согласно выписки из реестра федерального имущества автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой введена в эксплуатацию в 1970 году, а земельный участок под ней поставлен на кадастровый учет 09.12.2015, то есть до образования спорных земельных участков с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737.

Кроме этого, судом установлено, что по итогам открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды от 27.01.2016 (лоты №2 и №3) спорные земельные участки с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737 переданы в аренду главе КФХ ФИО1 по договорам аренды №2 и №3 от 29.01.2016, заключенным между МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан» и ФИО1, что подтверждается материалами регистрационных дел, представленных Управлением Росреестра по КБР (том 3, л.д. 16-56) и сторонами не оспаривается. Указанные договоры прошли государственную регистрацию в ЕГРН от 02.03.2016 № 07-07/002-07/002/002/2016-924/2 и от 02.03.2016 №07-07/002-07/002/002/2016-925/2 соответственно, что также подтверждается материалами регистрационных дел и выписками из ЕГРН (том 1, л.д. 58-63, том 2, л.д. 58-63).

В соответствии со схемами расположения спорных земельных участков, выполненных кадастровыми инженерами АО «Лимб» на основании государственного контракта от 08.08.2016, границы спорных земельных участков с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737 накладываются полностью на контур земельного участка с кадастровым номером 07:01:0000000:940 (том 1, л.д. 135-136, том 2, л.д. 77, 79).

В связи с указанными обстоятельствами истец обратился в суд с иском.

Исковые требования к Баксанскому муниципальному району КБР в лице местной администрации Баксанского муниципального района КБР не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что спорные земельные участки расположены в границах городского округа Баксан.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Кроме этого оспариваемые договоры аренды от 29.01.2016 №2 и №6 заключены на основании постановлений местной администрации г.о. Баксан от 28.01.2016 №54 и №55 соответственно (том 3, л.д. 27, 47).

Исходя из этого, Баксанский муниципальный район в лице администрации не совершал действий нарушающих права и законные интересы истца, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований к данному ответчику.

В остальной части заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

На основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса).

В силу пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях (пункт 4 статьи 166 Гражданского кодекса).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (статья 209 Гражданского кодекса). Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса).

В обоснование заявленных требований истец ссылается на принадлежность земельного участка с кадастровым номером 07:01:0000000:940 на праве собственности Российской Федерации и праве бессрочного пользования ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ», а также на отсутствие у администрации г.о. Баксан полномочий на формирование спорных земельных участков с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737 и распоряжение ими путем передачи в аренду иным лицам.

В федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (статья 17 Земельного кодекса).

По состоянию на 01.07.2006 спорные участки были разграничены в порядке, установленном Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" так как федеральная дорога «Кавказ» была введена в эксплуатацию в 1970 году. Кроме этого правилами статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, установлены дополнительные критерии и порядок разграничения государственной собственности на землю.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой в силу положений статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ при разграничении государственной собственности на землю участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом.

Пункт 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предусматривал, что распоряжение земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности предоставлено органам местного самоуправления только на те участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2015 N 302-ЭС14-8088).

В соответствии с статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Аналогичные положения были предусмотрены и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (утратил силу).

В пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено следующее. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Как установлено судом, и следует из материалов дела спорные земельные участки с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737 расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 07:01:0000000:940, на который до настоящего времени зарегистрировано право федеральной собственности и право бессрочного пользования ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ». Данные обстоятельства подтверждаются заключением кадастровых инженеров, в рамках исполнения государственного контракта от 08.08.2016 г. №118 «Проведение работ в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимости дорожного хозяйства федеральной собственности», заключенного между ФКУ УПРДОР «КАВКАЗ» и АО «ЛИМБ» (том 1, л.д. 135-136, том 2, л.д. 77, 79), а также дополнительным заключением кадастрового инженера ФИО7 от 30.03.2018.

В рамках данных заключений кадастровыми инженерами выявлено, что по координатам, имеющимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости на полосу отвода автодороги М-29 «Кавказ» и на территорию земельного участка с кадастровым номером 07:01:0000000:940 накладываются земельные участки с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737, расположенные в границах городского округа Баксан.

Земельный участок с кадастровым номером 07:01:0000000:940 включен в реестр федерального имущества на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" и составляет казну Российской Федерации.

Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62 автомобильная дорога "Кавказ" включена в перечни федеральных дорог.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2005 N 406 федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечни федеральных дорог Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62, закреплены на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства.

В действующее в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильная дорога Р-217 "Кавказ" включена в названный перечень. При этом до 01.01.2018 продолжает действовать перечень федеральных дорог РСФСР, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62 (пункт 7 постановления от 17.11.2010 N 928).

Доводы ответчиков со ссылкой на заключение кадастрового инженера ФИО8 от 03.05.2018 судом не принимаются.

Заключение от 03.05.2018 №42 по форме и содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым к подобным заключениям, в материалы дела не представлены сведения о квалификации и образовании кадастрового инженера ФИО8 Выводы содержащиеся в заключении кадастрового инженера ФИО8 носят правовой, а не технический характер, в нем не указаны основные характеристики исследуемых земельных участков, не указано место их расположения в системе координат, не приложены соответствующие схемы. Других доказательств подтверждающих их возражения ответчиками в соответствии с статьей 65 АПК РФ не представлено.

В соответствии со статьей 82 АПК РФ суд неоднократно предлагал сторонам решить вопрос о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы для проверки доводов сторон, что подтверждается определениями от 23.11.17, от 09.04.2018 по настоящему делу. Однако стороны ходатайство о назначении экспертизы не заявили, расходы на ее проведение не оплатили. При этом истец сослался на заключения АО «ЛИМБ», представленные в материалы дела, тогда как ответчиками доводы истца не опровергнуты, доказательств в обоснование возражений не представлено.

Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суд пришел к выводу о том, что администрацией города Баксан нарушены права федерального собственника недвижимого имущества и права ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорого «Кавказ» как обладателя права бессрочного пользования. У органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению земельными участками, находящимся в собственности Российской Федерации, путем определения границ (межевания и постановки на кадастровый учет), путем проведения торгов и передаче их в аренду главе КФХ ФИО1 При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, указывающие на наличие оснований для признания отсутствующим права собственности Российской Федерации (либо на признание права за иным лицом) в отношении участка с кадастровым номером 07:01:0000000:940.

Таким образом, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 07:01:2900000:736 и 07:01:2900000:737, расположенные в границах муниципального образования г.о. Баксан, предоставлены в аренду главе КФХ ФИО1 незаконно.

Указанное является основанием для признания недействительным образования земельных участков, расположенных по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г.о. Баксан, с. Дугулубгей с кадастровым номером 07:01:2900000:736, площадью 36587 кв. м. и с кадастровым номером 07:01:2900000:737 площадью 30 006 кв. м. и исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельных участков с кадастровым номером 07:01:2900000:736, площадью 36587 кв. м. и с кадастровым номером 07:01:2900000:737 площадью 30 006 кв. м., расположенных по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г.о. Баксан, с. Дугулубгей.

На основании части 2 статьи 168 ГК РФ суд признает недействительными (ничтожными) договоры аренды, заключенные между муниципальным казенным учреждением «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан» и ФИО1 от 29.01.2016 № 2 земельного участка с кадастровым номером 07:01:2900000:736, площадью 36587 кв. м. и от 29.01.2016 № 6 земельного участка с кадастровым номером 07:01:2900000:737, площадью 30 006 кв. м., так как они заключены в нарушение требований закона и при этом посягают на публичные интересы.

В порядке применения последствий недействительности сделки из Единого государственного реестра недвижимости следует исключить сведения о договоре аренды от 29.01.2016 № 2 земельного участка с кадастровым номером 07:01:2900000:736, площадью 36587 кв. м., государственная регистрация от 02.03.2016 № 07-07/002-07/002/002/2016-924/2 и договоре аренды от 20.01.2016 № 6 земельного участка с кадастровым номером 07:01:2900000:737, площадью 30 006 кв. м., государственная регистрация от 02.03.2016 №07-07/002-07/002/002/2016-925/2. Требования о возврате земельных участков истцом не заявлены.

При обращении в суд с иском истец освобожден от уплаты госпошлины.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины лежат на ответчиках в связи с удовлетворением исковых требований. В силу положений Налогового кодекса РФ Администрация г.о. Баксан и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан» освобождены от уплаты госпошлины как органы местного самоуправления. Таким образом, расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с главы КФХ ФИО1 пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 6000 рублей, так как заявленным требованиям о признании недействительным договоров аренды соответствует госпошлина в размере 12 000 рублей (по каждому договору отдельно).

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 70, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

1. Признать недействительным образование земельных участков, расположенных по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г.о. Баксан, с. Дугулубгей с кадастровым номером 07:01:2900000:736, площадью 36587 кв. м. и с кадастровым номером 07:01:2900000:737 площадью 30 006 кв. м.

2. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельных участков с кадастровым номером 07:01:2900000:736, площадью 36587 кв. м. и с кадастровым номером 07:01:2900000:737 площадью 30 006 кв. м., расположенных по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г.о. Баксан, с. Дугулубгей.

3. Признать недействительными договоры аренды между муниципальным казенным учреждением «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан» и ФИО1 от 29.01.2016 № 2 земельного участка с кадастровым номером 07:01:2900000:736, площадью 36587 кв. м. и от 29.01.2016 № 6 земельного участка с кадастровым номером 07:01:2900000:737, площадью 30 006 кв. м.

4. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о договоре аренды от 29.01.2016 № 2 земельного участка с кадастровым номером 07:01:2900000:736, площадью 36587 кв. м., государственная регистрация от 02.03.2016 № 07-07/002-07/002/002/2016-924/2 и договоре аренды от 20.01.2016 № 6 земельного участка с кадастровым номером 07:01:2900000:737, площадью 30 006 кв. м., государственная регистрация от 02.03.2016 №07-07/002-07/002/002/2016-925/2.

5. В искровых требованиях к Баксанскому муниципальному району КБР в лице местной администрации Баксанского муниципального района КБР отказать.

6. Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в доход бюджета Российской Федерации пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

7. Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в течении месяца.

Судья Ю.Ж. Шокумов