Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело № А20-2654/2017
16 ноября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена «09» ноября 2017 г. Полный текст решения изготовлен «16 » ноября 2017 г.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Кустовой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жилоковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюМестной администрации городского округа Нальчик, г. Нальчик
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Союз-Авто», г. Нальчик
о признании частично недействительными решения и предписания от 23.06.2017 по делу №А305-26/17ж,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Хацуковой Л.Б. по доверенности от 18.07.2017 №45-1-24/2958, Небежева А.Х. по доверенности от 18.07.2017 №45-1-24/2957, Кожакова Б.Х. по доверенности от 18.07.2017 №45-1-24/2956,
от заинтересованного лица – Кясовой А.Б. по доверенности от 21.07.2017 №06/2205, Кумаховой А.В. по доверенности от 05.05.2017 №06/1208,
от третьего лица – Кафоева А.Х. по доверенности от 06.02.2017 №17,
У С Т А Н О В И Л:
Местная администрация городского округа Нальчик (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании частично недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике(далее – управление, УФАС по КБР) от 23.06.2017 по делу №А305-26/17ж.
Определением от 28.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по делу, было привлечено общество с ограниченной ответственностью «Союз-Авто» (далее – ООО «Союз-Авто»).
Представители заявителя в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в заявлении, просили удовлетворить заявленные требования.
Представители антимонопольного органа в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в отзыве, требования не признали, просили заявителю отказать.
Представитель третьего лица в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в отзыве, просил заявителю отказать.
Как следует из материалов дела, в управление 05.06.2017 поступила жалоба ООО «Союз-Авто» на действия организатора торгов - администрации при проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа Нальчик по нерегулируемым тарифам и карт соответствующих маршрутов (далее - конкурс).
По результатам рассмотрения жалобы 23.06.2017 управлением было принято решение по делу № А305-26/17ж о признании жалобы ООО «Союз-Авто» на действия организатора торгов – администрации обоснованной при проведении конкурса, о признании в действиях администрации нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся во включении в конкурсную документацию: а) указания на категории транспортных средств М2 и МЗ, не предусмотренных действующим законодательством и приводящих к ограничению конкуренции в форме создания преимущественных условий участия в открытом конкурсе; б) избыточного требования об обязательном нотариальном заверении предоставляемой в составе заявки на участие в конкурсе лицензии на право осуществления перевозок автомобильным транспортом; в) преимущественных условий при начислении баллов в процессе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в зависимости от правовых оснований владения и пользования транспортными средствами; г) условий, позволяющих отказать в допуске к участию претендентам при отсутствии в составе представленной заявки сведений по критериям оценки заявок, на основании которых осуществляется присвоение соответствующих баллов; д) необходимости представления копий документов, подтверждающих наличие у претендента в собственности или на ином законном основании контрольно-технического пункта для проведения предрейсового и послерейсовго осмотра транспортных средств.
В тот же день управлением было выдано предписание по делу №А305-26/17Ж, которым администрации предписывалось в срок до 28.07.2017 прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем:
1. 1. Внесения следующих изменений в конкурсную документацию следующих изменений:
- исключения указания на категории транспортных средств М2 и МЗ;
- исключения требования об обязательном нотариальном заверении
предоставляемой в составе заявки на участие в конкурсе лицензии на право
осуществления перевозок автомобильным транспортом;
- исключения пункта 4.7 из шкалы оценки критериев (приложение №2 к конкурсной документации);
- указания, что непредставление документов по критериям оценки
заявок на участие в конкурсе не влечет отказ в допуске к участию в конкурсе;
- предоставления участникам конкурса возможности подтверждать
наличие контрольно-технического пункта для проведения предрейсового и
послерейсовго осмотра транспортных средств также на основании договора.
1.2. Внести в конкурсную документацию обязательной информации о виде транспортных средств и максимальном количестве транспортных средств каждого класса.
Не согласившись частично с вынесенными решением и предписанием, в части признании в действиях администрации нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в исключении из конкурсной документации указания на категории транспортных средств М2 и МЗ и требования об обязательном нотариальном заверении предоставляемой в составе заявки на участие в конкурсе копии лицензии на право осуществления перевозок автомобильным транспортом, заявитель обратился в суд с требованиями по настоящему делу.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению с учетом следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, администрация разместила извещение о проведении открытого конкурса по 36 лотам, дата приема заявок - 01.06.2017, дата окончания приема заявок - 04.07.2017 в 10 часов и конкурсную документацию на официальном сайте администрации http://admnalchik.ru и в газете «Нальчик» от 01.06.2017 №22. При этом в приложении №1 к конкурсной документации размещен реестр лотов муниципальных маршрутов регулярных перевозок, который включает в себя, в том числе сведения о минимальном количестве транспортных средств, необходимых для обслуживания маршрута, указание на конкретный класс транспортных средств: малый, средний и большой, а также на их категорию: М2 и М3.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункту 7 части 3 статьи 17 Устава городского округа Нальчик, утвержденного решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик КБР от 14.04.2017 №61 «О принятии в новой редакции», к вопросам местного значения городского округа Нальчик относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Порядок организации регулярных пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах установлен Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ).
Постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от 03.02.2017 №167 утверждено Положение о проведении открытого конкурса на право организации и обслуживания маршрутов регулярных пассажирских перевозок с определением для каждого маршрута (лота) количественных и качественных показателей транспортных услуг, в том числе критериев отбора перевозчиков, утверждения количества квот на маршрутах, категории привлекаемых транспортных средств.
Конкурсная документация на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа Нальчик утверждена постановлением от 30.05.2017 № 935 «О проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик».
Согласно части 2 статьи 24 Закона №220-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Пункты 13 и 14 части 1 статьи 3 Закона №220-ФЗ содержат определения таких понятий, как вид транспортного средства (автобус, трамвай, троллейбус) и класс транспортных средств (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно; малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно; средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно; большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно; особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров). При этом в Законе не содержит запрет на применение классификации транспортных средств по категориям.
В приложении №1 к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», принятому Комиссией Таможенного союза от 09.12.2011 №877 приведена классификация транспортных средств по категориям: автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства подразделяются на категории: M2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн; M3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
Такую же классификацию транспортных средств содержат ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» и Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112.
Проанализировав обращения граждан по вопросам неудовлетворительной работы общественного транспорта городских маршрутов в интересах населения, в конкурсной документации администрация указала наименования маршрутов регулярных перевозок и необходимое количество транспортных средств: класс - малый, категории - М2 и М3.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
С учетом вышеуказанных норм установление в документации категорий транспорта М2 и М3 является допустимым и не противоречит требованиям действующего законодательства, в том числе Закону Кабардино-Балкарской Республики от 14.02.2017 №2-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом и железнодорожным транспортом», поскольку такое деление относится к характеристикам транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок, в связи с чем комитет, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере организации перевозок, вправе самостоятельно определять требования к характеристикам транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок. Определенные в документации требования к транспортным средствам с учетом количества мест в данном случае обусловлены объективными потребностями в осуществлении перевозок с учетом полученных от органов местного самоуправления сведений о необходимых маршрутах и количестве транспортных средств, в связи с чем доводы управления судом отклоняются.
Также из материалов дела следует, что пункт 2.5 конкурсной документации содержит положение о необходимости предоставлять в составе заявки нотариально заверенную копию лицензии на право осуществления перевозок автомобильным транспортом.
Состав конкурсной документации утвержден постановлением от 30.05.2017 №935 «О проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик», принятым в соответствии с Законом №220-ФЗ.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №35-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Спорные условия конкурсной документации не противоречат действующему законодательству, в том числе Закону о конкуренции, в равной степени распространяются на всех участников конкурса, право на участие в конкурсе не ограничивает, не создает иных необоснованных преимуществ отдельным субъектам предпринимательской деятельности. Доказательств того, что деление транспортных средств на категории М2 и М3, требования конкурсной документации о нотариальном удостоверении копии лицензии, привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, управление суду не представило, в ходе судебного разбирательства не установлено.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Требование заявителя удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республикеот 23.06.2017 по делу №А305-26/17ж о признании в действиях Местной администрации городского округа Нальчик нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении в конкурсную документацию: указания на категории транспортных средств М2 и М3, не предусмотренных действующим законодательством и приводящее к ограничению конкуренции в форме создания преимущественных условий участия в открытом конкурсе; и требования об обязательном нотариальном удостоверении в составе заявки на участие в конкурсе лицензии на право осуществления перевозок автомобильным транспортом, в связи с его несоответствием требованиям Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
Признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 23.06.2017 по делу №А305-26/17ж в части исключения из конкурсной документации деления транспортных средств на категории М2 и М3 и об обязательном нотариальном удостоверении лицензии на право осуществления перевозок автомобильным транспортом.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Судья С.В. Кустова