ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-2717/19 от 20.06.2019 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-2717/2019

21 июня 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2019 года

Полный текст решения изготовлен  21 июня 2019 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи  Х.Б. Газаева,                             

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Р.М. Башиевой,                                         

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства строительства и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик

к обществу с ограниченной ответственностью «Строймир», г. Нальчик

о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5  КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 12.11.2018 №44,

от заинтересованного лица: директора ООО «Строймир» ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

 Министерство строительства и дорожного хозяйства КБР (далее – заявитель, Министерство), обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Строймир» (далее – заинтересованное лицо, Общество), к административной ответственности по признакам совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд рассмотрел вопрос о завершении предварительного судебного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции.

В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ,  если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

От сторон не поступили возражения относительно завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в судебном заседании.

           При этом суд считает дело подготовленным к судебному разбирательству и  возможным перейти к стадии непосредственного судебного разбирательства в порядке, определенном статьей 137 АПК РФ.

Заявитель поддержал заявленные требования полностью, просит привлечь Общество к административной ответственности. Представитель заявителя подтвердил, что обществом были предприняты частичные меры по устранению выявленных нарушений и указанных в предписании №41/19 от 18.04.2019.

Представитель заинтересованного лица признал факт совершения административного правонарушения. При этом подтвердил, что к моменту проведения проверки условия предписания №41/19 от 18.04.2019 были исполнены частично.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Общества, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости привлечения Общества к административной ответственности и назначения наказания в виде административного штрафа ввиду следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Департамента государственного строительного надзора Министерства строительства и дорожного хозяйства  Кабардино-Балкарской Республики от 13.05.2019 №253/19 о проведении внеплановой документарной проверки при осуществлении регионального государственного строительного надзора должностным лицом Министерства в период с 20.05.2019 по 28.05.2019 проведена проверка исполнения ООО «Строймир», осуществляющего строительство объекта капитального строительства: «Многоквартирный жилой дом. 81-квартирная секция, расположенного по адресу: КБР, <...>/н, требования предписания Министерства от 18.04.2019 №41/19.

Проведенной проверкой установлено неисполнение ответчиком предписания Министерства, а именно: в срок до 17.05.2019 Общество не представило в Департамент госстройнадзора Минстроя КБР разрешение на строительство объекта капитального строительства – «Многоквартирный жилой дом. 81-квартирная секция». Кроме того, общество не представило в Департамент госстройнадзора Минстроя КБР рабочую документацию (стадия «Р»), допущенная к производству работ застройщиком, с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе, реализующей в процессе строительства архитектурные, технические и технологические решения (п.4.2 ГОСТ Р21.1101-2013 «Основные требования к проектной и рабочей документации») с внесенными в нее изменениями, выполненными в результате отклонения параметров объекта от проектной документации, необходимость которых выявилось в процессе строительства, с учетом требований пунктов 7.2, 7.3 ГОСТ Р 21.1101-2013.

Результаты проверки отражены в акте проверки №136/19 от 28.05.2019.

Усмотрев в действиях ответчика признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Министерства в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 28.05.2019 составило протокол №59/19 об административном правонарушении. Данный протокол составлен в присутствии представителя Общества.

Руководствуясь статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителем принято решение о направлении материалов административного дела в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики для рассмотрения по подведомственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон №384-ФЗ) объектом технического регулирования в данном Законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Согласно части 6 статьи 3 Закона №384-ФЗ он устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженернотехнического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.

 В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона №384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Между тем материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «Строймир» осуществляет строительство объекта капитального строительства - «Многоквартирный жилой дом. 81-квартирная секция» без разрешения на строительство.

Кроме того, ООО «Строймир» в нарушение статьи 8-10 главы 2 Федерального закона от 30.12.201-09 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.4 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 №87, пунктов 5.4, 5.5, 6.13 СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004. «Организация строительства», на проверку не представила  рабочую документацию (стадия «Р»), допущенную к производству работ застройщиком, с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе, реализующей в процессе строительства архитектурные, технические и технологические решения (п.4.2 ГОСТ Р21.1101-2013 «Основные требования к проектной и рабочей документации») с внесенными в нее изменениями, выполненными в результате отклонения параметров объекта от проектной документации, необходимость которых выявилось в процессе строительства, с учетом требований пунктов 7.2, 7.3 ГОСТ Р 21.1101-2013.

Исходя из положений ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия, обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Материалы дела свидетельствуют о том, что лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства: «Многоквартирный жилой дом. 81-квартирная секция», расположенного по адресу: КБР, <...>/н, является ООО «Строймир», следовательно, оно является ответственным лицом за устранение выявленных нарушений при строительстве.

При этом требование предписания от 18.04.2019 №41/19 в установленный заявителем срок (до 18.05.2019) Обществом не выполнено.

Факт допущенного Обществом правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки от 12.04.2019 №90/19, предписанием от 18.04.2019 № 41/19, распоряжением органа государственного контроля о проведении внеплановой документарной проверки от 13.05.2019 №253/19, уведомлением о проведении проверки от 16.05.2019 №34/В/19, актом проверки от 28.05.2019 № 136/19, протоколом об административном правонарушении от 28.05.2019 №59/19.

Ответственность за нарушение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена в статье 58 Кодекса, где указано, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Соответственно деяние Общества следует признать виновным, поскольку у него имелась возможность для соблюдения правил и норм в области строительства. Реализация строительства объектов капитального строительства без разрешения на строительство, без рабочей документации (стадия «Р») с установленными требованиями находится в сфере полной ответственности и контроля ответчика как застройщика таких объектов. Однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований градостроительного законодательства (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, действия (бездействие) ответчика, выразившиеся в неисполнении в установленный срок законного предписания Министерства, обоснованно квалифицированы заявителем как правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона данного правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектами административного правонарушения выступают должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как совершенное умышленно либо по неосторожности.

Наличия допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.

При таких условиях в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Административная санкция за указанное нарушение установлена частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не усматривается в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.

Общество как застройщик объекта капитального строительства обязано было не допустить нарушения действующего законодательства.

Факт неисполнения обществом в установленный срок до 18.05.2019 законного предписания Министерства  подтверждается материалами дела.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Граждане, должностные лица, юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Между тем суд, оценив обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ответчиком суду не представлено.

При таких условиях суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания названного правонарушения малозначительным.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество обращалось в Инспекцию с требованием о продлении срока исполнения предписания.

С учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, отсутствия в материалах дела объективной информации о повторности совершения однородного правонарушения, частичного устранения нарушений, суд считает необходимым привлечь Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Руководствуясь статьями  167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

1. Удовлетворить заявление Министерства строительства и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.

2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью  «Строймир», г. Нальчик (ОГРН  <***> с 11.11.2002, ИНН <***>), юридический адрес: 360000, КБР, <...> к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде  штрафа в размере   50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу по реквизитам:

Получатель: Управление Федерального казначейства по КБР  (Министерство строительства и дорожного хозяйства  Кабардино-Балкарской Республики).

ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 072501001, расчетный счет <***> в ГРКЦ г. Нальчика БИК 048327001, код дохода 93211690040040000140,   ОКТМО 83701000.

3. Решение может быть обжаловано  в течение десяти дней  со дня  его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.       

Судья                                                                                                   Х.Б. Газаев