ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-2971/2021 от 22.04.2022 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-2971/2021

26 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2022 года

Полный текст решения изготовлен  26 апреля 2022 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

судьи Х.Б. Газаева,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дудуевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа им.И.Радченко с.Ново-Полтавского» с.Ново-Полтавского,  

к Управлению Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике, г.Нальчик

о признании утратившей право взыскания задолженности,

третье лицо: ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР

при участии в судебном заседании представителей:

от ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР: Кодзокова Р.А. по доверенности от 29.12.2021 №07-13/16677.

У С Т А Н О В И Л:

            муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа им.И.Радченко с.Ново-Полтавского» (далее - заявитель, учреждение, МКОУ "ООШ им. И.Радченко с.Ново-Полтавского") обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением, в котором просит признать Межрайонную ИФНС России №4 по Кабардино-Балкарской Республике утратившей права на взыскание с МКОУ «Основная общеобразовательная школа им.И.Радченко с.Ново-Полтавского» задолженности перед бюджетом в общей сумме  134 028 руб. 65 коп., из которой: задолженность по страховым взносам в размере – 131 047 руб. 62 коп.; задолженность по пени  - 2 983 руб. 03 коп. Также просит взыскать расходы по уплате государственной пошлины.

            В обоснование своих требований заявитель указал, что 07.04.2021 налоговый орган выдал МКОУ "ООШ им. И.Радченко с.Ново-Полтавского" справку №2021-7177 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.04.2021 и справку №2021-4993 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2017. Указанные справки содержат сведения о наличии у учреждения излишне уплаченных сумм в размере 131 047,62 руб. и неисполненные обязанности по уплате задолженности по начисленным пеням в размере 2 983,03 руб. Поскольку сумма в общем размере 134 028 рублей 65 копеек образовалась до 01.03.2017, то срок принудительного взыскания и на возврат суммы истек. При этом, ответчик в установленные налоговым законодательством сроки не предпринимал меры по взысканию этих сумм.

            Через автоматизированную информационную систему «Судопроизводство» дело распределено для рассмотрения судье С.М. Пономареву.

            Определением суда от 07.07.2021 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание на 02.08.2021.

            Определением суда от 02.08.2021 окончено предварительное судебное заседание и назначено рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

            В связи с отсутствием судьи С.М.Пономарева ввиду болезни, а также нахождением его в очередном трудовом отпуске, на основании определения о замене судьи от 11.01.2022, дело №А20-2971/2021 перераспределено через АИС «Судопроизводство» судье Х.Б. Газаеву.

            Определением суда от 12 января 2022 года, Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике признано правопреемником межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по  Кабардино-Балкарской Республике.

            Определением суда от 11.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР (далее - третье лицо, пенсионный фонд).

            До судебного заседания от налогового органа поступил отзыв на заявление, в котором просит отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на следующие обстоятельства.

            Указанные в заявлении справки №2021-7177 от 01.04.2021, №2021-4993 от 01.03.2017 содержат данные о переплате по страховым взносам на ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, образовавшейся до 01.01.2017. По заявлению учреждения от 15.04.2021 №2321 о возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 124 457,72 руб. налоговым органом принято решение об отказе в возврате переплаты от 15.04.2021 №322, с указанием на то, что решение о возврате или зачете переплаты по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 принимаются органами ПФР. При этом, с заявлением о возврате переплаты по страховым взносам на ОМС в сумме 30 863,89 руб. и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 726,01 руб. учреждение не обращалось в налоговый орган.

            Кроме того, исковые требования в указанной части сформулированы непонятно: признать невозможной к взысканию (возврату) излишне уплаченной суммы истцом в связи с истечением сроков взыскания (возврата), предусмотренных ст.78 НК РФ.

            В части признания невозможной к взысканию суммы пени по страховым взносам на ОПС и ОМС в общей сумме 2 983,03 руб. налоговый орган указал, что данная сумма образовалась за период до 01.01.2017, меры администрирования по указанной задолженности должны были приниматься органами ПФР.

            16.09.2021 от заявителя в суд поступило заявление об уточнении исковых требований, а именно заявитель просит не взыскивать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

            В силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное уточнение судом принято как не противоречащее закону и не нарушающее права других лиц.

В судебном заседании представитель пенсионного фонда пояснил, что  МКОУ "ООШ им. И.Радченко с.Ново-Полтавского" за период до 01.01.2017 задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов не имеет. Представил суду копию служебной записки и копию служебной переписки, которые приобщены к материалам дела.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени предварительного судебного заседания, в том числе публично путём размещения информации на сайте Арбитражного суда КБР в сети Интернет, своих представителей в суд не направили.

            Выслушав стороны, изучив представленные сторонами материалы, суд приходит к следующему.

            Как следует из справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организации и индивидуальных предпринимателей: №2021-7177 по состоянию на 01.04.2021 и №2021-4993 по состоянию на 01.03.2017, у заявителя имеется задолженность:

            1. Излишне уплаченных сумм в размере 131 047,62 руб. по следующим взносам:

            - по КБК 18210202010060000160 страховой части пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в сумме 124 457,72 руб.;

            - по КБК  18210202090070000160 на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в сумме 2726,01 руб.;

            - по КБК 18210202101980011160 страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в сумме 3863,89 руб.

            2. Неисполненных обязанностей по уплате задолженности по начисленным пеням в размере 2983,03, а именно:

            пеням по КБК 18210202010060000160 страховой части пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в сумме 1222,62 руб.;

            - пеня по КБК 18210202101080011160 страховые взносы на медицинское страхование (за период истекший до 01.01.2017) в сумме 1758,41 руб.;

Посчитав, что сумма в размере 134 028 рублей 65 копеек образовалась до 01.03.2017, в связи с чем истек срок на принудительное взыскание и на возврат суммы, учреждение обратилось в Арбитражный суд с данным иском.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя третьего лица, суд пришел к выводу, что уточненные требования подлежат удовлетворению частично с учетом следующего.

            В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

            Часть 4 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

            Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта и незаконным действия (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законного интересов обратившегося в суд лица.

            При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.

            Заявителем оспаривается сумма задолженности отраженная в справках о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организации и индивидуальных предпринимателей №2021-7177 по состоянию на 01.04.2021 и №2021-4993 по состоянию на 01.03.2017.

            Суд обращает внимание на то обстоятельство, что часть оспариваемой суммы в размере 131 047,62 руб. является переплатой по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, образовавшейся до 01.01.2017.

            Из заявления и представленных материалов дела усматривается, что по заявлению учреждения от 15.04.2021 №2321 о возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 124 457,72 руб., налоговым органом 15.04.2021 принято решение №322 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа). Причиной отказа налоговый орган указал, что решение о возврате или зачете переплаты по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 принимаются органами ПФР.

            В своем отзыве налоговый орган указал, что учреждение не обращалось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате переплаты по страховым взносам на ОМС в сумме 3863,89 руб. и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 726,01 руб.

            Суд также отмечает, что в исковом заявлении исковые требования в указанной части сформулированы непонятно: признать невозможной к взысканию (возврату) излишне уплаченной суммы истцом в связи с истечением сроков взыскания (возврата), предусмотренных ст.78 НК РФ. При этом заявителю неоднократно предлагалось уточнить требования, что не было сделано учреждением.

            В соответствии с п.п. 4 п.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

            4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

            Таким образом, признание в судебном порядке невозможной к взысканию (возврату) переплаты по налогам налоговым кодексом не предусмотрено.

            В связи с изложенным суд приходит к выводу, что требования заявителя в этой части являются необоснованным и подлежащими отклонению.

            В дополнение к изложенному суд отмечает, что по заявлению учреждения в Управление ПФР по КБР в Прохладненском районе о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисленных в ПФР на выплату страховой части пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 на сумму 124 457,72 руб., пенсионным фондом 13.09.2021 вынесено решение об отказе. Причиной пенсионный фонд указал на передачу налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в соответствии с положением Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ.

В части признания невозможной к взысканию суммы пени по страховым взносам на ОПС и ОМС в общей сумме 2 983,03 руб. налоговый орган указал в своем отзыве, что данная сумма образовалась за период до 01.01.2017, меры администрирования по указанной задолженности должны были приниматься органами ПФР.

            Определением суда пенсионному фонду было предложено представить суду доказательства принятия мер администрирования по страховым взносам.

В судебном заседании представитель сообщил суду, что у пенсионного фонда отсутствуют сведения о наличии задолженности у учреждения по страховым взносам за период до 01.01.2017. Доказательства принятия мер администрирования по страховым взносам за указанный период не представлены суду.

Пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Закона № 212-ФЗ, а также в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Принудительное взыскание задолженности должно было быть произведено фондами в срок до 01.01.2017, а если процедура не закончена, то дальнейшая процедура взыскания,  начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации, должна быть произведена налоговыми органами.

Таким образом, на момент обращения в суд и рассмотрения дела по существу полномочиями по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование обладает налоговый орган, на учете в котором состоит плательщик страховых взносов.

В силу части 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ заявление о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 указанной статьи (часть 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).

Аналогичные нормы в правоотношениях по уплате налогов и сборов предусмотрены статьями 46, 70 НК РФ.

В частности, как установлено пунктом 3 статьи 46 НК РФ, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

            Налоговым органом не представлены документы, подтверждающие период образования задолженности по пени на ОПС и ОМС за период до 01.01.2017 в размере 2983,03 руб., а также доказательства их администрирования или взыскания в судебном порядке.

            При этом, Пенсионный фонд представил служебную записку №66 от 31.03.2022 об отсутствии у учреждения задолженности по страховым взносам за период до 01.01.2017.

Непринятие налоговым органом мер по взысканию задолженности в установленном законом порядке, влечет утрату им права на принудительное взыскание налога, страховых взносов и пеней со страхователя.

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", из взаимосвязанного толкования норм статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса следует, что исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Отражение в справке о расчетах с бюджетом документально не подтвержденных сведений, а также сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика и создает препятствия нормальному осуществлению ими своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

            При таких обстоятельствах, учитывая периоды образования задолженности, суд приходит к выводу, что налоговым органом утрачено право на взыскание по пени в размере 2983,03 руб., а именно:

            пеням по КБК 18210202010060000160 страховой части пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в сумме 1222,62 руб.;

            - пеня по КБК 18210202101080011160 страховые взносы на медицинское страхование (за период истекший до 01.01.2017) в сумме 1758,41 руб.

Руководствуясь статьями 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

       1.Принять уточненные требования заявителя от 16.09.2022.

            2. Признать Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике утратившей права взыскания с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа им.И.Радченко с. Ново-Полтавского» задолженности перед бюджетом в сумме 2 983 рублей 03 копеек по пени на страховые взносы, а именно: пени по страховой части пенсии до 01.01.2017 в сумме 1222,62 руб.; пени по страховым взносам на медицинское страхование за период до 01.01.2017  в сумме 1758,41 руб.

            3. Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике выдать заявителю справку, не содержащую сведения о наличии задолженности, признанной безнадежной настоящим решением.

            4. В остальной части заявленных требований отказать.

            5. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия  в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

            Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

    Судья                                                                                                  Х.Б. Газаев