Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело № А20-302/2020
25 апреля 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 апреля 2022 года
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Ю.Ж. Шокумова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.Х. Шогенцуковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь», г. Ставрополь,
к предпринимателю ФИО1, пос. Былым
об обязании снести (демонтировать) строения
третьи лица:
местная администрация Эльбрусского муниципального района КБР, г. Тырныауз,
местная администрация сельского поселения Лашкута Эльбрусского муниципального района КБР, Эльбрусский район КБР, с.п. Лашкута,
при участии в судебном заседании
от истца ФИО2 по доверенности от 01.01.2022
ответчика ФИО1 (паспорт), его представителя ФИО3 по доверенности от 15.01.2021
в отсутствии уведомленных должным образом иных лиц участвующих в деле
У С Т А Н О В И Л :
общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым к местной администрации Эльбрусского муниципального района КБР и к предпринимателю ФИО1 , в котором (с учетом уточнений от 03.02.2021) просит:
- Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 снести (демонтировать) за его счет объект, расположенный в охранной зоне магистрального газопровода-отвода: строение (2) круглое диаметром 4,5м на расстоянии 20,8м от оси газопровода, построенное ближе установленных строительными нормами и правилами зон с особыми условиями использования до газопровода-отвода к г.Тырныауз, расположенное на земельном участке с кадастровым №07:11:1100000:3435, находящегося по адресу: КБР, Эльбрусский район, с.п. Лашкута.
- обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 снести (демонтировать) за свой счет объекты, расположенные в зоне минимально допустимых расстояний: строение (1) круглое диаметром 11,3м расположенное на расстоянии 25,1м от оси газопровода; строение (3) диаметром 5м на расстоянии 36,1м.; строение (4) площадью 4,7x4м на расстоянии 39,8м; строение (5) площадью 4,1x2,9 на расстоянии 35м, от оси газопровода, расположенные на расстоянии менее установленных строительными нормами и правилами зон с особыми условиями использования до газопровода-отвода к г.Тырныауз, расположенные на земельном участке с кадастровым №07:11:1100000:3435, находящегося по адресу: КБР, Эльбрусский район, с.п. Лашкута.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» расходы по оплате госпошлины в размере 12000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора привлечена администрацию сельского поселения Лашкута Эльбрусского муниципального района КБР.
Определением от 06.06.2021 суд принял отказ истца от требований к местной администрации Эльбрусского муниципального района КБР и привлек администрацию к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования с учетом уточнений и просил их удовлетворить. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что спорные объекты, размещены в охранной зоне и зоне минимальных расстояний газопровода высокого давления (зоны с особыми условиями использования территории) газопровода-отвода к г.Тырныауз, с существенными нарушениями требований действующего законодательства Российской Федерации и нарушают права общества, связанные с владением и эксплуатацией упомянутого газопровода. В порядке устранения нарушений зоны с особыми условиями, истец просил обязать ответчика за свой счет снести объекты, указанные в уточненных требованиях от 03.02.2021, а также ограждение, которое ранее не было заявлено.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что часть спорных объектов, в том числе и ограждение не относятся к капитальным строениям, и положения статьи 222 ГК РФ к ним не применимы, как и требование о получении разрешительной документации на их строительство. На дату рассмотрения настоящего дела, ответчик демонтировал объекты, расположенные в охранной зоне на расстоянии 25 м от оси магистрального трубопровода. Иные объекты расположены в минимальных границах охранной зоны, но сведениями о минимальных границах охранных зон ответчик не располагал, и указанные сведения не внесены в единый государственный реестр недвижимости в установленном порядке. С учетом указанных обстоятельств и результатов судебной экспертизы, ответчик просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле отзыв на исковые требования не представили, в судебное заседание своих представителей не направили. По правилам статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Как следует из материалов дела ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» в соответствии со своей уставной деятельностью является газотранспортной организацией, осуществляющей эксплуатацию, обслуживание и содержание в надлежащем состоянии объектов магистрального трубопроводного транспорта ПАО «Газпром» на основании договоров аренды имущества на территории различных субъектов Российской Федерации, в том числе на территории Кабардино-Балкарской Республики.
На территории Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики расположен эксплуатируемый истцом объект газоснабжения газопровод-отвод и ГРС г. Тырныауз (далее - Объект, газопровод-отвод), диаметром трубы 530 мм, с рабочим давлением 28 Мпа.
Газопровод-отвод к г. Тырныауз представляет собой металлическую трубу диаметром 530 мм, способ прокладки - подземный, технический паспорт выдан 20.10.2006 года Филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация» по КБР (копия в приложении к заявлению в электронном деле и на электронном носителе). Согласно технического плана газопровод введен в эксплуатацию в 1971 году и имеет общую протяженность 104,6 км.
Согласно сводному плану приватизации предприятий Единой системы газоснабжения и актов Государственного газового концерна «Газпром» №341-р от 15.02.1994 ПАО «Газпром» является собственником газопровода - отвода к г.Тырныауз, по адресу: КБР, Эльбрусский район, г.Тырныауз, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.07.2008г. серия07-АВ 018722, запись о государственной регистрации права от 29.07.2008г. №07-07-08/005/2008-449; эксплуатируется Истцом на основании ежегодно заключаемых договоров аренды имущества (том дела 2 л.д.15-21).
Согласно свидетельству о регистрации А35-01214, выданному 28.05.2019, объект газопровод-отвод к г.Тырныауз (далее - газопровод) зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», регистрационный номер А35-01214-0003, класс опасности -1.
Материалы фактического положения газопровода переданы в органы исполнительной власти муниципального район и нанесены на карту района, о чем свидетельствует Справка за №02/8 от 25.04.1996г. за подписью Председателя Эльбрусского райкомзема; письмо за №02/57 от 21.10.2003г.; письмом за №02/362 от 17.05.2007г.; письмо от 02/544 от 29.09.2010; письмо за №08-213 от 15.02.2013 г. (том дела 1 л.д. 133, 134,135,136).
В средствах массовой информации Эльбрусского района КБР размещалась информация о прохождении по территории муниципального района объектов газотранспортной системы и особенностях ведения деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (том дела 1 л.д. 126-132).
Кроме того, согласно письма от 28.02.2020 № 11-11/776 Филиал Федеральной кадастровой палаты по КБР сообщил, что охранной зоне магистрального газопровода-отвода в Едином государственном реестре недвижимости присвоен реестровый номер 07:00-6.221 (том дела 1 л.д. 107).
В порядке исполнения принятых на себя обязательств истец проводил работы по документальному оформлению и кадастровому учету охранных зон магистрального трубопровода и в ходе проведенного 24.09.2019 обследования охранных зон и зон минимальных безопасных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения Георгиевского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» было установлено нарушение зоны с особыми условиями использования территории (охранной зоны и зоны минимальных расстояний) до объекта Единой системы газоснабжения на 79 км газопровода-отвода к г.Тырныауз на земельном участке с кадастровым номером 07:11: 1100000:3435, находящегося по адресу: КБР, Эльбрусский район, с.п. Лашкута.
Актом обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения Георгиевского ЛПУМГ от 24.09.2019г (далее Акт обследования) было зафиксировано нарушение зон с особыми условиями использования (охранной зоны и зоны минимальных расстояний), а именно размещение в охранной зоне следующих объектов:
строение (1) круглое D11,3m на расстоянии 25,1м от оси газопровода;
строение (2) круглое D4,5m на расстоянии 20,8м от оси газопровода;
строение (3) площадью 5м на расстоянии 36,1м от оси газопровода;
строение (4) 4,7x4м на расстоянии 39,8м от оси газопровода;
строение (5) 4,1x2,9м на расстоянии 35м от оси газопровода.
В целях устранения указанного нарушения представителями ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» вручались представителям Местной администрации Эльбрусского муниципального района предписания об устранении нарушения зон с особыми условиями использования территории объекта Единой системы газоснабжения.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 28.11.2019г. с требованием в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты направления претензии снести за свой счет строения, сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами зон с особыми условиями использования территории до газопровода-отвода к г. Тырныауз. Требования Истца, изложенные в претензии, администрацией не выполнены, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что земельный участок находится в аренды у индивидуального предпринимателя ФИО1 на основании договора аренды от 25.11.2019 (том дела 1 л.д. 44-50, 51). Договор заключен с единственным заявителем по результатам аукциона, что подтверждается протоколом от 15.11.2019 № 6 (том дела 1 л.д. 54). В извещении о торгах содержится информация о возможности строительства мест общественного питания на земельном участке, при соблюдении охранных зон газопровода высокого давления I категории, проложенного на данном участке.
Истец, посчитав, что объекты, расположенные в охранной зоне и зоне минимальных расстояний газопровода высокого давления размещены с существенным нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации, уточнил заявленные требования и просил обязать ФИО1 за свой счет снести объекты, расположенные в охранной зоне и зоне минимальных допустимых расстояний.
При рассмотрении настоящего дела по инициативе суда проведена судебная комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза. Проведение экспертизы поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Гео-Эксперт» ФИО4 и ФИО5.
На разрешение экспертам были поставлены следующие вопросы:
1). Схематически отобразить границы земельного участка с кадастровым номером 07:11:1100000:3435, отобразить расположенные на нем объекты (здания, строения, сооружения, ограждения, многолетние насаждения и т.п.), указать их перечень, параметры, количество, характеристики и функциональное назначение.
2). При наличии на указанном земельном участке объектов недвижимости указать связаны ли строения прочно с землей и возможно ли их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению (являются ли строения капитальными)?
3). Схематически отобразить магистральный газопровод-отвод к г. Тырнауз, охранную зону газопровода и зоны минимальных расстояний газопровода в соответствии с действующими Правилами охраны магистральных трубопроводов с указанием данных о расстоянии между газопроводом, земельным участком и расположенными на нем объектами.
По результатам проведенного исследования в суд представлено заключение от 20.10.2021 № 22/01/СК-40, которое приобщено к материалам дела (том дела 2 л.д. 68-152). В ходе проведения экспертизы была выполнена фотосъемка объектов, расположенных на земельном участке (том дела 2 л.д.89-100). Экспертом схематически отображены границы объектов, расположенных на земельном участке, границы магистрального трубопровода, измерены и отражены на схемах расстояния от объектов до магистрального трубопровода, а также определены характеристики объектов, расположенных на земельном участке.
При обследовании земельного участка экспертом установлено, что на земельном участке расположены следующие объекты (том дела 2 л.д.104):
№1. ограждение (каменное и деревянное без фундамента, высотой 50-70 см) протяженностью 38,84 м.
№2. площадка (бетонная на камнях, без фундамента), круг диаметром 3,9 м, площадью 12,25 кв.м.,
№3. сооружение с мостиком - навес, беседка, круг диметром 4 м., площадью 12,56 кв.м.,
№4. объект незавершенного строительства процент застройки 15 %, круг диаметром 11 м, площадью 95 кв.м.,
№5. сооружение - беседка - круг диаметром 4 м. площадью 12,56 кв.м.,
№6. нежилое здание -летняя кухня 3,20м.*4,70 м. площадью 15,04 кв.м.,
№7 сооружение - уличный душ 1,70м. * 2,20 м. площадью 3,74 кв.м.
Часть указанных объектов соответствует, заявленным истцом, так,
- объект обозначенный экспертом под №3 соответствует строение (2) круглое диаметром 4,5м на расстоянии 20,8м от оси газопровода,
- объекту №4 эксперта, соответствует строение (1) круглое диаметром 11,3м расположенное на расстоянии 25,1м от оси газопровода,
- объекту №5 эксперта соответствует строение (3) диаметром 5м на расстоянии 36,1м. от оси газопровода
- объекту № 6 эксперта соответствует строение (4) площадью 4,7x4м на расстоянии 39,8м. от оси газопровода.
При этом строение (5) площадью 4,1x2,9 на расстоянии 35м, от оси газопровода, указанное в исковом заявлении на земельном участке ответчика не расположен. В судебном заседании стороны подтвердили, что указанный объект является общественным туалетом, и расположен за пределами земельного участка ответчика.
Согласно выводам экспертов, ограждение№1, бетонная площадка№2 с навесом-беседкой №3 и уличный душ (объект №7) являются вспомогательными сооружениями и не являются капитальными строениями и к объектам недвижимости не относятся. К объектам капитального строительства относятся: объект незавершенного строительства (№4) беседка (№5) и нежилое здание (№6).
При ответе на третий вопрос, эксперт пришел к выводу, что охранная зона газопровода-отвода к г. Тырныуаз диаметром 530 мм должна составлять 25 м. от оси газопровода в обе стороны, а минимальное расстояние от газопровода, необходимое для безопасности при эксплуатации до зданий и сооружений должно составлять 150 м. от оси в обе стороны.
Экспертом также установлено, что в границах охранной зоны входит часть земельного участка площадью 502 кв.м. и расположенные на нем бетонная площадка №2 площадью застройки 12,25 кв.м., беседка №3 и часть ограждения, остальные объекты расположены в зоне минимальных расстояний, необходимых для эксплуатации газопровода.
После получения результатов экспертизы ответчик самостоятельно демонтировал объекты, расположенные в охранной зоне, а именно обозначенный экспертом под №3 соответствующий строению (2) истца, а также объект №2. площадка (бетонная на камнях, без фундамента, в отношении которого истцом требования не были заявлены), что подтверждается актом обследования земельного участка от 14.04.2022 (том дела 3 л.д. 57-65). В отношении остальных объектов ответчик, указав, что зоны минимальных расстояний не внесены в единый государственный реестр недвижимости, сведениями об указанной зоне ответчик не был уведомлен, в связи чем просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, а также с учетом доводов сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственнику предоставлена возможность устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения (статья 304). Названным правом обладают также лица, хотя и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом по основанию, предусмотренному договором (статья 305). Такой иск подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В обоснование предъявленного негаторного требования истец ссылается на расположение спорных объектов (зданий и сооружений) ответчика в охранной зоне газопровода, а также в зонах минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, эксплуатируемых истцом.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) был дополнен главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территорий" (статьи 104 - 107 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 6 статьи 105 Земельного кодекса к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пункт 25 - зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.
Согласно пункту 24 статьи 106 Земельного кодекса зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Земельного кодекса со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи.
Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий (абзац 2 статьи 1). К таким объектам отнесены газопроводы и другие объекты, на которых транспортируется газ (пункт 1 статьи 2, приложение 1).
Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) установлено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных с ними процессов проектирования, строительства обеспечивается посредством соблюдения требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни национальных стандартов, сводов правил или документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего закона (часть 2 статьи 5). Строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу данного закона, признаются сводами правил (части 2, 3 статьи 42).
Статья 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) определяет охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе, положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
В свою очередь, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов нормативными актами Правительства Российской Федерации до настоящего времени не утверждено. Понятие "зона минимальных расстояний" регламентировано СП 136.13330.2012 "Свод правил. Магистральные трубопроводы", согласно положениям которого зона минимальных расстояний газопроводов - это расстояние от оси подземных магистральных газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений. Зоны минимальных расстояний составляют от 100 до 350 метров в зависимости от диаметра газопровода, степени ответственности объектов, указанных на знаках закрепления газопроводов, и служат для обеспечения безопасности этих объектов.
Соответственно, охранная зона необходима для исключения возможных случаев повреждения газопроводов газораспределительных станции от воздействия населения. Зона минимальных расстояний необходима для обеспечения безопасности населения, то есть для защиты от воздействия особо опасного объекта на население в случае возникновения аварии.
Утвержденными Министерством топлива и энергетики России 29.04.1992 и Госгортехнадзором России 22.04.1992 Правилами охраны магистральных трубопроводов такие трубопроводы отнесены к объектам повышенного риска, опасность которых определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды (пункт 2.1). Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, в охранных зонах запрещено размещение каких-либо зданий, строений, сооружений, не относящихся к объектам, входящим в состав магистрального газопровода (подпункт "л" пункта 4). Аналогичные положения содержатся и в ст. 28 Федерального закона № 69-ФЗ.
Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 30.03.1985 N 30 утверждены Строительные нормы и правила СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" (далее - СНиП 2.05.06-85*). Правительство Российской Федерации распоряжением от 21.06.2010 N 1047-р включило части СНиП 2.05.06-85* в перечень сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ. Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС утвержден и введен в действие с 01.07.2013 свод правил "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы".
В апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2015 N АПЛ15-320 приведена правовая позиция об отсутствии нормативного правового акта, прекращающего действие предписаний СНиП 2.05.06-85*. Актуализированные своды правил также не отменяют их действие.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Исходя из пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса и части шестой статьи 28 Закона N 69-ФЗ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации -собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Согласно Правилам N 9, которые являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов (пункт 1.3), для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе, вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
В соответствии с пунктом 4.4 данных Правил N 9 установлен запрет на возведение любых построек и сооружений в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта.
Согласно подпунктам "к" и "л" Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, в охранных зонах запрещается огораживать и перегораживать охранные зоны; размещать какие-либо здания, строения, сооружения, не относящиеся к объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, за исключением объектов, указанных в подпунктах "д" - "к" и "м" пункта 6 настоящих Правил.
В соответствии с частью четвертой статьи 32 Закона о газоснабжении здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Как установлено судом, охранная зона газопровода, эксплуатируемого истцом, установлена применительно к подпункту "а" пункта 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 - вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от оси магистрального газопровода с каждой стороны.
В соответствии с графическим материалом, подготовленными экспертами по поручению суда в ходе судебной экспертизы, часть спорных объектов были расположены в границах 25-метровой охранной зоны. Таким образом, требование истца в части сноса объекта расположенного в охранной зоне являются обоснованными.
Вместе с тем, на дату рассмотрения настоящего дела по существу ответчик демонтировал как расположенные в охранной зоне заявленный истцом объект - строение (2) беседка, обозначенный экспертом под номером 3, так и бетонную площадку, в отношении которой истцом требования не были заявлены. Требований о сносе ограждения истцом заявлено не было, и ответчиком не рассмотрено.
Принимая во внимание, что ответчик, до вынесения решения по настоящему делу добровольно удовлетворил требование истца о сносе объектов, расположенных в охранной зоне, суд отказывает в удовлетворении требований в указанной части.
Отклоняя доводы истца, что спорные объекты, расположенные в зоне минимальных расстояний, подлежат сносу, как расположенные в границах зоны с особыми условиями использования территории, суд исходил из следующего.
Графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории и перечень координат их характерных точек являются обязательным приложением к решению об установлении этой зоны (пункт 10 статьи 106 Земельного кодекса). Сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории должны быть доведены до органа местного самоуправления, применительно к территории которого такая зона установлена (пункт 20 статьи 106 Земельного кодекса). Правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости, а границы этой зоны должны быть обозначены на местности специальными знаками (пункт 21 статьи 106 Земельного кодекса).
На собственников магистральных газопроводов возложена обязанность до 01.06.2019 обеспечить подготовку графического описания местоположения границ минимальных расстояний, ближе которых не допускается размещать объекты капитального строительства, перечня координат характерных точек этих границ, и направить их в уполномоченный орган исполнительной власти для внесения не позднее 01.09.2019 в Единый государственный реестр недвижимости (часть 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ). Решения об установлении зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов должны быть приняты не позднее 01.01.2022 (часть 20 статьи 26 Закона N 342-ФЗ). До внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до магистральных газопроводов, в отношении которых не установлены зоны минимальных расстояний, правомерно возведенные в таких границах здания, сооружения сносу не подлежат (часть 38 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
С 04.08.2018 необходимо устанавливать осведомленность собственника такого здания, сооружения о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Если он не знал и не мог знать о действии таких ограничений, здание, сооружение может быть снесено только с возмещением убытков его собственнику, но не как самовольная постройка (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2020 N 88-КГ20-4).
В соответствии с частью 38 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ до даты внесения в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона), здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) сносу и (или) приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний не подлежат.
Как установлено судом, сведения о территории магистрального трубопровода на территории Эльбрусского района КБР нанесены на карту муниципального района что подтверждается письмами территориального отдела Управления Росреестра по КБР (том дела 1 л.д. 133-136). В материалы дела представлены доказательства внесения сведения об охранной зоне с описанием характеристик в отношении магистрального газопровода-отвода по Ставропольскому краю, Кировский район (том дела 1 л.д. 108-123, 124). Письмом от 28.02.2020 №11-11/776 Филиал Кадастровой палаты Управления Росреестра по КБР уведомил, что охранной зоне магистрального газопровода-отвода в ЕГРН присвоен реестровый номер 07:00-6.221 (том дела 1 л.д. 107). Однако сведения о минимальных расстояниях с соответствующим описанием местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории и перечень координат их характерных точек в материалы дела не представлены.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка ответчика отсутствуют сведения о наличии ограничений, связанных с установлением зоны минимальных расстояний до магистрального газопровода, а также сведений о зоне с особыми условиями использования территории (том дела 1 л.д. 36-38).
При этом в единый государственный реестр недвижимости не внесены сведения о границах минимальных расстояний до магистрального газопровода или об установленной в отношении него зоны минимальных расстояний. В отношении принадлежащего ответчику на праве аренды земельного участка не действовали ограничения, связанные с зоной минимальных расстояний до эксплуатируемого истцом магистрального газопровода. Границы этой зоны на местности специальными знаками также не обозначены. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик до начала строительства знал или должен был знать о действии в отношении принадлежащего ему земельного участка ограничений, связанных с установлением зоны минимальных расстояний до магистрального газопровода. В отсутствие таких доказательств нежилые здания сносу не подлежат.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в отношении магистрального газопровода, которым владеет истец, не установлены: зоны с особыми условиями использования территорий, а также зоны минимально допустимых расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса, суд приходит у выводу о том, что принадлежащие ответчику объекты недвижимости, а также иные объекты (вспомогательные сооружения и ограждение), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:11:1100000:3435, не подлежат сносу в соответствии с требованиями части 38 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
Аналогичная позиция сформулирована в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2020 N Ф08-1691/2020 по делу N А32-45208/2016, а также в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 по делу №А63-17281/2019, поддержанном постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.11.2021.
Принимая решение по настоящему делу, судом также учтено следующее. В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
С учетом названных конституционных принципов, приведенного нормативно-правового запрета на снос зданий, сооружений, установленных по делу обстоятельств нахождения имущества ответчика за пределами зоны охраны газопроводов, эксплуатируемых истцом, и отсутствия в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний до соответствующих газопроводов суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению. При этом удовлетворение иска, приведет как к нарушению прямого законодательного запрета, так и к нарушению основополагающих принципов стабильности гражданского оборота и неприкосновенности частной собственности.
При обращении в суд истец уплатил государственную пошлину в размере 12 000 рублей по платежным поручениям от 15.11.2019 № 32755 и №32753.
При первоначальном обращении истец просил обязать ответчика (Администрацию Эльбрусского муниципального района КБР) прекратить любую деятельность в охранной зоне магистрального трубопровода и в порядке устранения нарушения снести объекты, расположенные в границах указанных зон. В последующем истец уточнил заявленные требования и просил обязать ФИО1 снести пять спорных объекта. С учетом характера заявленных требований, суд пришел к выводу, что заявленным требованиям, с учетом уточнений от 03.02.2021, соответствует государственная пошлина в размере 30 000 рублей (6000 рублей за каждый из 5-ти объектов).
Кроме того, для разрешения настоящего спора по существу по инициативе суда была проведена судебная комплексная землеустроительная экспертиза. Стоимость экспертизы составила 70 000 рублей (счет на оплату от 01.04.2022 том дела 3 л.д. 66).
В ходе рассмотрения настоящего дела, ответчик добровольно демонтировал один из спорных объектов, расположенных в охранной зоне, в отношении остальных объектов суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований. Таким образом, требования истца суд признал обоснованными на 1/5 (один объект подлежал сносу из заявленных 5-ти), с учетом расположения одного из спорных объектов в охранной зоне и необходимостью его сноса.
Судебные расходы по настоящему делу по правилам статьи 110 АПК РФ и разъяснений, изложенных в п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" подлежат распределению между сторонами пропорционально требованиям, признанным судом обоснованными.
С учетом изложенного, на ответчика относятся судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей и по оплате судебной экспертизы в размере 14 000 рублей (исходя из расчета 70 000 рублей /5), а на истца - 24 000 рублей государственной пошлины (из расчета 6000 рублей *4 объекта) и 56 000 рублей расходов на оплату стоимости судебной экспертизы (исходя из расчета 70 000 рублей /5 * 4)
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 70, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Судья Ю.Ж. Шокумов .