ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-3147/2011 от 19.04.2012 АС Кабардино-Балкарской Республики

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нальчик Дело №А20-3147/2011

«26» апреля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена «19» апреля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен «26» апреля 2012 года.

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Э.Х. Браевой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кертбиевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению местной администрации Чегемского муниципального района, г.Чегем

к межрайонной инспекции ФНС России № 6 по КБР, г. Нарткала

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ГУ – ОПФ РФ по КБР,

о признании незаконными действий налогового органа,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - Чемазокова Б.М. по доверенности №1204 от 22.09.2011, от налогового органа - Шортаева В.Х. по доверенности от 10.01.012 № 4,

У С Т А Н О В И Л:

Местная администрация Чегемского муниципального района обратилась в Арбитражный суд КБР к межрайонной инспекции ФНС России №6 по КБР с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившиеся в выдаче справки №53232 от 01.06.2011 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена в сумме 494 679 рублей 30 копеек, а также обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии указанной задолженности.

ГУ – ОПФ РФ по КБР, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направило.

Представитель учреждения в заседании заявил об уточнении своих требований и просит признать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №6 по Кабардино-Балкарской Республике утратившей возможность взыскания следующей недоимки в справке № 53232, а именно: пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 39 009 рублей, штраф по налогу на доходы физических лиц в сумме 26 945 рублей, недоимка по взносам в Пенсионный фонд в сумме 2 232 рубля, по ним пени в сумме 22 323 рубля 58 копеек, недоимка по взносам в Фонд социального страхования в сумме 28 512 рублей, пени по ним в сумме 50 394 рубля 34 копейки, недоимка по взносам в Федеральный Фонд медицинского страхования в сумме 1 495 рублей 13 копеек, пени по ним в сумме 3 415 рублей 37 копеек, пени по взносам в территориальный Фонд медицинского страхования в сумме 47 рублей 30 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет РФ, в сумме 5 583 рубля 04 копейки, пени по единому социальному налогу, зачисляемому вФонд социального страхования, в сумме 26 467 рублей 78 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1 860 рублей 30 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 13 311 рублей 40 копеек, штраф в размере 150 рублей; а также обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи справки, с указанием на невозможность взыскания указанной недоимки.

Суд в порядке статьи 49 АПК РФ принимает уточнение заявителем своих требований.

Представитель инспекции в судебном заседании в судебном заседании пояснил, что недоимка по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 2 232 рублей и пеня по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 22 323 рублей 58 копеек образовалась до 2001 года; остальные суммы задолженности, указанные в заявлении об уточнении исковых требований №407 от 17.04.2012, образовались до 2005 года; доказательств принятия мер налогового администрирования по оспариваемым налогам инспекция представить не может.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Налоговый орган на основании заявления учреждения выдал справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 01.06.2011.

Из указанной суммы заявителем оспаривается правомерность отражения в справке задолженности: пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 39 009 рублей, штраф по налогу на доходы физических лиц в сумме 26 945 рублей, недоимка по взносам в Пенсионный фонд в сумме 2 232 рубля, по ним пени в сумме 22 323 рубля 58 копеек, недоимка по взносам в Фонд социального страхования в сумме 28 512 рублей, пени по ним в сумме 50 394 рубля 34 копейки, недоимка по взносам в Федеральный Фонд медицинского страхования в сумме 1 495 рублей 13 копеек, пени по ним в сумме 3 415 рублей 37 копеек, пени по взносам в территориальный Фонд медицинского страхования в сумме 47 рублей 30 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет РФ, в сумме 5 583 рубля 04 копейки, пени по единому социальному налогу, зачисляемому вФонд социального страхования, в сумме 26 467 рублей 78 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1 860 рублей 30 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 13 311 рублей 40 копеек, штраф в размере 150 рублей.

Оспаривая указанные суммы, заявитель ссылается на то, что в справке отражены суммы, которые возникли до 01.01.2008, истекли все сроки для принудительного их взыскания, в связи с чем справка о состоянии расчетов на 01.06.2011 нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку наличие в учете задолженности, возможность взыскания которой инспекцией утрачена, влияет на начисление пеней, на формирование финансирования на следующий год, а также право налогоплательщика на достоверную информацию.

Судом было предложено налоговому органу представить пояснения по периоду образования недоимки, а также документы, подтверждающие взыскание недоимки в бесспорном либо судебном порядке, администрирование недоимки, в том числе недоимки для пени.

В заседании установлено, что представить соответствующие декларации налоговый орган не может; из отзыва налогового органа видно, что оспариваемые налоги образовались за 2005-2008 годы; в заседании представитель инспекции пояснил, что представить доказательства принятия мер администрирования в отношении задолженности по оспариваемым налогам не может.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (НК) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

При этом согласно пунктам 1, 2, 4 и 5 статьи 69 НК требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что направленное налогоплательщику требование должно содержать размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, ставки пеней.

Таким образом, направление требования является первой стадией процедуры принудительного взыскания недоимки.

На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

В нарушение указанных норм налоговым органом не представлено обоснование наличия и размера оспариваемых налогов, доказательства принятия налоговым органом мер их администрирования недоимки, в связи с чем суд пришел к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания оспариваемых налогов.

Согласно пункту 1 статьи 72 Кодекса пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.

В заседании установлено, что пени начислены на задолженность 2001, 2005-2008 годов; доказательств администрирования указанной задолженности для пени инспекцией не представлено; инспекцией не представлены также и расчеты оспариваемых пени.

Учитывая, что суд пришел к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания оспариваемой задолженности, начисление пени на задолженность, образовавшуюся до 2008 года, является неправомерным.

Таким образом, налоговым органом не представлено доказательств обоснованности наличия и размера оспариваемых налогов и пени, не доказано наличие возможности взыскания указанных налогов и пени, в связи с чем суд пришел к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания следующей недоимки: пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 39 009 рублей, штраф по налогу на доходы физических лиц в сумме 26 945 рублей, недоимка по взносам в Пенсионный фонд в сумме 2 232 рубля, по ним пени в сумме 22 323 рубля 58 копеек, недоимка по взносам в Фонд социального страхования в сумме 28 512 рублей, пени по ним в сумме 50 394 рубля 34 копейки, недоимка по взносам в Федеральный Фонд медицинского страхования в сумме 1 495 рублей 13 копеек, пени по ним в сумме 3 415 рублей 37 копеек, пени по взносам в территориальный Фонд медицинского страхования в сумме 47 рублей 30 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет РФ, в сумме 5 583 рубля 04 копейки, пени по единому социальному налогу, зачисляемому вФонд социального страхования, в сумме 26 467 рублей 78 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1 860 рублей 30 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 13 311 рублей 40 копеек, штраф в размере 150 рублей.

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, вступившего в силу с 02.09.2010, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

По данному делу спор касается вопроса обоснованности включения инспекцией в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам числящейся за заявителем задолженности по налогам, пени, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена как во внесудебном, так и в судебном порядке.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 НК налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

В справке от 01.06.2011, выданной заявителю, содержатся сведения о задолженности без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, влияет на формирование сметы доходов и расходов на следующий финансовый год. Кроме того, на задолженность, имеющуюся в учете в налоговом органе, ежедневно начисляются пени.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания, в связи с чем суд находит обоснованным заявление администрации в части обязания налогового органа о выдаче справки, содержащей сведения об утрате инспекцией возможности ее взыскания, что является одновременно способом восстановления нарушенного права.

Данные выводы соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N4381/09.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Принять уточнение заявителем своих требований.

Удовлетворить заявление местной администрации Чегемского муниципального района.

Признать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №6 по Кабардино-Балкарской Республике утратившей возможность взыскания следующей недоимки в справке № 53232, а именно: пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 39 009 рублей, штраф по налогу на доходы физических лиц в сумме 26 945 рублей, недоимка по взносам в Пенсионный фонд в сумме 2 232 рубля, по ним пени в сумме 22 323 рубля 58 копеек, недоимка по взносам в Фонд социального страхования в сумме 28 512 рублей, пени по ним в сумме 50 394 рубля 34 копейки, недоимка по взносам в Федеральный Фонд медицинского страхования в сумме 1 495 рублей 13 копеек, пени по ним в сумме 3 415 рублей 37 копеек, пени по взносам в территориальный Фонд медицинского страхования в сумме 47 рублей 30 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет РФ, в сумме 5 583 рубля 04 копейки, пени по единому социальному налогу, зачисляемому вФонд социального страхования, в сумме 26 467 рублей 78 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1 860 рублей 30 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 13 311 рублей 40 копеек, штраф в размере 150 рублей.

Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №6 по Кабардино-Балкарской Республике устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи справки, с указанием на невозможность взыскания указанной недоимки.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд КБР.

Судья Э.Х.Браева