ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-3496/19 от 06.11.2019 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-3496/2019

13 ноября 2019 года

                                                           Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2019

                                                           Решение в полном объеме изготовлено 13 ноября  2019

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи  С.М. Пономарева                           

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Каровой, 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Корпорация развития КБР»,  г.Нальчик,

к Отделению Национального банка по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, г.Нальчик

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей:

от  заявителя: ФИО1 по доверенности от 26.08.2019 №544,

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 28.08.2018,

У С Т А Н О В И Л:

акционерное общество «Корпорация развития КБР» (далее Заявитель, АО                    «КР КБР»)обратилось в  Арбитражный суд КБР с заявлением в котором просит изменить постановление заместителя управляющего Отделением Национальным банком по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО3 от 11.06.2019г. №19-11413/3110-1 о привлечении АО «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.17. в части вида административного наказания, ограничившись устным замечанием.

Представитель заявителя в судебном заседании уточнил заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит: признать постановление заместителя управляющего Отделением Национальным банком по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО3 от 11.06.2019г. № 19-11413/3110-1 о привлечении АО «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.17. КоАП РФ, незаконным; освободить АО «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты к рассмотрению уточненные требования общества.

Представитель заявителя пояснила, что признает событие административного правонарушения, однако считает малозначительным по следующим обстоятельствам:

 - совершенное заявителем административное правонарушение не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

- правонарушение совершено неумышленно, на момент вынесения обжалуемого Постановления Заявитель ранее не привлекался к ответственности за аналогичные нарушения, у заявителя отсутствовал злой умысел на совершение административного правонарушения.

           -заявитель не осуществляет предоставление коммерческих услуг (за исключением таких, как составление бизнес-планов, финансовых моделей) и выполнение работ, осуществляет первоочередные задачи, которые Кабардино-Балкарская Республика ставит перед ним, деятельность Заявителя на сегодняшний день является убыточной, отсутствуют денежные средства на его расчетных и лицевых счетах.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям изложенным в отзыве.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности, заслушав представителей сторон, проанализировав доводы заявления и приложенных к нему документов, арбитражный суд  установил следующие обстоятельства.

Согласно статье 76.2 Федерального закона от 27.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», пункта 10 статьи 42 Закона №39-Ф3 Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Южным главным управлением Центрального банка Российской Федерации (далее - Южное ГУ Банка России) в ходе осуществления контрольных и надзорных полномочий установлено следующее.

Как следует из материалов дела, Южным главным управлением Центрального банка Российской Федерации в ходе осуществления контрольных и надзорных полномочий АО «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» выявлены нарушения условий пункта 8.2 решения зарегистрированного 28.06.2018 о дополнительном выпуске ценных бумаг (акций обыкновенных именных бездокументарных) в количестве 12 219 091 штук, утвержденного распоряжением единственного акционера АО «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» от 04.05.2018 №273, размещение акций дополнительного выпуска могло быть начато на следующий день после получения уведомления о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.

Уведомление Южного ГУ Банка России о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг от 28.06.2018 № ТЗ-11-1-8/21206 направлено в адрес АО «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» 29.06.2018 заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно почтовому уведомлению ФГУП «Почта России» с номером почтового отправления 35093119216000, указанное уведомление было получено АО «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» 10.07.2018.

С учетом изложенного, фактическое размещение ценных бумаг могло иметь место, начиная с 11.07.2018 года.

В результате выявленного правонарушения 27.05.2019 главным юрисконсультом юридического отдела Отделения-НБ Кабардино-Балкарская Республика ФИО4 в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении            №ТУ-83-ЮЛ-19-11413/1020-1 по статье 15.17 КоАП РФ.

Постановлением заместителя управляющего Отделением Национальным банком по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО3 от 11.06.2019г. № 19-11413/3110-1акционерное общество «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 250 000 рублей.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона N 39-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.

Пунктом 7.4 Положения N 428-П установлено, что размещение ценных бумаг должно осуществляться в течение срока, указанного (определенного в соответствии с порядком, установленным) в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.

Из представленных в материалы дела документов, отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, утвержденного решением и.о. генерального директора, принятым 22.02.2019 протокола (приказ) от 22.02.2019 №12, справки об оплате ценных бумаг от 22.02.2019 №87, размещенных путем подписки следует, что договор, направленный на отчуждение ценных бумаг, заключен АО «КР КБР» с субъектом РФ Кабардино-Балкарской Республикой в лице Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики 29.06.2018, оплата стоимости ценных бумаг в размере                               537 640 000 рублей произведена 29.06.2018 (распоряжение на зачисление в доход №080249 от 29.06.2018).

Согласно пункту 1.4. договора от 28.06.2018 года об участии Кабардино-Балкарской Республики в уставном капитале акционерного общества «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» (о предоставлении бюджетных инвестиций), заключенного между Министерством земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики и АО «КР КБР», срок размещения ценных бумаг: дата начала размещения следующий день после получения уведомления о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, дата окончания размещения: не позднее одного года с даты государственной регистрации дополнительного выпуска акций.

В соответствии с абзацем 3 раздела 2 договора купли-продажи ценных бумаг от 29.06.2018 №1, заключенного между Министерством земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики и АО «КР КБР», покупатель оплачивает приобретаемые акции в течение 5 (пяти) банковских дней, следующих за днем подписания настоящего договора.

Согласно распоряжению на зачисление в доход № 080249 от 29.06.2018 оплата в сумме     537 640 000 рублей произведена 29.06.2018.

Таким образом, согласно материалам дела фактическое размещение акций дополнительного выпуска и оплата этих акции начались до даты начала размещения, установленной зарегистрированным решением о дополнительном выпуске ценных бумаг.

Южным ГУ Банка России в адрес АО «КР КБР» направлено письмо от 15.03.2019   №ТЗ-11-1-8/9507 о предоставлении пояснений, относительно нарушения срока размещения ценных бумаг.

В ответ на запрос Южного ГУ Банка России пояснениях (вх.№37320 от 09.04.2019) АО «КР КБР» подтвердило, что оплата ценных бумаг произведена 29.06.2018 после публикации информации о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг на официальном сайте Банка России в сети Интернет, т.е. до получения письменного уведомления Банка России о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг от 28.06.2018 №ТЗ-11-1-8/21206.

Решение Банка России от 28.06.2019 о государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций АО «КР КБР», размещаемых путем закрытой подписки опубликовано на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.cbr.ru) 28.06.2019.

Из объяснений законного представителя Общества следует, что решение о выпуске ценных бумаг принималось единственным акционером АО «КР КБР» - Министерством имущественных и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики с целью реализации инвестиционных проектов по государственной программе Российской Федерации «Развитие СКФО». В дальнейшем был заключен договор от 28.06.2018 об участии Кабардино-Балкарской Республики в УК АО «КР КБР» Министерства имущественных и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики. 28.06.2018 на сайте  Банка  России  была  опубликована  информация   о  государственной   регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, после чего Министерством имущественных и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики была произведена оплата по договору от 28.06.2018. АО «КР КБР» не имело возможности повлиять на дату перечисления и не обладало заранее информацией о дате перечисления средств по договору от 28.06.2018. Данные обстоятельства привели к нарушению сроков размещения акций дополнительного выпуска, указанных в решении Министерства имущественных и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики.

Таким образом, вследствие отсутствия необходимой осмотрительности при осуществлении АО КР «КБР» профессиональной деятельности, фактическое размещение акций дополнительного выпуска началось до даты начала размещения, установленной зарегистрированным решением о дополнительном выпуске ценных бумаг, утвержденным распоряжением единственного акционера АО «КР КБР» от 04.05.2018 №273.

Действия АО «КР КБР» квалифицируется как нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг и указывают на наличие в действиях (бездействии) АО «КР КБР» события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 15.17. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

На основании ходатайства Заявителя от 11.06.2019г., № 362 «О снижении административного штрафа», с применением ч. 3.2, 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ Заявителю было назначено наказание в размере 250 000 руб.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

              В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, Отделением Национального банка по КБР  ЮГУ Центрального банка Российской Федерации доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях (бездействии) АО «КР КБР»  состава вменяемого административного правонарушения.

          Процедура привлечения АО «КР КБР» к административной ответственности соблюдена, существенные нарушения этой процедуры не установлены.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.04.2005 N122-0 разъяснил, что законодатель предусмотрел возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность (статьи 4.1 и 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Указав, что суды общей и арбитражной юрисдикции вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств. Кроме того, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.

       Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд, оценив в соответствии с требованиями, содержащимися в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, конкретные обстоятельства дела, в частности, совершение правонарушения впервые, что совершенное заявителем административное правонарушение не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, заявитель не осуществляет предоставление коммерческих услуг (за исключением таких, как составление бизнес-планов, финансовых моделей) и выполнение работ, осуществляет первоочередные задачи, которые Кабардино-Балкарская Республика ставит перед ним, принимает во внимание конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, приходит к выводу о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным.

Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. В данном случае, суд считает, что назначенная оспариваемым постановлением санкция несоразмерна тяжести правонарушения и не может считаться адекватной характеру совершенного правонарушения.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

На основании изложенного, исходя из целей и общих правил назначения наказания, оценив обстоятельства и характер совершенного нарушения, в том числе степень вины правонарушителя, отсутствие негативных последствий, ущерба третьим лицам и государству, суд пришел к выводу, о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и квалификации совершенного правонарушения АО «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» как малозначительного. 

При указанных обстоятельствах требование АО «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» является обоснованным и подлежит удовлетворению. 

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 49, 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

1.Принять к рассмотрению уточненные требования акционерного общества «Корпорация развития КБР»,  г.Нальчик.

2.Признать незаконным и отменить постановление заместителя управляющего Отделением Национальным банком по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО3 от 11.06.2019г. №19-11413/3110-1 о привлечении АО «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

3.Освободить АО «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» от административной ответственности предусмотренной статьей 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью правонарушения и ограничиться устным замечанием.

4.Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд КБР.

Судья                                                                               С.М. Пономарев