ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-3590/2021 от 22.06.2022 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-3590/2021

30 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена « 22 »  июня   2022  г. Полный текст решения изготовлен  «30 » июня 2022  г.

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Л.К. Дабаговой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Р. Соблировой, помощником судьи Д.В. Абреговой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа с. Янтарного» Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, с. Янтарное

к  межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Кабардино-Балкарской Республике, г. Прохладный

о  признании невозможной к возврату излишне уплаченных сумм налогов,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с. Янтарного» Прохладнеского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Кабардино-Балкарской Республике о признании невозможной к возврату излишне уплаченной суммы по пеням в размере 12 243,41 рублей в связи с истечением сроков возврата, предусмотренных статьей 78 НК РФ.

От  представителя   заинтересованного лица поступил отзыв, в котором просит отказать  в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на  их необоснованность.

Также инспекция просила  произвести процессуальную замену: признать Управление ФНС по КБР процессуальным правопреемником  Межрайонной ИФНС России №4 по КБР в рамках настоящего дела.

Судом установлено, что на основании Приказа ФНС России от 05.07.2021 №ЕД-7-4/629 с 25.10.2021 МР ИФНС РФ № 4 по КБР реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Суд считает заявленное налоговым органом ходатайство обоснованным и подлежащим удовлетворению.

            Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            07.03.2021 налоговым органом были выданы: справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2018 № 3060, на 01.03.2019 № 3047, на 01.03.2020 №3035, на 01.03.2021 №2965.

Указанные справки содержат сведения о наличие у заявителя излишне уплаченных сумм в размере  12 243 руб. 41  коп. по следующим взносам:

- по   КБК    18210202020060000160   страховые взносы на обязательное пенсионное   страхование   в   РФ,   зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной   пенсии      (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в сумме 415 руб. 71 коп.;

-по    КБК18210202101080011160    страх медицинское страхование работающего Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017г) в сумме 8491 руб.62 коп.;

-по КБК 18210202010060000160 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017г) в сумме 1401 руб. 18 коп.

-по КБК 18210202010060000160 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017г)-пеня- в сумме 549 руб.42 коп.

-по КБК 18210909030080000110 ЕСН, зачисляемый ФОМС- пеня - в сумме 322 руб. 16 коп

-          по КБК 18210202010060000160 страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой
пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему
платежу за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017г) - штрафы- в
сумме 435 руб. 89 коп.

-по КБК 18210606033100000110 земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений- пеня- в сумме 627 руб. 43 коп.

В связи с указанной переплатой, учреждение обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов и страховых взносов.

По результатам рассмотрения заявлений налоговый орган вынес решения об отказе в  возврате переплаты от 24.06.2021 №№494-497, 499-500 и от 28.07.2021 №558.

Поскольку спорная задолженность образовалась до 01.03.2017 и истек срок возврата, полагая, что указанные выше суммы являются безнадежными к взысканию, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

   В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) установлено, что налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

На основании пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с частью 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что налогоплательщик вправе распорядиться имеющейся у него переплатой как путем обращения в налоговый орган с заявлением о зачете переплаты в счет имеющейся недоимки, в счет предстоящих платежей и с заявлением о возврате переплаты в течение трех лет со дня уплаты спорных сумм, так и путем обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм в течение трех лет со дня нарушения своих прав.

Исходя из универсальности воли законодателя и единообразного подхода как к невозможности взыскания задолженности, по которой срок давности ее взыскания истек, и соответственно признания данной задолженности безнадежной ко взысканию и ее списанию в порядке статьи 59 НК РФ, так и к переплате, в отношении которой истек срок и при этом налогоплательщиком исчерпаны все предусмотренные налоговым законодательством меры для ее возврата (зачета), в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов, суд приходит к выводу о том, что по истечении указанного срока возможность воспользоваться данной переплатой у налогоплательщика утрачивается.

Налоговым кодексом Российской Федерации основания и порядок списания переплаты, в том числе в случае пропуска налогоплательщиком срока на ее возврат (зачет), не установлены (письма Минфина Российской Федерации от 15.06.2021 N 03-02-11/46765, от 20.04.2021 N 03-02-11/29986).

Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено признание безнадежной и списание только недоимки и задолженности по пеням и штрафам (статья 59 НК РФ).

Оснований для списания излишней уплаты сумм налогов и страховых взносов законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, в том числе и отмененных, не предусмотрено.

Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет, то есть возможность возврата которых утрачена.

Кроме того, в НК РФ предусмотрен механизм зачета и возврата сумм излишне уплаченного налога, которым заявитель не воспользовался в установленный законом срок.

В рассматриваемом случае, наличие переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинские страхование, ЕСН и по земельному налогу в размере 12 243 руб. 41 коп.  указывает на бездействие самого заявителя.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации имеется переплата, срок на возврат которой истек, указанная переплата не может быть признана  в судебном порядке  невозможной к возврату, поскольку уже признана таковой налоговым органом.  Кроме того, требование о списании переплаты, срок на возврат которой истек, не несет каких-либо негативных последствий для плательщика и не приводит к ущемлению прав и законных интересов.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Заявитель при обращении в суд уплатил государственную пошлину в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 48, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике правопреемником межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по   Кабардино-Балкарской Республике.

Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению  «Средняя общеобразовательная школа с. Янтарного» Прохладнеского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики отказать в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд КБР.

Настоящий судебный акт  выполнен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Судья                                                                               Л.К. Дабагова