ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-3653/2021 от 01.04.2022 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-3653/2021

11 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена «01» апреля 2022г. Полный текст решения изготовлен  «11» апреля 2022г.

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Л.К. Дабаговой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Р. Соблировой,

рассмотрев в  открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сыродел», г. Баксан ИНН <***>

к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы  по ветеринарному и фитосанитарному надзору, г. Нальчик ИНН <***>

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Сыродел» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, г. Нальчик

к главному инспектору отдела государственного контроля и надзора Северо-Кавказского межрегионального управления Россельхознадзора, г. Нальчик (далее - административный орган, Управление), в котором просит:

признать незаконным постановление Главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Северо - Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору №04/165 о назначении административного наказания от 02.08.2021;

отменить постановление Главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору №04/165 о назначении административного наказания от 02.08.2021;

признать незаконным постановление Главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Северо - Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору №04/166 о назначении административного наказания от 02.08.2021;

отменить постановление Главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору №04/167 о назначении административного наказания от 02.08.2021;

признать незаконным постановление Главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Северо- Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору №04/167 о назначении административного наказания от 02.08.2021;

отменить постановление Главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору №04/168 о назначении административного наказания от 02.08.2021;

признать незаконным постановление Главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Северо- Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору №04/168 о назначении административного наказания от 02.08.2021;

отменить постановление Главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору №04/169 о назначении административного наказания от 02.08.2021;

признать незаконным постановление Главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Северо - Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору №04/169 о назначении административного наказания от 02.08.2021;

Исследовав  материалы дела, пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению частично.

В ходе   проведения мониторинга  информации, размещенной  в автоматизированной системе  «Меркурий ГВЭ»  по оформлению   электронных ветеринарных  сопроводительных документов, проводимой отделом  государственного контроля и надзора Северо-Кавказского  межрегионального  управления  Россельхознадзора в отношении   общества с ограниченной ответственностью «Сыродел» молочной продукции, произведенной  05.02.2021, 13.02.2021, 17.02.2021 и 26.02.2021  были установлены  5 фактов   не отражения в сопровождающей документации  на продукцию сведений   о сырье, используемом  для  изготовления продукции, что  является нарушением  требования  Технических регламентов  п.1 статьи 5, пп12 пункта 3 статьи 10, п.1 статьи 13 ТР ТС 021/2011"О безопасности пищевой продукции" утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011) и  п.44 главы 1Х ТР ТС 033/2013"О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденного Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67.

Частью 1 статьи 14.43 Кодекса установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

Объективную сторону указанного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), в части 1 статьи 5 которого определено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

В статье 7 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.

Согласно статье 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться установленные процедуры, в том числе прослеживаемость пищевой продукции (пункт 12 части 3 статьи 10 Таможенного регламента 021/2011).

Согласно п. 44 ТР ТС 033/2013 материалы, контактирующие с молоком и молочной продукцией в процессе производства, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией. Также на всех стадиях процесса производства молока и молочной продукции должна обеспечиваться их прослеживаемость.

Таким образом, не отражая сведения о происхождении сырья, из которого  производилась продукция,  общество не обеспечивало  прослеживаемость  пищевой продукции.

Имея возможность для соблюдения установленных требований к продукции, допускаемой в реализацию, общество не приняло необходимые меры по их соблюдению. Суду не представлены доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению обществом возложенных на него публично-правовых обязанностей.

Государственным инспектором отдела государственного ветеринарного  контроля  и надзора Северо-Кавказского межрегионального управления Россельхознадзора  по результатам мониторинга 19.07.2021 в отсутствие представителя общества составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи  14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях №№ 180, 181, 182, 183 и 184.

02.08.2021 Главным государственным инспектором отдела государственного контроля  и надзора Северо-Кавказского межрегионального управления Россельхознадзора вынесены постановления  №№04/165, 04/166, 04/167, 04/168 и 04/169 о привлечении общества к административной ответственности, назначены  наказания  в виде штрафа  по 100 000 рублей по каждому  из постановлений.

В силу части 1 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 1 статьи 23.14 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6 - 10.8, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, частями 8 и 8.1 статьи 19.5 Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор.

Частью 2 статьи 23.14 Кодекса предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.14 Кодекса, вправе главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, его заместители; главные государственные ветеринарные инспектора Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, их заместители; главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители; главные государственные ветеринарные инспектора городов, районов, их заместители; главные государственные ветеринарные инспектора; главные государственные ветеринарные инспектора федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и других федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Приказом Россельхознадзора РФ от 02.05.2012 N 220 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных управлений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

В территориальных управлениях Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору к таковым относятся: руководитель территориального управления; заместители руководителя территориального управления; начальники отделов территориального управления, осуществляющие функции по надзору и контролю, в пределах своей компетенции; заместители начальников отделов территориального управления, осуществляющие функции по надзору и контролю, в пределах своей компетенции; главные государственные инспектора, старшие государственные инспектора и государственные инспектора отделов территориальных управлений, осуществляющие функции по надзору и контролю, в пределах своей компетенции.

Постановления вынесены Главным государственным инспектором отдела государственного контроля  и надзора Северо-Кавказского межрегионального управления Россельхознадзора  ФИО1

В суд представлен  Должностной регламент государственного  гражданского служащего РФ главного государственного  инспектора отдела государственного  ветеринарного контроля и надзора   Северо-Кавказского межрегионального  Управления Федеральной службы по ветеринарному  и фитосанитарному надзору . Из пункта  1.1 Должностного регламента следует, что  главный государственный инспектор  является по должности  государственным  ветеринарным инспектором.

Подпунктом 1 пункта 38 Должностного регламента   предусмотрено, что  главный государственный инспектор  осуществляет контроль и надзор за соблюдением  юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства РФ в области  ветеринарии при производстве, заготовке, хранении  , перевозки продукции и  сырья животного происхождения. 

 Таким образом, постановления  вынесены главным  государственным   инспектором отдела государственного ветеринарного контроля и надзора   Северо-Кавказского межрегионального  Управления Федеральной службы по ветеринарному  и фитосанитарному надзору в пределах его компетенции.

Указанный вывод соответствует практике Арбитражного суда Северо-Кавказского округа отраженной в постановлении от 10.07.2019 по делу №А32-50815/2018. 

Однако суд пришел к выводу, что, учитывая, что   все обжалуемые в деле постановления вынесены одним органом и в один день, и такое их разъединение свидетельствует о неправильном применении  части 1 статьи 4.4 и статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях.

Нарушения единых  требований,  при осуществлении предпринимательской деятельности, выявленные в рамках одной проверки одним и тем же контролирующим органом в отношении одного и того же лица, образуют состав одного правонарушения.

То обстоятельство, что нарушения были выявлены в отношении различных партий  продукции, не свидетельствует о совершении обществом нескольких самостоятельных правонарушений, поскольку каждое из выявленных нарушений в отношении молочной продукции, произведенной в один день, из одного сырья  квалифицируются как нарушение  требований Технических регламентов  при производстве  молочной продукции образует единый состав правонарушения, что соответствует  позиции, изложенной в Определении Верховного суда КБР  от 01.02.2021 №301-ЭС20-15182.

            С учетом изложенного, суд считает, что подлежит оставлению без изменения  постановление  №04/165 и   подлежат  отмене  постановления от 02.08.2021 № 04/166, 04/167, 04/168, 04/169.

Руководствуясь статьями 170-176,211 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

            Требование общества с ограниченной ответственностью «Сыродел» удовлетворить частично.

            Признать незаконными и отменить  постановления главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 02.08.2021 №04/166, 04/167, 04/168, 04/169.

            В удовлетворении остальной части требования отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов, выполненных в форме электронного документа, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                Л.К. Дабагова