Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Нальчик Дело №А20-3710/2013
03 октября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 03 октября 2013 г.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи С.М. Пономарева
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Каляевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа", г. Баксан
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кабардино-Балкарской Республике, г. Баксан
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности № 2 от 15.08.2013,
от ответчика - ФИО2 по доверенности № 03-18/00240 от 15.08.2013,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд КБР к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - инспекция) с заявлением, в котором просит признать недействительным решение инспекции от 02.08.2013 об отказе в государственной регистрации внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица; признать недействительным решение инспекции от 07.08.2013 об отказе в государственной регистрации внесении в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией; обязать инспекцию зарегистрировать внесение в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «Альфа»; обязать инспекцию зарегистрировать внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности общества в связи с его ликвидацией по решению единственного участника общества и на основании представленного пакета документов; взыскать с инспекции в пользу общества в возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
Представитель общества просит удовлетворить заявленные требования по основаниям указанным в заявлении. Считает, что налоговым органом не доказано наличие у общества задолженности перед бюджетом. Общество не имеет имущества. Представленные в балансах сведения являются достоверными. Просит суд не рассматривать ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, так как оно подано ошибочно. Обществом при подаче заявления, с учетом положений ст.198 АПК РФ не пропущен трех месячный срок.
Представитель инспекции просит отказать обществу в удовлетворении заявления. A также пояснила, что инспекция не имеет сведений о наличии у общества кредиторской задолженности и наличии имущества. По результатам выездной налоговой проверки, состоявшейся на основании решения инспекции от 18.04.2013, акт проверки и решение не выносились, в связи с этим не может представить их в суд. Согласно справки N 1075 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.09.2013 у общества отсутствует недоимка по налогам, а имеется только переплата.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, налогового органа суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что общество обратилось с заявлением об обжаловании решений налогового органа в срок предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников).
25 марта 2013 года, единственным участником общества принято решение о добровольной ликвидации ООО «Альфа» и о назначении ликвидатора общества, о чем в единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Кабардино-Балкарской Республике внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица (свидетельство 07 №001755715 от 03.04.2013 г.) и о назначении ликвидатора общества (07 №001755716 от 03.04.2013 г.).
Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Публикация о ликвидации общества 17.04.2013 года размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 №15 (424). Данное обстоятельство не оспаривается участвующими в деле лицами.
В соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
26.07.2013 года в инспекцию подано уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, что подтверждается соответствующей распиской. В этот же день баланс был утвержден участником общества ФИО3
Кредиторская задолженность в промежуточном ликвидационном балансе отсутствует.
Доказательств того, что кредиторы обращались к обществу с требованиями на дату составления промежуточного ликвидационного баланса налоговым органом не представлено.
02.08.2013 налоговый орган принял решение об отказе в государственной регистрации внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
Согласно п. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
29.07.2013 года составлен ликвидационный баланс и утвержден единственным участником общества.
Данный баланс был представлен в налоговый орган 31.07.2013, что подтверждается соответствующей распиской.
Кредиторская задолженность в ликвидационном балансе отсутствует.
Доказательств того, что кредиторы обращались к обществу с требованиями на дату составления ликвидационного баланса налоговым органом не представлено.
07.08.2013 налоговый орган принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Инспекция отказывая ООО «Альфа» в государственной регистрации внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и государственной регистрации внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, сослалась на отсутствие в промежуточном ликвидационном балансе и в самом ликвидационном балансе кредиторской задолженности и действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица.
Инспекцией не представлены в суд документы о том, что в представленном промежуточном ликвидационном балансе и ликвидационном балансе обществом отражены недостоверные сведения.
Если кредитор, извещенный о ликвидации юридического лица, не предъявил в установленный срок по тому или иному обязательству, то задолженность перед кредитором не включается в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс (Определение ВАС РФ от 18 мая 2011 года №ВАС-6618/11).
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрен специальный порядок удовлетворения требований кредиторов при добровольной ликвидации юридического лица, то в случае, если кредитор в срок, указанный в п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, не заявил ликвидатору или ликвидационной комиссии свои требования, оснований для признания ликвидационного баланса недостоверным не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
В течение двух месяцев относительно названных дат (с учетом положения п. п. 1, 2 ст. 63 ГК РФ) кредиторы с требованиями к обществу не обращались.
При этом, из положения данных норм права следует, что налоговый орган не обладает отличным от иных кредитором статусом.
Соответственно, на предъявление налоговым органом, как кредитором, требований к обществу распространяется двухмесячный срок.
В течение периода с момента публикации сообщения о ликвидации до даты составления промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган к обществу за взысканием недоимок и пени не обращался. Как не обращался налоговый орган к обществу с требованиями о взыскании недоимки и пени на дату составления ликвидационного баланса. Данный факт налоговым органом подтвержден в судебном заседании.
Ссылка налогового органа на существование у общества задолженности перед бюджетом и наличии имущества судом отклоняется.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Во исполнение положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ налоговым органом не представлено налоговых деклараций и лицевых счетов, из которых было бы видно исчисление обществом налога за конкретный налоговый период и его (налога) неуплату. Не представлено налоговым органом и решений о доначислении налогов и соответствующих пени по результатам выездной проверки общества.
Налоговым органом 03.04.2013г. внесена запись в ЕГРЮЛ о назначении ликвидатора общества. Соответственно, налоговый орган должен был принять все возможные и зависящие от него меры по выявлению задолженностей общества перед бюджетом в срок, установленный ст. 63 ГК РФ, по взысканию таких задолженностей, чего не сделал.
Процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов четко определены действующим законодательством Российской Федерации. Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет также должен соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации. Несоблюдение налоговым органом установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия.
В оспариваемых решениях налоговый орган не указал о какой именно задолженности идет речь, какие именно сведения являются недостоверными, в чем именно заключается нарушение требования о достоверности сведений. Из представленной налоговым органом справки N 1075 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.09.2013 у общества отсутствует недоимка по налогам, а имеется только переплата.
Общий характер решения позволяет толковать его налоговым органом на свое усмотрение, что не допустимо в публичном праве.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, определен в ст. 21 ФЗ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно пп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, суд приходит к выводу, что промежуточный и ликвидационный балансы содержат достоверные сведения. Доказательств обратного налоговым органом не представлено. Следовательно, у налогового органа не было оснований к принятию решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Ликвидатором общества были представлены в налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные ст. 21 ФЗ от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с чем, у Ответчика отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности ООО «Альфа» ввиду его ликвидации.
При таких обстоятельствах, оспариваемые обществом решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по КБР, не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы ООО «Альфа». В связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л :
1. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кабардино-Балкарской Республике от 02.08.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов при внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества с ограниченной ответственностью "Альфа", г. Баксан; признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кабардино-Балкарской Республике от 07.08.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Альфа", г. Баксан в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченными на то учредительными документами; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Кабардино-Балкарской Республике осуществить необходимые регистрационные действия связанные с государственной регистрацией внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «Альфа»; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Кабардино-Балкарской Республике осуществить необходимые регистрационные действия связанные с государственной регистрацией сведений о прекращении деятельности юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Альфа", г. Баксан в связи с его ликвидацией по решению единственного участника общества.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кабардино-Балкарской Республике, г. Баксан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Альфа", г. Баксан судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
3. Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня его принятия в
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-
Балкарской Республики.
Судья С.М. Пономарев