ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-3901/15 от 16.12.2015 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-3901/2015

16 декабря 2015 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи  Ф.М. Тишкова                           

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску Кабардино-Балкарского публичного акционерного общества энергетики и электрификации» (ОГРН  <***>, ИНН  <***>), г. Нальчик

к  Отделу министерства внутренних дел Российской Федерации по Майскому району Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН  <***>, ИНН  <***>), г. Майский

о взыскании 55 406руб. 18руб.

У С Т А Н О В И Л:

            Кабардино-Балкарское публичное акционерное общество энергетики и электрификации» (далее ПАО "Каббалкэнерго - истец) обратилось в арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к Отделу министерства внутренних дел Российской Федерации по Майскому району Кабардино-Балкарской Республики (далее ответчик) о взыскании  задолженности  за потребленную электроэнергию за сентябрь 2015 в размере 55 406руб. 18коп.

  Исковые требования аргументированы неисполнением ответчиком обязательств в части оплаты стоимости потребленной электроэнергии в установленный договором срок и мотивированы нормами статей  307, 310, 314, 539, 544 ГК РФ.

Определением арбитражного суда от 02.11.2015 исковое заявление принято к производству с указанием о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В определении ответчику предложено представить отзыв на исковое заявление в срок до 23.11.2015 и указано, что стороны вправе представить в арбитражный суд и направить друг другу документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в срок до 14.12.2015.

В пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» указано, что решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается на основании доказательств, представленных в течение установленных арбитражным судом сроков, а в случае обоснования невозможности их представления в такие сроки по причинам, не зависящим от стороны – и за пределами этих сроков; при этом протоколирование с использованием средств аудиозаписи не ведется, протокол в письменной форме не составляется, не применяются правила об отложении судебного разбирательства.

Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается арбитражным судом после истечения сроков, установленных арбитражным судом для представления в суд доказательств и иных документов (часть 5 статьи 228 АПК РФ).

От ответчика 17.11.2015  поступил отзыв на исковое заявление,  в котором считает заявленные требования необоснованными и некорректными по следующим основаниям.

На 2015 год Отделом МВД России по Майскому району в ЦФО МВД по Кабардино-Балкарской Республике, были заявлены денежные средства в сумме 795200 рублей для произведения оплаты за потребляемую электроэнергию, но на вышеуказанные нужды были выделены денежные средства в сумме 302997,45 рублей. Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного Кодекса РФ, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства, в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. 21.02.2015 года Отделом МВД России по Майскому району КБР действительно был заключен Государственный контракт с ОАО «Каббалкэнерго» № М-133г, на поставку электроэнергии Отделу МВД России по Майскому району КБР на сумму 302997,45 рублей. Последний платеж за потребленную электроэнергию был произведен 23.06.2015   года   (платежное   поручение   №383852).   Далее   оплата   за потребляемую электроэнергию не производилась в связи с тем, что был израсходован весь лимит в сумме 302997,45 рублей выделенный на оплату коммунальных услуг Отдела МВД России по Майскому району. 20.07.2015 года, для разрешения сложившейся ситуации, руководство Отдела МВД России по Майскому району КБР, направило письмо руководителю ЦФО МВД по Кабардино-Балкарской Республике, о сведениях потребности в бюджетных ассигнованиях на 2015 год с расчетами и обоснованиями. 30.09.2015 года, было направлено письмо руководству ЦФО МВД по Кабардино-Балкарской Республике о выделении денежных средств на оплату задолженности в сумме 189490,46 рублей, за потребленную электроэнергию ПАО «Каббалкэнерго», так же 14.10.2015 года, нами были направлены ожидаемые кредиторские задолженности на текущий год в сумме 453479,00 рублей.

14.10.2015 года был получен ответ за №10/200 3 от 10.10.2015 года от МВД по Кабардино-Балкарской Республике о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2015г. № 956, внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2014г. № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый 2016 и 2017 годы». Пунктами 5 и 6 Федерального закона от 08.03.2015г. №25-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса РФ» допускается заключение в 2015 году договоров, обуславливающих возникновение расходных обязательств РФ на период, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, и преду­сматривающих оплату соответствующих обязательств в 2016 году. Заключение в 2015 году указанных договоров осуществляется на основании решения главного распорядителя средств федерального бюджета в размере не более 50% соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом на 2016-2017 годы, при включении в указанные договоры (соглашения) положений об условиях их исполнения в соответствующем финансовом году. Указанием ФЭД МВД России от 22.09.2015г. №31/5-6460 главным распорядителем МВД России доведены объемы бюджетных ассигнований, в пределах которых подразделениям МВД по Кабардино-Балкарской Республике разрешается заключение договоров на 2015-2016 годы.

20.10.2015 года в МВД по КБР  поступила шифротелеграмма с МВД России о том, что в связи с поступающими обращениями о выделении дополнительных ассигнований на оплату коммунальных услуг в 2015 году сообщаем, что доведены лимиты с дефицитом. В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2015 года 93-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, расходы на содержание МВД России значительно сокращены. Таким образом, исполнение федерального бюджета в текущем году, осуществляется с дефицитом по всем направлениям коммунальных услуг. В целях решения данного вопроса, МВД России неоднократно обращалось в Минфин России с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований.

Проектом Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (Далее законопроект), одобренный Правительством Российской Федерации, МВД России предусмотрено выделение дополнительных ассигнований на оплату коммунальных услуг, лимиты бюджетных обязательств на эти цели, будут доведены до бюджетополучателя после принятия законопроекта.

19.10.2015 года в ПАО «Каббалкэнерго» были направлены вышеуказанные разъяснения для заключения нового контракта на сумму 453479,00 рублей на 2015 год. В связи с изложенным, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2015г. №196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», которое действует до 1 января 2016 года. В связи с чем, просит отказать в исковом требовании и отсрочить выплату задолженности до принятия вышеуказанного законопроекта.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности, проанализировав доводы искового заявления и приложенных к нему документов, а также отзыва ответчика, арбитражный суд первой инстанции установил следующие обстоятельства.

  Между истцом и ответчиком заключен государственный контракт с потребителем, полностью финансируемым  за счет средств бюджетов различных уровней №М-133г от 16.02.2015, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять в точках поставки продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуг по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям в точках поставки потребителя, а покупатель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Пунктом 4.1 контракта установлено, что для учета электрической энергии, в целях определения обязательства покупателя по оплате приобретенной электрической энергии, должны использоваться расчетные средства учета.

В силу пункта 4.2 контракта в целях надлежащего и достоверного учета активной и реактивной электроэнергии и мощности, а также контроля качества электроэнергии для расчетов между сторонами настоящего договора, расчетные средства учета должны быть установлены потребителем в соответствующих точках поставки на границе балансовой принадлежности.

В соответствии с пунктом 5.1 контракта фактический объем потребления электрической энергии  в расчетном периоде определяется:

- по данным потребления электрической энергии за расчетный период исходя из показаний расчетных средств учета электрической энергии;

- расчетными способами, в случаях предусмотренных договором.

Согласно пункту 7.1 контракта расчетный период составляет один календарный месяц. Оплата потребителем приобретаемой электроэнергии и мощности производится в следующих объемах и сроках платежа:

30% стоимости договорного объема потребления электроэнергии (мощности) в месяц, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 10-го числа этого месяца;

40% стоимости договорного объема потребления электроэнергии (мощности) в месяц, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 25-го числа этого месяца;

 стоимость объема покупки электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных покупателем в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность)  в течение этого месяца, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Поставив учреждению электроэнергию, общество составило акт поставки электроэнергии за сентябрь 2015 года. Указанный акт поставки электроэнергии подписан представителями сторон и скреплен печатями общества и учреждения.

Для оплаты стоимости поставленной электроэнергии общество выставило счет-фактуру №0705/Э003609 от 30.09.2015 на сумму 55 406 руб. 18 коп. Ответчиком не произведена оплата указанной задолженности за потребленную электрическую энергию.

Уклонение ответчика от оплаты  стоимости поставленной электрической  энергии послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в арбитражный суд.

Как усматривается из материалов дела, отношения сторон по спорному государственному контракту энергоснабжения возникли из договора энергоснабжения, который является разновидностью договора купли-продажи, и по своей правовой природе регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерауии, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу части 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований, в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства предоставляются лицами, участвующими в деле.

Наличие задолженности в заявленной сумме за спорный период подтверждается материалами дела: государственным контрактом, счет-фактурой, актом поставки электроэнергии, подписанный сторонами без возражений.

Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие погашение спорной задолженности.

Оценив представленные истцом доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального Российской Федерации, суд считает исковые требования законными, обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению в заявленном объеме.

   Доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск судом проверены и признаются подлежащими отклонению в связи с тем, что  отсутствие лимитов бюджетных средств не освобождает его как потребителя от обязанности возместить стоимость поставленной электроэнергии, когда ответчик в спорный период потреблял электороэнергию, о чем свидетельствует его подпись в акте, в связи с чем, обязан  оплатить ее стоимость.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истцу при подаче иска в суд предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу, в связи с чем, подлежащая уплате государственная пошлина в размере 2 216руб. относится на ответчика, но не взыскивается в доход федерального бюджета в связи со следующим.

            Однако, статья 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

            Такие льготы установлены статьей 333.37 НК РФ, в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 которой от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

            Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", государственные органы - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

            В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке политики в сфере миграции, то есть относится к числу государственных органов, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации и, соответственно, как госорган МВД России и его структурные подразделения, к числу которых относятся отделы внутренних дел, освобождены от уплаты госпошлины на основании подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.

            При изложенных обстоятельствах, госпошлина по настоящему делу с ответчика не взыскивается.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.    Исковые требования открытого акционерного общества "Каббалкэнерго" (ОГРН
<***>, ИНН <***>) удовлетворить.

2. Взыскать с Отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по Майскому району Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН  <***>, ИНН  <***>) в пользу открытого акционерного общества
"Каббалкэнерго" (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность в размере 55 406 рублей 18 копеек.

3.Решение подлежит исполнению немедленно и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

     Судья                                                                               Ф.М. Тишкова