ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-3921/16 от 18.09.2017 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело №А20-3921/2016

22 сентября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 сентября 2017 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Ф.М.Тишковой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.П.Семиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственности "УО "Общий дом" (ОГРН <***> ИНН <***>), г. Нальчик

к Кабардино-Балкарскому акционерному обществу энергетики и электрификации» (ИНН <***> ОГРН <***>), г. Нальчик

с привлечением к делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору (КБР, <...>);

- муниципальное унитарное предприятие «Каббалккоммунэнерго» (КБР, <...>).

об обязании заключить договор энергоснабжения на условиях, представленных истцом,

в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ :

Общество с ограниченной ответственности "УО "Общий дом" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Кабардино-Балкарскому акционерному обществу энергетики и электрификации» (далее –АО «Каббалкэнерго») с учетом уточнения заявленных требований (л.д.119 т.2) об обязании заключить договор ресурсоснабжения (энергоснабжения) (л.д.37, 95 т.1) в соответствии с протоколом согласования разногласий (л.д.42 т.1) в редакции, предложенной ООО "УО "Общий дом" относительно следующих пунктов, указанных в протоколе согласования разногласий: 2.3.1.; 2.3.22; 2.3.23; 6.6.; 6.10; 7.2.; 73; 7.4; 7.5.

Истцом заявлено ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины до рассмотрения дела в суде, в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете.

Определением суда от 08.12.2016г. исковое заявление принято.

Определением суда от 12.04.2017г. (л.д.55 т.2) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору (КБР, <...>); муниципальное унитарное предприятие «Каббалккоммунэнерго» (КБР, <...>).

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями, приобщенными к делу, а также размещением информации на официальной сайте арбитражного суда в сети Интернет, не направили в суд своих представителей.

По правилам статьи 156 АПК РФ судебное заседании проведено в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 163 АПК РФ, в судебном заседании 11.09.2017г. объявлен перерыв до 09 час.05 мин. 18.09.2017г., затем до 15час.00мин. 18.09.2017г., после чего судебное заседание продолжено без участия лиц, участвующих в деле.

18.09.2017г. через канцелярию суда от истца и от ответчика поступили заявления о том, что не возражают относительно распределении государственной пошлины поровну между истцом и ответчиком.

Ответчик в отзывах на иск (л.д.79 т.1, л.д.82 т.2) просит отказать в принятии в редакции общества пунктов 2.3.1., 2.3.22., 2.3.23, п.6.6., 6.10., 7.2., 7.3.,7.4, 7.5. и принять указанные пункты к редакции протокола согласования разногласий АО «Каббалкэнерго» .

Третьи лица свои правовые позиции суду не представили.

Рассмотрев и оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии КБР от 12.10.2006 №111-Э (л.д.88 т.1), общество «Каббалкэнерго» определено гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Кабардино-Балкарской Республики, которое обеспечивает электроснабжение всех потребителей электрической энергии в пределах административных границ Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно информации (список), размещенной на официальном сайте Государственного комитета КБР по энергетике, тарифам и жилищному надзору в сети Интернет, ООО "УО "Общий дом" предоставлена лицензия бессрочно №000025 от 10.04.2015г., которая действует на территории КБР, на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д.76 т.2). Согласно реестру домов (33 дома) находящихся в управлении истца, последнийявляется управляющей организацией в многоквартирных жилых домах в г.Нальчике Кабардино-Балкарской Республики, расположенных по адресам согласно указанному реестру (л.д. 78 т.2).

Общество «Каббалкэнерго», как гарантирующий поставщик, подает электроэнергию в многоквартирные дома согласно адресам, указанным в реестре домов (33 дома), находящихся в управлении истца, что подтверждается договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 10 февраля 2014 №Д/352-пдо, заключенным между АО «Каббалкэнерго» и третьим лицом - МУП «Каббалккоммунэнерго» (л.д.26 т.2).

11 мая 2016 года (л.д.89 т.1) с целью заключения договора энергоснабжения, ООО "УО «Общий дом» обратилось к АО «Каббалкэнерго» с письмом №37 о заключении договора на ресурсоснабжение (электроснабжение), представить перечень документов, необходимых для заключения договора ресурсоснабжения электроэнергией многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «УО «Общий дом» с перечнем (списком) многоквартирных домов (л.д.78, 90 т.1).

19.05.2016г. с учетом указанного письменного обращения общества, АО «Каббалкэнерго» направило в адрес ответчика проект договора ресурсоснабжения (электроснабжения) в двух экземплярах с сопроводительным письмом №ДА/1090, который просили подписать, скрепить печатью и направить в адрес общества «Каббалкэнерго» (л.д.93, 95 т.1).

Тем самым, гарантирующим поставщиком совершены действия по направлению оферты - адресованного одному или нескольким конкретным лицам предложения, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (статья 435 ГК РФ).

В ответ на оферту, 22.07.2016г. (л.д.99-113 т.1) общество направило АО «Каббалкэнерго» сопроводительным письмом №54 протокол разногласий к договору ресурсоснабжения в 2-х экземплярах и приложенные к нему документы. По существу, указанный протокол разногласий ООО "УО «Общий дом» содержит иные условия договора ресурсоснабжения в полном объеме (л.д.100 т.1).

Рассмотрев протокол разногласий, АО «Каббалкэнерго» письмом №ДА/1742 от 12.08.2016г. (л.д.114 т.1) направил обществу протокол согласования разногласий (л.д.115 т.1) к проекту направленного обществу договора ресурсоснабжения в двух экземплярах, пояснив причину отсутствия приложений к договору тем, что техническими приложениями к указанному договору являются документы, подтверждающие технологическое присоединение сетей обслуживаемых истцом многоквартирных домов к электросетевому хозяйству сетевой компании, которые в соответствии с действующим законодательством должны предоставляться потребителем.

Кроме того, рассмотрев протокол согласования к спорному договору ресурсоснабжения (л.д.115 т.1), отдельные спорные условия договора были приняты в редакции АО «Каббалкэнерго» , а часть в редакции общества.

В силу п. 33 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующий поставщик вправе разрабатывать типовые формы публичных договоров энергоснабжения с одинаковыми условиями для всех потребителей соответствующей группы, в связи с чем, АО «Каббалкэнерго» было предложено принять условия договора в их редакции.

Однако, ООО «УО «Общий дом» отказался от заключения договора на предлагаемых условиях согласно протоколу согласования разногласий по пунктам: 2.3.1.; 2.3.22; 2.3.23; 6.6.; 6.10; 7.2.; 73; 7.4; 7.5. с учетом уточнения заявленных требований (л.д.119 т.2), в силу их несоответствии нормам действующего законодательства, по мнению истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии, акцепт должен быть полным и безоговорочным. Поэтому, по смыслу названной нормы, оферта ответчика признается неакцептованной истцом. При этом ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (статья 443 ГК РФ).

Таким образом, между истцом и ответчиком возник преддоговорный спор, предмет которого составили разногласия по отдельным условиям проекта договора энергоснабжения согласно протоколу согласования разногласий. В добровольном порядке они не были разрешены.

Поскольку стороны не достигли соглашения по спорным условиям договора, общество обратилось в арбитражный суд с с настоящим иском.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).

Отношения по договору энергоснабжения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об энергоснабжении (пункт 4 статьи 539 ГК РФ), а также утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой ГК РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения (пункт 4 статьи 37 Закона об электроэнергетике), и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).

Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В соответствии с нормами статьи 446 ГК РФ предусмотрено, что в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 455 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Пунктом 33 (абзацы 3 и 4) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети Интернет и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа. Федеральная антимонопольная служба (ее территориальные органы) осуществляют контроль за соответствием разработанных гарантирующими поставщиками форм договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) настоящему документу.

Судом установлено, что письмом №02/15 585 от 23.04.2013г. (л.д.187 т.1) АО "Каббалкэнерго» направило в адрес Управления ФАС по КБР, в том числе, проект договора с исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению, что подтверждается входящей отметкой от 23.04.2013г. на указанном письме. Вместе с тем, от Управления ФАС по КБР замечаний к формам и содержанию указанных договоров АО "Каббалкэнерго» не поступило.

В данном случае, предметом спора является вопрос о заключении договора энергоснабжения в связи с урегулированием разногласий при его заключении в целях предоставления коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирных жилых домов, к отношениям сторон, помимо прочего, подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует, кроме прочего, отношения по поводу предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 44, частями 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом.

Собственники помещений вправе управлять своим домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно).

В силу пункта 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные кооперативы, осуществляющие управления многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено наличием у управляющей организации цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 №124 утверждены Положения "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила №124).

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).

Порядок обращения исполнителя коммунальных услуг к ресурсоснабжающей организации в целях заключения договора энергоснабжения урегулирован Правилами N 124.

Указанный порядок истцом соблюден.

Из материалов дела усматривается, что между сторонами неурегулированными остались следующие пункты договора ресурсоснабжения в редакции протокола согласования: 2.3.1.; 2.3.22.; 2.3.23.; 6.6.; 6.10.; 7.2.; 7.3.; 7.4.; 7.5.

1. В проекте договора ресорсоснабжения пункт 2.3.1. протокола согласования гарантирующим поставщиком изложен в следующей редакции: «Принимать и своевременно, в полном объеме, оплачивать Гарантирующему поставщику приобретенную электроэнергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, сроки и размерах, установленных действующим законодательством».

Управляющая компания предлагает пункт 2.3.1. протокола согласования изложить в следующей редакции: «Принимать и своевременно оплачивать гарантирующему поставщику приобретенную электроэнергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, сроки и размерах, установленных требованиями к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012г. №253».

При рассмотрении данного условия суд руководствует следующим: управляющая организация обязана заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями с целью надлежащего исполнения своих обязанностей по управлению домом и несет обязанность по оплате поставленных коммунальных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией. Законодательством предусмотрена следующая схема отношений населения, управляющей организации, осуществляющей управление домом, и ресурсоснабжающей организации: Управляющая организация и ресурсоснабжающая организация обязаны заключить договор на поставку соответствующего коммунального ресурса, в рамках данного договора ответственным за поставку ресурса является ресурсоснабжающая организация, а ответственным за надлежащую оплату принятого ресурса является управляющая организация. Население несет обязанность по оплате коммунальных услуг перед управляющей организацией, обязательственные отношения между населением и ресурсоснабжающей организацией отсутствуют, в связи с чем, ресурсоснабжающая организация не имеет возможности обратиться за взысканием платы непосредственно к населению. В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.Таким образом, общество обязано оплатить в полном объеме полученный коммунальный ресурс.

Ссылка истца на постановление Правительства РФ N 253 от 28.03.2012 г. как основание для оплаты потребленного коммунального ресурса только в размере поступивших от населения платежей судом не принимается, поскольку этот акт таких положений не содержит. Данное Постановление регулирует порядок перечисления исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям поступивших ему на основании норм жилищного законодательства денежных средств от населения.

Учитывая вышеизложенное, суд принимает указанный пункт протокола согласования к договору ресурсоснабжения в редакции гарантирующего поставщика.

2. В проекте договора пункт 2.3.22. протокола согласования гарантирующим поставщиком изложен в следующей редакции: «Оборудовать точки присоединения приборами учета электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством РФ требованиям, а также обеспечить работоспособность и сохранность находящихся у него в собственности или на ином законном основании средств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, включая устройства, обеспечивающие дистанционный ввод графиков временного отключения потребления с диспетчерских центров системного оператора или диспетчерских пунктов сетевой организации, приборов учета электроэнергии и мощности, а также иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии, и соблюдать в течении всего срока действия договора требования, установленные для технологического присоединения и в правилах эксплуатации указанных средств, приборов и устройств».

Управляющая компания предлагает указанный пункт 2.3.22. изложить в следующей редакции: «Обеспечить работоспособность и сохранность находящихся у него в обслуживании средств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, включая устройства, обеспечивающие дистанционный ввод графиков временного отключения потребления с диспетчерских центров системного оператора или диспетчерских пунктов сетевой организации, приборов учета электроэнергии, и соблюдать в течении всего срока действия договора требования, установленные для технологического присоединения и в правилах эксплуатации, указанных средств, приборов и устройств».

В обоснование указанного требования, истец ссылается на п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановление Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442.

Возражая против указанного требования, гарантирующий поставщик ссылается на пункты 137-138, абзац 2 пункта 141, пункты 144-148 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановление Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442.

Между тем судом установлено, что данные условия договора урегулированы действующим законодательством.

Учитывая вышеизложенное, суд принимает указанный пункт протокола согласования к договору ресурсоснабжения в следующей редакции суда: «Оборудовать точки присоединения приборами учета электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством РФ требованиям, а также обеспечить работоспособность и сохранность находящихся у него в собственности или на ином законном основании средств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, включая устройства, обеспечивающие дистанционный ввод графиков временного отключения потребления с диспетчерских центров системного оператора или диспетчерских пунктов сетевой организации, приборов учета электроэнергии и мощности, а также иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии, и соблюдать в течении всего срока действия договора требования, установленные для технологического присоединения и в правилах эксплуатации указанных средств, приборов и устройств в соответствии с нормами действующего законодательства». 3. В проекте договора пункт 2.3.23. протокола согласования гарантирующим поставщиком изложен в следующей редакции: «Обеспечить допуск сетевой организации к общедомовому имуществу многоквартирного дома для целей установки коллективного (общедомового прибору учета и оплатить произведенные сетевой организацией расходы на установку приборов учета, в случае не обеспечения оснащения энергопринимающих устройств исполнителя приборами учета в срок, установленный Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ от 23.11.2009г.

Управляющая компания предлагает указанный пункт 2.3.23. исключить. При этом, ссылается на п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановление Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, поскольку не является собственником.

Возражая против указанного требования, гарантирующий поставщик также ссылается на пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановление Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442.

Между тем, данные условия договора урегулированы действующим законодательством.

Учитывая вышеизложенное, суд принимает указанный пункт протокола согласования к договору ресурсоснабжения в редакции суда: «Обеспечить допуск сетевой организации к общедомовому имуществу многоквартирного дома для целей установки коллективного (общедомового прибору учета), а в остальной части в соответствии с действующим законодательством».

4. В проекте договора пункт 6.6. протокола согласования гарантирующим поставщиком изложен в следующей редакции: «В случае принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о внесении платы за потребляемую электрическую энергию в жилых и (или нежилых) помещениях в МКД непосредственно Гарантирующему поставщику, собственники и пользователи помещений в МКД оплачивают электрическую энергию непосредственно в адрес гарантирующего поставщика в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за исключение платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании общего имущества в МКД, а исполнитель до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом оплачивает гарантирующему поставщику электрическую, потребляемую при использовании общего имущества в МКД»

Управляющая компания предлагает указанный пункт договора в следующей редакции: «В случае принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о внесения платы за потребляемую электрическую энергию в жилых и нежилых помещениях, а так же потребляемую электрическую энергию при использовании общего имущества, в том числе и образовавшуюся как разницу между общедомовым прибором учета электроэнергии и индивидуальным прибором учета непосредственно Гарантирующему поставщику. В случае принятия такого решения на общем собрании собственников МКД сторонами составляется дополнительное соглашение».

В обоснование указанного требования, истец ссылается на постановление Правительства РФ от 26.12.2016г. №1498, которые вступили в законную силу с 01.01.2017г.

Возражая против указанного требования, гарантирующий поставщик также ссылается на постановление Правительства РФ от 26.12.2016г. №1498.

Между тем, данные условия урегулированы действующим законодательством.

Учитывая вышеизложенное, суд принимает указанный пункт протокола согласования к договору ресурсоснабжения в редакции суда: «В случае принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о внесении платы за потребляемую электрическую энергию в жилых и (или нежилых) помещениях в МКД непосредственно Гарантирующему поставщику, собственники и пользователи помещений в МКД оплачивают электрическую энергию непосредственно в адрес гарантирующего поставщика в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за исключение платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании общего имущества в МКД, а исполнитель до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом оплачивает гарантирующему поставщику электрическую, потребляемую при использовании общего имущества в МКД в соответствии с действующим законодательством».

5. В проекте договора пункт 6.10. протокола согласования гарантирующим поставщиком изложен в следующей редакции: «Платежи собственников и пользователей помещений в МКД, поступившие Исполнителю, подлежат перечислению Исполнителем в пользу Гарантирующего поставщика не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления. Размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу гарантирующего поставщика, определяется путем суммирования поступивших в течение этого дня платежей собственников и пользователей помещений в МКД. В случае если ежедневный размер платежа, составляет менее пяти тысяч рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже, чем один раз в пять рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу гарантирующего поставщика превысит пять тысяч рублей. В течение десяти дней по окончании расчетного период исполнитель направляет гарантирующему поставщику информацию о платежах собственников и пользователей помещений в МКД за истекший расчетный месяц в виде реестра с указанием плательщиков, размера полученных средств и периода, за который произведена оплата».

Управляющая компания предлагает указанный пункт в следующей редакции: «Размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу Гарантирующего поставщика в следующем порядке: при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном объеме- в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов; при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в не полном объеме – в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период».

В обоснование указанного требования, истец ссылается на постановление Правительства РФ от 28.03.2012г. № 253 (подпункту «а» и «б» пункт 5).

Возражая против указанного требования, гарантирующий поставщик ссылается на то, что требования постановления №253 не изменяют и не отменяют положения ГК РФ о расчетах.

Суд полагает, что данное постановление Правительства РФ N 253 от 28.03.2012 г. регулирует порядок перечисления исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям поступивших ему денежных средств от населения внутри расчетного периода, в связи с чем, указанный пункт протокола согласования к договору ресурсоснабжения в редакции ООО «УО «Общий дом» полностью соответствует положениям подпункта «а» пункта 5 постановления 253.

Учитывая вышеизложенное, суд принимает указанный пункт протокола согласования к договору ресурсоснабжения в редакции ООО «УО «Общий дом».

6. В проекте договора пункты 7.2.,7.3., 7.4., 7.5. протокола согласования гарантирующим поставщиком изложен в следующей редакции:

-«Исполнитель несет ответственность за невыполнение действий по приостановлению или ограничению предоставления подачи электрической энергии собственникам и пользователям помещений, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии. В случае невыполнения Исполнителем действий по приостановлению или ограничению предоставления подачи электрической энергии собственникам и пользователям помещений, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии Сетевая организация вправе осуществить полное ограничение режима потребления Исполнителя» (7.2.).

-«Исполнитель несет ответственность, в том числе за действия собственников и пользователей помещений в МКД, предусмотренные п.35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ 06.05.2011г. № 354, которые повлекли нарушение установленных действующим законодательством и настоящим Договором показателей качества и объемов поставляемой электрической энергии» (п.7.3.);

-«Исполнитель несет ответственность за убытки, возникшие у Гарантирующего поставщика, Сетевой организации, третьих лиц вследствие неисполнения Исполнителем, предусмотренного действующим законодательством порядка ограничения» (п.7.4.);

-«В случае неисполнения исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим договором, исполнитель обязуется возместить сетевой организации расходы, связанные с оборудованием энергопринимающих устройств исполнителя приборами учета, а в случае неисполнения данных обязательств в добровольном порядке также понесенные ей расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания данных расходов с исполнителя в порядке, предусмотренном законодательством» (п.7.5.).

Управляющая компания предлагает указанные пункты исключить, ссылаясь на то, что ответственность, которую ответчик пытается возложить на истца данными пунктами не предусмотрена ни одним нормативным актом.

Возражая против указанного требования, гарантирующий поставщик ссылается на то, что указанные пункты предусмотрены действующим законодательством (постановление №1498 от 26.12 2016г., пункты 25, 26 Правил №354, подпункта «а» пункта 18 и пункт 29 Правил №124.

Между тем судом установлено, что указанные спорные пункты не конкретизируют нарушение, за которую установлена ответственность.

Учитывая вышеизложенное, суд соглашается с доводами ООО «УО «Общий дом» и исключает пункты 7.2., 7.3., 7,4., 7.5. из протокола согласования к договору ресурсоснабжения в связи с их неопределенностью.

В случае, если договор заключается в судебном порядке, то вне зависимости от вида преддоговорного спора (спор о понуждении заключить договор или разрешение разногласий, возникших при заключении договора) разрешение спорных вопросов осуществляется судом, поскольку статьей 173 АПК РФ установлено, что по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 31.01.2012 г. N 11657/11 по делу N А76-15904/2010, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.

Из этого следует, что при заключении договора в судебном порядке вне зависимости от его предмета - урегулирование спорных вопросов или понуждение к заключению договора - условия договора определяются не волей сторон, а решением суда, которое, вступив в законную силу, делает излишним в правовом механизме заключения договора соглашение сторон как акт свободного совпадающего волеизъявления.

Правовая неопределенность в вопросе содержания заключаемого договора, препятствующая возникновению договорных правоотношений, устраняется вступлением в законную силу судебного акта, определившего такие условия.

На основании изложенного, арбитражный суд утверждает спорные условия пунктов договора в редакции протокола согласования следующим образом:

-пункты 2.3.1. в редакции гарантирующего поставщика,

-пункты 2.3.22. в редакции суда,

-пункт 2.3.23 в редакции суда,

-пункт 6.6. в редакции суда,

-пункт 6.10. в редакции управляющей компании

-пункты 7.2., 7.3., 7.4., 7.5. подлежат исключению.

Ссылка общества на то, что ответчиком не направлены истцу и не представлены в материалы дела приложения к договору, в частности, технические приложения является ошибочной

В соответствии с п. 6 Правил N 124 для заключения договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, исполнитель коммунальной услуги к заявке прилагает, в том числе, и документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения). Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии (пп. в) п. 6 Правил).

Согласно п. 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г. документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

В соответствии с п. 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г., по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и акт согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) Правил).

Поскольку технологическое присоединение выполняется сетевой организацией (п. 3 Правил N 861), то акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и акт согласования технологической и (или) аварийной брони являются двухсторонними документами, составленными сетевой организацией и заявителем.

В этой связи у ответчика отсутствует возможность в настоящее время направить обществу и представить в материалы дела приложения к договору, а именно: технические документы .

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Пунктом 4 статьи 110 АПК РФ предусмотрено, что при соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением.

Истцу при подаче иска в суд предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, связи с чем, размер госпошлины распределяется в соответствии с соглашением сторон между истцом и ответчиком по 3 000рублей с каждого.

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

Руководствуясь статьями 110, 167-171,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Утвердить условия договора ресурсоснабжения в редакции протокола согласования следующим образом:

-пункт 2.3.1. протокола согласования к договору ресурсоснабжения в следующей редакции гарантирующего поставщика: «Принимать и своевременно, в полном объеме, оплачивать Гарантирующему поставщику приобретенную электроэнергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, сроки и размерах, установленных действующим законодательством».

-пункт 2.3.22. протокола согласования к договору ресурсоснабжения в следующей редакции суда: «Оборудовать точки присоединения приборами учета электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством РФ требованиям, а также обеспечить работоспособность и сохранность находящихся у него в собственности или на ином законном основании средств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, включая устройства, обеспечивающие дистанционный ввод графиков временного отключения потребления с диспетчерских центров системного оператора или диспетчерских пунктов сетевой организации, приборов учета электроэнергии и мощности, а также иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии, и соблюдать в течении всего срока действия договора требования, установленные для технологического присоединения и в правилах эксплуатации указанных средств, приборов и устройств» в соответствии с нормами действующего законодательства;

-пункт 2.3.23. протокола согласования к договору ресурсоснабжения в следующей редакции суда: «Обеспечить допуск сетевой организации к общедомовому имуществу многоквартирного дома для целей установки коллективного (общедомового прибору учета), а в остальной части в соответствии с действующим законодательством;

-пункт 6.6. протокола согласования к договору ресурсоснабжения в следующей редакции суда: «В случае принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о внесении платы за потребляемую электрическую энергию в жилых и (или нежилых) помещениях в МКД непосредственно Гарантирующему поставщику, собственники и пользователи помещений в МКД оплачивают электрическую энергию непосредственно в адрес гарантирующего поставщика в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за исключение платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании общего имущества в МКД, а исполнитель до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом оплачивает гарантирующему поставщику электрическую, потребляемую при использовании общего имущества в МКД» в соответствии с действующим законодательством;

-пункт 6.10. протокола согласования к договору ресурсоснабжения в следующей редакции ООО «УО «Общий дом»: «Размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу Гарантирующего поставщика в следующем порядке:

-при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном объеме- в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов;

- при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в не полном объеме – в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период».

Пункты 7.2., 7.3., 7.4., 7.5. исключить из протокола согласования к договору ресурсоснабжения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственности "УО "Общий дом" (ОГРН <***> ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000рублей.

Взыскать с Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации» (ИНН <***> ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Судья Ф.М. Тишкова