Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело №А20-4302/2018
28 декабря 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена «25» декабря 2018 года
Полный текст решения изготовлен «28» декабря 2018 года
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Л.К. Дабаговой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
О.Р. Соблировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Военного прокурора 316 военной прокуратуры гарнизона, г.Нальчик
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Строй-К", г.Чегем
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя - Эльдаров З.А. по доверенности от 08.10.18 №4566
от заинтересованного лица- Кодзоков З.С. – директор (личность удостоверена)
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор 316 военной прокуратуры гарнизона обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Строй-К" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель прокуратуры в судебном заседании требование поддержал в полном объеме.
Представитель общества просил отказать в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратура провела проверку порядка использования объекта недвижимости имущества, находящегося в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, расположенного по адресу: КБР, Чегемский район, п. Звездный, ул. Ленина, строение №285.
В ходе проверки прокуратура установила, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 07-АВ № 218056 от 8 сентября 2011 г. Российской Федерации на праве собственности принадлежит нежилое здание склада общей площадью 619,5 кв.м., расположенное по адресу: КБР, Чегемский район, п. Звездный, военный городок, в/ч 3723, строение №285, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) 8 сентября 201 1 г. сделана запись регистрации №07-07-07/010/2011-221.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 9 марта 2016 г. на основании приказа Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 24.09.2015 №058 в/части 3723 в оперативное управление передано нежилое здание склада, о чем в Реестре 3.03.2016 сделана запись регистрации № 07-07/007-07/007/005/2016-277/1.
В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 24 августа 2018 г. № 436 в/части 3723 на праве оперативного управления принадлежит склад. Основанием для возникновения данного права является распоряжение Территориального управления Росимущества в КБР (далее -Росимущество) от 25 мая 2015 г. № 78-р.
Согласно акту проверки недвижимого имущества от 23.08.2018 установлено, что ООО УК Строй К» незаконно заняты и используются помещения №№1,2,3,4,5,6,7,8,9 согласно плана, общей площадью 130,2 кв.м.
07.08.2018 прокуратурой взято объяснение директора общества Кодзокова З.С., в котором пояснил, что мероприятия по высвобождению используемых обществом нежилых помещений и возвращению указанных помещений не возможно в преддверии наступления отопительного сезона.
Входящим письмом от 25.09.2017 войсковая часть 3723 уведомила общество о необходимости освобождения незаконно занятого помещения.
04.09.2018 по результатам проверки, в присутствии директора общества Кодзокова З.С., прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ и ст. 202 АПК РФ, прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона предусмотренного данной нормой правонарушения состоит в действиях по использованию находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Субъектом административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ является лицо, использующее находящиеся в федеральной собственности объекты нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Согласно ч. 1, 4 ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Как установлено ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Как установлено ч. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество, предоставленное для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, находится в их оперативном управлении и является федеральной собственностью.
Таким образом, право собственности на вышеуказанный объект нежилого фонда принадлежит Министерству обороны Российской Федерации в лице в/ч 3723, которая осуществляет оперативное управление данным имуществом.
В силу положений ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику.
Статьей 214 ГК РФ определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.
Согласно ст. 609 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями, во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном ГК РФ.
Изучив материалы дела, суд установил, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 07-АВ № 218056 от 8 сентября 2011 г. Российской Федерации на праве собственности принадлежит нежилое здание склада общей площадью 619,5 кв.м., расположенное по адресу: КБР, Чегемский район, п. Звездный, военный городок, в/ч 3723, строение №285. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 9 марта 2016 г. на основании приказа Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 24.09.2015 №058 в/части 3723 в оперативное управление передано нежилое здание склада.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что спорное здание использовалось обществом без каких-либо письменных согласований и договорных отношений с в/ч 3723.
Использование находящихся в федеральной собственности объектов нежилого фонда без надлежаще оформленных документов образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом вышеназванных требований законодательства в силу чрезвычайных или иных обстоятельств, которое оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Прокуратурой не допущено процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, выражается в использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, то есть является длящимся.
В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, установленные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть со дня выявления факта его совершения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении).
По общему правилу, закрепленному в ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения, а по длящемуся правонарушению - со дня его обнаружения.
Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, является собственность на объекты нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности.
Соответственно, охране подлежат общественные отношения, складывающиеся в ходе правомерного использования федеральной собственности, которые не регулируются законодательством, за нарушение которого ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрены специальные сроки давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, является общим и составляет три месяца.
Из материалов дела следует, что факт правонарушения выявлен уполномоченным должностным лицом (прокурором) на составление постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 04.09.2018, о чем вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Следовательно, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, части 5 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок давности привлечения к административной ответственности общества истек 05.12.2018.
Таким образом, учитывая установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядок и сроки извещения лиц, участвующих в деле, о принятии заявления к производству и рассмотрения дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности судом трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ истек.
В соответствии с абзацем 4 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что срок привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Данная правовая позиция выражена также в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2011 года №17013/10.
С учетом изложенного, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, согласно требованиям статьи 71 АПК РФ, суд отказывает заявителю в удовлетворении требования о привлечении ООО УК «Строй-К2 к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования Военного прокурора 316 военной прокуратуры гарнизона о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Строй-К" по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Судья Л.К. Дабагова