Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело № А20-4315/2021
16 мая 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена «06» мая 2022 г. Полный текст решения изготовлен «16 » мая 2022 г.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Л.К. Дабаговой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Р. Соблировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростра-Кавказ Трейдинг", п. Залукокоаже
к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Ессентуки
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя: ФИО1- по доверенности,
от заинтересованного лица: ФИО2- по доверенности,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью "Ростра-Кавказ Трейдинг" обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике об изменении постановления №26в-025-2021-П/А/Ф-227/3 от 17.09.2021 о назначении административного наказания, уменьшив размер административного штрафа до 150 000 рублей.
От заявителя поступило ходатайство оприменении норм, смягчающих ответственность, в связи с привлечением руководителя общества к административной ответственности на основании постановления от 17.09.2021 №26в-025-2021-П/А/Ф-280/3 и, применив положения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, отменить постановление №26в-025-2021-П/А/Ф-227/3 от 17.09.2021 о назначении административного наказания.
Представитель заинтересованного лица просила отказать в удовлетворении ходатайства и заявленных требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы представителей сторон суд установил следующие обстоятельства.
На основании приказов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.05.2021 №293, от 07.06.2011 №325, приказа по поручению Заместителя Председателя Правительства РФ от 29.03.2021 №ЮТ-П47-208с и распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 02.04.2021 №78-р Управлением в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ростра-Кавказ Трейдинг" в период с 28.05.2021 по 10.06.2021 была проведена внеплановая выездная проверка.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет деятельность по недропользованию на основании лицензии НАЛ 00328 МЭ от 31.03.2004 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение с последующей добычей термальных минеральных вод и скв. 778 с целью разлива и добычи для технологического обеспечения
промышленных объектов, сроком действия до 01.03.2029.
В ходе проверки деятельности общества по вопросу выполнения требований законодательства в области охраны собственности, управление установило, что обществом допущено несоблюдение требований законодательства о недрах при эксплуатации Светловодского участка термальных минеральных лечебно-столовых вод, а именно:
Светловодский участок термальных минеральных лечебно-столовых вод
(скважина 778) расположен в Зольском районе Кабардино-Балкарской Республики.
Участок недр (скважина 778) расположен 300 м северо-западу от западной окраины
с. Светловодское Зольского района КБР.ЛЛ1
ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг» представлен паспорт от 2001 эксплуатационной скв. № 778 пос. Светловодский Зольского района КБР. Скважина № 778 пробурена: начало бурения 1962, окончание бурения 1963. Переоборудование скважины проводилось ЗАО «Артезианские воды» в период с 27.05.2001 по 20.06.2001. Глубина скважины составляет 2331 м.
Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, на основании постановления Местной Администрации Зольского муниципального района КБР от 04.02.2010 № 37, ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг» выдано свидетельство от 02.03.2010 07-АВ 102700 о государственной регистрации права Вид права: собственность. Объект права: земельный участок, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для иного использования, общая площадь 1711 м2, адрес объекта: <...> дом б/н, кадастровый номер: 07:02:1200008:57 и источник термальных минеральных лечебно-столовых вод (скважина 778).
ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг» в 2006 г. разработана Технологическая схема разработки Светловодского месторождения (участка) минеральных вод (далее -Технологическая схема), утвержденная генеральным директором ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг» и согласованная Территориальным агентством по КБР «Каббалкнедра» 09.08.2006.
Организация обвязки скважины № 778 ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг» (в соответствии с лицензией НАЛ 00328МЭ) представлена в Технологической схеме разработки Светловодского месторождения (участка) минеральных вод (рис. 2, стр.20).
В разделе 7 «Характеристика современного состояния гидроменерального и бальнеологического хозяйства» (стр. 19) приводится описания устьевого оборудования, в соответствии с Технологической схемой оголовок скважины оборудован для возможности постановки на крановый режим, а также контрольно-измерительной аппаратурой.
Обвязка скважины обеспечивает разделение сети на 3 линии: по первому отводу вода через систему теплообменников-охладителей в резервуар-накопитель объемом 70 м3 (для налива в автоцистерны), по второй линии вода поступает на колхозные бани и автогаражи, через третью линию трубопровода может осуществляться сброс (при необходимости) в р. Золка.
В соответствии со Схемой конструкции оголовка скважины 778 (рис. 2, стр. 20) в обвязку скважины включает в себя систему задвижек, для регулирования потоков воды, кран для отбора проб, манометр, термокарман (для термометра).
В соответствии с приведенной схемой в обвязку скважины не включен расходомер, вместе с тем, в разделе 11 «Рекомендации по установке контрольно-измерительной аппаратуры» (стр.41) указывается, что для оборудования скважины Удовлетворяют все типы расходомеров. При установке расходомера пользователь недр должен предусмотреть возможность автоматизации измерений.
Вся контрольно-измерительная аппаратура должна поверяться не реже 1 раза в год.
Также разделом 8.3.4 Технологической схемы (стр. 31) для проведения работ по мониторингу для контрольных замеров предусматривается мерная емкость объемом 3,5 м3.
При фактическом осмотре 09.06.2021 установлено, что в обвязку скважины №778 внесены изменения. Обвязка скважины дооборудована дополнительными линиями: от правой части оголовка скважины до задвижки, оборудована линия, не предусмотренная Схемой конструкции оголовка скважины 778 (рис. 2, 20), от линии трубопровода, отходящего от левой части оголовка скважины, также оборудован дополнительный отвод (фото 1).
Также за пределами надкаптажного помещения линия, ведущая к накопительной емкости, оборудована дополнительным разветвителем, не предусмотренным Технологической схемой. На момент осмотра к указанному разветвителю не подключено дополнительное оборудование (фото 3).
Обвязка скважины не оборудована водомерами, что не позволяет осуществлять достоверный учет (фото 2). Указанное техническое решение не соответствует требованиям п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» от 11.02.2016 № 94, в соответствии с которым запрещается добыча подземных вод устройствами (скважинами и каптажами), не оборудованными измерительными устройствами (счетчиками, расходомерами), которыми должны быть оборудованы все выпуски, в том числе аварийные.
Также обвязка не обрадована термокарманом, предусмотренным Технологической схемой (фото 1).
Мерная емкость, предусмотренная Технологической схемой, в скважины для проведения контрольных замеров отсутствует.
Кроме того, часть узлов обвязки скважины и накопительной емкости имеет следы ржавчины, что указывает на надлежащее техническое обслуживание (фото 2).
ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг» не обеспечено выполнение требований Технологической схемы в части обвязки эксплуатационной скважины, расположения контрольно-измерительной аппаратуры, что является нарушением п. 2.1, п. 2.9 условий пользования недрами к лицензии НАЛ 00328 МЭ, п. 1, п. 2, п.7, п. 10, ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, п. 12 Приказа Минприроды России «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод» от 30.07.2020 № 530.
Кроме того, ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг» не обеспечено ведение достоверного учета извлекаемых полезных ископаемых, в связи с отсутствием водомера, что является нарушением п. 2.1, п. 2.9 условий пользования недрами к лицензии НАЛ 00328 МЭ, п. 1, п. 2, п.7, п. 10, у. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, п. 15 Постановления Правительства от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении правил Охраны подземных водных объектов», п. 32, пп. «д» п. 33 Правил разработки месторождений подземных вод, утвержденных Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 530.
В соответствии с п. 2.8 условий пользования недрами к лицензии НАЛ 00328 МЭ, владелец лицензии в срок до 01.09.2005 должен разработать проект горного отвода объекта лицензирования в уточненных границах, согласовать с Республиканским ЦГСЭН и утвердить в Кабардино-Балкарском управлении Гостехнадзора России. Вести добычу термальных минеральных вод с целью розлива до оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, не допускается.
Вместе с тем в качестве неотъемлемой части лицензии НАЛ 00328 МЭ
(приложение№11) включен акт предварительного горного отвода и план
предварительного горного отвода объекта лицензирования. Согласно
технологической схемы (стр. 36) площадь горного отвода вокруг скважины в плане
составляет 900 м2.
Предварительный горный отвод для скважины имеет форму круга радиусом
30 м вокруг устья скважины и соответствует зоне санитарной охраны строгого
режима.
Площадь проекции предварительного горного отвода на поверхности горного отвода на поверхности 2826м2. Нижняя граница горного отвода соответствует Глубине 1200 м от устья скважины и ограничена подошвой альбских отложений нижнего мела.
После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.2 закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, орган государственного горного надзора оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
В соответствии с информацией, представленной Кавказским Управлением Ростехнадзора (письмо от 07.06.2021 №01-15/2658), сведения о разработке горного отвода ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг» на согласование не поступали.
Таким образом, ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг» в нарушение п. 2.8 условии пользования недрами к лицензии НАЛ 00328 МЭ осуществляет деятельность в отсутствии документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложение), что является нарушением ст. 7, п. 1, п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 25, п. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1; п. 6, п. 7 Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1465.
Согласно Протоколу ГКЗ Роснедра № 1091 от 30.09.2005 пользователю недр было рекомендовано проводить режимные наблюдения за разработкой участка, а именно за количеством и качеством отбираемых подземных вод, а также за положением динамического и статического уровней.
Согласно п.2.11 условий пользования недрами к лицензии НАЛ 00328 МЭ недропользователь обязан вести мониторинг подземных вод (учет добычи подземных вод, проведение химического и бактериологического анализов воды, замер уровня подземных вод в скважине и т.д.), в соответствии с требованиями Технологической схемы разработки.
Недропользователем представлены программы мониторинга подземных вод водозаборной скважины № 778 на 2020 г., мониторинга подземных вод водозаборной скважины № 778 на 2019 г., мониторинга подземных вод водозаборной скважины № 778 на 2018 г., утвержденные генеральным директором ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг».
Согласно указанным программам недропользователем осуществляется наблюдение за расходом скважины (ежемесячно), наблюдения за уровнем подземных вод (ежеквартально), наблюдения за температурой подземных вод, наблюдения за качеством и химическим составом подземных вод (не реже 1 раз в год), наблюдения за техническим состоянием скважины (1 раз в год), наблюдения за санитарным состоянием скважины.
Проанализировав представленные сведения, установлено, что ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг» не обеспечена в полном объеме обязанность по ведению мониторинга по лицензии НАЛ 00328 МЭ в соответствии с требованиями программы мониторинга подземных вод:
- не обеспечено в период с 2018 по настоящее время наблюдения за качеством и химическим состоянием подземных вод согласно программе мониторинга, а также не обеспечены исследования минеральной воды на бактериологические показатели;
- не обеспечены в период с 2018 по настоящее время наблюдения за техническим состоянием скважины (1 раз в год).
Таким образом, ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг» не обеспечено ведение в полном объеме мониторинга подземных минеральных вод, что является нарушением п. 2.1 условии на право пользования недрами к лицензии НАЛ 00328 МЭ, п. 1, п. 10 ч.2 ст. 22, п. 5 ст. 24 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1; пп. «в» п. 33 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод» от 30.07.2020 № 530; пп. «в» п.2 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94.
В соответствии с п. 2.12 условий пользования недрами к лицензии НАЛ 00328 МЭ, владелец лицензии обязан ежегодно представлять результаты мониторинга подземных вод и государственную статическую отчётность в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кабардино-Балкарской Республике и организацию, ведущую государственный мониторинг подземных вод, не позднее 10 января следующего за отчётным годом.
Информационные отчеты о результатах мониторинга подземных минеральных вод по скважине № 778 Светловодского месторождения минеральных вод за 2020 г. ООО «Ростра-Кавказ-Трейдинг» в уполномоченный орган не представлялись, что является нарушением п. 2.12 условий пользования недрами к лицензии НАЛ 00328 МЭ, п. 1, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1.
ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг» не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по форме 1.2 и (или) 1.5 -1.6, что является п. 2.1 условий пользования недрами к лицензии НАЛ 00328 МЭ, п. 1, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1, п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ; п. 3, п. 5, п. 6 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 №903.
Таким образом, юридическое лицо - ООО «Ростра-Кавказ Трейдинг» нарушило требования ст. 7, п. 1, п. 2, п.7, п. 10, ч. 21 ст. 22, ст. 23.2, п. 5 ст. 24 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.19^2 № 2395-1; п. 12, п. 32, пп. «в», «д» п. 33 приказа Минприроды России «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод» от 30.07.2020 № 530; пп. «в» п. 2, п. 15 Постановления Правительства от 11.02.2016 №} 94 «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов»; п. 6, п. 7 Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1465; п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ; п. 3, п. 5, п. 6 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903, которые выражаются в нарушении условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами (лицензия НАЛ 00328 МЭ) и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Указанные нарушения оформлены актом проверки от10.06.2021 №025-2021-П/А.
По результатам проверки управление составило протокол от 10.09.2021 № 26в-025-2021-П/А/Ф-277/1, вынесло постановление от 17.09.2021 №26в-025-2021-П/А/Ф-277/3 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса в виде 300 тыс. рублей штрафа и выдало обществу представление от 17.09.2021 №26в-025-2021-П/А/Ф-277/4 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым обществу необходимо представить в управление план мероприятий по устранению выявленных нарушений.
В соответствии со статьями 197, 198, 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление и представление управления в арбитражный суд.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) государственный фонд недр составляют как используемые участки недр, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения (пункт 1 статьи 2.3 Закона о недрах).
Согласно статье 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии, определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченным на то органом государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства стороны по выполнению указанного договора.
Согласно статье 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.
В силу статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; 9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; 11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Факт нарушения условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами (лицензия НАЛ 00328 МЭ), и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение pa6oт, связанных с пользованием недрами, подтверждается материалами дела, обществом не оспаривается.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов, участвующих в деле лиц, судом сделан вывод о законном привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, и выдаче представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Совершение вмененного обществу правонарушения нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что совершенное заявителем правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное.
Часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусматривает, что пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункта 3.2 части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В соответствии с пунктом 3.3 части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса".
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, которые, при вынесении решения о привлечении к административной ответственности, последние обязаны учитывать.
Законный представитель общества, фактически признавая вину во вмененном ему правонарушении, вместе с тем, просил суд применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае нарушение, допущенное обществом, не повлекло за собой негативных последствий.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд пришел к выводу о том, что назначенный обществу административный штраф в размере 300000 руб. не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, не в полной мере учитывает его имущественное и финансовое положение и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, может быть снижен ниже низшего предела до 150000 рублей.
В остальной части требования общества суд считает не подлежащими удовлетворению.
Представитель общества просил применить положения пункта 4 статьи 2.1 КоАП РФ.
Так в частности, пунктом 4 статьи 2.1 КоАП РФ закреплено, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Как установлено судом, постановлением управления от 17.09.2021 №26в-025-2021-П/А/Ф-280/3 должностное лицо - генеральный директор ООО "Ростра-Кавказ-Трейдинг" ФИО3 привлечен к административной ответственности предусмотренной статьей 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
При этом, из текста оспариваемого постановления и обстоятельств совершенного правонарушения не следует, что ООО "Ростра-Кавказ-Трейдинг" предприняты какие-либо меры направленные на предотвращение совершения обществом правонарушения.
В связи с чем, суд не может согласиться с позицией общества о том, что им приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, Управлением в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении ходатайства заявителя о применении норм, смягчающих ответственность, отказать..
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Ростра-Кавказ Трейдинг" удовлетворить.
Изменить постановление Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №26в-025-2021-П/А/Ф-227/3 от 17.09.2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ростра-Кавказ Трейдинг" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации в части наказания, снизив размер административного штрафа до 150 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционной суд в десятидневный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Судья Л.К. Дабагова