ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-4574/20 от 29.09.2021 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-4574/2020

13 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 13 октября 2021 года.

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

судьи Х.Б. Газаева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Керимовой Д.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нэжан», г.Нальчик (ОГРН 1100725000474, ИНН 0725001996)

к инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по городу Нальчику Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик (ОГРН 1090721002360, ИНН 0725000015)

о признании недействительными ненормативных правовых актов, 

третье лицо: АО «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» (ОГРН 1070721000250, ИНН 0721019946),

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Кетова А.Х. по доверенности от 11.11.2020, Биттировой Л.М. по доверенности № 2 от 09.02.2021,

от заинтересованного лица – Хочуева В.А. по доверенности от 29.12.2020 №02-10, Устарханова Р.А. по доверенности от 29.12.2020 № 02-10, Кардангушева А.Л. по доверенности от 01.02.2021 № 02-10, Меровой В.Х. по доверенности от 29.12.2020 № 02-10, Шомаховой Н.Х.  по доверенности от 29.12.2020 № 02-10,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Нэжан» (далее - общество, ООО «Нэжан») обратилось в  Арбитражный суд КБР с заявлением о признании  недействительным решение №474 от 13 мая 2020 года Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Нальчику (далее - инспекция, налоговый орган, ИФНС №1 по г.Нальчику КБР) о привлечении ООО «Нэжан» к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отмене  решения №1 Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Нальчику от 26.05.2020 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость всумме 228 814 руб.

            В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что вынесенные налоговыми органами решения приняты с нарушением норм налогового законодательства Российской Федерации.

            Определением  от 02.02.2021г. к участию в теле  в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельные требования  привлечено  АО  «Корпорация развития КБР».

В судебном заседании представители заявителя  поддержали требование в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении о признании недействительными решения, дополнении к заявлению и возражении на отзыв инспекции.

Представители ИФНС просят отказать в удовлетворении требования  в связи с необоснованностью. Подробно правовая позиция налогового органа изложена в отзыве по делу.

Представители   АО «Корпорация развития КБР»  в суд не явились.

            Оценив представленные по делу доказательства, заслушав мнения представителей сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

ООО «Нэжан» зарегистрировано 04.02.2010, с постановкой на учет в ИФНС России №1 по г. Нальчику КБР. Основным видом деятельности общества является производство красок, лаков и аналогичных материалов для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастик.

            В ИФНС №1 по г. Нальчику КБР  05.12.2019 обществом представлена уточненная (корректировочная) налоговая декларация №4 по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2018 года.

            В период с 05.12.2019 по 05.03.2020 сотрудниками ИФНС №1 по г. Нальчику КБР проведена камеральная проверка по представленной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2018 года. По результатам проведенной проверки  составлен акт налоговой проверки №353 от 19.03.2020.

            Рассмотрев акт налоговой проверки №353 от 19.03.2020 и другие материалы, а именно: договор №б/н от 16.04.2018, счет-фактура №7 от 10.08.2018, акты сверки №б/н от 30.09.2019, акты выполненных работ №б/н от 10.08.2018, товарные накладные, ведомости бухгалтерского учета, платежные поручения №18 от 02.07.2018, платежные поручения №285 от 20.04.2018, платежные поручения №17 от 13.09.2018, платежные поручения №18 от 02.07.2018, инспекция вынесла 13.05.2020 решение №474 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

            По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость в размере 228814 рублей, налоговая инспекция вынесла решение №1 от 26.05.2020 об отказе в возмещении 167797 рублей НДС.

            Основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по НДС: принятие к вычету сумм НДС в размере 68 644 руб. предъявленных обществу и оплаченных согласно платежному поручению №1 от 20.04.2018 в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов не предусмотрено налоговым законодательством; принятие к вычету сумм НДС в размере 99 152,54 руб. предъявленных обществу и оплаченных согласно платежному поручению №123467 от 13.09.2018 является необоснованным, в связи с отсутствием раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам по источникам денежных средств, направленных заявителем на оплату затрат в рамках инвестиционного проекта, а также не определены конкретные товары на приобретение которых предоставляются бюджетные инвестиции, то есть использованные средства имеют бюджетный характер.

Решения Инспекции от 13052.2020 № 474, от 26.05.2020 №1 были обжалованы заявителем в вышестоящий налоговый орган.

            По результатам рассмотрения жалобы Управление ФНС России по КБР решением от 19.08.2020 оставило решения Инспекции без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.

            Заявитель, не согласившись с решениями Инспекции от 13052.2020 № 474, от 26.05.2020 №1, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая решение, суд руководствовался следующим.

            В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственных органов, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

            Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых решений действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 7

            Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

            Как установлено судом, представленная Обществом 05.12.2019 налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2018 года содержит 228 814 рублей налоговых вычетов. Основанием для применения вычетов по НДС послужили счета - фактуры: №3-А от 30.06.2018 на сумму 450 000 рублей, в том числе НДС 68644,07 руб., №7 от 10.08.2018 на сумму 1050000, в том числе НДС 160169,49 руб.

            Данная сумма образовалась по взаимоотношениям общества с ООО "Каббалкгеология", а именно в результате оказания услуг ООО "Каббалкгеология" в адрес ООО "Нэжан" в соответствии с договором от 16.04.2018. Предметом договора является выполнение работ по бурению эксплуатационной скважины по объекту: "Водоснабжение строящегося завода по производству лакокрасочной продукции в с.п. Урвань". По условиям договора ООО "Нэжан" обязан оплатить ООО "Каббалкгеология" 1 500 000 рублей за выполненные работы, в том числе НДС 228 814 рублей.

            По результатам проведенной камеральной проверки налоговым органом принято решение о признании обоснованным возмещение суммы НДС в размере 61016,95 руб. из общей суммы НДС заявленной обществом. Данное решение обоснованно тем, что общество с 01.07.2018 года применяет общую систему налогообложения и при этом второй авансовый платеж в сумме 400 000 рублей (в т.ч. НДС-61016,95 руб.), предусмотренный договором с ООО "Каббалкгеология" произведен в его адрес на основании платежного поручения №18 от 02.07.2018. Также, в этот период бюджетные инвестиции в виде взноса в уставной капитал, Корпорацией не были произведены.      

В  вычете на сумму 167797 рублей, по другим платежным поручениям обществу отказано.

            В подтверждение права на вычет в заявленном объеме общество представило на проверку счета - фактуры: №3-А от 30.06.2018 на сумму 450 000 рублей, в том числе НДС 68644,07 руб., №7 от 10.08.2018 на сумму 1050000, в том числе НДС 160169,49 руб.

    В  налоговой декларации общество заявило вычет по операциям по приобретению товаров (работ, услуг), используемых в своей основной хозяйственной деятельности в рамках инвестиционного проекта "Строительство завода по производству лакокрасочных изделий мощностью до 10000 тонн в год», который реализуется в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2025 годы", включенной в "Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа на 2016 - 2025 годы, утвержденной  постановлением Правительства РФ от 15.04.2014г. №309, государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо - Кавказского федерального округа" на период до 2025 года".

    Приложением №7 к программе РФ «Развитие Северо - Кавказского федерального  округа» являются Правила предоставления  субсидий из Федерального  бюджета  бюджетам субъектов  РФ, входящих в состав Северо- Кавказского округа, в целях софинансирования мероприятий   по социально-экономическому развитию субъектов   РФ.

    ООО "Нэжан" осуществляет строительство завода по производству лакокрасочных материалов по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район. 800 метров от рынка «Аруан», ориентировочно в двух километрах от с.п. Урвань вдоль трассы М-29 по направлению во Владикавказ. Строительство Завода ведется в рамках реализации инвестиционного проекта в соответствии с подпрограммой "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2025 годы" (далее - Инвестпроект) государственной программы по Социально - экономическому развитию СКФО утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 309.

    Средства, за счет которых производится финансирование Инвестпроекта являются бюджетными инвестициями.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. N 1485-р. утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия). Главной целью Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации. входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения. В рамках Стратегии запланирован переход указанных субъектов Российской Федерации от политики стабилизации к политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.

Согласно п. 3 Распоряжения Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. N 1485-р Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Стратегии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, предусмотренных, в том числе на реализацию федеральных целевых программ и иных программных документов.

    Руководствуясь положениями Стратегии, Правительство РФ разработало Государственную Программу по Социально - экономическому развитию СКФО и утвердило ее Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 309.

В рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Кабардино -Балкарской Республики на 2016 - 2025 годы", государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федератьного округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309 (далее - программа), реализуется инвестиционный проект "Строительство завода по производству лакокрасочных материалов мощностью до 10000 тонн в год" - ООО «Нэжан» общей стоимостью 256 240 324 рублей. В качестве источников финансирования проекта предусмотрены как бюджетные средства, так м средства привлекаемые частным инвестором.

    Министерством  РФ по делам  Северного Кавказа  10.02.2018г. заключено  Соглашение , а 27.12.2018г. Дополнительное Соглашение с Правительством Кабардино-Балкарской Республики  №370-08-2018-017 о субсидии  в 2018г. из федерального бюджета бюджету КБР на софинансирование  расходных обязательств на мероприятия  по социально-экономическому развитию  субъектов РФ, входящих в состав Северо-Кавказского  федерального округа, в рамках программы «Социально-экономическое  развитие Кабардино-Балкарской Республики  на 2016-2025г.г.

    Согласно  Приложению №1 к Дополнительному Соглашению, установлен Перечень мероприятий, в целях софинансирования  которых представляется Субсидия. Пунктом 4  Перечня указано мероприятие  по осуществлению  имущественного взноса  КБР в  акционерное  общество «Корпорация развития КБР» на реализацию инвестиционного проекта  «Строительство завода по производству лакокрасочных  материалов  мощностью  до 10000 тонн «Нэжан». Графиком  мероприятий  (приложение №2  к Дополнительному Соглашению  предусмотрено  также внесение  на счет общества  средств консолидированного бюджета КБР.

В свою очередь подпрограмма, предусматривающая меры по социально-экономическому развитию КБР, разработана и реализуется в рамках и в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа". Пунктом 1 приложения №7 вышеуказанной программы регламентируется порядок предоставления субсидий из федерального- бюджетам субъектов, входящих в состав СКФО в целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Вышеуказанные расходные обязательства бюджета субъекта РФ исполняются путем осуществления имущественного взноса субъекта Российской Федерации в акционерное общество соответствующего субъекта Российской Федерации для дальнейшей реализации инвестиционного проекта в рамках соответствующей подпрограммы.

В пункте 4 рассматриваемого Приложения, «акционерное общество субъекта Российской федерации» определено как юридическое лицо, которое создано в организационно-правовой форме акционерного общества по решению высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, в том числе путем реализации мероприятий соответствующей подпрограммы в рамках общей Программы. Рассматриваемым документом установлено требование в соответствии, с которым в уставном капитале «акционерного общества субъекта РФ», на момент предоставления субсидии на осуществление имущественного взноса, доля субъекта Российской Федерации должна составлять сто процентов.

    При этом в  роли «акционерного общества субъекта Российской федерации» выступает АО «Корпорация Развития КБР» (Далее - Корпорация) ИНН 0721019946 КПП072501001.

Из статьи №1 Устава АО «Корпорация Развития КБР» следует, что Общество создано в соответствии с Постановлением Правительства КБР от 24.08.2006 г. № 223-ПП из которого следует, что Корпорация создана в целях оказания содействия российским и зарубежным инвесторам в реализации инвестиционных проектов на территории Кабардино-Балкарской Республики. В ходе контрольных мероприятий установлено, что учредителем Общества, а также держателем ста процентов его акций является Правительство КБР, в лице Министерства земельных и имущественных отношений КБР. На сегодняшний день, уставный капитал АО «Корпорация Развития КБР» составляет 1 768 609 216 рублей.

    В соответствии с вышеизложенными положениями, правительством Кабардино -
Балкарской Республики, осуществляется имущественный взнос в уставный капитал АО «Корпорация Развития КБР» ИНН 0721019946 КПП 072501001 на реализацию проекта «Строительство завода по производству лакокрасочных материалов до 10 000 тонн», за счет бюджетных ассигнований. Предусмотренные на указанные цели денежные средства перечисляются на специальный счет в Минфине КБР. Данная операция подтверждается Приложением № 12 к Закону КБР «О республиканском бюджете КБР на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что источником финансирования проекта является бюджет РФ. При этом, АО «Корпорация Развития КБР» в данных экономических взаимоотношениях выступает в роли исполнителя расходного обязательства бюджета КБР софинансирование которого исуществляется из федерального бюджета.

    В рамках реализации Инвестпроекта ООО «Нэжан»  и АО «Корпорация Развития КБР» заключили Договор № 02-18-ГП от 20.08.2018 года. Общая стоимость Инвестиционного проекта в соответствии с п. 1.2 Договора составляет 256 240 320 рублей. Предметом договора является внесение Корпорацией взноса в уставный капитал Общества денежных средств в размере 110 210 890 рублей. В соответствии с п. 3.2.3 Договора Общество обязуется привлечь собственные денежные средства в сумме 69 529 430 рублей и заемные средства в размере 76 500 000 рублей. Пунктом 3.2.8 Договора предусмотрена обязанность Общества направления в Корпорацию направления документов подтверждающих исполнение обязательств в части привлечения денежных средств. В соответствии с п 3.2.11 Договора Общество обязуется внести изменения в Устав, в рамках которого устанавливаются органы корпоративного управления такие как Общее собрание участников Общества и Совет директоров. Совет директоров состоит из 5 членов. Две кандидатуры для избрания на Общем собрании в состав Совета директоров имеет право предложить ООО «Нэжан». соответственно. Корпорация имеет право предложить оставшиеся три кандидатуры для избрания в состав Совета директоров. Таким образом, согласно п. 2 ст. 6 ФЗ № 99 «Об обществах с ограниченной ответственностью», ООО «Нэжан» обладает признаками дочерней организации, в силу преобладающего участия в уставном капитале общества Корпорации и возможностью определять решения, принимаемые обществом АО "Корпорация развития КБР".

    Средства корпорации, внесенные в качестве взноса в уставный капитал Общества. находятся на лицевом счете, открытом в Министерстве финансов КБР. Пунктом 3.4.2 Договора установлено расходование средств Корпорации, внесенных в качестве уставного капитала. осуществляется только по согласованию с корпорацией, в соответствие с установленной п. 3.4.3 форме в виде заявки на согласование расходов, договоры о приобретении товаров, работ, услуг с первичными документами к ним, корпоративное согласование.

Также, Корпорация в соответствии с п. 3.1.3 Договора вправе вместе с уполномоченными органами государственного финансового контроля осуществлять проверки соблюдения Обществом целей, порядка и условий предоставления взноса в уставный капитал.

Срок реализации проекта в соответствии с пунктом 1.3 Договора: январь 2018 года -декабрь 2018 года.

Между ООО «Нэжан» и АО «Корпорация Развития КБР» заключено дополнительное соглашение от 25.04.2019 года к договору № 02-18-ГП от 20.08.2018 года, в соответствии с которым продлен срок реализации проекта до августа 2019 года.

    Также по результатам документарной проверки проведенной налоговым органом не установлено исполнение обязанности общества по привлечению собственных средств, частично, а также заемных средств, в полном объеме. По состоянию на 30.09.2019 произведено расчетов с контрагентами на общую сумму в размере 158 894 499 рублей, из них 110 210 874 - средства Корпорации, 48 683 624 руб. собственные средства.

Тот факт, что денежные средства, поступившие обществу,   были предоставлены  в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2025 годы", государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309, свидетельствуют, что денежные средства предоставленные обществу, являются бюджетными.

    Данный вывод соответствует  практике  Арбитражного суда Северо-Кавказского  округа по делу №А25-1782/2019, определению  ВС РФ  от 26.03.2021 №308-ЭС21-2015.

    Суд также соглашается с доводами налогового органа, что выделенные корпорацией средства нельзя считать возвратными, так как договором №02-18-ГП от 20.08.2018 между обществом и корпорацией не предусмотрена обязанность общества по возврату выделенных ему денежных средств.

            В соответствии с пунктом 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.

            Согласно пункту 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

            Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (пункт 1 ст. 172 НК РФ).

            В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

            В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ, вычету не подлежат.

            Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. п. 6 пунктом 3 статьи 170 НК РФ были внесены изменения, согласно которым с 01.01.2018 суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат на уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

            Учитывая изложенное, в случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг).

            При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса вычету не подлежат.

            С 01.01.2019 редакция п. 2.1. ст. 170 НК РФ была изменена Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ, в соответствии с которым если субсидия не включает в себя сумму НДС, что подтверждено документально, налог принимается к вычету.

            Данное положение применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных начиная с 01.01.2019 из бюджетов бюджетной системы РФ.

            Однако в рассматриваемом случае субсидия  получена в  2018 году, а потому п. 2.1 ст. 170 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ, к данным налоговым правоотношениям не применяется.

            Суд считает  необходимым  отклонить доводы  общества о том, что указанные средства  не являются субсидией  в силу  требований статьи  213 Гражданского кодекса РФ, так как  внесены  в качестве  вклада  учредителем  , корпорацией, которая не является  государственным  учреждением .

 В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Таким образом, бюджетная инвестиция  является одним из видов внесения доли в уставный капитал общества.

             Обязательство же по уплате   налогов выходит за рамки гражданско-правового обязательства и к нему в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство не применяется.

            Частью 4 статьи 170 Кодекса закреплена обязанность налогоплательщика вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

            В случае оплаты затрат  за счет бюджетной субсидии из федерального бюджета налоговые вычеты общество заявлять не вправе. При оплате понесенных затрат за счет федерального и республиканского бюджетов общество не определило долю "входного" НДС, раздельный учет бюджетных средств, поступивших из различных бюджетов и собственных денежных средств не вело в нарушение пункта 4 статьи 170 Кодекса, в связи с чем отсутствуют основания для принятия заявленных обществом налоговых вычетов.

            Непредставление обществом доказательств ведения раздельного учета не позволяет определить доли финансируемых из федерального и республиканского бюджетов и собственных средств исходя из редакции Кодекса, действующей в  2018 году.

            Лицо, претендующее на возмещение из бюджета по затратам, даже частично компенсируемым из федерального бюджета, должно представить соответствующие доказательства величины доли этих затрат.

            При этом в случае осуществления налогоплательщиком соответствующего раздельного учета, он вправе скорректировать подлежащие возмещению вычеты по НДС путем предоставления соответствующих уточненных деклараций по данному налогу (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2020 N 308-ЭС20-6005).

            Как указано в решении №474, на дату осуществления первого авансового платежа, перечисленного ООО «Нэжан» в адрес ООО "Каббалкгеология" (450 000 рублей, в т.ч. НДС 68 644 руб., п/п №1 от 20.04.2018) общество применяло УСН с объектом налогообложения доходы по ставке 6 процентов, что подтверждается счетом-фактурой №3-А от 30.06.2018 на сумму 450 000 рублей, выставленным контрагентом в адрес общества.

            Далее, налогоплательщик, выполнив требования п.4 ст.346.13 НК РФ направил сообщение в налоговый орган, известив его об утрате права на применение  УСН. Таким образом, общество, начиная с 01.07.2018 общество применяет основную систему налогообложения.

            При этом судом учитываются следующие обстоятельства.

            Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ налогоплательщики, освобожденные от уплаты налога на добавленную стоимость, не имеют права применять налоговый вычет по суммам налога, предъявленным налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг. В частности организации, применяющие УСН, по общему правилу, не признаются налогоплательщиками на добавленную стоимость (пункт 2 статьи 346.11). Указанные организации, учитывают сумму НДС в стоимости приобретенных товаров и относят их на расходы при исчислении налоговой базы.

            Кроме того, согласно пункту 6 статьи 346.25 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

            В соответствии со статьями 346.11 и 346.14 НК РФ налогоплательщики добровольно выбирают объект налогообложения.

             С учетом данных норм закона, принятие к вычету сумм НДС в размере 68 644 руб., предъявленных обществу и оплаченных в соответствии с платежным поручением №1 от 20.04.2018 в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов, не предусмотрено. В связи с этими обстоятельствами суд приходит к выводу, что налоговый орган обоснованно отказал ООО «Нэжан» в принятии к вычету суммы НДС в размере 68 644 руб.

            С учетом изложенного требования  общества не подлежит удовлетворению ввиду необоснованности.

            Расходы  по  уплате госпошлины в соответствии с требованиями статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат  отнесению  на общество.

            На основании  изложенного, руководствуясь статьями  170-176,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Нэжан» к Инспекции ФНС России №1 по г. Нальчику КБР о признании недействительными ненормативных правовых актов отказать. 

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Нэжан» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей.

Решение  может быть обжаловано в течение месяца в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд КБР.

Судья                                                                                      Х.Б. Газаев