ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-4618/20218 от 08.04.2022 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-4618/2021 8

15 апреля 2022 года

        Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2022 года

                                                                Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2022 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи С.М. Пономарева,                     

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Каровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление муниципального казенного учреждения «Управление имущественных и земельных отношений г.о.Баксан» г.Баксан,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по КБР,  г.Нальчик,

о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2021 о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителя от заинтересованного лица: ФИО1 по доверенности от 13.01.2022 №06/66,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений г.о.Баксан»  обратилось в  Арбитражный суд КБР к Управлению Федеральной антимонопольной службы по КБР с заявлением, в котором просит отменить Постановление УФАС России от 15.09.2021 о признании виновным МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.о.Баксан» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.8 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

   Представитель УФАС по КБР просил отказать в требованиях учреждения в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве, в связи с их  несостоятельностью и необоснованностью,  считает, что оспариваемое постановление вынесено с соблюдением требований действующего законодательства и соответствуют закону; факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина  в совершении данного правонарушения доказаны материалами дела. Также пояснил, что с заявлением об оспаривании указанного постановления учреждение  обратилось в суд за пределами срока на обжалования. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока учреждением не заявлено.

      Заявление обосновано тем, что заявитель не был уведомлен о рассмотрении дела об административном правонарушении. Тем самым Административный орган нарушил процессуальные права Заявителя регламентированные ст. 46 Конституции Российской Федерации (каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод).

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, и оценив их в совокупности, проанализировав доводы представителей сторон, арбитражный суд  установил следующие обстоятельства.

Управлением ФАС России по КБР (далее - Управление) в адрес муниципального казенного учреждения «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан» направлен письменный запрос с указанием на то, что на основании принятого 28.05.2021 решения по делу №007/01/17-1217/2020 возбуждается производство по делу об административном правонарушении.

Также,  с указанием на то, что в соответствии со статьями 23 - 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» учреждению надлежит в срок не позднее                    23 июля 2021года представить сведения о должностном лице, являющимся ответственным за осуществление действий (бездействия), которые привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Сведения должны были содержать:

- ФИО полностью;

- наименование должности;

- страницы паспорта с личными данными и регистрацией по месту жительства;

- приказы о назначении, об увольнении (при наличии);

-должностной (служебный) регламент либо иной распорядительный документ, на основании которого должностное лицо исполняло обязанности по рассмотрению заявок на участие в аукционе и принятию решений о допуске/недопуске лиц, подавших заявки, на участие в аукционе.

Данный запрос сведений (исх. 06/3043 от 09.07.2021) направлен в адрес муниципального казенного учреждения «Управление имущественных и земельных отношений г.о.Баксан» заказным письмом с уведомлением о вручении. Почтовое отправление было получено адресатом 19.07.2021 года, что подтверждается отчетом о почтовом отправлении (п/о 36000159241229).

Муниципальным казенным учреждением «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан» не была предоставлена в Управление запрошенная информация. Также в адрес Управления не поступило мотивированное объяснение с указанием причин невозможности предоставления запрашиваемых сведений.

О составлении протокола об административном правонарушении МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан»  уведомлено надлежащим образом (уведомление о составлении протокола исх. №06/3644 от 06.08.2021, п/о №36000155275211, получено заинтересованным лицом 13.08.2021).

Для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, назначенного на 31 августа 2021 года в 15 часов 00 минут, надлежащим образом извещенное МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан» своего представителя не направило.

Усмотрев в действиях МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан»  нарушение статьи 25 Закона о защите конкуренции, выразившийся в непредставлении и несвоевременном представлении по требованию антимонопольного органа запрашиваемых сведений (информации), Управлением составлен протокол от 31.08.2021 №007/04/19.8-945/2021. В протоколе  об административном правонарушении указано, что рассмотрение дела состоится на 15 сентября 2021 года в 15 часов (протокол об административном правонарушении направлении в адрес МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан»  исх. №06/3836 от 31.08.2021, п/о №36000155282950 и получен  заинтересованным лицом 06.09.2021).

Местом совершения административного правонарушения является; здание муниципального казенного учреждения «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан», расположенное по адресу: 361500, КБР, <...>.

Временем совершения административного правонарушения является 24.07.2021 - день, следующий за крайним днем  срока, установленного для  предоставления
информации.

На рассмотрение дела №007/04/19.8-945/2021 об административном правонарушении, назначенное на 15 сентября 2021 года, представитель муниципального казенного учреждения «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан» не явился.

15.09.2021 Управлением  вынесено постановление о привлечении МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан»к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Считая указанное постановление необоснованным, совершенное правонарушение малозначительным,   учреждение обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело,  устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно пункту 3.49 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.05.2012 № 339 (далее - Регламент), основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства является, в частности, поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства; обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства; сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; непрекращение действий и непринятие мер, послуживших основанием для выдачи антимонопольным органом предупреждения, в установленный срок; результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными  осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

В силу части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

На основании Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 19.11.2004 № 180, к числу должностных лиц антимонопольных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, относятся, руководители территориальных органов ФАС России; заместители руководителей территориальных органов ФАС России; начальники отделов территориальных органов ФАС России; заместители начальников отделов территориальных органов ФАС России; иные должностные лица территориальных органов ФАС России.

Протокол об административном правонарушении от 31.08.2021 составлен уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной законом компетенции в отсутствие представителя МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан», уведомленного надлежащим образом.

Постановление антимонопольного органа от 15.09.2021 о назначении административного наказания вынесено в пределах предоставленной законом компетенции.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"  определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно статье 24 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ при рассмотрении заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении контроля за экономической концентрацией и определении состояния конкуренции работники антимонопольного органа в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также в государственные внебюджетные фонды, коммерческие организации, некоммерческие организации для получения документов и информации, необходимых антимонопольному органу.

Согласно части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Из вышеприведенных норм  следует, что антимонопольный орган уполномочен требовать от организации (юридического лица) необходимые документы и информацию, и которые корреспондирует обязанность лица предоставлять запрашиваемые сведения.

В соответствии с п. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 названной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективную сторону вменяемого учреждению административного правонарушения образует непредставление и несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов.

Субъективная сторона, как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, состоит в том, что у МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан» имелась возможность для предоставления информации, однако, учреждением не были приняты все зависящие от него меры по представлению запрашиваемой информации.

Как следует из материалов дела, заявителем в УФАС по КБР не были представлены запрошенные документы, а также не представлены какие-либо письменные пояснения о невозможности их представления. Доводы заявителя о том, что учреждение не было уведомлено о рассмотрении дела об административном правонарушении опровергаются материалами.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд находит правомерным вывод антимонопольного органа о наличии в деянии учреждения события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

В данном случае предусмотренное частью 5 статьи 19.8. КоАП РФ наказание в виде минимального размера штрафа в сумме 50 000 рублей с учетом установленных обстоятельств по делу соответствует тяжести совершенного обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания.

Процессуальных нарушений, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Основания и порядок оспаривания постановления по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, регламентированы частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса).

При этом согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регламентирован параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из положений части 2 статьи 208 Кодекса следует, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Частью 2 статьи 117 Кодекса предусмотрено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, установленный законом срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением.

В силу части 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, либо высылается в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Как следует из материалов дела,  согласно почтовому уведомлению с почтовым идентификатором №36000162448806 (номер отправления по которому в адрес МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.о. Баксан» было направлено Постановление от 15.09.2021г., датой вручения адресату почтальоном письма с исходящим документом №06/4066 (номер обжалуемого постановления)  является 28 сентября 2021 года.

Следовательно, установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обжалование указанного постановления, с учетом положений части 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истек 12.10.2021.

С заявлением об оспаривании указанного постановления учреждение  обратилось в суд 12.10.2021, что подтверждается почтовой квитанцией (номер почтового отправления 36153563900579), то есть в установленные Законом сроки.

Частью 3 статьи 211 АПК РФ определено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности  государственной пошлиной не облагается, в связи с чем,  вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

     Руководствуясь статьями  руководствуясь статьями  167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, суд

                                                        Р Е Ш И Л :

Отказать муниципальному казенному учреждению  «Управление имущественных и земельных отношений г.о.Баксан» г.Баксан в удовлетворении заявления.

 Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный  суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики. 

 Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Судья                                                                                С.М. Пономарев