ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-4684/15 от 16.03.2016 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Нальчик Дело №А20-4684/2015

19 марта 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена «16» марта 2016 года.

Полный текст решения изготовлен «19» марта 2016 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Э.Х. Браевой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кертбиевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Хутова Лазера Назировича, ОГРН 313072414300069, ИНН 070803414613

к межрегиональному управлению Росфинмониторинга по СКФО, ОГРН 1102650001662, ИНН 2626042297

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Хутов Лазер Назирович обратился в Арбитражный суд КБР с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 03.11.2015, вынесенного и.о. заместителя руководителя межрегионального управления Росфинмониторинга по СКФО.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

 Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 5 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2008 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (риэлтерские услуги).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 №6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом» (далее - Постановление) правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций – со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций со дня вступления в силу данного постановления. Согласно пункту 2 Постановления правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций – в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

В силу пункта 9 статьи 7 Закона №115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Порядок постановки на учет указанных организаций определен в «Положении о постановке на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 №28 (далее – Положение). Постановлением Правительства Российской Федерации №638 от 24.10.2005 пункт 2 Положения дополнен подпунктом "д", обязывающим постановку на учет организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (изменения, введенные Постановлением Правительства Российской Федерации №638, опубликованы в издании «Собрание законодательства Российской Федерации 31.10.2005). Согласно Положению постановка на учет таких организаций в Федеральной службе по финансовому мониторингу осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования указанного Положения.

Рассмотрев с этих позиций материалы дела, суд пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что прокурором Майского района КБР проведена проверка в сфере исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля.

По результатам проверки 29.09.2015 в отношении индивидуального предпринимателя Хутова Л.Н. вынесено постановление по части 1 статьи 15.27 КоАП, согласно которому Хутов Л.Н. будучи индивидуальным предпринимателем, осуществляющим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, не исполнял законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не встал на учет в Росфинмониторинге, не использовал Личный кабинет в целях идентификации клиентов, не разработал правила внутреннего контроля, не назначил специальное должностное лицо, не осуществлял идентификацию клиентов в целях противодействия легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По результатам рассмотрения постановления прокурора Майского района КБР и материалов дела об административном правонарушении МРУ Росфинмониторинга по СКФО вынесено постановление в отношении Хутова Л.Н. от 03.11.2015 №19-04-22/4733 о признании в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи15.27 КоАП и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Оспаривая указанное постановление, предприниматель ссылается на то, что он фактически не оказывал посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, после проверки из осуществляемых видов деятельности предпринимателем исключена указанная деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

Доводы заявителя подтверждаются материалами дела и не оспариваются в отзыве государственным органом.

Суд считает, что привлеченные предпринимателем доводы, не исключая состав вменяемого административного правонарушения, имеют существенное значение для определения санкции.

Так, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Административным органом обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность общества, не установлено, при этом, сведений о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение аналогичного правонарушения, суду не представлено.

При назначении административного наказания административный орган в оспариваемом постановлении применил к предпринимателю административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Применение наказания в указанном размере ничем необоснованно.

Суд считает необходимым изменить назначенное наказание на предупреждение, полагая, что данная мера административного наказания будет являться соразмерной содеянному.

В соответствии с часть 2 статьи 3.4 КоАП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Санкция части 1 статьи 15.27 КоАП предусматривает такое наказание как предупреждение.

При этом суд принимает во внимание, что допущенным правонарушением не нанесен значительный вред отдельным гражданам или обществу, а предприниматель к аналогичной административной ответственности привлекается впервые.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 169, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Росфинмониторинга по СКФО от 03.11.2015 № 19-04-22/4729 в части наказания и назначить Хутову Лазеру Назировичу, 26.07.1965 г.р., зарегистрированному по адресу: КБР, Майский район, г.Майский, ул.Ленина, 37, кв.34, наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд КБР.

Судья Э.Х. Браева