Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело №А20-4714/2021
07 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 27.01.2022г. Полный текст решения изготовлен 07.02.2022г.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Н.Ж. Кочкаровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Б. Куйгеновым,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заявление Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик
к Управлению Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике
о признании недействительным представления УФК по КБР
при участии в судебном заседании представителей :
заявителя ФИО1 – по дов. в деле
УФК : ФИО2 - дов. в деле
УСТАНОВИЛ :
Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением, в котором просит признать представление Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике №04-20-09/2904 от 15.09.2021 недействительным, решение и действие УФК по КБР незаконными.
В ходе судебного заседания представитель Министерства поддержал доводы заявления в полном объеме.
Представитель казначейства просила в удовлетворении заявления отказать по доводам изложенным в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.
На основании Приказа Управления Федерального казначейства по КБР от 06.07.2021г. №229 "О назначении плановой выездной проверки Министерства финансов КБР" и в соответствии с пунктом 61 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2021г. была проведена проверка выполнения субъектами Российской Федерации обязательств по соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации .
13.08.2021г. УФК по КБР был составлен Акт выездной налоговой проверки Министерства финансов КБР.
Управлением по результатам Проверки вынесено Представление от 15.09.2021 № 04-20-09/2904 и направлено в адрес Министерства финансов КБР.
В Представлении указаны следующие нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации:
1. В нарушение абзаца «в» пункта 1 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1950 (ред. от 29.10.2020) «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации» и абзаца 5 пункта 2.1.1 Соглашения № 01-01-06/06-20 от 27.01.2020 не обеспечен рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2020 год по сравнению с уровнем исполнения 2019 года на 1,1% (1,4%-0,3%=1,1%);
2. В нарушение требований письма Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 26.06.2020 №06-03-14/55664, № 07-04-05/05-12613 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 №1950» и письма Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 27.04.2021 №06-03-14/32100, №07-04-05/05-9678 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2196», высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Правительство КБР, Минфин КБР - ответственный исполнитель Программы) до настоящего времени не заключено соглашение о применении режима первоочередных расходов с Управлением Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике.
Не согласившись с вынесенным Преставлением Министерство финансов КБР обратилось в суд с данным заявлением .
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий: не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, которое в силу пункта 3 статьи 166.1 названного Кодекса осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении своих полномочий, в частности, проводят проверки, ревизии и обследования; направляют объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ установлено, что под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Таким образом, оспариваемый акт вынесен уполномоченным органом, и является документом властно-распорядительного характера, содержащим предписания, подлежащие обязательному исполнению.
Невыполнение представления в установленные сроки является основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Следовательно, представление от 15.09.2021. №04-20-09/2904 является основанием для возникновения прав и обязанностей у Минфина КБР и содержит властные распоряжения, обязательные к исполнению, принято по результатам проведенной проверки, и его неисполнение влечет за собой наступление ответственности, предусмотренной частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд считает, что оспариваемое представление по своему содержанию отвечает признакам ненормативного правового акта и может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ.
Программа оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики на 2018-2024 годы утверждена распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28.09.2018 №573-рп. Основным ответственным исполнителем указанной программы является Минфин КБР. Требованием в Представлении было принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений.
По первому пункту Представления, Министерством финансов КБР, каких-либо доводов по признанию его незаконным не представлено, в связи с чем, суд считает что в удовлетворении заявления о признании недействительным 1 пункта Представления следует отказать.
По второму пункту представления.
В соответствии с пунктом 3 Приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 31.12.2019 г. № 1950 (ред. от 23.12.2020) «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации» (далее-Постановление №1950) условием заключения высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с территориальным органом Федерального казначейства соглашения об открытии и ведении в территориальном органе Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации, со средствами, поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, является наличие у бюджетного или автономного учреждения субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения деятельности которых являются средства бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением иных источников финансирования), просроченной задолженности по расходам на оплату труда и (или) уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам.
Указанные требования не распространяются на задолженность, источником финансового обеспечения деятельности которых являются средства ТФОМС и средства, получаемые от оказания платных услуг.
В соответствии с данными, представленными субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности, за период с января 2020 года по июль 2021 года в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности наличия (ф. 0503769) просроченной кредиторской задолженности по расходам на оплату труда и (или) уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работникам бюджетных и автономных учреждений КБР, источником финансового обеспечения деятельности которых являются средства республиканского бюджета КБР, не значится.
В связи с отсутствием предусмотренного постановлением условия (наличие просроченной кредиторской задолженности) у Кабардино-Балкарской Республики в 2020 году отсутствовало обязательство заключения соглашения об открытии и ведении в УФК по КБР лицевых счетов для учета операций бюджетных и автономных учреждений КБР и открытии счета на балансовом счете № 40601 «Счета организации, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности».
Согласно представленным в Министерство финансов РФ ежеквартальным отчетам за 1 квартал, 1 полугодие 2021 года обязательства, предусмотренные пунктами «в» и «ж» пункта 2, пунктом 3 перечня, являющегося приложением к Постановлению № 2196 и абзацами четвертым и двенадцатым заключенного соглашения от 05.02.2021 г. № 01-0-06/06-84 «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Кабардино-Балкарской Республики» на 2021 год, Кабардино-Балкарской Республикой исполнены. В рамках исполнения обязательств, предусмотренных данным соглашением рассмотрен и доработан представленный УФК по КБР проект соглашения «О применении режима первоочередных расходов Управлением Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике» в 2021 году. Проект направлен на согласование в УФК по КБР письмом от 20.08.2021 г. № 32-12-18/2714 .
В рамках реализации требований положений, установленных постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2196 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов РФ» Кабардино-Балкарской Республикой заключено соглашение с Минфином России от 05.02.2021 г. № 01-01-06/06-84 (далее - Соглашение о СЭР). Подпунктом 2.1.3 Соглашения о СЭР в качестве меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов КБР предусмотрено заключение соглашения между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и территориальным органом Федерального казначейства о применении режима первоочередных расходов (далее - Соглашение с ТОФК). Минфином России и Федеральным казначейством разработана примерная форма соглашения о применении режима первоочередных расходов (далее - Примерная форма соглашения).
На основании анализа соглашений, заключенных другими субъектами РФ, Минфином КБР доработан проект Соглашения с ТОФК и направлен на согласование в УФК по КБР.
Проект Соглашения с ТОФК соответствует Примерной форме, соглашения, за исключением изменений в пункте 4.2 раздела IV примерной формы соглашения, где установлено, что «Настоящее соглашение заключается на неопределенный срок». Как и постановление Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2196 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов РФ», так и соглашение о СЭР имеют ограниченный срок действия. В связи с этим было предложено пункт 4.2. Соглашения с ТОФК изложить в следующей редакции: «4.2. Настоящее Соглашение заключается на срок действия Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов КБР от 05.02.2021 г. № 01-01-06/06-84.».
Данные изменения включены в соответствии с устными разъяснениями, полученными от специалистов Минфина России и Федерального казначейства, допускающими внесение изменений в Примерную форму соглашения с ТОФК.
Министерство финансов КБР письмом от 29.10.2021 № 32-12-06/3473 сообщило, что направило запрос в Министерство финансов Российской Федерации о разъяснении допустимости отклонения от текста Примерной формы Соглашения.
Федеральное казначейство письмом от 01.11.2021 № 05-03-13/26673 поручило Управлению в срок не позднее 3 ноября 2021 года обеспечить подписание соглашение о применении режима первоочередных расходов Управлением.
В ходе судебного заседания представитель Минфина КБР пояснил, что Соглашение о применении режима первоочередных расходов длительное время согласовывалось и в итоге подписано Правительством КБР 03.11.2021. ( копия Соглашения представлена в материалы дела).
В связи с изложенным, суд считает, что представление содержит законные требования об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации регулирующих бюджетные правоотношения.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что заявителем не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого представления и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца, который в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов, выполненных в форме электронного документа, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Н.Ж. Кочкарова