Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело № А20-4766/2013
27 марта 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена «19» марта 2014 года.
Полный текст решения изготовлен «27» марта 2014 года.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Э.Х. Браевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кертбиевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Местной администрации городского округа Нальчик
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике
об оспаривании ненормативного акта,
при участи в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований Департамента архитектуры и градостроительства местной администрации городского округа Нальчик
при участии в судебном заседании представителей: от администрации - ФИО1 – по доверенности от 09.01.2014, от управления – ФИО2 – по доверенности от 27.01.2014 № 05/135,
У С Т А Н О В И Л:
Местная администрация городского округа Нальчик (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительными решения от 22.07.2013 и предписания от 22.07.2013 по делу №305-43/13, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по КБР (далее – антимонопольный орган, управление).
К участию в деле привлечен Департамент архитектуры и градостроительства местной администрации городского округа Нальчик (далее – департамент) в качестве третьего лица без самостоятельных требований.
Представитель администрации поддержал заявленные требования, пояснил, что департамент является некоммерческой организацией, финансируемой из бюджета, которая вправе заниматься деятельностью, приносящей доход; пояснил также, что денежные средства от оказания платных услуг поступают в бюджет, за период с 01.01.2013 по 30.06.2013 в бюджет от деятельности департамента поступило 263 200 рублей.
Представитель департамента, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
Представитель антимонопольного органа в заседании поддержал доводы отзыва, просил отказать в удовлетворении требований.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд находит заявление администрации необоснованным.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в управление письма Прокуратуры КБР от 30.04.2013 № 86/9-2012 антимонопольный орган провел проверку в отношении Местной администрации городского округа Нальчик на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Департамента.
По результатам рассмотрения материалов проверки управлением принято решение от 22.07.2013 №305-43/13, в котором отражены выявленные признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанного решения антимонопольный орган выдал администрации предписание от 22.07.2013 по делу №305-43/13, которым заявителю срок до 16.08.2013 предлагается внести изменения в устав, тем самым прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: исключить пункт 2.2 устава, предусматривающий оказание платных услуг и занятие предпринимательской деятельностью.
Не согласившись с принятым решением и выданным предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что факт нарушения администрацией законодательства о защите конкуренции доказан антимонопольным органом, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Так, постановлением администрации от 12.07.2011 N 1418 изменен тип муниципального учреждения "Управление архитектуры и градостроительства города Нальчика» в целях создания муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик»; внесены соответствующие изменения и утвержден устав Управления архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик в новой редакции; учредителем указанного управления определена Местная администрация городского округа Нальчик.
Согласно уставу Управление архитектуры и градостроительства местной администрации городского округа Нальчик (правопреемник в настоящее время - муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры и градостроительства местной администрации г.о.Нальчик») является муниципальным казенным учреждением, наделено полномочиями по регулированию градостроительной и архитектурной деятельности, а также по муниципальному земельному контролю на территории городского округа Нальчик (пункт 1.1); является некоммерческой организацией (пункт 1.9); не преследует получение прибыли в качестве основной деятельности, но вправе оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям его создания (пункт 2.2.), доходы, полученные от указанной деятельности , поступают в местный бюджет г.о.Нальчик (пункт 2.2.).
По сути доводы заявителя сводятся к тому, что полномочиями органа местного самоуправления Департамент не наделялся, что окончательное решение о выдаче согласований и разрешений по вопросам, входящим в круг полномочий департамента, принимает уполномоченное должностное лицо муниципального органа и эта часть полномочий как была, так и остается прерогативой заявителя; что департамент только принимает документы, подготавливает проекты решений и осуществляет выдачу согласований и разрешений в сфере строительства, реконструкции, перепланировки, осуществления геодезических работ и другим вопросам.
Суд находит доводы заявителя необоснованными.
Согласно пункту 2.3 устава департамент осуществляет следующие виды деятельности:
- подготавливает задания на разработку документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания) в соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
- осуществляет проверку подготовленной документации по планировке территории на соответствие техническим регламентам, правилам землепользования и застройки, документам территориального планирования, другим сведениям информационных систем обеспечения градостроительной деятельности г.о.Нальчик;
- подготавливает и выдаёт архитектурно-планировочные задания, градостроительные планы земельных участков для проектирования объектов на территории г.о.Нальчик в соответствии со сведениями информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
- подготавливает и выдаёт проектно-сметную документацию;
- проводит проверку соответствия проектной документации архитектурно-планировочному заданию, градостроительному плану земельного участка, документации по планировке территории, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, другим сведениям информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по отношению к участку и объекту проектирования;
- выдает разрешения на осуществление геодезических работ на территории г.о.Нальчик;
- подготавливает проекты решений о предварительном согласовании мест размещений объектов, о предоставлении земельных участков для строительства;
- подготавливает исходные данные для формирования земельных участков;
- подготавливает и выдаёт в установленном порядке разрешения на строительство объектов, и ввод таких объектов в эксплуатацию или отказывает в выдаче данных разрешений с указанием причин отказа;
- подготовка проектов решений по согласованию переустройств и (или) перепланировок помещений, по переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые на территории г.о.Нальчик;
- организует работу приёмочных комиссий и утверждает акты приёмочных комиссий.
Анализ приведенных выше полномочий позволяет сделать вывод, что департамент осуществляет контроль входящих документов, адресованных к органу местного самоуправления, подготавливает проекты решений, исполняет функции муниципального органа по выдаче согласований или разрешений, то есть деятельность департамента представляет собой последовательность действий от приема заявления и анализа обстоятельств до выдачи документов, каждое из которых может быть обжаловано как, например, отказ от приема пакета документов. Сама по себе возможность принять либо не принять документ, не соответствующий каким-либо требованиям, является формой решения об отказе в согласовании или выдаче разрешения, которая относится к компетенции самого муниципального органа.
При этом согласно тому же пункту 2.3 устава (раздел «по выполнению заказов физических и юридических лиц») департамент:
- выполняет геодезические, картографические, топографические, проектные работы, экспертные заключения.
- выполняет работы по проектно-сметной документации.
- проводит негосударственный строительный контроль, негосударственную экспертизу проектной документации.
- осуществляет архитектурно-строительное проектирование;
- проводит экспертизу существующих объектов строительства и недвижимого имущества;
-выполняет работы по оценочной деятельности;
- проводит строительный контроль в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, департамент наделен полномочиями по оказанию услуг в той области, в которой он наделен полномочиями органа местного самоуправления.
Заявитель, возражая против доводов антимонопольного органа, поясняет, что средства от предпринимательской деятельности департамента идут в местный бюджет, что департамент фактически не осуществляет предпринимательскую деятельность.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании: из письма заместителя главы местной администрации – руководителя Департамента финансов от 17.02.2014 № 1-09/836 следует, что денежные средства от оказания платных услуг МКУ «Департамент архитектуры и градостроительства местной администрации г.о.Нальчик» поступают в бюджет; за период с 01.01.2013 по 30.06.2013 в бюджет от деятельности департамента поступило 263 200 рублей.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не имеют значение для оценки устава департамента.
В вину заявителю ставится не то, как департамент организует свою деятельность, а сам факт одновременного наделения полномочиями хозяйствующего субъекта, который может оказывать услуги на рынке строительства и архитектуры с функциями регулятора этого самого рынка, что запрещено законом.
Вышеперечисленные товарные рынки являются конкурентным и наделение департамента функциями и полномочиями органа местного самоуправления в данных сферах предоставляет данному департамента более выгодные условия деятельности.
С учетом положения статьи 4 Закона о защите конкуренции, исходя из осуществляемой им уставной деятельности, департамент является хозяйствующим субъектом, обладающим при этом функциями и полномочиями органа местного самоуправления.
Следовательно, осуществление данным юридическим лицом вышеуказанных полномочий органа местного самоуправления наряду с деятельностью, приносящей доход, на товарных рынках, указанных в уставе, безусловно, поставит данную организацию в преимущественное положением перед хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на вышеперечисленных рынках, так как иные хозяйствующие субъекты такими полномочиями не обладают и не имеют возможности для привлечения административного ресурса в ходе осуществления своей деятельности.
Таким образом, факт нарушения антимонопольным органом доказан и подтвержден материалами дела.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что в действиях администрации имеются признаки нарушения части 3 статьи 15consultantplus://offline/ref=F4B1677BA3F9801EFCE8BCC4411E55C7FD3970203866F83327F483FFE050E8A22B9AB5BCE5F75228v3p8O Закона о защите конкуренции.
Ссылка заявителя на Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", действовавший на момент утверждения редакции устава, признается судом необоснованной, поскольку заявителю в вину вменяется не то, что он поручил третьему лицу оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления, а непосредственно передал их.
Из материалов дела видно, что администрацией до истечения установленного срока исполнено предписание антимонопольного органа путем исключения из устава департамента пункта 2.2, о чем свидетельствует постановление администрации от 09.08.2013 № 1738.
С учетом вышеизложенного оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа являются законными и обоснованными и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении требований Местной администрации городского округа Нальчик.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд КБР.
Судья Э.Х. Браева