ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-490/12 от 08.11.2012 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нальчик Дело № А20-490/2012

«15» ноября 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 08.11.2012.

полный текст решения изготовлен 15.11.2012.

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Н.Ж.Кочкаровой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Теуважевой З.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Каменный мост»

к Министерству по управлению государственным имуществом и земельных отношений КБР

третьи лица : Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская детская поликлиника №2», Министерство здравоохранения КБР, Муниципальное казенное учреждение «Департамент по управлению городским имуществом Местной Администрации г.о.Нальчик»

об обязании предоставить проект договора купли-продажи арендуемого помещения площадью 21,7 кв.м.

при участии в открытом судебном заседании:

от истца: ФИО1 – дов. в деле, ФИО2 – дов. в деле

от Минздрава : ФИО3- дов. в деле

от МУЗ «Детская поликлиника №2» : ФИО4 –дов. в деле

от ДУГИ: ФИО5 –дов. в деле

У С Т А Н О В И Л :

общество с ограниченной ответственностью фирма «Каменный мост» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству по управлению государственным имуществом и земельных отношений КБР ( далее- - ответчик, Министерство) о признании отказа о выкупе арендуемого помещения незаконным, обязании Министерства осуществить действия предусмотренные ч.3. ст.9 Федерального Закона №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно :

1) Обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого помещения в порядке, установленном Федеральным Законом «Об оценочной деятельности в РФ» в двухмесячный срок с даты получения заявления;

2) Принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценки;

3) Направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества. ( уточенные требования).

Исковые требования мотивированы тем, что Общество является арендатором спорного помещения и как субъект малого предпринимательства, в силу положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), имеет преимущественное право на приобретение арендованного помещения в собственность.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены : Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская детская поликлиника №2» ( далее – Поликлиника) , Министерство здравоохранения КБР ( далее – Минздрав КБР) , Муниципальное казенное учреждение «Департамент по управлению городским имуществом Местной Администрации г.о.Нальчик» ( далее – ДУГИ г.Нальчика) .

В ходе судебного заседания представители истца поддержали исковые требования в полном объеме.

На предыдущем судебном заседания представитель Министерства исковые требования истца отклонил в полном объеме.

В отзыве на иск Минздрав КБР исковые требования истца отклонил ввиду следующего. Арендуемое помещение не может быть сформировано как обособленный объект, действие закона не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее государственному или муниципальному учреждению на праве оперативного управления, кроме того, в части помещения, арендуемого истцом, имеется острая необходимость самого лечебно-профилактического учреждения.

Представитель Поликлиники также ходатайствовала отказать истцу в иске, пояснив, что арендуемое истцом помещение необходимо Поликлинике для ее деятельности.

Изучив представленные материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, установлено следующее.

Между ДУГИ г.Нальчика и Обществом 06.01.2006. был заключен договор аренды №179 в соответствие с условиями которого Арендодатель – ДУГИ г.Нальчика сдает, а Арендатор – Общество принимает в аренду имущество общей площадью 20,0 кв.м., расположенное по адресу : ул.Легендарная - ныне ФИО6 ( детская поликлиника) для использования под аптечный киоск. Срок действия договора установлен с 06.01.2006. по 04.01.2007. Данный договор был согласован с балансодержателем – Поликлиникой.

В последующем, договора аренды на спорное помещение перезаключались ежегодно.

Общество как субъект малого предпринимательства, обратилось в Администрацию г.о.Нальчик с заявлением №5/11 от 18.11.2011. о выкупе арендуемого помещения.

Письмом за №1-31/5639 от 13.12.11. Обществу было отказано в выкупе арендуемого помещения в связи с тем, что спорное нежилое помещение находится в здании Поликлиники, которое принадлежит ей на праве оперативного управления. Заявителю также было указано, что Поликлиника передана в республиканскую собственность Кабардино-Балкарской Республики.

В последующем, Общество письмом за №8 от 17.05.2012. обратилось в Министерство с заявлением , в котором просило обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого помещения площадью 21,7 кв.м. , расположенное по адресу : <...> в порядке, установленном Федеральным Законом «Об оценочной деятельности в РФ» в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации вышеуказанного арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценки; направить ООО «Каменный мост» проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

26.06.2012. письмом за №15 Обществом были направлены дополнительные документы, подтверждающие право на преимущественный выкуп арендуемого помещения.

Письмом за №03-24/1675 от 10.07.2012. Обществу было отказано в выкупе арендуемого помещения, на основании того , что спорное помещение находится в оперативном управлении Поликлиники.

Ссылаясь на то, что Общество имеет преимущественное право выкупа арендуемого помещения в силу закона, истец обратился в суд с данным иском.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требования заявителя подлежат удовлетворению при наличии в совокупности двух условий: если оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и если нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального Закона № 159-ФЗ названный нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу Закона, в том числе предусматривает особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

На основании статьи 3 Федерального Закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости.

Пунктом 3 части 2 статьи 1 Федерального Закона № 159-ФЗ установлено, что действие Закона не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.

Как следует из представленных документов Муниципальное учреждение здравоохранения Городская детская поликлиника №2 учреждено приказом Управления здравоохранения администрации г.Нальчик от 19.04.2000г. №7 . Устав Поликлиники зарегистрирован 09.08.2000г. В соответствии с пунктом 3.1. Устава имущество за поликлиникой закреплено на праве оперативного управления.

В последующем, с целью надлежащего оформления ранее сложившихся отношений – проведения государственной регистрации права оперативного управления Поликлиники на указанное муниципальное имущество, ДУГИ г.Нальчика было издано Распоряжение №200-а от 08.08.2008. о передачи Поликлиники на праве оперативного управления муниципальное имущество, находящееся по адресу : <...>. 08.08.2008, между ДУГИ г.Нальчика и Поликлиникой был заключен договор о закреплении муниципального имущества г.Нальчика на праве оперативного управления . Согласно свидетельства о государственной регистрации права серия 07-АВ №028727 от 17.10.2008. за Поликлиникой зарегистрировано право оперативного управления на здание детской поликлиники №2 по адресу : КБР, <...>.

Постановлением Правительства КБР от 30.11.2011. №444-ПП было принято решение поддержать предложения органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики о безвозмездной передаче из муниципальной собственности в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики муниципальных учреждений здравоохранения с ведомственным подчинением Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики общей балансовой стоимостью основных средств 2244254442,07 рублей согласно приложению. Министерству государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики предписывалось осуществить в установленном порядке необходимые юридические действия по приему муниципальных учреждений здравоохранения, указанных в пункте 1 настоящего Постановления. Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики совместно с Министерством государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики и Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики было поручено осуществить в установленном порядке необходимые юридические действия по внесению соответствующих изменений в учредительные документы муниципальных учреждений здравоохранения, указанных в пункте 1 настоящего Постановления.

В последующем, Постановлением Парламента КБР от 31.01.2012. «О даче согласия Правительству КБР на прием в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики учреждений здравоохранения как имущественных комплексов» было дано согласие Правительству КБР на прием в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики муниципальных учреждений здравоохранения как имущественных комплексов общей балансовой стоимостью основных средств 2244254442,07 руб.

В связи с чем, по акту приема передачи от 21.02.2012. имущественный комплекс Поликлиники был передан в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики.

Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений КБР №223 от 21.02.2012. здание детской поликлиники №2 расположенное по адресу : КБР, <...> закреплено на праве оперативного управления за Поликлиникой.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права серия 07-АВ №280727 от 21.09.2012. за Поликлиникой зарегистрировано право оперативного управления на здание детской поликлиники №2 по адресу : КБР, <...>.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать свое имущество другим лицам оставаясь собственником.

Возможность такой передачи имущества собственником учреждению на праве оперативного управления предусмотрена статьями 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом возникает у учреждения на основании решения собственника о закреплении этого имущества за учреждением. Собственник, принимая решение о закреплении имущества на праве оперативного управления, относящемся к вещным правам, за созданным им учреждением, реализует свои полномочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и обременение имущества арендными обязательствами не препятствует осуществлению распоряжения таким способом.

Право оперативного управления Поликлиники в отношении здания, расположенного по адресу: <...> возникло с 17.10.2008. (с момента включения объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности). До разграничения уровня собственности здание уже находилось в пользовании Поликлиники, о чем свидетельствует Устав Поликлиники.

На момент включения здания поликлиники в реестр муниципальной собственности и ранее действовал Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, согласно статьи 93.1. которого имущество, находящееся в пользовании, за государственной организацией закреплялось на праве оперативного управления. Иным правом (аренды, собственности) поликлиника не могла обладать в силу закона.

Доказательства временного размещения Поликлиники в спорном здании в деле отсутствуют, в связи с чем, суд пришел к выводу, что имущественный комплекс, занимаемый Поликлиникой, был включен в реестр муниципальной собственности как имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждением здравоохранения до принятия Федерального Закона №159-ФЗ.

Регистрация права оперативного управления осуществленная 17.10.2008. произведена с целью надлежащего оформления ранее сложившихся отношений - проведения государственной регистрации права оперативного управления Поликлиники на указанное муниципальное имущество в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, арендатор был извещен о наличии производных вещных прав Поликлиники на спорное имущество, о чем свидетельствуют представленные им договора аренды, согласованные с Поликлиникой как с Балансодержателем .

Поскольку пунктом 3 части 2 статьи 1 Федерального Закона № 159-ФЗ не предусмотрена возможность реализации преимущественного права арендаторов на приобретение в собственность имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, отказ Министерства в предоставлении Обществу преимущественного права выкупа арендуемого имущества соответствует требованиям действующего законодательства.

При изложенных обстоятельства, арбитражный суд считает, что исковые требования истца подлежат отклонению в полном объеме.

При принятии искового заявления к производству истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела. В порядке, предусмотрено статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина подлежит взысканию с истца. Однако, учитывая, материальное положение истца, суд считает возможным снизить размер госпошлины до 500 рублей.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

1. В иске истцу отказать.

2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Каменный мост» в доход Федерального бюджета РФ госпошлину в размере 500 рублей.

3. Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Судья Н.Ж.Кочкарова