ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-5098/12 от 23.01.2013 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Г. Нальчик Дело № А20-5098/2012

«23» января 2013 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи С.М. Пономарева,

рассмотрев в упрощенном порядке дело по заявлению Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу – Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Кабардино-Балкарской Республике, г.Нальчик, ОГРН 1100725002674, ИНН 0725004443 о привлечении индивидуального предпринимателя Абазова Аслана Алиевича, г. Баксан ОГРНИП 3080071813500025, ИНН 070100313210 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

У С Т А Н О В И Л:

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу – Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Абазова Аслана Алиевича, г. Баксан (далее – ответчик, ИП Абазов А.А.) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.

В деле находятся почтовые уведомления, подтверждающие, что стороны извещены надлежащим образом о начавшемся процессе. Все материалы дела размещены в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. От стороны ответчика не представлены отзыв и иные, истребованные судом документы, что не является препятствием к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Заявление мотивировано тем, что предприниматель Абазов А.А. осуществлял предпринимательскую деятельность с нарушением условий лицензирования.

ИП Абазов А.А. осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров на автобусах на основании свидетельства о государственной регистрации от 14.05.2008, ОГРНИП 308071813500025 и лицензии от 30.06.2008 № АСС-07-030331, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Как следует из материалов дела, в 11 часов 00 минут 13.08.2012 при проведении плановой проверки предпринимателя ИП Абазова А.А. на основании распоряжения Управления от 19.10.2012 № 1350, государственным инспектором Управления А.Б. Машуковым установлен факт осуществления предпринимательской деятельности ИП Абазовым А.А. с нарушением условий лицензирования. Выявлены следующие нарушения:

- Не ведется журнал регистрации путевых листов (нарушение пункта 17 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – Приказ № 152);

- в путевых листах отсутствуют обязательные реквизиты (штамп или печать предпринимателя; отсутствует время проведения послерейсового медицинского осмотра водителя (нарушение пункта 12 Приказа № 152);

- Допускаются нарушения режима труда и отдыха в части продолжительности рабочего времени и междусменного отдыха, так междусменный отдых водителя Абазова А.А. отсутствовал в период с 03.10.2012 на 04.10.2012 (путевой лист № 11392 от 03.10.2012, № 11408 от 04.10.2012), в период с 18.10.2012 на19.10.2012 (путевой лист № 12237 от 18.10.2012, № 12203 от 19.10.2012), при норме не менее 12 часов; рабочее время водителя Абазова А.А. 03.10.2012 составило 23 часа 55 минут (путевой лист № 11392 от 03.10.2012.), рабочее время 18.10.2012 составило 23 часа 14 минут (путевой лист № 12237 от 18.10.2012г.), при норме не более 12 часов (нарушен Федеральный закон от 10.12.1995г. №  196-Ф3 «О безопасности дорожного движения», приказ Минтранса России от 20.08.2004г. № 15 «Положение об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»).

- Не организованы ежемесячные сверки с территориальными органами внутренних дел о ДТП с участием транспортного средства предпринимателя (нарушение пункта 18 «Правил учета дорожно-транспортных происшествий» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647).

Результаты проверки оформлены актом проверки от 22.12.2012 и протоколом об административном правонарушении от 13.08.2012 № 1350, который подписан ИП Абазовым А.А. без возражений.

Указанный протокол и материалы проверки переданы Управлением в Арбитражный суд КБР для решения вопроса о привлечении ИП Абазовым А.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу пункта 24 статьи Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ № 99) лицензия требуется, в том числе на деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Пунктом 1 статьи 19 ФЗ № 99 предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи.

Из этого следует, что протокол об административном правонарушении был по настоящему делу составлен уполномоченным должностным лицом.

Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ № 99 лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно пункту 1 статьи 8 ФЗ № 99 лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок осуществления деятельности, связанной с безопасностью дорожного движения, определен Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон).

С 17.04.2012 действует новое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280.

В соответствии пунктом 4 названного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (пункт «г»); соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (пункт «з»); соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (пункт «и»).

В пунктах 1 и 4 статьи 20 указанного Закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Во исполнение подпункта 2 пункта 7 Приказа № 152 обязательными реквизитами путевого листа являются сведения о водителе включающие: дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Согласно пункту 12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – Приказ № 152) в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.

Пунктом 16 Приказа № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» утвержден порядок заполнения путевого листа, который должен в том числе содержать даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, которые проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

На основании пункта 17 Приказа № 152, собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.

Согласно пунктам 3, 4 приказа министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 № 15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Согласно пункту 25 Приказа № 15 продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Согласно пункту 1 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 2 апреля 1996 г. N 22 и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий" и в целях установления порядка учета дорожно-транспортных происшествий, а также других сведений, характеризующих состояние работы по обеспечению безопасности дорожного движения, в предприятиях и организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Российской Федерации, являющихся владельцами транспортных средств, утверждена Форма журнала учета дорожно-транспортных происшествий, которую следует соблюдать владельцам транспортного средства.

В соответствии с пунктом 18 «Правил учета дорожно-транспортных происшествий» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647 владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Из материалов дела следует, что предпринимателем допущены нарушения пунктов 7, 12, 16, 17 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», Федерального закона от 10.12.1995г.   196-Ф3 «О безопасности дорожного движения», приказ Минтранса России от 20.08.2004г.; пунктов 3, 4, 25 приказа министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 № 15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»; пункта 18 «Правил учета дорожно-транспортных происшествий» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647.

Таким образом, как видно из материалов дела и установлено судом, по настоящему делу предпринимателем Абазовым А.А. не выполнялись условия, предусмотренные лицензией.

Согласно протоколу об административном правонарушении предприниматель Абазовым А.А. возражений относительно процедуры и порядка его привлечения к административной ответственности не представил. В протоколе имеется объяснение предпринимателя, из которого следует, что он с протоколом согласен и указанные нарушения будут устранены.

Вместе с тем, обязательное лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом, который относится к источнику повышенной опасности, имеет своей целью обеспечение безопасности граждан, являющихся участниками дорожного движения и нарушение его условий, является основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Ответственность, указанная частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от 3 000 до 4 000 рублей.

При таких обстоятельствах суд находит, что в действиях предпринимателя

Абазова А.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исходя из положений пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10, суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, заявлялось ли ходатайство об их учете при рассмотрении дела об административном правонарушении. При этом статья 2.6 Кодекса указывает на обязательное выяснение смягчающих ответственность обстоятельств.

Судом установлено, что ИП Абазов А.А. ранее привлекался Арбитражным судом КБР к административной ответственности за однородное правонарушение (решение от 25.05.2012 по делу № А20-734/2012), в связи с чем подвергался административной ответственности в виде наложения штрафа.

Нормами статьи 4.6 КоАП РФ установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Суд при определении размера санкции, оценив представленные в дело доказательства, принял во внимание то обстоятельство, что предприниматель Абазов А.А. вину свою признал, вместе с тем по делу №А20-734/2012 не истек срок давности привлечения к ответственности, установленный в статье 4.6 КоАП РФ, в связи с чем, с учетом положений статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях счел возможным применить к нему административное наказание, в виде наложения штрафа в сумме 3500 рублей, то есть в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 вышеназванного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Бюджетного Кодекса РФ административные штрафы подлежат зачислению в бюджет по месту нахождения органа, принявшего решение о наложении штрафа.

Учитывая изложенное, руководствуясь статями 167-170, 206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

  Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить заявление Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу - Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Кабардино-Балкарской Республике, место нахождения: КБР, г.Нальчик, ул. И. Арманд, дом 37 «А», зарегистрированного 21.12.2010 в инспекции ФНС № 1 по г. Нальчику КБР с присвоением ОГРН 1100725002674 и ИНН 0725004443.

2. Привлечь индивидуального предпринимателя Абазова Аслана Алиевича, 28.06.1984 года рождения, уроженца КБР, зарегистрированного по адресу: КБР, г.Баксан, ул. Фрунзе, 1, кв. 18 зарегистрированного 14.05.2008 в качестве индивидуального предпринимателя межрайонной инспекцией ФНС России №2 по КБР с присвоением ОГРНИП 308071813500025 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Взыскать с индивидуального предпринимателя Абазова Аслана Алиевича, 28.06.1984 года рождения, уроженца КБР, зарегистрированного по адресу: КБР, г.Баксан, ул. Фрунзе, 1, кв. 18 зарегистрированного 14.05.2008 в качестве индивидуального предпринимателя межрайонной инспекцией ФНС России №2 по КБР с присвоением ОГРНИП 3080071813500025, штраф в размере 3500 (три тысячи пятьсот) рублей.

Банковские реквизиты ТО ГАДН по КБР для перечисления штрафа:

ИНН 0725004443; КПП 072501001

Управление Федерального казначейства по КБР (МТУ Ространснадзора по СКФО);

КБК 106 1 16 90040 04 0000 140; ОКАТО 83401000000

р/с 40101810100000010017 в ГРКЦ НБ Кабардино-Балкарской Республики Банка России БИК 048327001

4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Судья С.М. Пономарев