ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-5652/2021 от 04.05.2022 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-5652/2021

20 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 04.05.2022г.  Полный текст решения изготовлен 20.05.2022г.         

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Н.Ж. Кочкаровой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куйгеновым И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водник» и Чеченова Мурата Муаедовича

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик

с привлечением третьих лиц: конкурсного управляющего ООО «Карпак-Н» Малухова Зураба Мухарбековича и Оператора электронной площадки: ООО «МЭТС»

о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа

при участии в судебном заседании:

представителя общества :  Курманова В.В. – по доверенности от 20.03.2022;

представителя УФАС по КБР:  Каракизова А.Х. -  по доверенности от 18.03.2022;

представителя Чеченова М.М. – Утова А.М. – по доверенности от 21.03.2022;

УСТАНОВИЛ :

            общество с ограниченной ответственностью «Водник» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – УФАС, административный орган) в котором просит признать: недействительным решение по делу №007/01-18.1-1270/2021 от 20.12.2021 и предписание №007/01-18.1-1270/2021 от 20.12.2021, а  действия Управления  Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике – незаконными; обязать конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Карпак-Н» Малухова Зураба Мухарбековича рассмотреть действующие заявки участников торгов и подвести итоги открытых торгов посредством публичного предложения №76196-ОТПП на реализацию недвижимого имущества ООО «Карпак-Н» ( уточенные требования) .

            Заявление принято к производству суда, делу присвоен номер №А20-5652/2021.

Кроме того, индивидуальный предприниматель Чеченов Мурат Муаедович обратился в Арбитражный суд КБРс заявлением о признании незаконным предписания от 20.12.2021 по делу №007/01/18.1-1270/2021  о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике.

          Заявление принято к производству суда, делу присвоен номер №А20-890/2022.

          Определением Арбитражного суда КБР от 01.04.2022г. дела  №А20-890/2022 и №А20-5652/2021 объединены в одно производство и присвоен делу №А20-5652/2021.

          В ходе судебного заседания представитель общества поддержал доводы в полном объеме.

          Представитель Чеченова также поддержал доводы заявления.

          Представитель УФАС просил в удовлетворении заявлений отказать, по доводам изложенным в отзыве на заявление.

          Рассмотрев материалы дела , выслушав лиц участвующих в деле , судом установлено.

          В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике поступила жалоба Чеченова М.М. на действия Организатора торгов - конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Карпак-Н» Малухов З.М. (далее - организатор торгов) при организации и проведении открытых торгов в форме публичного предложения по извещению №76196-011111 по продаже имущества 000 «Карпак-Н», номер торгов на ЕФРСБ: 7644047.

          Предметом торгов, согласно извещению является 1) Здание; кад. №07:09:0000000:22333; нежилое; пл. 282,40 кв.м. (Механическая мастерская (цех) (Лит М); 2)3дание; кад. № 07:09:0000000:22340; нежилое; пл. 2871,50 кв.м. (Сборочный цех); 3) Здание; кад. № 07:09:0000000:22343; нежилое; пл. 399,00 кв.м. (Склад готовой продукции (Лит Б)); 4)3дание; кад. № 07:09:0000000:22344; нежилое; пл. 358,70 кв.м. (Здание котельной (Лит Г); 5)3дание; кад. № 07:09:0000000:22601; нежилое; пл. 442,70 кв.м. (Цех отделки (Лит 3); 6)3дание; кад. № 07:09:0000000:22890; нежилое; пл. 630,80 кв.м. Вспомогательные помещения (тепловой пункт); 7)3дание; кад. № 07:09:0000000:23235; нежилое; пл. 2183,30 кв.м. (Цех отделки (производственный цех) (Лит Е);  8)3дание; кад. № 07:09:0000000:23236;

нежилое; пл. 42,30 кв.м. (Электроподстанция); 9)3дание; кад. № 07:09:0000000:23238; нежилое; пл. 199,50 кв.м. (центральная ремонтная мастерская); 10)Газопровод; кад. № 07:09:0102038:292;нефтяные и газовые сооружения; дл. 310,00 м.; 11) Земельный участок - 37 146 кв.м., кад.№: 07:09:0102038:191 (зем. уч. находится в залоге). Адрес нахождения: КБР, г. Нальчик, ул. Кабардинская, д. 160.

Начальная цена продажи имущества - 56 788 013,88 руб. НДС не облагается.

Согласно извещению, был установлен следующий график снижения цены (периоды):

№      Дата начала                         Дата окончания                     Цена Размер задатка в руб.

1        15.11.202109:00          20.11.202109:00 56 788013,88       11357 602,78

2        20.11.202109:00          25.11.202109:00 52 419705,12       11357 602,78

3        25.11.2021 09:00         30.11.2021 09:00 48 051 396,36       11 357 602,78

4        30.11.2021 09:00         05.12.2021 09:00 43 683 087,60       11 357 602,78

Дата окончания приёма заявок по лоту:   05.12.2021 09:00.

Место подведения результатов торгов:    ЭТП ООО "МЭТС"

Согласно установленному в сообщении о проведении торгов порядку и критериям определения победителей торгов, размещенному в составе извещения:       победителем      в      торгах      посредством      публичного предложения признается:

          1.Участник, который представил в установленный срок заявку, содержащую предложение о цене, которая не ниже цены, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников;

          2.В случае, если несколько участников представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене, но не ниже цены, установленной для определенного периода проведения торгов, то победителем признается участник, предложивший максимальную цену;

          З.В случае, если несколько участников представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене, но не ниже начальной цены, установленной для определенного периода проведения торгов, то победителем признается участник, который первым представил в установленный срок заявку на участие. С момента определения победителя торгов прием заявок прекращается.

          На сайте оператора ЭТП ООО «МЭТС» в рамках извещения, размещен порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению.

          Согласно указанному порядку Оператор ЭТП в день начала представления заявок на участие в торгах, в форме публичного предложения, размещает на ЭП сообщение о начале представления заявок на участие в электронных торгах с указанием сведений, содержащихся в сообщении о торгах.

          Для участия в электронных торгах заявитель - юридическое (ЮЛ), физическое (ФЛ) и иностранное (ИЛ) лицо, а также индивидуальный предприниматель (ИП), должен зарегистрироваться на ЭП; представить в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя заявку, соответствующую требованиям, установленным ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) и Приказом МЭР РФ от 15.02.10г. № 54 (в редакции от 09.10.2914г.)

          Один претендент имеет право подать только одну заявку на участие в торгах. Заявитель вправе отозвать заявку на участие в торгах в форме публичного предложения, направив об этом уведомление оператору ЭП.

          Изменение заявки допускается только путем подачи заявителем новой заявки не позднее окончания срока представления заявок на участие в торгах, в форме публичного предложения соответствующего этапа снижения цены, при этом первоначальная заявка должна быть отозвана. В случае если в новой заявке не содержится сведений об отзыве первоначальной заявки, ни одна из заявок не рассматривается. Заявка на участие в открытых торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения: а) обязательство участника открытых торгов соблюдать требования, указанные в сообщении о проведении открытых торгов, б) наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя, идентификационный номер налогоплательщика; в) сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

          К заявке прилагаются следующие документы: а) действительная на день представления заявки на участие в торгах выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); б) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, в) копия решения об одобрении или о" совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или), учредительными документами ЮЛ и если для участников   открытых   торгов   приобретение   имущества   или   внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой.

          Решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в открытых торгов принимается в течение одного рабочего дня по результатам рассмотрения всех представленных заявок на участие в открытых торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившиеся заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов. Протокол об определении участников торгов содержит перечень заявителей, допущенных к участию в торгах, а также перечень заявителей, которым отказано в допуске к участию в торгах с указанием фирменного наименования ЮЛ заявителя, идентификационный номер налогоплательгцика, основного государственного регистрационного номера и (или) ФИО заявителя, идентификационный номер налогоплательщика и указанием оснований принятого решения об отказе в допуске заявителя к участию в торгах. Организатор торгов может отказать претенденту в признании его участником торгов по следующим основаниям: заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов; представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны; поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

          Организатор торгов направляет оператору ЭП в форме электронного документа подписанный протокол об определении участников торгов в день его подписания. Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляется порядке, установленном статьей НО Федерального закона о банкротстве и в соответствие с регламентом работы ЭП.

          Чеченов М.М. подал заявку с ценовым предложением в первом период подачи заявок, а именно 20.11.2021г. в 08ч.26м., при этом в указанном периоде заявка заявителя была единственной. Крайней датой рассмотрения поступившей заявки являлось 22.11.2021 г.

          Однако организатором торгов заявка заявителя в установленный порядком срок не рассмотрена, соответствующий протокол рассмотрения заявки также опубликован не был., данное обстоятельство также не оспаривается сторонами.

          Организатором торгов представлены письменные пояснения, согласно которым, после поступления заявки заявителя, последнему был направлен запрос об аффилированности к должнику ООО «Карпак-Н» и имуществу ООО «Карпак-Н», мотивируя указанный запрос тем, что указанные сведения необходимы для принятия решения о допуске к участию в открытых торгах посредством публичного предложения.

          Указанный запрос был вручен заявителю 22.11.2021г.

          Согласно пояснений организатора торгов, ответ на указанный запрос от заявителя не поступил, после чего организатором торгов был направлен повторный запрос с аналогичным содержанием 25.11.2021г., ответ на который согласно пояснениям организатора торгов также не последовал.

            Далее, Чеченов М.М. отозвал поданную заявку на участие в торгах 25.11.2021г. в 08ч.41м.

          Представитель Чеченова М.М. пояснил , что заявка была отозвана по причине того, что заканчивался второй период для подачи заявок, а заявка поданная ранее не была рассмотрена Организатором торгов в установленные порядком сроки, в связи с чем для подачи повторной заявки была отозвана заявка поданная в первом периоде.

          Судом установлено, что после отзыва заявки поданной в первом периоде, Чеченов М.М. подал заявку повторно во втором периоде, а именно 25.11.2021г. в 08ч.47м.

          Усмотрев в действиях организатора торгов нарушение действующего законодательства УФАС по КБР вынесено решение от 20.12.2021г. по делу №007/01/18.1-1270/2021 о выдаче Предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения аукциона.

          20.12.2021г. УФАС по КБР вынесено предписание следующего содержания :

          1.1. Организатору торгов , Оператору ЭТП отменить протокола составленные в ходе проведения открытых торгов посредством публичного предложения ( при наличии события).

          1.2. Организатору торгов вернуть процедуру на этап приема заявок, при этом прием заявок начать с первого этапа с начальной ценой продажи имущества - 56 788 013, 88.

          2. Оператору ЭТП :

          2.1. Обеспечить возможность исполнения пунктов 1.1. -1.2. настоящего предписания.

          2. Сообщить об исполнении настоящего предписания письменно в Кабардино-Балкарский УФАС России не позднее 30.12.2021г.

          Не согласившись с вынесенными решением и предписанием ООО "Водник" и Чеченов М.М. обжаловали его в суд.

Полномочия антимонопольного органа и порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлены статьями 18.1 и 23 Закона о защите конкуренции.

            Согласно п. 19 ст. 18.1 закона о защите конкуренции, в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

            В силу п. 20 ст. 18.1 закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, согласно установленному в сообщении о проведении торгов порядку и критериям определения победителей торгов, размещенному в составе извещения:         победителем      в      торгах      посредством      публичного предложения признается: 1.Участник, который представил в установленный срок заявку, содержащую предложение о цене, которая не ниже цены, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников; 2.В случае, если несколько участников представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене, но не ниже цены, установленной для определенного периода проведения торгов, то победителем признается участник, предложивший максимальную цену; З.В случае, если несколько участников представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене, но не ниже начальной цены, установленной для определенного периода проведения торгов, то победителем признается участник, который первым представил в установленный срок заявку на участие. С момента определения победителя торгов прием заявок прекращается.

На сайте оператора ЭТП ООО «МЭТС» в рамках извещения, размещен порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению.

Согласно указанному порядку Оператор ЭТП в день начала представления заявок на участие в торгах, в форме публичного предложения, размещает на ЭП сообщение о начале представления заявок на участие в электронных торгах с указанием сведений, содержащихся в сообщении о торгах. Для участия в электронных торгах заявитель - юридическое (ЮЛ), физическое (ФЛ) и иностранное (ИЛ) лицо, а также индивидуальный предприниматель (ИП), должен зарегистрироваться на ЭП; представить в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя заявку, соответствующую требованиям, установленным ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» . Один претендент имеет право подать только одну заявку на участие в торгах. Заявитель вправе отозвать заявку на участие в торгах в форме публичного предложения, направив об этом уведомление оператору ЭП. Изменение заявки допускается только путем подачи заявителем новой заявки не позднее окончания срока представления заявок на участие в торгах, в форме публичного предложения соответствующего этапа снижения цены, при этом первоначальная заявка должна быть отозвана. В случае если в новой заявке не содержится сведений об отзыве первоначальной заявки, ни одна из заявок не рассматривается. Заявка на участие в открытых торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения: а) обязательство участника открытых торгов соблюдать требования, указанные в сообщении о проведении открытых торгов, б) наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя, идентификационный номер налогоплательщика; в) сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий. К заявке прилагаются следующие документы: а) действительная на день представления заявки на участие в торгах выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); б) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, в) копия решения об одобрении или о" совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или), учредительными документами ЮЛ и если для участников   открытых   торгов   приобретение   имущества   или   внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой.

Решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в открытых торгов принимается в течение одного рабочего дня по результатам рассмотрения всех представленных заявок на участие в открытых торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившиеся заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов. Протокол об определении участников торгов содержит перечень заявителей, допущенных к участию в торгах, а также перечень заявителей, которым отказано в допуске к участию в торгах с указанием фирменного наименования ЮЛ заявителя, идентификационный номер налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера и (или) ФИО заявителя, идентификационный номер налогоплательщика и указанием оснований принятого решения об отказе в допуске заявителя к участию в торгах. Организатор торгов может отказать претенденту в признании его участником торгов по следующим основаниям: заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов; представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны; поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Организатор торгов направляет оператору ЭП в форме электронного документа подписанный протокол об определении участников торгов в день его подписания. Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляется порядке, установленном статьей 110 Федерального закона о банкротстве и в соответствие с регламентом работы ЭП.

Согласно абзаца 2 пункта 5.2 Приказа оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для определенного периода проведения торгов.

Согласно абзаца 5 пункта 5.2 Приказа организатор торгов формирует протокол об определении участников торгов и направляет указанный протокол оператору электронной площадки не позднее пяти календарных дней после окончания периода проведения торгов.

При этом, согласно п. 4.3 Приказа заявитель вправе отозвать заявку на участие в торгах не позднее окончания срока представления заявок на участие в торгах посредством направления оператору электронной площадки электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

Также, согласно абзаца 17 части 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах.

Согласно п. 4.1 Приказа срок представления заявок на участие в торгах устанавливается в соответствии со статьи 110 Закона о банкротстве. Статьей 110 Закона о банкротстве установлено, что срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

Следовательно, на основании вышеуказанных нормативных правовых актов, заявитель вправе отозвать свою заявку до окончания представления заявок или подведения результатов торгов, а не окончания определенного периода торгов. Таким образом, отозвав 25.11.2021 свою первую и вторую заявки до окончания срока представления заявок и подведения результатов торгов, Чеченов М.М. реализовал свое предоставленное законом право на отзыв заявки.

Регламент электронной торговой площадки в соответствии с Приказом также позволяет отозвать заявку участнику торгов до момента завершения представления заявок и подведения результатов торгов.

Как видно из ответного письма оператора электронной торговой площадки ООО «МЭТС» № 705/21 от 29.11.2021, на момент рассмотрения жалобы у Чеченова М.М. имелась действующая третья заявка, которую он повторно подал 25.11.2021.

Кроме того, УФАС по КБР При рассмотрении жалобы ошибочно руководствуется Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. № 54 «Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также Порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям». Так, в Решении по делу № 007/01/18.1-1270/2021 от 20.12.2021 на странице 4 Управлением указано, что торги проводятся в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. № 54. Однако данный приказ утратил силу и заменен Приказом Министерства экономического развития РФ от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России».

Также Управление ссылается на судебную практику, а именно на Определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.10.2017 № 301-КГ17-8257 по делу № А43-10976-2016. Однако в рассматриваемом Верховным Судом РФ деле торги проводились еще в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. № 54. Следовательно, данная судебная практика не аналогична, так как новым Приказом Министерства экономического развития РФ от 23.07.2015 № 495 изменен порядок проведения торгов и введено право участников торгов на отзыв заявки до окончания представления заявок.

Кроме того, приведенная судебная практика лишь подтверждает, что организатору торгов необходимо рассматривать действующие заявки в порядке их поступления, независимо от того, на какой стадии находятся сами торги. В ситуации же рассмотрения жалобы Чеченова М.М, первая и вторая заявки были отозваны участником торгов до их рассмотрения.

Так, при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения, о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения (абзац четвертый пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве).

В соответствии с абзацами 5, 6 пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

По смыслу приведенных положений Закона о банкротстве шаг снижения начальной цены на стадии публичного предложения и периодичность ее снижения являются существенными элементами порядка и условий реализации имущества должника. Снижение цены реализации на стадии публичного предложения производится в случае отсутствия спроса на имущество должника по текущей цене публичного предложения. Снижение цены происходит пошагово (поэтапно) до тех пор, пока заинтересованное лицо не представит организатору торгов надлежаще оформленную заявку с указанием цены приобретения, равной цене соответствующего этапа публичного предложения либо превышающей ее.

Целью жалобы Чеченова М.М. было восстановление якобы нарушенных прав, но Управление, приняв оспариваемые акты , не только не восстановило заявленные права Чеченова М.М., но и нарушила права ООО «Водник», фактически аннулировав действующие заявки ООО «Водник» и Чеченова М.М.

Суд считает, что Чеченовым М.М. совершено юридически значимое действие в виде отзыва заявки . При изложенных обстоятельства в удовлетворении исковые требования Чеченова А.А. об обязании УФАС по КБР выдать предписание Малухову З.М. подвести итоги открытых торгов по результатам первого периода с учетом единственной заявки Чеченова М.М. следует отказать.

Суд может признать предписание антимонопольного органа незаконным, если установит, что указанные в нем меры являются несоразмерными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данная позиция отражена в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, а также в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2021 № Ф06-890/2021 по делу № А49-2128/2020.

Вынесенное антимонопольным органом предписание об аннулировании торгов в целом устраняет выявленное нарушение, однако является несоразмерным, поскольку в рассмотренной ситуации могли быть приняты иные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, но допускающие продолжение проведения закупки.

ООО "Водник" просит обязать конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Карпак-Н» Малухова Зураба Мухарбековича рассмотреть действующие заявки участников торгов и подвести итоги открытых торгов посредством публичного предложения №76196-ОТПП на реализацию недвижимого имущества ООО «Карпак-Н».

В удовлетворении данных требований следует отказать , так как в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом рассматривается решение и предписание УФАС по КБР, Малухов З.М. не является ответчиком по делу, а так же не является должностным лицом, чьи действия могут быть оспорены в рамках вышеназванной главы.

Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата торгов на процедуру приема заявок , в связи с чем оспариваемые решение и предписание административного органа не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.

При  обращении в суд Чеченовым М.М. уплачена государственная пошлина в сумме 300  рублей, что подтверждается чек-ордером от 03.03.2022г.               

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" содержится разъяснение о том, что по делам об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (органа местного самоуправления) подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Уплаченная заявителем государственная пошлина взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

При этом согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08 в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

В связи с изложенным, учитывая частично удовлетворенные требования Чеченова М.М., расходы заявителя по уплате госпошлины в размере 150 рублей подлежат возмещению за счет антимонопольного органа.

           На основании изложенного, руководствуясь статьями 170 -176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

           1. Заявление общества с ограниченной ответственностью «Водник» удовлетворить.

           2. Заявление Чеченова Мурата Муаедовича удовлетворить частично .

           2. Признать незаконными и отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике по делу №007/01/18.1-1270/2021 от 20.12.2021г.           

           3. Признать незаконными  и отменить предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике по делу №007/01/18.1-1270/2021 от 20.12.2021г.        

           4. Обязать Федеральную антимонопольную службу по Кабардино-Балкарской Республике выдать предписание конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью "Карпак-Н" Малухову З.М. рассмотреть действующие заявки участников торгов и подвести итоги открытых торгов посредством публичного предложения №76196-ОТПП по реализации недвижимого имущества ООО "Карпак-Н".

           5. В части обязания Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике выдать предписание конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью "Карпак-Н" Малухову З.М. подвести итоги открытых торгов по форме публичного предложения по извещению №76196-ОТПП по результатам первого периода, с учетом единственной заявки Чеченова Мурата Муаедовича , поданной в первом периоде, а оператору электронной площадки обеспечить такую техническую возможность , Чеченову Мурату Муаедовичу отказать.

            4. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР в пользу Чеченова Мурата Муаедовича расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

           5. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики. 

           6. Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписанного  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Судья                                                                                Н.Ж. Кочкарова