Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело № А20-5851/2018
26 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 16.04.2019г.
Полный текст решения изготовлен 26.04.2019г.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе судьи А.Л. Сохроковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания АлтуевымХ.А
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи», г. Москва
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик
об оспаривании предписания Управления от 02.11.2018 №В3-2018,
при участии в предварительном судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 29.05.2018 №157/18, ФИО2 по доверенности от 19.02.2019г. от Управления – ФИО3 по доверенности от 21.12.2018 №14, ФИО4 по доверенности от 21.12.2018 №15, ФИО5 по доверенности от 29.01.2019 №2
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик (далее- Управление) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 02.11.2018 №В3-2018 и отмене; о взыскании с Управления 3000 рублей оплаченной госпошлины.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявление.
Представители Управления просят отказать в удовлетворении заявления, ввиду его необоснованности.
Суд, выслушав представителей, исследовав материалы дела, пришел к выводу , что требование заявителя подлежит удовлетворению частично.
Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Кабардино-Балкарской Республике на основании приказа от 01.10.2018 № 602 «О проведении внеплановой выездной проверки УСС по Кабардино-Балкарской Республике - филиала ФГУП ГЦСС» в период с 8 октября по 2 ноября 2018 года проведена внеплановая выездная проверка УСС.
По результатам проверки в отношении Управления специальной связи по Кабардино-Балкарской Республике - филиала ФГУП ГЦСС составлен Акт проверки от 02.11.2018 № ВЗ-2018 и вынесено предписание от 02.11.2018 № ВЗ-2018 «Об устранении выявленных нарушений». Срок устранения нарушений, выявленных в ходе данной проверки, установлен до 3 декабря 2018 года.
Не согласившись с указанным представлением, заявитель обратился в суд.
В связи с тем, что отношения , проверяемые Росгвардией основаны , в том числе и на экономической деятельности Управления , а именно , сопровождение грузов на основании договоров, а так же учитывая наличие договорных отношений между сторонами дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно пункту 6.1 приказа Росгвардии от 01.10.2018 № 602 проверка проводится с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами , при организации и осуществлении УСС по КБР охранной деятельности ( в том числе при обеспечении безопасности перевозимых почтовых и иных отправлений).
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" от 5 апреля 2016 г. N 157 внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации были преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 14 названного Указа установлено, что до вступления в силу соответствующего федерального закона деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, определяющих задачи внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полномочия полиции, права военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудников полиции, а также порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.
3 июля 2016 г. принят Федеральный закон "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" N 226-ФЗ (далее по тексту - Закон), в п. 9 ч.1 статьи 2 которого на войска национальной гвардии возложена такая задача, как осуществление федерального государственного контроля (надзора):за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций; за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
В развитие положений, указанных в Законе, Президентом Российской Федерации издан Указ "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" от 30 сентября 2016 г. N 510.
Пунктом 9 названного Положения определено, что Росгвардия обеспечивает участие войск национальной гвардии в обеспечении федерального государственного контроля (надзора):
за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций;
за частной охранной и частной детективной деятельностью в Российской Федерации;
(в ред. Указа Президента РФ от 04.06.2018 N 289)
за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Согласно устава ФГУП «Главный центр специальной связи», предприятие является организацией федеральной почтовой связи с особыми уставными задачами, обеспечивает потребности государства в пересылке секретных и иных специальных отправлений, действует в соответствии с положением о службе специальной связи Министерства связи Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1994 N 1379, предприятие в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Законом об оружии, Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и данным уставом.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), Сберегательный банк Российской Федерации, Главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе, по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также при транспортировании денежных средств и ценностей.
Из системного толкования указанных норм следует, что Росгвардия вправе осуществлять проверку в порядке государственного контроля (надзора) УСС в пределах своих полномочий , а именно за оборотом оружия, находящегося во временном пользовании УСС и за деятельностью подразделений охраны УСС.
Росгвардия правомочна осуществлять проверку УСС , в том числе путем проведения внеплановой проверки, в пределах своих полномочий.
В ходе проверки был установлен ряд нарушений, которые были отражены также в оспариваемом предписании.
Суд считает, правомерными требования пунктов 1,3,5,6 предписания.
Пунктом 1 предписано привести в соответствие с п. 126 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденного приказом МВД России № 288 от 12 апреля 1999 г. (далее Инструкция) , а именно уничтожить дела с учетными документами реестры, книги и журналы учета оружия, сроки хранения которого превышают два года
Суд не принимает доводы заявителя о том, что факт совершения правонарушения отсутствует, так как в акте не названы , какие именно журналы не уничтожены.
Однако факт совершения правонарушения подтверждается отобранным в ходе проверки объяснением ФИО6 на которого приказом руководителя УСС по КБР -Филиала ФГУП ГЦСС возложена обязанность по учету, хранению боевого оружия и патронов к нему (т.2 л.д. 40—41), письмом заместителя УСС ФИО7 (т.2 л.д. 26), который курирует данное направление, от 21.11.2018г. №488, которые пояснили, что имели место факты не своевременного уничтожения оконченных дел.
Пункт 3 предписывает в соответствии с п. 142 Инструкции, в учетные документы внести сведения о номерах и партиях изготовления патронов, а именно в книгу номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками юридического лица. Указанное требование соответствует Инструкции. Факт не соблюдения требования инструкции подтверждается также объяснениями ФИО6 на которого приказом руководителя УСС по КБР -Филиала ФГУП ГЦСС возложена обязанность по учету, хранению боевого оружия и патронов к нему (т.2 л.д. 40—41), письмом заместителя УСС ФИО7 т.2 л.д.26). Кроме того, судом было предложено заявителю представить в суд книги номерного учета и закрепления оружия за проверяемый период. Однако, указанные книги не были представлены в суд.
Согласно пунктам 5 и 6 предписано заявителю в соответствии с п. 163 Инструкции, обеспечить хранение боевого ручного стрелкового оружия чищенным, смазанным и поставленным на предохранитель.
Суд не может принять доводы заявителя о том, что факт хранения не чищенного и не поставленного на предохранитель оружия не подтвержден материалами дела. Проверка наличия оружия и патронов проводилась в присутствии должностного лица ответственного за учет и хранение оружия и патронов, а именно ФИО6 который не отрицал факты наличия оружия в не надлежащем состоянии, а также того, что оружие находится в комнате хранения оружия не поставленным на предохранитель.
В своем объяснении по данному факту старший диспетчер ФИО6 на которого приказом руководителя УСС по КБР -Филиала ФГУП ГЦСС возложена обязанность по учету, хранению боевого оружия и патронов к нему пояснил следующее: что в ходе внеплановой проверки наличия, организации хранения оружия и патронов к нему, комиссией был выявлен ряд нарушений, а именно в нарушении пункта 163 Инструкции пистолеты ФИО8 № 1607, РГ № 1638 и ГВ № 7228, хранится не чищеными, а также пистолет ФИО9 № 7228 не поставленным на предохранитель.
Однако суд считает, что подлежат признанию не действительными пункты 2,4,7, 8,9 предписания .
Как установлено судом Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 660 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен порядок осуществления федерального государственного контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (далее соответственно - подразделения охраны, федеральный государственный контроль).
Пунктом 9 названного Положения, утвержденного Указом "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" от 30 сентября 2016 г. N 510 определено, что Росгвардия обеспечивает участие войск национальной гвардии в обеспечении федерального государственного контроля (надзора) в отношении лиц с особыми уставными задачами :
за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций;
за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Судом установлено, что у УСС по КБР отсутствует подразделение охраны, подлежащее проверке со стороны Росгвардии.
Согласно контрактам №126/1 от 23.10.2018г. и №126 от 01.01.2019г. централизованную охрану объектов УСС осуществляет ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по КБР».
В связи с изложенным , требование в пункте 2 предписания о соблюдении с п. «а» п.130 Инструкции в части внесения изменения в форму утверждения графиков несения службы, согласно которым график утверждается заместителем руководителя , а не самим руководителем УСС , является не законным.
Указанное требование распространяется на подразделения охраны . Графики несения службы подлежат утверждению руководителем юридического лица (п. 130 (а). Однако начальник УСС по КБР является руководителем филиала , а не руководителем юридического лица, каковым является заявитель.
Пункт 4 предписывает УСС в соответствии с п. 169.1 Инструкции, представить акты скрытых работ по техническому укреплению помещений для хранения оружия и патронов, так как на момент проверки комнаты хранения оружия и патронов при предъявлении требования предоставить акт скрытых работ по техническому укреплению помещения, где хранятся оружие и патроны, данный документ отсутствовал, не был предоставлен в период проверки комнаты хранения оружия, что в свою очередь не позволило членам комиссии установить из каких материалов выполнены стены, пол и потолок, а также фактическая их толщина.
В соответствии с пунктом 169.1 Инструкции N 288 стены, перегородки, потолок и пол помещений должны быть капитальными: кирпичная или каменная кладка толщиной не менее 360 мм, бетонные стеновые блоки толщиной не менее 200 мм, бетонные блоки в два слоя, каждый толщиной не менее 90 мм, железобетонные панели толщиной не менее 180 мм. Элементы строения, не отвечающие указанным требованиям, закрываются стальной решеткой, прутья которой должны иметь диаметр или ширину в сечении не менее 16 мм, а размер ячеек - не более 150 х 150 мм. При возведении внутренних стен допускается их выполнение из спаренных гипсобетонных панелей толщиной не менее 80 мм каждая с проложенной между ними указанной металлической решеткой. О выполнении указанных требований по техническому укреплению помещений для хранения оружия или патронов составляется акт скрытых работ.
Однако, как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается ответчиком , соответствующий акт от 28.09.2016г. (т.3 л.д.3) был представлен членом комиссии до завершения проверки 17.10.2018г.
Каких либо претензий к параметрам помещения у проверяющих лиц нет. Кроме того 29.11.2016г. сотрудниками Центра ЛРР УФСВНГ РФ по КБР был составлен акт проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов Федерального государственного унитарного предприятия Главный Центр специальной связи –филиал Управления связи по КБР (т.3 л.д. 1-2), согласно которому оружейная комната УСС признана соответствующей нормативным актам в области оборота оружия.
Пункт 7 предписания предусматривает необходимость в соответствии с п. 169.4 Инструкции концы коробов дверных проемов заделывать в стены на 80 мм и цементировать их.
В ходе проверки было установлено, что концы коробов дверных проемов были заделаны в стену на 85 мм, что по мнению проверяющих является нарушением Инструкции.
Из письма УСС по КБР на имя начальника Управления Росгвардии по КБР от 21.11.2018 года № 488 данный недостаток был устранен, в доказательство чего была представлена фото таблица об устранении данного нарушения.
Пунктом 169 Инструкции установлены требования к технической укрепленности комнаты для хранения оружия и (или) патронов (оружейные комнаты). У суда нет оснований полагать, что увеличение размера концов коробов до 85 мм может повлиять на техническую укрепленность оружейной комнаты.
Пунктом 8 предписания установлено, что в соответствии с п.п «л» п. 189 Инструкции, оборудование мест получения и сдачи оружия и патронов, заряжания, разряжения и чистки оружия, должно быть оборудовано пулеулавливателем.
В ходе проверки в месте получения оружия и патронов находилась металлическая труба с песком внутри, что по мнению проверяющих лиц не отвечает мерам безопасности и не обеспечивает должной безопасности лиц находящихся в близи данного объекта и представляет повышенную опасность, так как УСС по КБР использует в своей деятельности ручное боевое стрелковое оружие и патроны с увеличенным пороховым зарядом.
Однако, суд считает данные выводы не обоснованными. Проверяющие органы не представили сведения о том, каким параметрам должен соответствовать пулеулавливатель.
Согласно пп «л» п189 Инструкции места получения и сдачи оружия и патронов, заряжания, разряжения и чистки оружия должны быть оборудованы пулеулавливателями (для юридических лиц с особыми уставными задачами). Требования к пулеулавливателям Инструкцией не предусмотрены.
Приказ Мининформсвязи России от 11.08.2005 N 99 "Об утверждении Инструкции о порядке приобретения, учета, передачи, хранения, выдачи, транспортирования и использования организациями федеральной почтовой связи служебного и гражданского оружия, патронов к нему и специальных средств" в пункте 9.3 предусмотрено, что для заряжания и разряжания оружия в подразделениях организаций федеральной почтовой связи выделяется отдельное место, оборудованное пулеулавливателем - емкостью с песком, измельченной резиной, предотвращающей рикошет пуль, при этом пулеулавливатели освидетельствуются экспертными подразделениями органов внутренних дел или полномочными в данной области организациями. Место для заряжания-разряжания оружия должно быть хорошо освещено.
Заряжание и разряжение оружия производится при строго направленном в пулеулавливатель стволе оружия. Выполнение этих действий на рабочих местах запрещается.
С учетом изложенного, суд считает возможным применение пулеулавливателя в соответствии с требованиями Приказ Мининформсвязи России от 11.08.2005 N 99. Пункт 9 предписывает исключить факты использования боевого ручного стрелкового оружия, получаемого на основании ст. 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», для целей, не предусмотренных федеральным законом, заключающиеся в осуществлении УСС по КБР с использованием ручного стрелкового боевого оружия при перевозке опасных грузов.
Основанием для предписания по данному пункту послужил пункт 8 акта (лист 6 акта), согласно которому в ходе проверки выявлены факты выдачи и использования боевого ручного стрелкового оружия, получаемого на основании части 3 статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 года №150-фз «Об оружии», для целей, не предусмотренных федеральным законом РФ, заключающихся в осуществлении УСС по КБР с использованием боевого ручного стрелкового оружия перевозки опасных грузов. Указанные факты перечислены в акте. Общее количество выданного боевого стрелкового оружия для перевозки опасных грузов составляет 15 единиц пистолетов ФИО10 и 240 патронов.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), Сберегательный банк Российской Федерации, Главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе, по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также при транспортировании денежных средств и ценностей.
Из положений части 3 статьи 12 Закона N 150-ФЗ следует, что предприятие имеет право получать во временное пользование в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для транспортирования секретной корреспонденции.
Использование оружия для иных целей , по мнению Росгвардии , законодательством не предусмотрено.
УСС по КБР не оспаривает факт перевозки грузов по договорам, указанным в акте. Однако в ходе рассмотрения дела было установлено, что выданное согласно журналу выдачи оружие использовалась для перевозки секретной корреспонденции . Одновременно с перевозкой корреспонденцией перевозились опасные грузы.
Законодательство Российской Федерации не содержит запрета на перевозку секретной корреспонденции совместно с иными грузами.
Управлением не доказано в действиях предприятия каких-либо нарушений Закона N 150-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на войска национальной гвардии, среди прочего, возложен федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
В компетенцию ответчика, предусмотренную пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации» не входит проверка соблюдения законодательства о почтовой связи, а также порядок осуществления уставной деятельности УСС.
С учетом изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению частично. Существенных нарушений порядка проведения проверки установленного требованиями Федерального Закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не установлено.
Подлежат отмене обеспечительные меры, принятые судом 03.12.2018г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-176,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ , суд
Р Е Ш И Л :
Требование Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» удовлетворить частично.
Признать не действительными пункты 2,4,7,8,9 предписания об устранении выявленных нарушений от 02.11.2018 №В3-2018 .
Отменить обеспечительные меры , принятые судом определением от 03.12.2018г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд КБР.
Судья А.Л. Сохрокова