ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-6384/19 от 27.02.2020 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-6384/2019

03 марта 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена «27» февраля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен  «3»  марта 2020 года.

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Э.Х. Браевой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кертбиевой А.А.,

рассмотрев в открытом  судебном  заседании дело по заявлению ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис"  ФИО1

 к обществу с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии третьего лица – Инспекции ФНС России № 2 по г.Нальчику КБР

о продлении срока ликвидации,

при участии в судебном заседании представителей: от  заявителя - ФИО2 по доверенности от 12.12.2019, представителя налогового органа – ФИО3 по доверенности от 23.09.2019,

У С Т А Н О В И Л:

ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис" (далее - ликвидатор) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о продлении срока ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис" (далее – общество).

Определением от 06.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований  привлечен регистрирующий орган - Инспекция ФНС России №2 по г.Нальчику КБР (далее – регистрирующий орган, инспекция).

Представитель заявителя поддержал заявленное требование, просит продлить срок ликвидации, ссылаясь на то, что нарушение срока ликвидации была обусловлена расчетами с бюджетом.

Представитель регистрирующего  органа пояснил, что инспекция отказала обществу в регистрации ликвидации, поскольку заявление о регистрации ликвидации  поступило в регистрирующий орган после истечения срока ликвидации, установленного решением учредителей.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, протоколом от 23.07.2018 учредителями ООО «ЮГАГРОПРОМ СЕРВИС» принято решение о добровольной ликвидации общества, установив срок ликвидации – до 23.07.2019; ликвидатором общества назначен ФИО1; 29.08.2018 в регистрирующий  орган   подано уведомление по форме Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица; 05.09.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации общества и назначении ликвидатора; 26.09.2018 в «Вестнике государственной регистрации» в части 1 №38(703)  размещено объявление о ликвидации общества; 24.01.2019 ликвидатором общества в инспекцию представлено уведомление о составление промежуточного ликвидационного баланса. 

Как установлено в заседании после составления промежуточного баланса,  выяснилось,  что у  общества иметься задолженность по налогам и сборам; ликвидатором приняты меры по погашению выявленной недоимки перед бюджетом.

26.11.2019 общество предоставило в инспекцию документы по форме Р16001 о
государственной регистрации ликвидации юридического лица, с приложением
ликвидационного баланса, чека об оплате госпошлины.

Решением от 03.12.2019 № 7480А инспекция отказала обществу  в государственной регистрации ликвидации ООО «ЮГАГРОПРОМСЕРВИС» со ссылкой на подпункт «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.200! № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о госрегистрации), именно: несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации срока проведения процедуры ликвидации юридического лица, и подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ - несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Порядок ликвидации юридических лиц установлен пунктом 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В силу пункта 6 статьи 57 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

Обратившись в суд с заявлением о продлении срока ликвидации, ликвидатор указал на невозможность завершения ликвидации в годичный срок указанными выше обстоятельствами.

Необходимость продления срока для ликвидации общества не оспаривалась сторонами.

При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (аналогия закона). Указанные нормы по аналогии могут быть применены при решении вопроса о продлении срока ликвидации.

Согласно позиции, изложенной в пункте 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев; срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Срок, на который первоначально вводится конкурсное производство, указывается в решении о признании должника банкротом и исчисляется с даты принятия такого решения. В случае продления срока конкурсного производства новый срок начинает исчисляться с даты окончания прежнего.

С учетом изложенного суд считает возможным продлить срок ликвидации на шесть месяцев.

Вместе с тем, исчислять новый срок с даты окончания прежнего в данном  случае лишено смысла, поскольку на дату рассмотрения дела с учетом сроков рассмотрения дела, шестимесячный срок с 23.07.2019 уже истек.

Из материалов дела видно, что срок окончания ликвидации был нарушен по уважительной причине – в связи с изысканием средств для погашения задолженности перед бюджетом.

В заседании представитель ликвидатора пояснил, что несоблюдение срока добровольной ликвидации и нарушение в составлении ликвидационного баланса произошло по причине того,  что у общества имелась задолженность по налогам и сборам, которую оно не могло долгое время погасить из-за отсутствия средств; 07.11.2019 задолженность по налогам погасило за общество третье лицо - ООО «ТД ЮАПС».

Доводы заявителя подтверждаются платежными поручениями от 07.11.2019 № 125, 126  об уплате налога по упрощенной системе налогообложения, соответственно на 24 067 рублей и на 15 400 рублей; с заявлением о регистрации ликвидации ликвидатор обратился 26.11.2019; инспекция отказала решением от 03.12.2019; заявитель обратился в суд с настоящим заявлением 30.12.2019.

Из материалов дела также следует, что общество прекратило свою хозяйственную деятельность, отказ в продлении или продление от даты окончания срока ликвидации (от 23.07.2019) не приведет к восстановлению права общества на ликвидацию и влечет чрезмерные препятствия к ликвидации, в связи с чем суд считает, что новый срок следует в данном случае исчислять с даты вынесения настоящего решения.

При этом суд также принимает во внимание неопределенность законодательства  в данном вопросе.

При обращении в суд госпошлина уплачена ликвидатором. В связи с удовлетворением заявленного требования, а также принимая во внимание, что расходы, связанные с ликвидацией общества, должны быть погашены за счет ликвидируемого лица, расходы по уплате госпошлине подлежат возмещению за счет общества.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 170-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

Р Е Ш И Л :

            требование ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис"  ФИО1 удовлетворить.

            Продлить срок  ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис" на шесть месяцев, начиная с даты вынесения настоящего решения.

Взыскать общества с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис"  в пользу ФИО1 расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

            Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд КБР.

Судья                                                                                Э.Х. Браева