Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело № А20-6384/2019
03 марта 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена «27» февраля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен «3» марта 2020 года.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Э.Х. Браевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кертбиевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис" ФИО1
к обществу с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
при участии третьего лица – Инспекции ФНС России № 2 по г.Нальчику КБР
о продлении срока ликвидации,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - ФИО2 по доверенности от 12.12.2019, представителя налогового органа – ФИО3 по доверенности от 23.09.2019,
У С Т А Н О В И Л:
ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис" (далее - ликвидатор) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о продлении срока ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис" (далее – общество).
Определением от 06.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен регистрирующий орган - Инспекция ФНС России №2 по г.Нальчику КБР (далее – регистрирующий орган, инспекция).
Представитель заявителя поддержал заявленное требование, просит продлить срок ликвидации, ссылаясь на то, что нарушение срока ликвидации была обусловлена расчетами с бюджетом.
Представитель регистрирующего органа пояснил, что инспекция отказала обществу в регистрации ликвидации, поскольку заявление о регистрации ликвидации поступило в регистрирующий орган после истечения срока ликвидации, установленного решением учредителей.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, протоколом от 23.07.2018 учредителями ООО «ЮГАГРОПРОМ СЕРВИС» принято решение о добровольной ликвидации общества, установив срок ликвидации – до 23.07.2019; ликвидатором общества назначен ФИО1; 29.08.2018 в регистрирующий орган подано уведомление по форме Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица; 05.09.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации общества и назначении ликвидатора; 26.09.2018 в «Вестнике государственной регистрации» в части 1 №38(703) размещено объявление о ликвидации общества; 24.01.2019 ликвидатором общества в инспекцию представлено уведомление о составление промежуточного ликвидационного баланса.
Как установлено в заседании после составления промежуточного баланса, выяснилось, что у общества иметься задолженность по налогам и сборам; ликвидатором приняты меры по погашению выявленной недоимки перед бюджетом.
26.11.2019 общество предоставило в инспекцию документы по форме Р16001 о
государственной регистрации ликвидации юридического лица, с приложением
ликвидационного баланса, чека об оплате госпошлины.
Решением от 03.12.2019 № 7480А инспекция отказала обществу в государственной регистрации ликвидации ООО «ЮГАГРОПРОМСЕРВИС» со ссылкой на подпункт «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.200! № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о госрегистрации), именно: несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации срока проведения процедуры ликвидации юридического лица, и подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ - несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен пунктом 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В силу пункта 6 статьи 57 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
Обратившись в суд с заявлением о продлении срока ликвидации, ликвидатор указал на невозможность завершения ликвидации в годичный срок указанными выше обстоятельствами.
Необходимость продления срока для ликвидации общества не оспаривалась сторонами.
При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (аналогия закона). Указанные нормы по аналогии могут быть применены при решении вопроса о продлении срока ликвидации.
Согласно позиции, изложенной в пункте 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев; срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Срок, на который первоначально вводится конкурсное производство, указывается в решении о признании должника банкротом и исчисляется с даты принятия такого решения. В случае продления срока конкурсного производства новый срок начинает исчисляться с даты окончания прежнего.
С учетом изложенного суд считает возможным продлить срок ликвидации на шесть месяцев.
Вместе с тем, исчислять новый срок с даты окончания прежнего в данном случае лишено смысла, поскольку на дату рассмотрения дела с учетом сроков рассмотрения дела, шестимесячный срок с 23.07.2019 уже истек.
Из материалов дела видно, что срок окончания ликвидации был нарушен по уважительной причине – в связи с изысканием средств для погашения задолженности перед бюджетом.
В заседании представитель ликвидатора пояснил, что несоблюдение срока добровольной ликвидации и нарушение в составлении ликвидационного баланса произошло по причине того, что у общества имелась задолженность по налогам и сборам, которую оно не могло долгое время погасить из-за отсутствия средств; 07.11.2019 задолженность по налогам погасило за общество третье лицо - ООО «ТД ЮАПС».
Доводы заявителя подтверждаются платежными поручениями от 07.11.2019 № 125, 126 об уплате налога по упрощенной системе налогообложения, соответственно на 24 067 рублей и на 15 400 рублей; с заявлением о регистрации ликвидации ликвидатор обратился 26.11.2019; инспекция отказала решением от 03.12.2019; заявитель обратился в суд с настоящим заявлением 30.12.2019.
Из материалов дела также следует, что общество прекратило свою хозяйственную деятельность, отказ в продлении или продление от даты окончания срока ликвидации (от 23.07.2019) не приведет к восстановлению права общества на ликвидацию и влечет чрезмерные препятствия к ликвидации, в связи с чем суд считает, что новый срок следует в данном случае исчислять с даты вынесения настоящего решения.
При этом суд также принимает во внимание неопределенность законодательства в данном вопросе.
При обращении в суд госпошлина уплачена ликвидатором. В связи с удовлетворением заявленного требования, а также принимая во внимание, что расходы, связанные с ликвидацией общества, должны быть погашены за счет ликвидируемого лица, расходы по уплате госпошлине подлежат возмещению за счет общества.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 170-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
требование ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис" ФИО1 удовлетворить.
Продлить срок ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис" на шесть месяцев, начиная с даты вынесения настоящего решения.
Взыскать общества с ограниченной ответственностью "ЮгАгропром сервис" в пользу ФИО1 расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд КБР.
Судья Э.Х. Браева