ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-10292/09 от 08.10.2009 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Калининград Дело № А21-10292/2009

«12» октября 2009 года

«08» октября 2009 года оглашена резолютивная часть решения

«12» октября 2009 года изготовлено мотивированное решение

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

судьи Гурьевой И. Л.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Гурьевой И. Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Комфорт-М» к Государственной жилищной инспекции (службе) Калининградской области о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя – Сырятова Е. Н. по доверенности от 01.12.2008г.

от ответчика – Демчук Д. А. по доверенности от 21.09.2009г., Елгин С. В. руководитель по Указу от 14.08.2008 №45,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Комфорт-М» (далее – общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 08.09.2009г. Государственной жилищной инспекции (службы) Калининградской области (далее – инспекция, административный орган), которым общество привлечено к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов - по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявления общество ссылается на то, что не является субъектом вмененного правонарушения, оспаривает правомерность проведенной проверки, а также указывает на процессуальные нарушения, допущенные, по его мнению, административным органом при привлечении к административной ответственности: законный представитель юридического лица не уведомлялся о времени и месте составления протокола.

Ответчик с заявлением не согласен, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы, обозрев материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления.

Как видно из материалов дела, инспекция на основании жалобы гр-ки Мутовкиной Г. П. от 14.08.2009г. и, руководствуясь распоряжением руководителя (директора) службы от 21 августа 2009 года № 534 28 августа 2009 года провела внеплановую проверку соблюдения обществом, а также ТСЖ «Лесопарковая 9/11» требований, установленных нормативными-правовыми актами, проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан при обслуживании жилого дома по ул. Лесопарковая, 9/11 в г. Калининграде.

О проведении внеплановой проверки общество было уведомлено письмом от 24 августа 2009 года № 556.

В ходе проверки установлены нарушения пунктов 4.6.1, 4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 № 170, выразившиеся в следующем: в подъезде №9 вышеуказанного дома обнаружены протекания над лестничной клеткой. В квартире № 9 обнаружены мокрые пятна от протекания над оконным проемом в комнате площадью 13,7 кв.м., под оконным проемом угловой лоджии. Во втором уровне квартиры № 9 обнаружены протекания над оконным проемом и вдоль примыкания мансардного скоса к дымоходу (то есть к стене, смежной с квартирой № 10 подъезда № 11). По информации жильца данные протекания длятся более 3-х лет, что также подтверждается управляющей организацией. Последний акт о залитии составлен обществом 07 июля 2009 года. Кроме того выявлено нарушение участка отделки наружной стены (оголен утеплитель), в результате чего с наружной стороны указанной стены, в комнате площадью 29,4 кв.м. наблюдается почерневшее пятно. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки № 131 от 28 августа 2009 года.

По данному факту 31 августа 2009 года инспекцией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ. Постановлением инспекции от 08 сентября 2009 года общество привлечено к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Статьей 7.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Субъектами данных правонарушений может быть должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела таковым лицом на момент административного производства являлось общество, осуществляющее содержание и обслуживание рассматриваемого жилого фонда и допустившее нарушения Правил.

Факт таких нарушений подтверждается данными административной проверки, которые зафиксированы в акте и протоколе, и не отрицается самим обществом.

Доводы заявителя о том, что рассматриваемый жилой дом передан в управление ТСЖ «Лесопарковая 9/11», поэтому общество не является субъектом вмененного правонарушения, не подтверждены материалами дела и не согласуются с нормами права.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией. Данной нормой установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом. Способ управления выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения.

В соответствии с пунктом 1 протокола общего собрания собственников дома № 9-11 по ул. Лесопарковая в г. Калининграде от 06.09.2005г. собственники помещений указанного дома выбрали общество в качестве управляющей организации по обслуживанию жилого дома.

Согласно пункту 1 договора управления многоквартирным домом от 01.08.2005 года общество по заданию собственника обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в течение срока действия договора за плату, производить сбор и начисление платежей за оказанные услуги.

Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества определяется пунктами 2 указанного договора.

Собственники помещений в рассматриваемом многоквартирном доме, объединившись в июле 2009 года в целях совместного управления общим имуществом, создали товарищество собственников жилья «Лесопарковая 9/11», зарегистрированное в установленном законом порядке.

В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

В соответствии с пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.

Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:

а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

б) документы (акты) о приемке результатов работ;

в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, для домов, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 1 июля 2007 года. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.

В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:

а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);

г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии).

Исходя из анализа положений статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, ответственные лица (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и др.) обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Эксплуатация многоквартирного дома без указанной документации затруднительна, поэтому вновь назначенная управляющая организация вправе потребовать техническую документацию для осуществления своих задач от прежней управляющей компании, а последняя ответственна за сохранность технической документации и должна передать ее своему последователю в силу прямого указания закона.

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке передачи многоквартирного дома в управление уполномоченной собственниками управляющей организации, утвержденного постановлением главы города Калининграда – мэра города от 19.10.2006 № 2421 после приема заявления организация, осуществляющая управление и техническое обслуживание многоквартирного дома, в 10-дневный срок:

а) передает уполномоченной собственниками управляющей организации техническую документацию долговременного хранения, иную техническую документацию, достаточную для определения границ эксплуатационной ответственности по инженерным сетям и оборудованию, учетную и бухгалтерскую документацию, необходимую для организации технического обслуживания, по акту приема-передачи дома (акт приема-передачи изготавливается в трех идентичных экземплярах, не менее);

б) направляет уведомление о передаче многоквартирного дома в управление уполномоченной собственниками управляющей организации и о прекращении своей деятельности в отношении данного многоквартирного дома в организации - поставщики жилищно-коммунальных услуг, а также в соответствующую администрацию района города Калининграда.

Реализация выбранного собственниками способа управления многоквартирным домом не зависит от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов;

в) предпринимает действия по прекращению договорных отношений, имевших место ранее при обслуживании и управлении данным многоквартирным домом.

Пункт 8 приведенного Положения устанавливает, что с момента приемки-передачи многоквартирного дома в управление, исчисляя с даты подписания сторонами акта приема-передачи, управляющая организация несет ответственность за обеспечение надлежащей технической эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями.

В материалах дела отсутствуют доказательства передачи ООО «Комфорт-М» ТСЖ «Лесопарковая 911» технической и учетной документации, данные о направлении обществом соответствующей информации в администрацию Октябрьского района города Калининграда и в соответствующие организации, являющиеся поставщиками коммунальных услуг, акт приема – передачи дома не подписан.

При таких обстоятельствах суд считает верным вывод административного органа о том, что управление домом обществом не передано и именно общество является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома № 9/11 по ул. Лесопарковая в г. Калининграде.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество не представило доказательств, свидетельствующих об объективных причинах несоблюдения требований законодательства. Напротив, административным органом и судом установлено, что у общества имелась возможность для соблюдения Правил в рамках возложенных на него обязанностей, однако им не были приняты своевременные меры по их выполнению.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о правомерности привлечения общества к административной ответственности, при осуществлении которого процессуальных нарушений со стороны инспекции судом не выявлено.

Доводы представителя общества о неправомерном проведении внеплановой проверки без согласования с прокуратурой, не состоятельны.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Подпункты "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи устанавливают такие основания для проведения внеплановой проверки как возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основанием же для проведения рассматриваемой внеплановой проверки явилось обращение в орган государственного контроля гражданина о защите прав потребителей (подпункт «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Также суд не усмотрел нарушение процессуального порядка привлечения общества к административной ответственности.

Административным органом общество уведомлялось о проведении проверки письмом от 24 августа 2009г., в котором, помимо прочего, предлагалось направить представителя с правом подписи протокола об административном правонарушении. Доверенность на представление интересов общества со всеми полномочиями была выдана Сырятовой И. Н., которая и присутствовала при совершении всех процессуальных действий. При таких обстоятельствах, когда законный представитель юридического лица знал о времени и месте проведения проверки, составления протокола, а также рассмотрения дела, оснований считать права общества нарушенными не имеется.

Предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ основания для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, по мнению суда, отсутствуют. Данные правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда.

Применительно к рассматриваемой ситуации законодателем предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих ответственность.

В данном случае инспекция учла смягчающие ответственность обстоятельства и назначила наказание в виде минимального размера штрафа, установленного санкцией рассматриваемой статьи.

При таких обстоятельствах суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.167-170, суд

Р Е Ш И Л:

  В удовлетворении заявления ООО «Комфорт-М» отказать.

  Решение может быть обжаловано в 10-тидневный срок в 13-й апелляционный суд.

Судья И. Л. Гурьева