ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-10893/12 от 12.02.2013 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград дело № А21- 10893/2013

13 февраля 2013г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2013г.

Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2013г.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Гениной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рубацкой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС России №9 по городу Калининграду к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения,

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области,

при участии в заседании:

от заявителя: Головач Н.В., по доверенности от 23.10.2012г., служебное удостоверение,

от заинтересованного лица: Логунова О.А., по доверенности от 9.01.2013г., служебное удостоверение,

третьего лица: Воронцова С.В., по доверенности от 13.09.2012г., служебное удостоверение,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по городу Калининграду (ОГРН 1043905000017, ИНН 3906110008; 236006, г.Калининград, ул.Дачная, 6) (далее – заявитель, Инспекция, Межрайонная ИФНС России №9 по городу Калининграду) обратилась с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Калининградской области (ОГРН 1023900590724, ИНН3903017681; 236022, г.Калининград, ул.Зоологическая, д.27А) (далее – заинтересованное лицо, Управление, УФК по Калининградской области) выразившихся в приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Инспекции и обязании отменить приостановление операций по расходованию средств на данных счетах.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее – УФНС России по Калининградской области).

Представитель Инспекции просит удовлетворить требования, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица возражает против заявленных требований, полагая, что действия УФК по Калининградской области обоснованны. Представлены отзыв и дополнение к нему.

Представитель УФНС России по Калининградской области просит удовлетворить требования Инспекции, высказав позицию, аналогичную позиции заявителя. Представлен отзыв.

Согласно материалам дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 24.05.2012г. по делу №А21-263 8/2012 по заявлению ООО «Специалист» признаны недействительными решения Межрайонной ИФНС России №9 по Калининградской области от 30.11.2011 №3745 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения предъявленного к возмещению налога на добавленную стоимость (далее - НДС), отказа в возмещении из бюджета НДС за 1 квартал 2011 года в сумме 5261 629 рублей и решения № 66 об отказе в возмещении НДС в сумме 5 261 629 рублей.

Решение Арбитражного суда Калининградской области по делу №А21-2638/2012 вступило в законную силу 28.09.2012г., в связи с чем, 29.10.2012г. был выдан исполнительный лист № 000133907, который предъявлен взыскателем в Управление Федерального казначейства по Калининградской области для исполнения; 13.11.2012г. Управление направило в Инспекцию уведомление №УПЛ-12-2498 о поступлении вышеуказанного исполнительного документа.

С целью исполнения решения суда, Инспекцией принято решение от 26.11.2012г. №152325 о возврате НДС в сумме 5 261 629 рублей. В соответствии с положениями статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и договором от 15.11.2007г. №18 «Об обмене электронными документами», Инспекция 26.11.2012г. направила в УФК по Калининградской области в электронном виде заявку №3906ZV000003363 на возврат денежных средств.

Однако, протоколом выемки от 27.11.2012г. указанная заявка была изъята из Управления следственными органами, в связи с чем, заинтересованное лицо направило в адрес заявителя протокол №3500-1581328 от 27.11.2012г. об аннулировании заявки на возврат.

Считая, что Инспекция не представила необходимые документы (заявку на возврат денежных средств) для исполнения решения суда, Управление, ссылаясь на положение п.3 ст.242.3 БК РФ приостановило осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Инспекции (уведомление №УБЛ-12-1288 от 28.11.2012г.).

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Инспекция, полагая, что в полном объеме исполнила требования законодательства, направленные на исполнение судебного акта, а действия Управления по приостановлению операций на лицевых счетах незаконны, обратилась в суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что требования Инспекции подлежат удовлетворению.

В силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всех территории Российской Федерации.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется способом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 БК РФ).

Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

По смыслу пунктов 5 - 7 статьи 242.3 БК РФ срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть произведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных средств для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

В соответствии с п. 20 приказа Министерства финансов РФ от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ", возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок не превышающий 3-х рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.

При этом, аннулирование заявки, предусмотрено только в случае ее отзыва, при наличии запроса на аннулирование заявки (п. 2.4.3 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 10.10.2008 N 8н).

В силу абзаца первого пункта 8 статьи 242.3 БК РФ при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции по лицевым счетам не приостанавливаются лишь при наличии обстоятельств, перечисленных в абзаце втором указанного пункта статьи 242.3 Кодекса (отсрочка, рассрочка или отложение исполнения судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, либо его отмена или приостановление исполнения).

В данном случае судом установлено, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается, что в целях исполнения судебного акта по делу №А21-263 8/2012 Инспекцией принято решение от 26.11.2012 №152325 о возврате НДС в сумме 5 261 629 рублей и, в соответствии с положениями статьи 242.3 БК РФ, направлена в УФК заявка №3906ZV000003363 на возврат взыскателю денежных средств.

Таким образом, по мнению суда, обязанность по исполнению решения суда от 29.05.2012г. по делу №21-2638/2012г. полностью выполнена Инспекцией 26.11.2012г.

При неисполнении судебного решения в отведенный срок органы Федерального казначейства в предусмотренных пунктом 8 статьи 242.3 БК РФ случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия. Вместе с тем при своевременном исполнении Инспекцией требований законодательства, отсутствии противоправных действий, без учета конкретных причин приведших к просрочке исполнения судебного акта, приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах Межрайонной инспекции ФНС№9 г. Калининграду, суд считает незаконным.

Довод УФК по Калининградской области о том, что после изъятия органами следствия заявки №3906ZV000003363, повторная заявка от Инспекции не поступала, суд считает необоснованным, поскольку законодательством на Инспекцию не возложено осуществление подобных действий. Фактически УФК возложило на Инспекцию ответственность за действия третьих лиц.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Удовлетворяя заявленные требования суд, считает, что действия Управления не соответствуют положениям ст.242.3 БК РФ и нарушают права и законные интересы Инспекции.

С целью восстановления нарушенного права заявителя, суд считает возможным обязать УФК по Калининградской области отменить приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах Инспекции

В судебном заседании представители сторон пояснили, что ими раскрыты и представлены суду все необходимые доказательства; иных доказательств, а так же ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Управления Федерального Казначейства по Калининградской области, выразившиеся в приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Межрайонной инспекции ФНС№9 по городу Калининграду.

Обязать Управление Федерального Казначейства по Калининградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции ФНС№9 по городу Калининграду, отменив приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах инспекции.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.В. Генина