Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21 - 11071/2014
«17» февраля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена «11» февраля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме «17» февраля 2015 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи Залужной Ю.Д.
при ведении протокола судебного секретарем Андреевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению: ООО «Продимпорт» (ОГРН <***>)
к Калининградской областной таможне
о признании незаконным решения Светловского таможенного поста Калининградской областной таможни от 12.11.14г. об отказе в выпуске товара по ДТ: № 10012180/111114/0001721
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Подтоптанный Д.А., по доверенности, паспорту
от заинтересованного лица: ФИО1, ФИО2 на основании доверенности, паспорта
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Продимпорт» (ОГРН <***>, место нахождения: 236022, <...>) (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне (далее Таможня) о признании незаконным решения Светловского таможенного поста Калининградской областной таможни от 12.11.14г. об отказе в выпуске товара по ДТ: № 10012180/111114/0001721.
Считает, что положенный в основу решения вывод о недействительности декларации соответствия на ввезенный товар, сделан без законных на то оснований.
Таможня требования не признала, представила отзыв, указав на то, что представленная Обществом декларация соответствия выдана с нарушениями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, а поэтому не может являться подтверждением соответствия ввезенного товара установленным требованиям безопасности. Поставщик товара, поименованный в контракте, не подтвердил наличие с Обществом договорных отношений и производство продукции, заявленной в декларациях, в связи с чем, и по этому основанию декларация соответствия не может быть отнесена к числу подтверждающих документов.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, в 11.11.14 ООО «Продимпорт» заявило в ОТО и ТК таможенного поста Светлый Калининградской областной таможни по таможенной процедуре «свободная таможенная зона» в ДТ: № 10012180/111114/0001721 в графе 31 следующий товар: «продукт готовый для употребления в пищу человеком, изготовленный по технологии производства сыра из растительного гидрогенизированного жира, массовой доли растительного жира в сухой массе 45%, молочного жира 0%, не содержащий какао, код ОКП 922690, код по ТН ВЭД ТС 1901909100».
В перечне документов, подтверждающих соблюдение мер технического регулирования Обществом представлена декларация соответствия: ТС №RU Д-RS.АЯ19.В.30603, сроком действия с 24.10.14 по 24.10.17г.
Решения мотивировано тем, что условие выпуска товара, предусмотренное пп.1 п.1 ст.195 ТК РФ не соблюдено. А именно, декларация соответствия не применима для таможенного оформления товара. Второе основание отказа, усмотренное таможней и приведенное в отзыве – отсутствие в производственной программе AD«Mlekara», с которой Обществом заключен контракт и в рамках которого ввезен заявленный по указанным выше ДТ товар, сыров из растительного жира и окрашенных сыров. Согласно полученного на запрос таможни ответа, AD«Mlekara» производит исключительно сыры с жиром животного происхождения из категории белых сыров.
Не согласившись с данным решением Общество обратилось в заявлением о его отмене в арбитражный суд.
Суд находит требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в том числе санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 181 ТК ТС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Пункт 1 статьи 183 ТК ТС предусматривает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
К таким документам, в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии со статьей 195 ТК ТС таможенные органы осуществляют выпуск товаров при соблюдении условий, перечисленных в пункте 1 названной статьи, в частности, когда таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и иными международными договорами государств - членов Таможенного союза.
При несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению (пункт 1 статьи 201 ТК ТС).
В качестве документа, подтверждающего соблюдение мер технического регулирования Обществом представлена декларация соответствия ТС №RU Д-RS.АЯ19.В.30603, сроком действия с 24.10.14 по 24.10.17г.
Согласно сведениям, указанным в декларации ТС №RU Д-RS.АЯ19.В.30603 сычужные продукты в ассортименте: Kajmakus, Masdamas, Gaudas в форме прямоугольного блока с округлыми гранями в полимерной газопроницаемой пленке массой 2,5-4,0 кг, изготовитель AD«Mlekara», Сербия, Tolminska 10 24000 Subotica соответствуют требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
В силу положений статьи 18 Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.02г. «О техническом регулировании» (далее Закона №184-ФЗ) подтверждение соответствия осуществляется, в том числе в целях: удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров; содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг.
В соответствии со статьей 20 Закона №184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (пункт 1). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации (пункт 2). Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации (пункт 3). Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом (пункт 4).
Статьей 28 Закона наделяет заявителя правом самостоятельно выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом либо обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать. При этом заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов.
Статьей 29 Закона №184-ФЗ определено, что порядок ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи и с учетом положений пункта 2 настоящей статьи, устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза (часть 3 статьи).
Пищевая продукция включена в единый перечень продукции, в отношении которой установлены обязательные требования в рамах Таможенного союза, а поэтому она является объектом технического регулирования Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - Технический регламент, TP ТС 021/2011).
Данный Технический регламент устанавливает:
Согласно пункту 1 статьи 21 Технического регламента оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, проводится, в том числе, в форме подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции.
Статьей 22 TP ТС 021/2011 установлено, что заявителем при оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции, за исключением государственного контроля (надзора), может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и в части ответственности за ее несоответствие требованиям таких технических регламентов.
Аналогичное положение закреплено в Федеральном законе №184-ФЗ «О техническом регулировании», ст.24 которого определено, что декларацию о соответствии вправе принимать зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся производителем (поставщиком, продавцом) или выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции установленным требованиям и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции установленным требованиям.
Поскольку в силу положений, закрепленных в ст.23 Закона №184-ФЗ объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, то и лицом, гарантирующим ее безопасность, является лицо, выпускающее такую продукцию.
В соответствии со ст.4 Технического регламента ответственность за выпускаемую в обращение пищевую продукцию на таможенной территории Таможенного союза требованиям настоящего технического регламента возложена на импортера, к числу которых в рассматриваемом случае относится ООО «Продимпорт».
Иностранный изготовитель напрямую не может принять декларацию о соответствии; ее может принять российский продавец этой продукции (например, на партию, идентифицированную инвойсом) или лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, на серийное производство.
В данном случае по отношению к продукции, выпускаемой в обращение на территории Таможенного союза, Общество выступает потенциальным ее продавцом неограниченному кругу потребителей, а поэтому в системном толковании приведенных выше положений закона, отвечает критериям, предъявляемым к лицам, выступающим в качестве заявителей при декларировании продукции.
Аналогичные разъяснения содержится в п.2.2 «Рекомендаций для заявителей, принимающих декларацию о соответствии и органов по сертификации, осуществляющих регистрацию деклараций о соответствии» Р 50-601-48-2010, утвержденных ОАО «ВНИИС» Ростехрегулирования от 22.03.10г. №12.
Поэтому судом отклонен как несостоятельный довод таможни о том, что Общество не относится к числу лиц, удостоверяющих безопасность продукции, поименованных в ст.22 Технического регламента.
В силу ст.23 ТР ТС 021/2011 декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением:
1) непереработанной пищевой продукции животного происхождения;
2) специализированной пищевой продукции;
3) уксуса.
Продукция, заявленная ООО «Продимпорт» в спорной ДТ не относится к числу исключений, приведенных выше, поэтому подтверждение ее безопасности осуществляется путем принятия декларации соответствия.
Декларирование соответствия пищевой продукции, как указано в ч.3 ст.23 Технического регламента осуществляется по одной из схем декларирования, установленных настоящим техническим регламентом, по выбору заявителя.
В данном случае Обществом выбрана схема декларирования по форме 3д, которая включает в себя следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- осуществление производственного контроля;
- проведение испытаний образцов пищевой продукции;
- принятие и регистрация декларации о соответствии;
- нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Испытание образцов пищевой продукции, заявленной Обществом в спорной ДТ, проведено аккредитованной испытательной лабораторией.
Достоверность результатов испытаний таможней под сомнение не поставлена.
Единая форма декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза и правила ее оформления установлена решением Коллегия Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293.
Представленная Обществом декларация соответствия по характеру и объему содержащихся в ней сведений в полной мере отвечает критериям, приведенным в разделе II Решения «Правила оформления декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза» от 25 декабря 2012 г. № 293.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания считать предъявленные Обществом при таможенном оформлении документы содержащими недостоверные сведения.
Судом проверен и отклонен как несостоятельный довод таможни о не подтверждении Обществом факта приобретения товара у AD«Mlekara», Сербия, заявленного по спорной ДТ.
Как следует из представленных Обществом с заверенным переводом выписок из Агентства по хозяйственным реестрам республики Сербия, город Белград, в указанном реестре значится два хозяйствующих субъекта с одинаковым фирменным наименованием - АО Млекара Суботица, зарегистрированных по одинаковому адресу: ул.Толминска,10. Одно из них расположено в общине Нови-Сад, город, с которым у Общества заключен контракт, второе в общине Суботица. Основным видом деятельности первого предприятия является оптовая торговля молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами и жирами; второго – переработка молока и производство сыров.
Представленное таможней письмо за №34-31-161/28166 о 10.11.14г. об отсутствии каких-либо договорных отношений с Обществом и отсутствии в производственной программе сыров из растительного жира и окрашенных сыров, подписано директором АО Млекара Суботица, расположенного в общине Суботица.
Предприятие же АО Млекара Суботица, расположенное в общине Нови-Сад-город, на предмет наличия либо отсутствия контракта с ООО «Продимпорт» на поставку продукции, заявленной в спорных ДТ, таможней не запрашивалось.
Согласно контракта №18/08 от 18.08.14г., а также дополнительного соглашения к нему от 29.09.14г. поставщиком продукции, заявленной Обществом в спорных ДТ является АО Млекара Суботица, расположенное в общине Нови-Сад-город. Ордер №305 от 26.01.15г. с отметкой ОАО «Альфа-Банк» подтверждает перевод денежных средств на счет указанного контрагента. Контракт подписан уполномоченными лицами, сведения о которых совпадают с данными Агентства по хозяйственным реестрам республики Сербия.
Данные обстоятельства, установленные судом в ходе рассмотрения дела, таможней не опровергнуты.
Судом не установлено правовых оснований для отказа в выпуске товара по спорной ДТ.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодексаРоссийской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку оспариваемый ООО «Продимпорт» отказ в выпуске товара не соответствуют закону и нарушает его права в сфере экономической деятельности, в частности право на введение в оборот и реализацию продукции до истечения сроков ее годности, оспариваемое решение отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования ООО «Продимпорт» удовлетворить.
Признать незаконным решение Светловского таможенного поста Калининградской областной таможни от 12.11.2014г. об отказе в выпуске товара по ДТ 10012180/111114/0001721 и отменить его.
Взыскать с Калининградской областной таможни в пользу ООО «Продимпорт» судебные расходы по госпошлине в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья | Залужная Ю.Д. |
(подпись, фамилия) |