ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-11121/2021 от 01.03.2022 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

      Именем Российской Федерации

     Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград                                                                          Дело № А21-11121/2021

05 марта 2022  года

Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2022г.

Полный текст решения изготовлен 05 марта 2022г.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи  Талалас Е.А.,

При ведении протокола секретарем судебного заседания Клушиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда по адресу: 236040, <...>,  исковое заявление

Общества с ограниченной ответственностью «Прибалтийская мясная компания три» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) (Калининградский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды)

об устранении препятствий в пользовании земельным участком,

третье лицо: ГБУ КО «Региональный градостроительный центр»,

при участии:

от истца: ФИО1 по доверенности, паспорту, диплому,

от ответчика: ФИО2 по доверенности, паспорту, диплому,

от третьего лица: не явился, извещен,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Прибалтийская мясная компания три» (далее по тексту – истец, Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ответчик, Учреждение) об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

Определением от 16 ноября 2021г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено, ГБУ КО «Региональный градостроительный центр».

Истец в предварительном судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик возражает против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, направило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Информация о месте и времени судебного заседания была размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в установленные законом сроки, согласно ст. 121 АПК РФ.

Предварительное судебное  заседание проведено в отсутствие представителя ответчика в порядке, предусмотренном статьей 136 АПК РФ.

Стороны ходатайствовали о переходе в судебное заседание.

В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Суд, с учетом мнения сторон,   завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

Судебное  заседание проведено в отсутствие представителя ответчика в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил.

Как следует из искового заявления, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 39:03:071012:144, площадью 46 665 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования (строительства производственно-складского комплекса - овощехранилища), местоположение: Калининградская область, Гурьевский район, вблизи н. Низовье.

Право собственности Истца подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, серия 39-АБ, № 275089, выданным 19.12.2013 года.

30 октября 2017 года Министерством сельского хозяйства Калининградской области было выдано заключение № 04/17 о соответствии размещения истцом производственного комплекса для хранения продукции животноводства действующим ветеринарным нормам и правилам.

В соответствии с Проектом внутрихозяйственного землеустройства, выполненным в 2018 году ООО «ГИПРОЗЕМ», согласованным Министром сельского хозяйства Калининградской области и Главой администрации МО «Гурьевский городской округ», указано, что данный земельный участок будет использоваться истцом под производственные здания и сооружения сельскохозяйственного назначения.

 21 марта 2018 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» выдал Истцу положительное экспертное заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам проектной документации на строительство склада на данном земельном участке.

Как указывает истец, со стороны Ответчика созданы препятствия в целевом использовании вышеуказанного земельного участка и строительстве производственно-складского комплекса по следующим причинам: принадлежащий на праве собственности Истцу вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 39:03:071012:144 граничит с земельным участком с кадастровым номером 39:03:071012:142, на котором в настоящий момент Ответчиком построен стационарный пункт наблюдения (метеостанция).

В соответствии с градостроительным планом земельного участка № RU39310000-393-2020/А, выполненным ГБУ КО «Региональный градостроительный центр» 28.02.2020 года, охранная зона метеостанции практически полностью перекрывает земельный участок под строительство склада.

В действующем в настоящее время Положении о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1999 г. № 972, предусмотрено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий. В пределах указанных охранных зон устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

В Постановлении Правительства РФ от 17.03.2021 № 392 «Об утверждении Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 972 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 6 января 1983 г. № 19», вступающим в силу с 01.01.2022 года, также указано, что в границах охранной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства.

О планировании строительства Ответчиком стационарного пункта наблюдения (метеостанции) и установления охранной зоны Истец не был проинформирован и своего согласия, как собственник сопредельного земельного участка Ответчику не предоставлял.

Все  разрешения   для   начала   строительства  производственно-складского

комплекса, т.е. целевого использования земельного участка были получены Истцом до строительства Ответчиком вышеуказанной метеостанции и установления охранной зоны.

27 августа 2021 года Истец направил письмо (исх.№ 292 от 27 августа 2021 года) в адрес Ответчика с просьбой пояснить факт строительства указанной метеостанции и установление охранной зоны без получения согласия Истца как собственника сопредельного земельного участка и с просьбой принять меры к устранению ситуации, повлекшей нарушение наших законных интересов по целевому использованию Истцом своего земельного участка.

Согласно письма Ответчика, исх.11-14/1-1698 от 07 октября 2021 года, направленного в адрес Истца, решение об установлении охранной зоны принимается территориальным органом Ответчика по месту нахождения стационарного пункта наблюдений, для которого устанавливается охранная зона.

При этом, как указывает истец ответчик полностью проигнорировал просьбу Истца предоставить пояснения по вопросу строительства указанной метеостанции и установление охранной зоны без получения согласия Истца как собственника сопредельного земельного участка и без информирования последнего.

Также, по мнению истца, Ответчиком не были приняты меры к устранению ситуации, повлекшей нарушение законных интересов Истца по целевому использованию своего земельного участка. Истцу не были предоставлены пояснения по ситуации, при которой охранная зона практически полностью перекрывает земельный участок под строительство склада. В адрес Истца не были предоставлены документы, свидетельствующие о правомерности подобного перекрытия.

Истец лишился права использовать земельный участок по целевому назначению и лишился права осуществить строительство производственно-складского комплекса и возможности реализовать указанный земельный участок по рыночной стоимости, на которую Истец вправе был рассчитывать при отсутствии вышеуказанный обременении в виде охранной зоны.

Указанные обстоятельства послужили основанием истцу для обращения в суд с настоящим иском.

Суд признал иск не подлежащим удовлетворению.

ФГБУ «Северо-Западное УГМС» принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 46670 кв.м. по адресу: Российская Федерация. Калининградская область, район Гурьевский, вблизи п. Низовье, кадастровый номер 39:03:071012:142 (далее - земельный участок).

Права на земельный участок ФГБУ «Северо-Западное УГМС» приобрел в 2020 г.

Как следует из материалов дела, ранее Объединенная гидрометеорологическая станция Калининград (ОГМС Калининград) находилась по адресу: <...>. В связи изъятием земельного участка по данному адресу для нужд Калининградской области с целью строительства эстакады «Восточная» (на основании постановления Правительства Калининградской области от 27.07.2016 № 378), метеорологическая станция была размещена в п. Низовье.

Основанием для приобретения прав на земельный участок по адресу: Российская Федерация. Калининградская область, район Гурьевский, вблизи п. Низовье, кадастровый номер 39:03:071012:142, послужил договор купли-продажи недвижимого имущества № 01 от 11.12.2020 г., заключенный с ООО Специализированный застройщик «КПД Монтаж».

Предметом вышеуказанного договора является приобретение единого имущественного комплекса для обеспечения выполнения уставных видов деятельности ФГБУ «Северо-Западное УГМС» «Объединенная гидрометеорологическая станция Низовье (Калининград).

Имущественный комплекс, являющийся предметом договора купли-продажи, включал в себя земельный участок, а также склад с кадастровым номером 39:03:071012:375. гараж с кадастровым номером 39:03:071012:373. газогенераторную с кадастровым номером 39:03:071012:374, главное служебное здание с кадастровым номером 39:03:071012:372.

Приобретение вышеуказанного имущественного комплекса финансировалось из федерального  бюджета  на  основании   приказа  Росгидромета  №  396  от  06.10.2020  о предоставлении в 2020 году субсидии из федерального бюджета на приобретение единого имущественного комплекса для обеспечения выполнения уставных видов деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения (Северо-западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» «Объединенная гидрометеорологическая станция Низовье (Калининград)» (далее ОГМС Низовье), расположенного по адресу: Российская Федерация. Калининградская область, Гурьевский городской округ, <...>, 40Б, 40В.

По своему правовому режиму ОГМС Низовье является стационарным пунктом наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - стационарный пункт наблюдений), представляющим комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения (ст. 1 Федеральном закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»).

В соответствии с п. 2 статьи 13 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидромет) по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно РД 52.04.567-2003 «Положение о государственной наблюдательной сети» (п. 9.2.) решение об открытии стационарного пункта наблюдений подлежит согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и головными научно-исследовательскими учреждениями (НИУ) Росгидромета.

Все вышеуказанные согласования ответчиком получены.

Других согласований для открытия стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений действующим законодательством не предусмотрено.

На основании п. 3 Федеральном закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации.

По своему правовому режиму охранная зона стационарного пункта наблюдения представляет собой разновидность зоны с особыми условиями использования территории.

В соответствии с п. 6 ст. 106 Земельного кодекса РФ установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Согласно пункту 5 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утверждённый постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 № 972 (действует до 31 декабря 2021 г.), предоставление (изъятие) земельных участков и частей акваторий под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации на основании схем размещения указанных пунктов, утвержденных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2022 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 17.03.2021 № 392 «Об утверждении Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 972 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от б января 1983 г. № 19».

В соответствии с пунктом 2 нового положения об охранных зонах, охранная зона устанавливается для стационарных пунктов наблюдений, расположенных на земельных участках, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании организаций, подведомственных Федеральной службе но гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее -организации наблюдательной сети), или на части акватории водного объекта.

Согласно пункту 14 нового положения об охранных зонах, решение об установлении охранной зоны принимается территориальным органом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по месту нахождения стационарного пункта наблюдений, для которого устанавливается охранная зона.

В связи с изменением (с 2022 г.) порядка установления охранных зон стационарных пунктов наблюдений, установление охранной зоны ОГМС Низовье запланировано на 1 квартал 2022 г.

Определением от 16 ноября 2021г. суд истребовал из ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области  кадастровое дело в отношении земельного участка с кадастровым номером с 39:03:071012:144 и сведения об установлении охранных зон и основаниях их установления (в случае их наличия).

10 декабря 2021г. в материалы дела из ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области поступили копии дел правоустанавливающих документов в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровым номером 39:03:071012:144.

Определением от 18 января 2022г. суд истребовал из Управления Росреестра по Калининградской области  полную выписку из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:03:071012:144 площадью 46 665 кв.м., расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район вблизи п. Низовье.

01 февраля 2022г. в материалы дела из Управления Росреестра по Калининградской области поступила полная выписка из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:03:071012:144, из которой следует, что охранная зона до настоящего времени не установлена.

Поскольку отсутствуют доказательства чинения ответчиком препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером 39:03:071012:144 и противоправных действий ответчика, основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца  со дня его принятия.

Судья                                                                     Е.А. Талалас

                       (подпись, фамилия)