ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-11284/2021 от 18.01.2022 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград                                                       Дело №        А21 - 11284/2021

«25»   января 2022  года  

Резолютивная   часть   решения    объявлена       «18»     января  2022  года.

Решение   изготовлено   в    полном   объеме       «25»     января   2022  года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи  Залужной Ю.Д.

при ведении протокола судебного секретарем Радченко Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Пройссен-Инвест» ОГРН 1083925003227

к Администрации МО Янтарный ГО

о признании незаконным отказа в предоставлении участка в собственность без торгов, изложенного в письмах от 22.07.21, 07.10.21г.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Снисаренко Н.Н. по доверенности, паспорту

от заинтересованного лица: Макарчук Т.М., по доверенности, паспорту

установил:

         ООО «Пройссен-Инвест» ОГРН 1083925003227,  место нахождения: г.Калининград, ул.Невского 76В) (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» (далее Администрация, заинтересованное лицо), уточненным в ходе рассмотрения дела (последнее уточнение от 18.01.22) о признании незаконным отказа в предоставлении  в собственность без торгов земельного участка с КН 39:22:010011:90, изложенного в письмах от 22.07.21 №2695/об и от 09.11.21г. №4365/об; обязании Администрацию МО «Янтарный ГО» осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка с КН 39622:010011:90 в 3-х экземплярах и направить проекты указанного договора для подписания ООО «Пройссен-Инвест» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

         В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы заявления в полном объеме.

Представитель Администрации требования не признали, поддержала позицию, изложенную в отзыве.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО «Пройссен-Инвест» осуществляет свою деятельность в поселке городского типа Янтарный Калининградской области на территории трёх арендуемых земельных участков, представляющих собой конноспортивный комплекс БЕККЕР (КСК БЕККЕР):

Общество обратилось в Администрацию  МО «Янтарный городской округ» с заявлением (вх. 2487/об от 22.06.2021)  о выкупе в собственность земельного участка с кадастровым номером  22:010011:90.

В дополнение к ранее поданному заявлению 22.07.21 Обществом направлены пояснения с подтверждающими документами на 61 листе, которые получены заинтересованным лицом, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, а также ответом главы Администрации Крупина А.Л. от 06.08.21г.

Не согласившись с изложенными отказами, Общество предъявило в суд указанные выше требования.

Суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, добросовестный арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства по истечению трёх лет с момента заключения договора аренды либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу, имеет право приобрести данный земельный участок в собственность без торгов с подачей заявления до дня окончания срока действия договора аренды.

Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которых устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается правилами землепользования и застройки.

Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно пункту 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования застройки.

В соответствии с Генеральным планом городского округа МО «Янтарный городской округ», как в старой редакции 2017 года, так и в новой редакции утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 23 июня 2021 года №370, испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта - пгт. Янтарный Калининградской области (земли поселений) и отнесен к функциональной зоне Cx1.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Янтарный городской округ» испрашиваемый земельный участок с 2017 года также находится в зоне Cx1.

Решением окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ» от 15.03.2017 года № 166 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Янтарный городской округ», в 2017 году в целях приведения в соответствие (исправление ошибки), была изменена территориальная зона с изменением градостроительного регламента на испрашиваемый земельный участок с Р-зоны рекреации на ранее установленную Cx1 - зону сельскохозяйственных угодий.

Согласно сведением из ГЗК в отношении испрашиваемого земельного участка с 21.03.2012 года установлен вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, такой вид разрешенного использования как «сельскохозяйственное использование», включает в себя группировки с кодами 1.1 - 1.20. , из которых: код вида 1.19 - это кошение трав, сбор и заготовка сена; 1.20. - выпас сельскохозяйственных животных.

Таким образом, в установленной территориальной и функциональной зоне испрашиваемого участка - «сельскохозяйственное использование» (Cx1) предусмотрен такой вид как «сельскохозяйственное использование», что полностью соответствует Классификатору видов разрешенного использования, Генеральному плану, Правилам землепользования и застройки МО «Янтарный городской округ», условиям договора аренды № 318/2012 от 25.04.2012г. и фактическому использованию арендатором земельного участка с кадастровым номером 39:22:010011:90 - для выпаса сельскохозяйственных животных, сенокошения.

В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает следующее действие: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 25 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105 (ред. от 27.08.2020) «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области», для случая, установленного подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности Калининградской области, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в размере, равном кадастровой стоимости земельного участка, установленной на момент заключения договора купли-продажи земельного участка.

Кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка по состоянию на 01.01.2019г. составляет 465 108, 00 руб. и подлежит применению с 01.01.2020 года (постановление Правительства Калининградской области от 22.11.2019 № 788).

Доводы представителя Администрации о том, что способ выкупа земельного участка не был указан в первоначальном заявлении, поэтому обжалуемый отказ носит общий характер, без ссылок на нормы земельного законодательства  отклонены судом как необоснованные, поскольку содержание заявления не предполагает его двусмысленное прочтение.

Утверждение представителя Администрации на отсутствие оснований для выкупа земельного участка по причине ранее состоявшегося решения Арбитражного суда Калининградской области по делу А21-2731/2016 несостоятельно, поскольку обжалованный отказ оценивался судом по нормам земельного законодательства действовавшим до 01.03.2015г.

Условия выкупа, установленные пп.9 ч..2 ст.39.3 ЗК РФ Обществом выполнены.

ООО «Пройссен-Инвест» является добросовестным арендатором, за весь период аренды нарушения по условиям оплаты отсутствуют, нарушения по условиям использования земельного участка отсутствуют, что подтвердила в судебном заседании представитель Администрации; заявление на выкуп подано Обществом до истечения договора аренды (дата подачи заявления 22.06.2021г.; день окончания срока действия договора 25.04.2027 года).

Факт использования Обществом земельного участка по прямому назначению, в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства подтвержден в судебном заседании просмотренной с участием сторон записью видеосьемки территории, представленными Обществом на обозрение суда племенными свидетельствами, ветеринарными паспортами и сертификатами о чипировании лошадей, справками о балансовой принадлежности животных по состоянию на 01.06.2018 г., на 01.06.2021г., на 01.12.2021 г.

Данное обстоятельство также подтверждается уплатой арендной платы в доход муниципалитета, расчет которой сделан с учетом коэффициента 6,0%, применяемого администрацией для расчета платы за аренду земли, используемой арендатором исключительно для сельскохозяйственного использования, на основании решения окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ» от 04.04.2018 г. №20 (пункт 14 приложения №2 решения).

Основания отказа для предоставления земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены ст.39.16 ЗК РФ. Обжалуемые отказы не содержат ссылок ни на одно из перечисленных в статье оснований.

Судом неоднократно предлагалось Администрации представить письменную позицию относительно наличия оснований отказа, приведенных в указанной статье.

В судебном заедании 18.01.22 представителем Администрации уточнено, что обращения Общества проверялись на наличие оснований предусмотренных ч.2 ст.39.3 ЗК РФ и ни под одно из перечисленных в 11-ти пунктах части 2 статьи 39.3 Общество не подпадает. 

Вместе с тем, как отмечалось выше судом позиция Администрации об отсутствии  оснований выкупа, опровергнута совокупностью представленных по делу доказательств.

Довод Администрации на расположение испрашиваемого участка частично в зоне рекреации опровергается кадастровой  выпиской, представленной по делу, а также решением Окружного совета депутатов №166 от 15.03.2017г.

Позиция Администрации о том, что намерение арендатора выкупить земельный участок не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность продать его и указанные нормы права не устанавливают право требовать у арендодателя заключения такого договора и соответствующей обязанности последнего, основана на неверном толковании норм права в сфере земельного законодательства в их совокупности и опровергается вышеприведенными нормами права.

Аналогичные схожим обстоятельства были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ по делу №310-ЭС21-4644 от 21.04.2021г.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодексаРоссийской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Таким образом, в настоящем деле обязанность по доказыванию законности решений по отказу возложена Администрацию.

Правовые обоснования законности отказа в ходе рассмотрения дела Администрацией не приведены и судом не установлены.

Согласно части 3 статьи 198 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд   

    Р Е Ш И Л:

Признать  незаконным отказ Администрацию муниципального образования «Янтарный городской округ» в предоставлении ООО «Пройссен-Инвест» в собственность без торгов земельного участка с КН 39:22:010011:90, изложенного в письмах от 22.07.21 №2695/об и от 09.11.21г. №4365/об.

Обязать Администрацию муниципального образования «Янтарный городской округ» осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка с КН 39622:010011:90 в 3-х экземплярах и направить проекты указанного договора для подписания ООО «Пройссен-Инвест» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» в пользу ООО «Пройссен-Инвест» расходы по госпошлине в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

                                                       Залужная Ю.Д.

  (подпись, фамилия)