Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236016
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело №А21-11345/2012
20 марта 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 20.03.2012.
Полный текст решения изготовлен 20.03.2012.
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Зинченко С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петренко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
администрации муниципального образования «Балтийский муниципальный район» (ОГРН <***>; место нахождения: 238520, <...>)
об оспаривании предписания Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>; место нахождения: 107031, <...>, <...>) об устранении выявленных нарушений № 8.2-1380пл-П/0383-2012 от 10.12.2012,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность, паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность, удостоверение,
ФИО3, доверенность, удостоверение;
установил: администрация муниципального образования «Балтийский муниципальный район» (далее – администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением с учетом принятого судом уточнения об оспаривании предписания Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, Ростехнадзор, заинтересованное лицо) об устранении выявленных нарушений № 8.2-1380пл-П/0383-2012 от 10.12.2012.
В судебном заседании 20.03.2013 представитель администрации обратилась с ходатайством об отложении судебного заседания в связи с необходимостью уточнить заявленные требования.
Ходатайство судом рассмотрено и отклонено. При этом суд исходил из того, что заявитель имел реальную возможность уточнить свои требования в ходе рассмотрения дела, поскольку по делу состоялось два предварительных судебных заседания (при этом определением суда от 13.02.2013 судом принято к рассмотрению уточненное заявление) и два судебных заседания. В каждом определении суда лицам, участвующим в деле, разъяснялись положения ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя требования, с учетом уточнений, поддержала.
Представители заинтересованного лица в удовлетворении заявления просили отказать. К материалам дела приобщен отзыв на заявление.
Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ, установил следующее.
На основании распоряжение от 07.11.2012 № к-1380-пр в отношении администрации проведена плановая выездная проверка с целью контроля соблюдения требований законодательства в электроэнергетике, проверки соблюдения собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых с таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, проверке соблюдения требований принятия программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Срок проведения проверки – с 03 по 10.12.2012.
Распоряжение поступило в администрацию 09.11.2012.
Заверенная копия распоряжения получена представителем администрации 03.12.2012.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки № 8.2-1380пл-А/0383-2012 от 10.12.2012.
При проведении проверки присутствовал представитель администрации – заведующий хозяйством администрации ФИО4
По результатам проверки заявителю выдано оспариваемое предписание, согласно которому администрация должна выполнить следующие мероприятия по устранению выявленных нарушений:
№ п/п
Конкретное описание (существо) выявленного нарушения
Наименование нормативного
документа, закона и номер статьи, пункта,
требования,
которые нарушены (не
соблюдены)
Предписываемые меры по устранению выявленного нарушения
Срок устра-нения нару-шения
1
Лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок не назначено приказом по организации.
П.2.2.2 Правила технической эксплуатации
тепловых энергоустановок (далее - ПТЭ ТЭУ)
Приказом по организации назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
2
В организации не назначен заместитель лица, ответственного за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
П.2.2.2 ПТЭ ТЭУ
Приказом по организации назначить заместителя лица, ответственного за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
3
Отсутствует акт границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон, являющийся неотъемлемой частью договора на теплоснабжение
П.2.1.5. ПТЭ ТЭУ
Представить акт границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон.
4
Отсутствует схема теплового узла
П.2.8.3. ПТЭ ТЭУ
Представить схему теплового узла
5
Отсутствует инструкция по эксплуатации теплового узла.
П.2.8.4. ПТЭ ТЭУ
Представить инструкцию по эксплуатации теплового узла.
6
Нет акта гидравлического испытания теплового узла перед отопительным сезоном.
ПЛ 1.1. ПТЭ ТЭУ
Представить акт гидравлического испытания теплового узла перед отопительным сезоном.
7
Отсутствует схема системы отопления
П.2.8.3. ПТЭ ТЭУ
Представить схему системы отопления.
8
Отсутствует инструкция по эксплуатации системы отопления.
П.2.8.4. ПТЭ ТЭУ
Представить инструкцию по эксплуатации системы отопления.
9
Нет акта гидравлического испытания системы отопления перед отопительным сезоном.
ПЛ 1.1- ПТЭ ТЭУ
Представить акт гидравлического испытания системы отопления перед отопительным сезоном.
10
Нет акта промывки системы отопления.
ПЛ 1.1. ПТЭ ТЭУ
Представить акт промывки системы отопления.
11
Не поверены манометры теплового узла
П.2.9.1. ПТЭ ТЭУ
Поверить манометры теплового узла
12
Манометры теплового узла не оборудованы 3-х ходовыми кранами.
П.9.20. ПТЭ ТЭУ
Манометры теплового узла оборудовать 3-х ходовыми кранами.
13
На арматуре теплового узла отсутствуют обозначения.
П.9.15. ПТЭ ТЭУ
На арматуре теплового узла установить обозначения в соответствии со схемой.
14
На трубопроводах теплового узла нет стрелок-указателей направления движения теплоносителя.
П.9.16.ПТЭ ТЭУ
На трубопроводах теплового узла нанести стрелки-указатели направления движения теплоносителя.
15
Отсутствует проект узла учета тепловой энергии.
П. 7.1 Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, в дальнейшем ПУТЭ и Т
Представить проект узла учета тепловой энергии.
16
Отсутствуют паспорта приборов узла учета тепловой энергии.
П.7.1. ПУТЭ и Т
Представить паспорта приборов узла учета тепловой энергии.
17
Отсутствует акт повторного допуска узла учета
тепловой энергии.
П.7.7. ПУТЭ и Т
Представить акт повторного допуска узла учета тепловой
энергии.
18
Отсутствует журнал учета тепловой энергии.
П.9.5. ПУТЭ и Т
Завести журнал учета тепловой энергии.
19
Отсутствует тепловая изоляция на трубопроводах теплового узла.
П.9.1.39. ПТЭ ТЭУ
Установить тепловую изоляцию на трубопроводах теплового узла.
20
Проходы к тепловому узлу и узлу учета тепловой энергии загромождены недействующими трубопроводами.
П.3.1.4. Правила техники безопасности при
Эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей.
Проходы к тепловому узлу и узлу учета тепловой энергии освободить от недействующих трубопроводов.
21
Назначенный заместитель ответственного за электрохозяйство не является работником из числа руководителей и специалистов, т.е. является работником рабочей профессии водитель (распоряжение от 20 января 2011 г. № 16р)
ПТЭЭП п.1.2.3.
Назначить заместителя ответственного за электрохозяйство Администрации Балтийского муниципального района в соответствии с требованиями Правил
01.03.2013
22
Учреждение, для эксплуатации электроустановки, не укомплектовано подготовленным электротехническим персоналом, т.е. отсутствует оперативно-ремонтный персонал, непосредственно выполняющий ремонт и обслуживание электроустановки
ПТЭЭП п.1.2.1, 1.7.6.
Укомплектовать учреждение, для эксплуатации электроустановки, подготовленным электротехническим
персоналом или заключить договор на обслуживание с организацией, имеющей подготовленный электротехнический персонал. Не эксплуатировать электроустановку не подготовленным электротехническим персоналом
10.12.2012
23
Отсутствует проектная документация на электроустановку административного здания
ПТЭЭП п.1.8.1.
Выполнить и представить проектную документацию на электроустановку административного здания
01.03.2013
24
Не разработан перечень необходимой технической документации по электрохозяйству
ПТЭ ЭП п. 1.8.2.
Разработать и утвердить перечень необходимой технической документации по электрохозяйству
01.03.2013
25
Однолинейная схема электроснабжения не утверждена лицом, ответственным за электрохозяйство учреждения
ПТЭЭП п.п.1.8.2, 1.5.18.
Проверить на схемах соответствие диспетчерских обозначений и номеров с выполненными в натуре. Утвердить лицом ответственным за электрохозяйство
01.03.2013
26
Отсутствуют исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений электроустановки
ПТЭЭП п.п. 1.8.1, 1.8.6.
Выполнить и представить исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений электроустановки
01.03.2013
27
Не составлен список должностей электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности
ПТЭ ЭП п. 1.8.2.
ПОТ РМ п. 1.2.5.
Составить и утвердить список электротехнического и электротехнологического персонала с указанием соответствующих групп по электробезопасности
01.03.2013
28
Не проведен повторный инструктаж работникам неэлектротехнического персонала с присвоением I группы по электробезопасности
ПОТ РМ п.1.2.5,Приложение № 4
Провести повторный инструктаж работникам иеэлектротехнического персонала с присвоением I группы ПО электробезопасности. Контролировать своевременное проведение инструктажа.
10.12.2012
29
Не проведена проверка знаний норм и правил работы в электроустановках у электротехнологического персонала (работники, выполняющие работы с ручным переносным электроинструментом, использующие переносные лампы, кабели - удлинители и др.)
ПОТ РМ приложение №7 ПТЭЭП п.п. 1.4.3, 1.4.37, 1.4.38, 1.4.39.
Провести проверку знаний электротехнологическому персоналу в соответствии с требованиями Правил. Отстранить персонал от выполнения работ с ручным переносным электроинструментом, использование переносных ламп, кабелей - удлинителей и др. до прохождения проверки знаний
10.12.2012
30
Распорядительным документом не оформлено закрепление
электроустановки за оперативно-ремонтным персоналом, выполняющим обслуживание и ремонт электроустановки
ПОТ РМ п.2.4.1.
Распорядительным документом оформить закрепление электроустановки учреждения за оперативно-ремонтным персоналом в соответствии с требованием Правил
01.03.2013
31
Отсутствует список работников, имеющих право единоличного осмотра электроустановок, осмотра электротехнической части технологического оборудования
ПТЭЭП п. п.1.8.2, 1.8.9.
Разработать список работников, имеющих право единоличного осмотра электроустановок, электротехнической технологического оборудования
01.03.2013
32
Отсутствует список работников, которым даны права допускающего,
Производителя работ, наблюдающего
ПОТ РМ п. 2.1.10, ПТЭЭП п.1.8.2, 1.5.27.
Разработать и утвердить списки работников, которым даны права допускающего, производителя работ,
наблюдающего
01.03.2013
33
Не проводятся инструктажи на рабочем месте электротехнологическому персоналу в отношении электробезопасности, т.е. работникам, выполняющим работы с ручным переносным электроинструментом, использующим переносные лампы, кабели - удлинители и др.)
Приложение№7 ПТЭЭП п. 1.8.9.
Вести инструктажи на рабочем месте
Электротехнологическому персоналу в отношении электробезопасности.
Отстранить персонал от
выполнения работ с ручным
переносным электроинструментом,
использование переносных ламп, кабелей – удлинителей и
др. до прохождения
инструктажа
10.12.2012
34
Не разработан перечень
электрозащитных средств с
указанием мест распределения электрозащитных средств между объектами и мест их хранения
Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустанов ках 1.2.3, 1.4.2, Приложение № 1,8. ПТЭЭП п.1.7.3.
Разработать и утвердить перечень электрозащитных средств. В перечне указать распределение электрозащитных средств между объектами, места их хранения
01.03.2013
35
Не ведется оперативный
Журнал.
ПТЭ ЭП п.1.5.23.
Оформить и вести оперативный
журнал согласно Правил
01.03.2013
36
Не назначен ответственный работник, контролирующий наличие и состояние средств защиты с записью результатов осмотра в Журнал учета и содержания средств защиты
Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках. П.1.4.3.
Назначить ответственного работника контролирующего наличие и состояние средств
защиты
01.03.2013
37
Не назначен ответственный
работник для ведения Журнала регистрации инвентарного учета, периодической проверки и
ремонта переносных и передвижных
электроприемников, вспомогательного оборудования к ним (ручной переносной электроинструмент, переносные лампы, кабели -удлинители и др.)
ПТЭЭП п.п.3.5.6. 3.5.9,3.5.10.
Назначить ответственного работника для регистрации инвентарного учета, периодической проверки и ремонта переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования и ведения Журнала
01.03.2013
38
Не проведена регистрация (инвентарный учет) переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним (ручной переносной электроинструмент, переносные лампы, кабели -удлинители и др)
ПТЭЭП п.п.3.1.16, 3.5.6. 3.5.9, 3.5.10, 3.5.11. (ПОТ РМ п.10.7.
Провести регистрацию инвентарного учета переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним
01.03.2013
39
Не оформлен и не ведётся Журнал регистрации инвентарного учета, периодической проверки и ремонта переносных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним
ПТЭЭП п.п.3.1.16, 3.5.6. 3.5.9, 3.5.10, 3.5.11, ПОТ РМ п.10.7.
Оформить и вести Журнал регистрации инвентарного учета, периодической проверки и ремонта переносных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним
01.03.2013
40
Не проводятся периодические испытания и проверки, при необходимости ремонт переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним
(ПТЭЭП п.3.5.11, 3.5.6. 3.5.9, 3.5.10, 3.5.11., ПОТ РМ п.п.10.7, 10.5.
Провести периодические испытания и проверку и при необходимости ремонт переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним. Не эксплуатировать переносные и передвижные электроприемники и вспомогательное оборудование к ним до проведения периодических испытаний и проверок,
10.12.2012
41
Не составлен годовой план (график) ремонтов основного оборудования электроустановки
ПТЭЭП п. 1.6.3, 1.2.2, ПОТ РМ Приложение
№5
На все виды ремонтов основного оборудования электроустановок составить годовой план (график), утвердить руководителем учреждения, вести обслуживание электроустановки согласно графика
01.03.2013
42
Не ведется учет электрооборудования
ПТЭЭП п.1.8.2.
Оформить и вести Журнал учета электрооборудования
01.03.2013
43
Не вывешена однолинейная электрическая схема электроустановки - в помещении ВРУ административного здания
ПТЭЭП п.п.1.8.6, 1.2.6, 1.5.18.
Утвердить ответственным за электрохозяйство и вывесить на видном месте однолинейную электрическую схему электроустановки в помещении ВРУ административного здания
01.03.2013
44
Частично не нанесены надписи, указывающие назначение отдельных цепей, панелей, аппаратов (ЩО, ЩС)
ПТЭЭП п. 2.2.20.
Нанести надписи, указывающие назначение отдельных цепей, панелей, аппаратов (ЩО, ЩС)
01.03.2013
45
Не ведется визуальный осмотр заземляющего устройства
электроустановки с занесением результатов осмотра и результатом измерений в паспорт заземляющего устройства
ПТЭЭП п.2.7.9, 2.7.15
Вести визуальный осмотр заземляющего устройства с занесением результатов осмотра и результатом измерений в паспорт заземляющего устройства
01.03.2013
46
Не проводится осмотр и проверка исправности аварийного освещения
ПТЭЭП п. 2.12.16.
Провести осмотр и проверку исправности аварийного освещения путём отключения рабочего освещения (не реже 2 раза в год)
01.03.2013
47
На корпусах предохранителей не указаны токи плавких вставок (ВРУ, ЩС)
ПТЭЭП 2.2.20
Указать токи плавких вставок предохранителей
01.03.2013
48
На кабельных линиях частично отсутствуют бирки (стойкие к воздействию окружающей среды) (ВРУ, ЩС, ЩО)
ПУЭ п.2.3.23., ПТЭЭП п.2.4.5.
Обеспечить кабельные линии бирками (стойкими к воздействию окружающей среды) с обозначениями на бирках номера или наименованиями линии, марки, напряжения, сечения
01.03.2013
49
С внутренней стороны дверей щитов и сборок, на установленных однолинейных схемах, не указаны значения тока плавкой вставки или номинального тока автоматического выключателя и наименование приёмников (ВРУ, ЩС, ЩО)
ПТЭЭП п. 2.12.5.
На однолинейную схему, нанести надписи с указанием значения тока плавкой вставки или номинального тока автоматического выключателя и наименование приёмников
01.03.2013
50
На дверцах щитов (ЩО, ЩС, ВРУ) не указаны их диспетчерские наименования в соответствии с однолинейной электрической схемой
ПТЭЭП п. 1.2.6, 1.8.3, 1.8.4, 1.8.5,2.2.20.
Привести в соответствие обозначения и номера на схемах с обозначениями и номерами выполненными в натуре (ЩО, ЩС, ВРУ)
01.03.2013
Не согласившись с предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд признает требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обращаясь с заявлением о признании недействительным оспариваемого предписания в полном объеме, администрация в своем заявлении указала на несогласие лишь с п. 1-22, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 33, 34, 40 предписания.
В ходе рассмотрения дела суд неоднократно предлагал заявителю указать, какие его права и законные интересы нарушены, и каким именно законам и иным нормативным правовым актам противоречат иные пункты оспариваемого предписания.
Однако представитель администрации не смогла пояснить, какому закону противоречат, и каким образом нарушают права и интересы администрации остальные пункты предписания, что отражено в протоколе судебного заседания от 06.03.2013.
Представитель заявителя ошибочно полагает, что недействительность некоторых пунктов предписания влечет недействительность предписания в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, к которым, в том числе, относятся и предписания государственных органов, рассматриваются по правилам главы 24 АПК РФ.
Согласно п. 3, 4 ч. 1 ст. 199 АПК РФ в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), а также законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).
В связи с изложенным, суд не проверял соответствие п. 23, 26, 31, 32, 41-50 оспариваемого предписания на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявления в части признания недействительными п. 23, 26, 31, 32, 41-50 предписания следует отказать.
Приказом Минприроды России от 28.04.2010 № 131 утвержден административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), который устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, порядок взаимодействия между ее структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при исполнении государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике (п. 1 административного регламента).
Как следует из текста распоряжения о проведении проверки (п. 10) заинтересованное лицо должно было руководствоваться требованиями указанного административного регламента.
При этом, согласно п. 7, 55, пп. 11 п. 56, п. 58, 63 административного регламента, предписания должно содержать указание на срок его выполнения.
Сроки выполнения мероприятий предписания (с указанием числа, месяца и года) должны определяться конкретными датами и исчисляться, исходя из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования (п. 58 административного регламента).
Невыполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок предписания влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (п. 64 административного регламента).
Как следует из оспариваемого предписания, заинтересованным лицом не установлены сроки выполнения требований, указанных в п. 1-20 предписания, в связи с чем указанные пункты предписания являются недействительными.
Оспариваемое предписание выдано и получено администрацией 10.12.2012 (как пояснили представители лиц, участвующих в деле, после 15 часов дня).
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
В связи с изложенным требования, изложенные в п. 22 (в части указания на необходимости в срок до 10.12.2012 укомплектовать учреждение для эксплуатации электроустановки подготовленным электротехническим персоналом или заключить договор на облуживание с организацией, имеющей подготовленный электротехнический персонал), 28, 29, 33, 40 не отвечают требованию исполнимости предписания, поскольку указанные действия должны быть совершены в день выдачи предписания. При этом заинтересованное лицо не учло, что предусмотренные в названных пунктах предписания действия предполагают необходимость принятия заявителем кадровых, образовательных, договорных, организационных мер, реальная возможность осуществления которых в течение нескольких часов до окончания рабочего дня 10.12.2012 управлением не доказана.
Кроме того, ссылка в п. 28 предписания на нарушение администрацией п. 1.2.5 ПОТ Р М-016-2001 неправомерна, поскольку в указанном пункте межотраслевых правил говорится о электротехническом (электротехнологическом) персонале, а не о неэлектротехническом персонале.
Нарушения, указанные в п. 29, 33 предписания не доказаны, поскольку Ростехнадзором не указано, какой именно ручной переносной электроинструмент используется администрацией.
Более того, указание управлением в п. 33 предписания на нарушение администрацией приложения 7 к Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 (далее - ПТЭЭП) неправомерно ввиду отсутствия указанного приложения.
Нарушение п. 1.8.9 ПТЭЭП (п. 33 предписания) администрацией также не доказано, поскольку в силу прямого на то указания, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте может быть включен в состав оперативной документации в зависимости от местных условий (организационной структуры и формы оперативного управления, состава оперативного персонала и электроустановок, находящихся в оперативном управлении).
Доказательств распространения на администрацию указанного выше требования суду не представлено.
Пункт 21 предписания:
Согласно п. 1.2.3 ПТЭЭП для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя.
У потребителей, установленная мощность электроустановок которых не превышает 10 кВА, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться.
Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов потребителя.
При наличии у потребителя должности главного энергетика обязанности ответственного за электрохозяйство, как правило, возлагаются на него.
В п. 21 предписания управлением указано на то, что заместитель ответственного за электрохозяйство администрации не является специалистом, а относится к работникам рабочей профессии – водителем.
Между тем, Ростехнадзор не исследовал и не подтвердил документально, распространяется ли на администрацию требование о назначении заместителя ответственного за электрохозяйство – суду не представлено доказательств того, что установленная мощность электроустановок администрации превышает 10 кВА.
Нарушение в данной части заинтересованным лицом не доказано.
Пункт 22 предписания (в части запрета эксплуатировать электроустановку не подготовленным электротехническим персоналом):
В соответствии с п. 1.2.1 ПТЭЭП эксплуатацию электроустановок потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.
У каждого потребителя работа по созданию безопасных условий труда должна соответствовать положению о системе управления ОТ, устанавливающему единую систему организации и безопасного производства работ, функциональные обязанности работников из электротехнического, электротехнологического и другого персонала, их взаимоотношения и ответственность по должности.
Руководитель потребителя и ответственный за электрохозяйство, как и работники, их замещающие, несут персональную ответственность за создание безопасных условий труда для работников электрохозяйства, укомплектование штата обученным и аттестованным электротехническим персоналом, организационно-техническую работу по предотвращению случаев поражения персонала потребителя электрическим током.
Ответственные за электрохозяйство структурных подразделений потребителя несут ответственность за проведение организационных и технических мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий труда, за проведение инструктажей по ОТ и ТБ с наглядным показом и обучением персонала безопасным методам работы, за соблюдением персоналом требований безопасности труда и применением им инструмента, приспособлений, средств защиты, спецодежды, отвечающих требованиям действующих норм и правил (п. 1.7.6 ПТЭЭП).
Учитывая необходимость создания безопасных условий труда, требование п. 22 предписания о запрете с 10.12.2012 эксплуатации электроустановки неподготовленным электротехническим персоналом правомерно, необходимо и исполнимо.
Пункт 24 предписания:
В соответствии с п. 1.8.2 ПТЭЭП у каждого потребителя для структурных подразделений должны быть составлены перечни технической документации, утвержденные техническим руководителем. Полный комплект инструкций должен храниться у ответственного за электрохозяйство цеха, участка и необходимый комплект - у соответствующего персонала на рабочем месте.
Перечни должны пересматриваться не реже 1 раза в 3 года.
В перечень должны входить следующие документы:
- журналы учета электрооборудования с перечислением основного электрооборудования и с указанием его технических данных, а также присвоенных ему инвентарных номеров (к журналам прилагаются инструкции по эксплуатации и технические паспорта заводов-изготовителей, сертификаты, удостоверяющие качество оборудования, изделий и материалов, протоколы и акты испытаний и измерений, ремонта оборудования и линий электропередачи, технического обслуживания устройств РЗА;
- чертежи электрооборудования, электроустановок и сооружений, комплекты чертежей запасных частей, исполнительные чертежи воздушных и кабельных трасс и кабельные журналы;
- чертежи подземных кабельных трасс и заземляющих устройств с привязками к зданиям и постоянным сооружениям и указанием мест установки соединительных муфт и пересечений с другими коммуникациями;
- общие схемы электроснабжения, составленные по Потребителю в целом и по отдельным цехам и участкам (подразделениям);
- акты или письменное указание руководителя Потребителя по разграничению сетей по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между структурными подразделениями (при необходимости);
- комплект производственных инструкций по эксплуатации электроустановок цеха, участка (подразделения) и комплекты необходимых должностных инструкций и инструкций по охране труда для работников данного подразделения (службы);
- списки работников:
- имеющих право выполнения оперативных переключений, ведения оперативных переговоров, единоличного осмотра электроустановок и электротехнической части технологического оборудования;
- имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды;
- которым даны права допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего;
- допущенных к проверке подземных сооружений на загазованность;
- подлежащих проверке знаний на право производства специальных работ в электроустановках;
- перечень газоопасных подземных сооружений, специальных работ в электроустановках;
- ВЛ, которые после отключения находятся под наведенным напряжением;
- перечень работ, разрешенных в порядке текущей эксплуатации;
- электроустановок, где требуются дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности производства работ;
- должностей инженерно-технических работников (далее - ИТР) и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности;
- профессий и рабочих мест, требующих отнесения персонала к группе I по электробезопасности;
- разделение обязанностей электротехнологического и электротехнического персонала;
- электроустановок, находящихся в оперативном управлении;
- перечень сложных переключений, выполняемых по бланкам переключений;
- средств измерений, переведенных в разряд индикаторов;
- инвентарных средств защиты, распределенных между объектами.
В п. 24 предписания управление указывает на необходимость разработать и утвердить перечень необходимой технической документации по электрохозяйству.
Между тем, в материалах дела имеется перечень документации на электрохозяйство администрации БМР, подписанный ответственным за электрохозяйство ФИО4, и утвержденный главой администрации Балтийского муниципального района 07.05.2011.
То обстоятельство, что в тексте перечня указывается на «образовательное учреждение», не свидетельствует об отсутствии перечня.
Соответствие или несоответствие перечня требованиям п. 1.8.1 ПТЭЭП управлением не устанавливалось.
При этом суд исходит из того, что предписание должно быть законным (т.е. содержать указания на нарушения обязательных требований действующего законодательства), конкретным (то есть не допускать двоякого толкования указанных в нем требований) и исполнимым.
Ввиду несоответствия п. 24 предписания указанным выше требованиям, данный пункт предписания подлежит признанию недействительным.
Пункт 25 предписания:
Со ссылкой на нарушение п. 1.8.2, 1.5.18 ПТЭЭП управление указывает на неутверждение лицом, ответственным за электрохозяйство учреждения, однолинейной схемы электроснабжения.
В соответствии с п. 1.5.18 ПТЭЭП для каждой электроустановки должны быть составлены однолинейные схемы электрических соединений для всех напряжений при нормальных режимах работы оборудования, утверждаемые 1 раз в 2 года ответственным за электрохозяйство потребителя.
Между тем, в материалах дела имеются однолинейные схемы электроустановки административного здания <...>, каждый лист которых подписан 30.03.2012 ответственным за электрохозяйство ФИО4
В ходе рассмотрения дела представители Ростехнадзора не смогли пояснить суду, какое правовое значение имеет отсутствие слова «утверждаю» при наличии даты и подписи ответственного за электрохозяйство.
В связи с изложенным, п. 25 предписания подлежит признанию недействительным.
Пункт 27 предписания:
Согласно п. 1.8.2 ПТЭЭП у каждого потребителя для структурных подразделений должны быть составлены перечни технической документации. При этом в перечень должны входить, в том числе, списки работников должностей инженерно-технических работников (далее - ИТР) и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности.
Пунктом 1.2.5 Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М-016-2001) РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.12.2000 № 163 также предусмотрено, что электротехнический (электротехнологический) персонал должен пройти проверку знаний настоящих Правил и других нормативно-технических документов (правил и инструкций по технической эксплуатации, пожарной безопасности, пользованию защитными средствами, устройства электроустановок) в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности в соответствии с Приложением N 1 к настоящим Правилам.
В ходе проверки управлению не был представлен список должностей электротехнического и электротехнологического персонала, которому необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности.
Представленный заявителем в материалы дела перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу, доказательством соблюдения требований, указанных в названных выше пунктах ПТЭЭП и РД не является.
При изложенных обстоятельствах, основания для признания недействительным п. 27 предписания у суда не имеется.
Пункт 30 предписания: соответствует требованиям п. 2.4.1 ПОТ РМ, ввиду чего не подлежит признанию недействительным.
Пункт 40 предписания:
Заинтересованным лицом не указано, какие именно переносные и передвижные электроприемники, вспомогательное оборудование к ним используются администрацией.
В связи с изложенным, п. 40 предписания подлежит признанию недействительным.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался.
В определениях суда лицам, участвующим в деле, предлагалось раскрыть и предоставить суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а также разъяснялись положения ч. 3 ст. 65 и ч. 1 ст. 66 АПК РФ. Также суд обращал внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, на вопрос суда о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении суда, иных доказательств, каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление администрации муниципального образования «Балтийский муниципальный район» (ОГРН <***>; место нахождения: 238520, <...>) удовлетворить частично.
Признать недействительными п. 1-21, 22 (в части указания на необходимость укомплектовать учреждение для эксплуатации электроустановки подготовленным электротехническим персоналом или заключить договор на облуживание с организацией, имеющей подготовленный электротехнический персонал в срок до 10.12.2012), 24, 25, 28, 29, 33, 40 предписания Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>; место нахождения: 107031, <...>, <...>) об устранении выявленных нарушений № 8.2-1380пл-П/0383-2012 от 10.12.2012.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья С.А. Зинченко