ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-11648/17 от 15.02.2018 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236016

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21-11648/2017

«15»

февраля

2018 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Сергеевой И.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Светловский водоканал»

к Государственному  учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное)

 о признании недействительным (в части) решения от 11 сентября 2017 года  №049V12170000272

при участии в заседании:  без вызова сторон

установил: Открытое акционерное общество «Светловский водоканал», ОГРН <***>, место нахождения: <...> (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного  учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное), ОГРН <***>, место нахождения: <...> (далее – Управление) от 11 сентября 2017 года  №049V12170000272 в части начисления страховых взносов в сумме 24 974 руб. 52 коп. по дополнительному тарифу  в отношении  выплат ФИО1, пени в сумме 4 044 руб. 48 коп. и штрафа за неполную уплату страховых взносов в сумме 4 994 руб. 90 коп.

В обоснование заявитель ссылается на то, что выплаты пенсионерам, которые  выработали льготный стаж и получают  трудовую пенсию по старости, но продолжают  работать во вредных условиях, пенсионные взносы по дополнительному тарифу не начисляются.  ФИО1, работающему на тот момент времени пенсионеру Обще­ством уже была досрочно назначена трудовая пенсия по старости.  Повторного назна­чения трудовой пенсии по старости и соответственно, исчисление какого-либо стажа для ее назначения действующее законодательство не предусматривает.

Определением суда от 30.11.2017 данное заявление с учетом наличия признаков, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

07.02.2018 судом в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ вынесена и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» резолютивная часть решения  об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

         Согласно части 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 АПК РФ.

12.02.2018 Управление обратилось в суд с заявлением об изготовлении мотивированного решения по делу А21-11648/2017.

Суд признал ходатайство Управления подлежащим удовлетворению, в связи с чем принимает решение по данному делу по правилам, установленным главой 20 АПК РФ, и составляет мотивированное решение по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства. 

В установленный судом срок от ответчика поступил отзыв, в котором он просит отказать в удовлетворении заявления, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Заявитель является страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию и зарегистрирован как страхователь в Управлении.

Управлением в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 18.08.2017 № 049V10170000396.

Как усматривается из акта, в ходе проверки выявлены расхождения между  представленными  страхователем данными (РСВ-1) и данными бухгалтерского  учета, установлено, что страхователь  за проверяемый период занизил облагаемую базу за август на общую сумму 16 322,84 руб. (в отношении 5 чел.), за сентябрь на общую сумму 9 857,12 руб. (в отношении 2 чел.),  за ноябрь на общую сумму 14 313,23 руб. (в отношении 2 чел.),  за декабрь на общую сумму 11 766, 29 руб. (в отношении 2 чел.).

В результате данного нарушения сумма неуплаченных  страховых взносов составила в 2016 г. 14 162,28 руб., в том числе ОПС (страховая часть 11 497,07 руб.), ФФОМС – 2 665,21 руб.

Кроме того, выявлен факт занижения базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу сотруднику ФИО1, по выплатам, начисленным  в рамках трудовых отношений  на общую сумму  624 362,84 руб. (в.т.ч. за 2014 год – 206668,65 руб., за 2015 год – 202911, 87 руб., за 2016 год – 214 782,32 руб.).

В результате  данного нарушения, сумма неуплаченных страховых взносов  по дополнительному тарифу  в отношении выплат  работникам, занятым на видах работ, указанных  в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон N 173-ФЗ) составила 24 974 руб. 52 коп. (в т.ч.:  за 2014 год – 8 266,75 руб., за 2015 год – 8116,47 руб., за 2016 г. – 8 591,30 руб.).

По результатам рассмотрения акта Управлением принято решение от 11 сентября 2017 года  №049V12170000272 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 7 827, 36 руб. Названным решением заявителю доначислены страховые взносы в общей сумме 39 136,80 руб. и пени в сумме 4 222, 47 руб.

        Посчитав решение Управления незаконным и нарушающим его права в части доначисления страховых взносов в сумме 24 974 руб. 52 коп. по дополнительному тарифу  в отношении  выплат ФИО1, пени в сумме 4 044 руб. 48 коп. и штрафа за неполную уплату страховых взносов в сумме 4 994 руб. 90 коп., Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.  

        Суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон N 212-ФЗ)  (действовавшего в проверяемый период) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

        В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

С 01 января 2013 года частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ установлены дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, то есть для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закон N 173-ФЗ (с 1 января 2015 года – в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Согласно названному Списку право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе, производители работ, электрогазосварщик, электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций.

Как следует из материалов дела, Обществом не начислены  страховые взносы по дополнительному тарифу  на выплаты  работающему пенсионеруФИО1, выработавшему льготный стаж, получающему пенсию и продолжающему работать по специальности «Электрогазосварщик».

Согласно Списку№2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых  дает право  на государственную пенсию  на льготных  условиях и в льготных размерах,  специальность «Электрогазосварщик» определена разделом XXXIII Общие профессии, в связи с чем Управление полагает, что с  выплат,  начисленных ФИО1 за 2014-2016г.г. следует осуществлять исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 4%.

Суд полагает, что позиция Управления по данному эпизоду основана на неверном применении норм материального права и противоречит действующему законодательству, по смыслу которого, персональным целевым назначением выполняемых работодателем в пользу работников выплат страховых взносов является обеспечение прав граждан на получение пенсий по обязательному пенсионному страхованию в размерах, эквивалентных суммам страховых взносов, учтенным на индивидуальных лицевых счетах работников. 

Выплаты страховых взносов работодателем за своих работников носят персонифицированный характер и учитываются на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде РФ.

Предназначением страховых взносов по дополнительному тарифу, предусмотренному статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ, является обеспечение права соответствующих работников на получение досрочной трудовой пенсии. Соответственно, страхователь обязан производить исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу с сумм выплат, производимых только тем работникам, которые зарабатывают право на досрочное получении пенсии.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является работающим пенсионером, вышедшим на пенсию 25.03.2001 по льготному стажу в 55 лет.  

Таким образом, работающему пенсионеру ФИО1 уже была досрочно назначена трудовая пенсия по старости. Повторного назначения трудовой пенсии по старости и соответственно, необходимость исчисления дальнейшего льготного стажа в целях ее назначения, действующее законодательство не предусматривает.

В силу вышеизложенного на выплаты, произведенные работнику-пенсионеру, который  выработал льготный стаж и получает  трудовую пенсию  по старости, но продолжает работать  во вредных условиях, пенсионные взносы  по дополнительному тарифу не начисляются.

         В связи с этим оспариваемое решение Управления подлежит признанию недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 24 974 руб. 52 коп.  по дополнительному тарифу  в отношении  выплат ФИО1, пени в сумме 4 044 руб. 48 коп. и штрафа за неполную уплату страховых взносов в сумме 4 994 руб. 90 коп.

Согласно статье 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей относятся на Управление.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

 Признать недействительным решение Государственного  учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) (ОГРН <***>)  от 11 сентября 2017 года  №049V12170000272 в части начисления  Открытому акционерному обществу «Светловский водоканал» (ОГРН <***>) страховых взносов в сумме 24 974 руб. 52 коп. по дополнительному тарифу  в отношении  выплат ФИО1, пени в сумме 4 044 руб. 48 коп. и штрафа за неполную уплату страховых взносов в сумме 4 994 руб. 90 коп.   

Взыскать с Государственного  учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) (ОГРН <***>) в пользу Открытого акционерного общества «Светловский водоканал» (ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения в течение  пятнадцати дней   со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                               И.С. Сергеева