Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236016
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград | Дело № | А21-11648/2017 | ||
«15» | февраля | 2018 года | ||
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Сергеевой И.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Светловский водоканал»
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное)
о признании недействительным (в части) решения от 11 сентября 2017 года №049V12170000272
при участии в заседании: без вызова сторон
установил: Открытое акционерное общество «Светловский водоканал», ОГРН <***>, место нахождения: <...> (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное), ОГРН <***>, место нахождения: <...> (далее – Управление) от 11 сентября 2017 года №049V12170000272 в части начисления страховых взносов в сумме 24 974 руб. 52 коп. по дополнительному тарифу в отношении выплат ФИО1, пени в сумме 4 044 руб. 48 коп. и штрафа за неполную уплату страховых взносов в сумме 4 994 руб. 90 коп.
В обоснование заявитель ссылается на то, что выплаты пенсионерам, которые выработали льготный стаж и получают трудовую пенсию по старости, но продолжают работать во вредных условиях, пенсионные взносы по дополнительному тарифу не начисляются. ФИО1, работающему на тот момент времени пенсионеру Обществом уже была досрочно назначена трудовая пенсия по старости. Повторного назначения трудовой пенсии по старости и соответственно, исчисление какого-либо стажа для ее назначения действующее законодательство не предусматривает.
Определением суда от 30.11.2017 данное заявление с учетом наличия признаков, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
07.02.2018 судом в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ вынесена и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» резолютивная часть решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 АПК РФ.
12.02.2018 Управление обратилось в суд с заявлением об изготовлении мотивированного решения по делу А21-11648/2017.
Суд признал ходатайство Управления подлежащим удовлетворению, в связи с чем принимает решение по данному делу по правилам, установленным главой 20 АПК РФ, и составляет мотивированное решение по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
В установленный судом срок от ответчика поступил отзыв, в котором он просит отказать в удовлетворении заявления, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.
Заявитель является страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию и зарегистрирован как страхователь в Управлении.
Управлением в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 18.08.2017 № 049V10170000396.
Как усматривается из акта, в ходе проверки выявлены расхождения между представленными страхователем данными (РСВ-1) и данными бухгалтерского учета, установлено, что страхователь за проверяемый период занизил облагаемую базу за август на общую сумму 16 322,84 руб. (в отношении 5 чел.), за сентябрь на общую сумму 9 857,12 руб. (в отношении 2 чел.), за ноябрь на общую сумму 14 313,23 руб. (в отношении 2 чел.), за декабрь на общую сумму 11 766, 29 руб. (в отношении 2 чел.).
В результате данного нарушения сумма неуплаченных страховых взносов составила в 2016 г. 14 162,28 руб., в том числе ОПС (страховая часть 11 497,07 руб.), ФФОМС – 2 665,21 руб.
Кроме того, выявлен факт занижения базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу сотруднику ФИО1, по выплатам, начисленным в рамках трудовых отношений на общую сумму 624 362,84 руб. (в.т.ч. за 2014 год – 206668,65 руб., за 2015 год – 202911, 87 руб., за 2016 год – 214 782,32 руб.).
В результате данного нарушения, сумма неуплаченных страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон N 173-ФЗ) составила 24 974 руб. 52 коп. (в т.ч.: за 2014 год – 8 266,75 руб., за 2015 год – 8116,47 руб., за 2016 г. – 8 591,30 руб.).
По результатам рассмотрения акта Управлением принято решение от 11 сентября 2017 года №049V12170000272 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 7 827, 36 руб. Названным решением заявителю доначислены страховые взносы в общей сумме 39 136,80 руб. и пени в сумме 4 222, 47 руб.
Посчитав решение Управления незаконным и нарушающим его права в части доначисления страховых взносов в сумме 24 974 руб. 52 коп. по дополнительному тарифу в отношении выплат ФИО1, пени в сумме 4 044 руб. 48 коп. и штрафа за неполную уплату страховых взносов в сумме 4 994 руб. 90 коп., Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон N 212-ФЗ) (действовавшего в проверяемый период) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
С 01 января 2013 года частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ установлены дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, то есть для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закон N 173-ФЗ (с 1 января 2015 года – в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Согласно названному Списку право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе, производители работ, электрогазосварщик, электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Как следует из материалов дела, Обществом не начислены страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты работающему пенсионеруФИО1, выработавшему льготный стаж, получающему пенсию и продолжающему работать по специальности «Электрогазосварщик».
Согласно Списку№2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, специальность «Электрогазосварщик» определена разделом XXXIII Общие профессии, в связи с чем Управление полагает, что с выплат, начисленных ФИО1 за 2014-2016г.г. следует осуществлять исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 4%.
Суд полагает, что позиция Управления по данному эпизоду основана на неверном применении норм материального права и противоречит действующему законодательству, по смыслу которого, персональным целевым назначением выполняемых работодателем в пользу работников выплат страховых взносов является обеспечение прав граждан на получение пенсий по обязательному пенсионному страхованию в размерах, эквивалентных суммам страховых взносов, учтенным на индивидуальных лицевых счетах работников.
Выплаты страховых взносов работодателем за своих работников носят персонифицированный характер и учитываются на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде РФ.
Предназначением страховых взносов по дополнительному тарифу, предусмотренному статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ, является обеспечение права соответствующих работников на получение досрочной трудовой пенсии. Соответственно, страхователь обязан производить исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу с сумм выплат, производимых только тем работникам, которые зарабатывают право на досрочное получении пенсии.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является работающим пенсионером, вышедшим на пенсию 25.03.2001 по льготному стажу в 55 лет.
Таким образом, работающему пенсионеру ФИО1 уже была досрочно назначена трудовая пенсия по старости. Повторного назначения трудовой пенсии по старости и соответственно, необходимость исчисления дальнейшего льготного стажа в целях ее назначения, действующее законодательство не предусматривает.
В силу вышеизложенного на выплаты, произведенные работнику-пенсионеру, который выработал льготный стаж и получает трудовую пенсию по старости, но продолжает работать во вредных условиях, пенсионные взносы по дополнительному тарифу не начисляются.
В связи с этим оспариваемое решение Управления подлежит признанию недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 24 974 руб. 52 коп. по дополнительному тарифу в отношении выплат ФИО1, пени в сумме 4 044 руб. 48 коп. и штрафа за неполную уплату страховых взносов в сумме 4 994 руб. 90 коп.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей относятся на Управление.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) (ОГРН <***>) от 11 сентября 2017 года №049V12170000272 в части начисления Открытому акционерному обществу «Светловский водоканал» (ОГРН <***>) страховых взносов в сумме 24 974 руб. 52 коп. по дополнительному тарифу в отношении выплат ФИО1, пени в сумме 4 044 руб. 48 коп. и штрафа за неполную уплату страховых взносов в сумме 4 994 руб. 90 коп.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) (ОГРН <***>) в пользу Открытого акционерного общества «Светловский водоканал» (ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения в течение пятнадцати дней со дня принятия решения в полном объеме.
Судья И.С. Сергеева