ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-11676/19 от 09.06.2020 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

236040, г. Калининград, ул. Рокоссовского, 2

                                      E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http: www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21 - 11676/2019

«17»

июня

2020  года

Резолютивная часть оглашена 09 июня 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 июня 2020 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Радченко Ю.С.

рассмотрев дело по заявлению ЗАО «Содружество - Соя» (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможниот 13.08.2019 №10012000-1759/2019 о назначении административного наказания,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 по паспорту и доверенности от 05.02.20г.,

от заинтересованного лица: ФИО3 по удостоверению и доверенности от 24.12.19г.,

установил:

ЗАО «Содружество - Соя»  (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни (далее – административный орган, таможня) от 13.08.2019 №10012000-1759/2019 о назначении административного наказания.

Определением суда от 04.09.2019 заявление с учетом наличия признаков, предусмотренных ч.1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

         Определением суда от  29.10.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства

         Информация о месте и времени проведения судебного заседания была размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в установленные законом сроки, согласно ст. 121 АПК РФ.

         В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

         Представитель административного органа возражал против удовлетворения заявленных требований.

         Исследовав материалы  дела, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.

         Как следует из материалов дела, 25.04.2019 Калининградским таможенным постом (центром электронного декларирования) Калининградской областной таможни была зарегистрирована     декларация    на     товары     (далее -  ДТ)     №10012020/250419/0046893. По данной ДТ декларант ЗАО «Содружество-Соя» поместил под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (процедура 40 78 116) товар: «масло соевое рафинированное, дезодорированное, гидратированное, экстрагированное, в жидком состоянии не для технического применения, для переработки в пищевой промышленности, 40000 кг, в масле не содержатся  товары,   помещенные  под  таможенную   процедуру  свободной таможенной зоны (далее – СТЗ), в отношении которых установлено взимание антидемпинговых, специальных или компенсационных пошлин. Производитель - ЗАО «Содружество - Соя».

         В графе 8 ДТ получателем товара указано ООО «Союз-М», юридический адрес: 236006 <...> литер М.

         В графе 24 ДТ Обществом заявлен характер сделки с кодом «052», то естьпоставка   товаров по договору между резидентами при отсутствии внешнеторговой сделки с участием иностранного лица.

         Таможенная стоимость товара по ДТ № 10012020/250419/0046893 заявлена декларантом в декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) по методу 6 на базе метода 1. В качестве документов, представленных в подтверждение  заявленных   сведении  о  таможенной стоимости, в графе 8 ДТС-2 указана счет-проформа от 25.04.2019 № 450.

         25.04.2019 товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств 10012000/024/140519/А0009 от 14.05.2019) установлено следующее.

В качестве основания поставки товара в графе 44 ДТ № 10012020/250419/0046893 Обществом был указан Договор поставки № СС/15747 от 06.05.2015, заключенный между ЗАО «Содружество Соя» (Поставщик) и  ООО «Союз – М» (Покупатель), свидетельтвующий о сделке купли - продажи (реализации), совершенной на территории Калининградской области  между организациями, зарегистрированными на территории особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) в Калининградской области.

Заключенная сделка не предусматривает вывоза товара за пределы СЭЗ, т.к. купля - продажа товара осуществляется между организациями с местом нахождения в Калининградской области, т.е. на территории СЭЗ.

При декларировании декларантом также представлены:

-спецификация к договору поставки № 67 от 10.04.2019, согласно которой установлена цена товара в размере 826,90 долл. США/тонна с учетом НДС 10%;

-счет - проформа №450 от 25.04.2019, согласно которой в адрес ООО «Союз-М» передается масло соевое в количестве 40 тонн по цепе 826,90 долл. США с учетом НДС 10% на общую сумму 33076 долл. США с учетом НДС (или 2 116 195,86 руб. по курсу на 25.04.2019).

При этом, таможенная стоимость заявлена декларантом в размере 1 923 814, 36 руб., а в ДТС - 2 в графе 23 «Пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые на территории ТС»  к вычету заявлена сумма 192381,50 руб.

Указанный договор не предусматривает вывоза товара за пределы СЭЗ, поскольку реализация осуществляется между организациями с местом нахождения в Калининградской области (на территории СЭЗ).

         В результате проверки после выпуска товаров документов и сведений, предоставленных ЗАО «Содружество - Соя» при декларировании по ДТ №10012020/250419/0046893 установлено, что товар вывозится декларантом с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории Союза, что является несоблюдением пункта 3 Положения и влечет невозможеость применения пункта 6 Положения.

         Следовательно, при декларировании товара по декларации №10012020/250419/0046893 ЗАО «Содружество - Соя» неправомерно осуществлен вычет суммы НДС из величины таможенной стоимости товара.

         Таможенная стоимость товара, задекларированного по декларации №10012020/250419/0046893, определенная по 6 методу таможенной оценки, должна составлять 2 116 195, 86 руб.

         В результате проведенного таможенного контроля ЗАО «Содружество - Соя» осуществлена корректировка (КДТ № 10012020/250419/0046893/02) сведений о таможенной стоимости товара, заявленного в ДТ № 10012020/250419/0046893.

         В связи с изменением величины таможенной стоимости размер доначисленных таможенных платежей, подлежащих уплате по ДТ №10012020/250419/0046893, составил: - ввозная таможенная пошлина - 28857,23 руб.; - НДС - 22123,87 руб.

         Общая сумма таможенных пошлин и налогов, подлежащих доплате, Обществом составила 50981,10 руб.

Таким образом, ЗАО «Содружество - Соя» заявило в ДТ № 10012020/250419/0046893 недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, которые послужили основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 50 981,10 руб.

04.07.2019 Таможней составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, на основании которого 13.08.2019 вынесено постановление о привлечении к административной ответственности согласно указанной квалификации с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25 490,55 руб.  

        ЗАО «Содружество - Соя» не согласившись с вышеуказанным постановлением и обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Калининградской областной таможней представлены материалы административного дела.

Согласно части 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Из оспариваемого постановления следует, что Обществу вменяется неправомерное осуществление вычета НДС из величины таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ №10012020/250419/0046893, что повлекло заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров и послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 50 981,10 руб.

Согласно пункту 10 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза (ТК ЕАЭС) таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Согласно части 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан, в том числе произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.

В силу статьи 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Пунктом 1 статьи 136 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

Согласно пункту 1 статьи 61 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением случаев, предусмотренных ТК ЕАЭС. Статьей 40 ТК ЕАЭС предусмотрены дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары.

Согласно части 2 статьи 45 ТК ЕАЭС методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и предусмотренные статьями 39 и 41 - 44 настоящего Кодекса, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении.

Статья 39 ТК ЕАЭС, предусматривающая метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), содержит прямую ссылку на статью 40 ТК ЕАЭС. Согласно части 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении определенных условий.

В обоснование своей позиции Общество сослалось на нормы Положения, утвержденного Решением ЕЭК от 01.11.2016 N 130.

Согласно пункту 1 Положения оно устанавливает особенности определения таможенной стоимости товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Евразийского экономического союза (далее - Союз); товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Союза вне зависимости от наличия сделки по продаже таких товаров с территории Свободной экономической зоны (СЭЗ) и фактического вывоза таких товаров на остальную территорию Таможенного Союза.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) при выполнении условий, установленных главой 5 Кодекса, в случае если такие товары продаются для вывоза с территории СЭЗ или свободного склада на остальную часть таможенной территории Союза.

         Таможенным органом и Обществом признается, что декларируемый Товар (соевое масло) был произведён из иностранных соевых бобов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и в соответствии с частью 9 ст. 201 ТК ЕАЭС является иностранным товаром.

         В соответствии с п. 6.10. Договора поставки №СС/15747 от 06.05.2015 (ЗАО «Содружество - Соя» - Продавец, ООО «Союз - М» - Покупатель), в случае поставки импортного Товара, Поставщик должен поставить Товар, в отношении которого уплачены все таможенные платежи, подлежащие уплате в связи с перемещением Товара через границу РФ. На основании данной обязанности передать покупателю Товар, в отношении которого уплачены все таможенные платежи для свободного обращения на территории РФ, Декларант поместил Товар под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (процедура 40 78 116), несмотря на то, что Продавец и Покупатель по сделке находятся в пределах Калининградской области, т.е. на территории ОЭЗ.

         При этом таможенным органом не отрицается, что даже в случае отсутствия сделки, влекущей вывоз Товара за пределы Калининградской области, Декларантом Товар может быть помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

  Общество признает, что нормы Положения, устанавливающего особенности определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенной процедуры свободного склада, подлежащих вывозу на остальную часть таможенной территории Союза, не подлежит применению. Однако Общество при определении таможенной стоимости не руководствовалось  данным нормативным актом.

  ЗАО «Содружество – Соя» применен метод 6 на основе метода 1 в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза №376 от 20.09.2010 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», действующего на момент декларирования.

         Обществом выполнено заполнение Декларации таможенной стоимости (Форма ДТС-2) в соответствии с инструкциями, указанными в Решении Комиссии Таможенного союза №376 от 20.09.2010.

         В графе 11 указана полная с учетом НДС цена Товара, подлежащая уплате Покупателем ООО «Союз-М» в пользу Продавца в рублях с учетом курса доллара США.

  В графе 23 указана сумма НДС по ставке 10%, т.е. сумма пошлин, налогов и сборов, уплачиваемых на таможенной территории Союза в связи с ввозом или продажей оцениваемых (ввозимых) товаров. НДС подлежит уплате в качестве налога на территории РФ Продавцом в связи с продажей Товара в соответствии с гл. 21 НК РФ.

         В графе 25 указана заявленная таможенная стоимость в рублях и долларах США, полученная путем вычета из цены суммы НДС в соответствии с инструкциями графы.

Пункт 11 Положения предусматривает, что определение таможенной стоимости оцениваемых товаров по резервному методу (метод 6) производится с учетом особенностей, указанных в пунктах 3 - 10 настоящего Положения.

При этом пунктом 6 Положения предусмотрено, что таможенная стоимость оцениваемых товаров по методу 1 не должна включать следующие расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:

а) расходы, осуществляемые после вывоза оцениваемых товаров с территории СЭЗ или свободного склада, на производимые на остальной части таможенной территории Союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;

б) расходы на перевозку (транспортировку) оцениваемых товаров после их вывоза с территории СЭЗ или свободного склада, осуществляемую на остальной части таможенной территории Союза;

в) пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые или подлежащие уплате в соответствии с международными договорами, входящими в право Союза, и (или) законодательством государств - членов Союза в связи с помещением оцениваемых товаров под таможенные процедуры, предусмотренные Кодексом, в целях завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны или таможенной процедуры свободного склада, ввозом оцениваемых товаров с территории СЭЗ или свободного склада на остальную часть таможенной территории Союза или продажей (реализацией) таких оцениваемых товаров.

Согласно представленных Обществом спецификаций, НДС выделен из цены товара (ставка 10%) и фактически уплачен. Таким образом, подпункт "в" пункта 6 Положения подлежит применению в рассматриваемом случае.

Пунктом 6.10 Договора стороны согласовали, что в случае поставки импортного товара Поставщик (ЗАО "Содружество-Соя") должен поставить товар, в отношении которого уплачены все таможенные платежи, подлежащие уплате в связи с перемещением товара через границу Российской Федерации.

Декларантом в ДТ заявлена таможенная процедура 4078116 с особенностью перемещения 116, что в соответствии с классификатором особенностей перемещения товаров, утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов", означает, что для внутреннего потребления декларируются товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Евразийского экономического союза, вывозимые с территории свободной (специальной, особой) экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза, в отношении которых не осуществлена идентификация иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Таким образом, пункт 6 Положения, по мнению суда, соблюден Обществом, поскольку в рассматриваемом случае для иностранного товара (товар произведен из иностранного сырья - соевых бобов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в отношении которых не произведена идентификация) произошло завершение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

При указанных обстоятельствах, Обществом при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны в ДТ N 10012020/250419/0046893 правомерно заявлена стоимость товара собственного производства - масла соевого рафинированного, дезодорированного, гидратированного, экстрадированного, в жидком состоянии не для технического применения, для переработки в пищевой промышленности без НДС, что соответствует нормам ТК ЕАЭС и Положения.

Таким образом,  суд не усматривает в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.

При таких обстоятельствах, требования ЗАО «Содружество Соя» подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене.

         Руководствуясь статьями 197-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

                                                      Р Е Ш И Л:

Требования ЗАО «Содружество-Соя» удовлетворить.

Постановление зам.начальника Калининградской областной таможни ФИО4 по делу об административном правонарушении №1001200-1759/2019 от 13.08.19г. признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

                                                        ФИО1

  (подпись, фамилия)