ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-11847/2021 от 16.02.2022 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело №А21-11847/2021

« 24 » февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена « 16 » февраля 2022 года

Полный текст решения изготовлен « 24 » февраля 2022 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Брызгаловой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сухоплюевой А.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

конкурсного управляющего ООО «Каймоновский» ФИО1

к УМВД России по Калининградской области

о признании незаконными действий, выразившихся в отказе по снятию транспортных средств с ООО «Каймоновский», об обязании произвести регистрационные действия по снятию с учета зарегистрированных транспортных средств

при участии:

от заявителя – к/у ФИО1 по паспорту, решению суда,

от заинтересованного лица – извещено, явка представителя не обеспечена,

конкурсный управляющий ООО «Каймоновский» ФИО1 (далее – к/у ФИО1,, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области (далее – суд) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и принятым судом к рассмотрению к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области (далее – Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий (бездействия) УМВД России по Калининградской области по отказу снять транспортные средства ООО «КАЙМОНОВСКИЙ» с учета и обязании УМВД России по Калининградской области произвести регистрационные действия по снятию с учета зарегистрированных транспортных средств за ООО «КАЙМОНОВСКИЙ».

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на доказательства, представленные в материалы дела.

Заинтересованное лицо позицию по заявленным требованиям не высказало, отзыв на заявление не представило в материалы дела.

Заявление рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд

установил:

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 07.07.2017 по делу №А21-9370/2015 в отношении должника ООО «Каймоновский» введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначена ФИО2.

Определением от 23.10.2017 суд освободил ФИО2 от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2018 по делу №А21-9370/2015 конкурсным управляющим ООО «Каймоновский» утвержден ФИО1.

Определением Арбитражного суда калининградской области от 14.10.2021 по делу №А21-9370/2015 обеспечительные меры принятые определениями суда от 20.06.2018 и 16.08.2018, в части запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств ООО «Каймоновский», были отменены.

19.10.2021 конкурсный управляющий обратился с соответствующим заявлением УМВД России по Калининградской области о снятии с учета зарегистрированных транспортных средств за должником в количестве 9 единиц техники, к указанному заявлению было приложено определение суда о снятии обеспечительных мер.

21.10.2021 в адрес конкурсного управляющего поступил отказ, в котором разъяснено, что для снятия транспортных средств с учета необходимо предоставить:

-Заявление установленной формы;

-Доверенность (при обращении представителя собственника);

-Документ, удостоверяющий личность гражданина.

Во исполнении указанных инструкций и пояснений конкурсный управляющий подал через сайт Госуслуги 9 заявлений о снятии с учетов транспортных средств, а также записался лично на прием.

29.10.2021 конкурсный управляющий в установленном порядке к 11-00 прибыл в МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области по адресу: <...>

После обработки документов госинспектором ФИО3, были вынесены отказы в снятии транспортных средств, в связи с ранее наложенными обеспечительными мерами.

Не согласившись с данными отказами заинтересованного лица, заявитель обжаловал их в суд.

Суд находит требования конкурсного управляющего ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Вместе с тем, указанные нормы не освобождают заявителя от обязанности доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.

Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Согласно статье 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ владелец транспортного средства обязан: обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.

Часть 2 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ устанавливает, что прежний владелец транспортного средства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства. На основании представленного документа в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств вносятся сведения о смене владельца транспортного средства.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» приняты «Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - Правила).

Согласно пунктам 56, 57 Правил, прекращение государственного учета транспортного средства по заявлению владельца транспортного средства осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления о проведении регистрационного действия, поданного владельцем транспортного средства или его представителем.

Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» (далее - Административный регламент).

Согласно пунктам 17, 18 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется регистрационными подразделениями.

Согласно пункту 21.1.3 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является прекращение государственного учета транспортного средства.

Либо согласно пункту 21.2 Административного регламента отказ в проведении регистрационных действий.

Согласно пункту 34 Административного регламента, основания для отказа в предоставлении государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Согласно статье 20 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункту 92 Административного регламента основаниями для отказа в совершении регистрационных действий являются:

92.1. Невозможность идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства.

92.2. Замена имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства.

92.3. Снятие транспортного средства с государственного учета после утилизации.

92.4. Несоответствие регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов.

92.5. Наличие сведений о нахождении транспортного средства или основного компонента транспортного средства в розыске.

92.6. Неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с регистрацией транспортных средств.

92.7. Обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять.

92.8. Непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

92.9. Отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт.

92.10. Непредставление транспортного средства для осмотра в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 16 Федерального закона.

92.11. Наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае принятия решения об отказе в совершении регистрационного действия в заявлении указываются соответствующие основания отказа, предусмотренные пунктом 94 Административного регламента, которые удостоверяются печатью регистрационного подразделения и подписью сотрудника.

Об отказе в совершении регистрационных действий владелец транспортного средства уведомляется в письменной форме в день обращения с указанием причин отказа.

Как следует из отказов в совершении регистрационных действий по снятию с регистрационного учета транспортных средств, такой отказ связан с наличием запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 20 Закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ, п. 92.11 Административного регламента.

Суд приходит к выводу, что отказ в совершении регистрационных действий по снятию с регистрационного учета транспортного средства в связи с наличием запретов и (или) ограничений, которые сняты определением суда, является незаконным на основании следующего.

Согласно части 4 статьи 46 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ арбитражный суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе отменить меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника до наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2021 по делу №А21-9370/2015 обеспечительные меры принятые определениями суда от 20.06.2018 и 16.08.2018, в части запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств ООО «Каймоновский», были отменены.

Таким образом, по состоянию на 29.10.2021 запреты и (или) ограничения, установленные судом, отсутствовали.

Доказательств исследования данного вопроса заинтересованным лицом суду не предоставлено.

Судом установлено, что 19.10.2021 Арбитражным судом Калининградской области направлялось определение об 14.10.2021 об отмене обеспечительных мер в адрес заинтересованного лица.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 23603564656860 указанное определение было вручено заинтересованному лицу 26.10.2021.

Что указывает, что на момент вынесения оспариваемых отказов, у заинтересованного лица имелась информация об отсутствии запретов или ограничений в отношении транспортных средств Общества.

С учетом изложенного, действия заинтересованного лица по принятию решений об отказе в проведении регистрационных действий в отношении транспортных средств заявителя не соответствует действующему законодательству, в том числе законодательству о несостоятельности (банкротстве), нарушают права и законные интересы кредиторов в деле о банкротстве, препятствует деятельности конкурсного управляющего, в том числе влекут начисление на должника транспортного налога, на имущество, которое фактически у него отсутствует.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным действия (бездействия) УМВД России по Калининградской области об отказе по снятию транспортных средств с ООО «КАЙМОНОВСКИЙ».

Обязать УМВД России по Калининградской области произвести регистрационные действия по снятию с учета зарегистрированных транспортных средств за ООО «КАЙМОНОВСКИЙ», а именно:

1.

1 .Государственный регистрационный номер

А0463438

2. Идентификационный номер (VIN)

X898343C2DOER2003

3. Марка или модель

CAB 8343

4. Категория

Е

5. Тип транспортного средства

Полуприцеп прочие

6. Год выпуска

2013

7. Модель, номер двигателя

Отсутствует

1.Государственный регистрационный номер

АО 190738

2. Идентификационный номер (VIN)

X898343C2C0ER2027

3. Марка или модель

CAB 8343С2

4. Категория

Е

5. Тип транспортного средства

Прицеп прочие

6. Год выпуска

2012

7. Модель, номер двигателя

Отсутствует

8. Мощность(кВт/л.с)

0.0

9. Номер кузова

X898343C2DOER2003

10. Номер шасси (рамы)

X898343C2DOER2003

11. Цвет

Красный

12. Паспорт транспортного средства (ПТС)

72НС699119

2.

1.Государственный регистрационный номер

0037ХС38

2. Идентификационный номер (VIN)

ММС JRKB40CDZ21157

3. Марка или модель

MITSUBISHI L200

4. Категория

В

5. Тип транспортного средства

Грузовой бортовой

6. Год выпуска

2012

7. Модель, номер двигателя

4D56UCDP1327

8. Мощность(кВт/л.с)

136.0

9. Номер кузова

MMCJRKB40CDZ21157

10. Номер шасси (рамы)

ММС JRKB40CDZ21157

11. Цвет

Черный

12. Паспорт транспортного средства (ПТС)

25УР633596

3.

1 .Государственный регистрационный номер

Р033АК138

2. Идентификационный номер (VIN)

X42633920D0002670

3. Марка или модель

IVECO-AMT 633920

4. Категория

С

5. Тип транспортного средства

Грузовые прочие

6. Год выпуска

2013

7. Модель, номер двигателя

F3BEE681V-B244 202547

8. Мощность(кВт/л.с)

309/420.0

9. Номер кузова

X42633920D0002670

10. Номер шасси (рамы)

X42633920D0002670

11. Цвет

Красный

12. Паспорт транспортного средства (ПТС)

74НУ673624

4.

1 .Государственный регистрационный номер

0495ХС38

2. Идентификационный номер (<***>)

ХТТ390945С0472845

3. Марка или модель

УАЗ-390945

4. Категория

В

5. Тип транспортного средства

Грузовые прочие

6. Год выпуска

2012

7. Модель, номер двигателя

409100 С3056450

8. Мощность(кВт/л.с)

112.0

9. Номер кузова

390940С00113219

10. Номер шасси (рамы)

330360С0494137

11. Цвет

Белая ночь

12. Паспорт транспортного средства (ПТС)

73НО245507

5.

1 .Государственный регистрационный номер

О082ХС38

2. Идентификационный номер (VIN)

Х42633920С0001643

3. Марка или модель

IVECO-AMT 633920

4. Категория

С

5. Тип транспортного средства

Грузовые прочие

6. Год выпуска

2012

7. Модель, номер двигателя

F3BE3681D*S462 188796

8. Мощность(кВт/л.с)

410.0

9. Номер кузова

Х42633920С0001643

10. Номер шасси (рамы)

Х42633920С0001643

11. Цвет

Красный

12. Паспорт транспортного средства (ПТС)

74НМ284723

6.

1 .Государственный регистрационный номер

О601ХС38

2. Идентификационный номер (VIN)

ХТТ390995С0449258

3. Марка или модель

УАЗ-390995

4. Категория

В

5. Тип транспортного средства

Грузовой фургон

6. Год выпуска

2012

7. Модель, номер двигателя

409100 С3003059

8. Мощность(кВт/л.с)

112.0

9. Номер кузова

390900С0200892

10. Номер шасси (рамы)

37410ОСО47О550

11. Цвет

Белая ночь

12. Паспорт транспортного средства (ПТС)

73НМ215157

7.

1 .Государственный регистрационный номер

О601ХС38

2. Идентификационный номер (VIN)

XTT390995С0449258

3. Марка или модель

УАЗ-390995

4. Категория

В

5. Тип транспортного средства

Грузовой фургон

6. Год выпуска

2012

7. Модель, номер двигателя

409110С3003059

8. Мощность(кВт/л.с)

112.0

9. Номер кузова

390900С0200892

10. Номер шасси (рамы)

374100С0470550

11. Цвет

Белая ночь

12. Паспорт транспортного средства (ПТС)

73НМ215157

8.

1 .Государственный регистрационный номер

С617ХХ38

2. Идентификационный номер (VIN)

XTT396255D0483798

3. Марка или модель

УАЗ-396255

4. Категория

В

5. Тип транспортного средства

Легковые прочие

6. Год выпуска

2013

7. Модель, номер двигателя

409110D3005905

8. Мощность(кВт/л.с)

112.0

9. Номер кузова

396200D0201708

10. Номер шасси (рамы)

220695D0405091

11. Цвет

Белая ночь

12. Паспорт транспортного средства (ПТС)

73Н0264286

9.

1 .Государственный регистрационный номер

АО320438

2. Идентификационный номер (VIN)

X898343C2C0ER2042

3. Марка или модель

CAB 8343С2

4. Категория

Е

5. Тип транспортного средства

Полуприцеп прочие

6. Год выпуска

2012

7. Модель, номер двигателя

Отсутствует

8. Мощность(кВт/л.с)

0.0

9. Номер кузова

X898343C2C0ER2042

10. Номер шасси (рамы)

X898343C2C0ER2042

11. Цвет

Красный

12. Паспорт транспортного средства (ПТС)

72НА910650

Взыскать с УМВД России по Калининградской области в пользу ООО «Каймоновский» госпошлину в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калининградской области.

Судья А.В. Брызгалова