ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-11861/19 от 25.11.2019 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236035

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело № А21-11861/2019

«02» декабря 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 02 декабря 2019 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Широченко Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Глодян В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Калининградского регионального благотворительного общественного фонда реабилитации и социальной адаптации наркозависимых «Орехово»

к Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области

третьи лица: Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерство финансов Калининградской области

о взыскании субсидии в размере 211 968 руб.,

при участии в судебном заседании:

от истца: Быков А.И. по доверенности от 11.07.2019 г., паспорту и диплому ВСГ 3156143,

от ответчика: Антонова М.А. по доверенности от 27.12.2018 г. и удостоверению,

от третьего лица ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения»: не явился, извещен,

от третьего лица Минфина КО: Козьмина О.В. по доверенности от 09.01.2019 г и паспорту.

установил: Калининградский региональный благотворительный общественный Фонд реабилитации и социальной адаптации наркозависимых «Орехово», ОГРН 1023900001718, ИНН 3916008691, место нахождения: Калининградская область, Гвардейский район, пос. Орехово (далее – Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд с иском к Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области, ОГРН 1023901019922, ИНН 3906011007, место нахождения: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63 (далее – Министерство, ответчик) о взыскании субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, в сумме 211 968 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» (далее – Центр социальной поддержки населения) и Министерство финансов Калининградской области (далее – Минфин КО).

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что им были оказаны социальные услуги гражданам Петрову С.С. и Маркову Е.А., нуждающимся в социальной реабилитации, в соответствии с разработанными Индивидуальными программами предоставления социальных услуг, в связи с чем Фонд имеет право на компенсацию затрат, связанных с предоставлением этих услуг.

Представитель Министерства требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Представитель Минфина КО возражал против взыскания субсидииза счет имущества казны Калининградской области.

Представитель Центра социальной поддержки населения, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявление рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 30.12.2016 составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг № 264/02-2016 для гражданина Петрова С.С. (далее - Индивидуальная программа).

На основании указанной программы между Фондом (поставщик) и Петровым С.С. (получатель) заключен договор № 1Б от 30.12.2016 на предоставление социальных услуг по социальному обслуживанию в стационарной форме (далее - Договор).

Согласно пункту 3 Договорауслуги получатель получает бесплатно.

25.07.2017 г. сторонами Договора составлен акт о предоставлении социальных услуг на общую сумму 125 120 руб., в соответствии с которым оплата за услуги Фондом не взималась.

15.07.2019 Фондом в адрес Центра социальной поддержки населения представлено заявление о предоставлении субсидии на возмещение поставщику затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, в сумме 125 120 руб. с приложением соответствующих документов.

Из письма от 18.07.2019 № 8261 ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной политики Калининградской области (далее - Центр) следует, что Центр не является распорядителем бюджетных средств на предоставление субсидии и не уполномочен принимать документы от поставщиков социальных услуг. В связи с чем представленные документы были возвращены в адрес Фонда.

30.08.2016 составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг № 781-01/07 для гражданина Маркова Е.А. (далее - Индивидуальная программа).

На основании указанной программы между Фондом (поставщик) и Петровым С.С. (получатель) заключен договор № 1М от 30.08.2016 на предоставление социальных услуг по социальному обслуживанию в стационарной форме (далее - Договор).

Согласно пункту 3 ДоговораПоставщик предоставляет Получателю услуги на условиях частичной оплаты в размере 3 750 руб. в месяц, что составляет 75 % от ежемесячного среднедушевого дохода Получателя. В соответствии с пунктом 11 Индивидуальной программы среднедушевой доход на 30.08.2016 г. составил 5 000 руб.

02.02.2017 г. сторонами Договора составлен акт о предоставлении социальных услуг на общую сумму 106 080 руб. При этом, расходы Поставщика были частично оплачены Получателем в размере 19 232 руб.

15.07.2019 Фондом в адрес Центра социальной поддержки населения представлено заявление о предоставлении субсидии на возмещение поставщику затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, в сумме 86 848 руб. с приложением соответствующих документов.

Из письма от 18.07.2019 № 8260 ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной политики Калининградской области (далее - Центр) следует, что Центр не является распорядителем бюджетных средств на предоставление субсидии и не уполномочен принимать документы от поставщиков социальных услуг. В связи с чем представленные документы были возвращены в адрес Фонда.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда в суд с настоящим иском.

Суд признал заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ) определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

В соответствии с частью 8 статьи 30 названного Закона если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статьями 4 и 5 Закона Калининградской области от 11.11.2014 № 358 «О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области» определены полномочия Правительства Калининградской области в сфере социального обслуживания и полномочия уполномоченного органа государственной власти Калининградской области в сфере социальной защиты населения, которым является Министерство.

В целях реализации федерального и регионального законодательства Правительством Калининградской области принято постановление от 02.12.2014 № 807, которым утвержден Порядок выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Порядок).

Указанный Порядок устанавливает правила выплаты за счет средств областного бюджета компенсации в форме субсидии юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям - поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), то есть не являются государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания, и определяет общие положения о предоставлении субсидии, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Фонд включен в реестр поставщиков социальных услуг, следовательно, имеет право на получение субсидии.

В соответствии с пунктом 10 Порядка (в редакции до 03.11.2017) для получения субсидии поставщик представляет в отделение Центра социальной поддержки населения следующие документы:

- заявление о предоставлении субсидии на возмещение поставщику
затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, по
установленной форме;

- список получателей социальных услуг по установленной форме с
приложением копий индивидуальных программ, договоров с получателями о
предоставлении им социальных услуг, актов о предоставлении социальных услуг, подтверждающих фактический объем услуг, документов, подтверждающих оплату стоимости социальных услуг получателем социальных услуг;

- справку-расчет размера субсидии на возмещение затрат поставщика, связанных с предоставлением социальных услуг, по установленной форме.

Пунктом 15 Порядка предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении субсидии:

1)невыполнение поставщиком социальных услуг условий договора с получателями о предоставлении им социальных услуг;

2)представление неполного пакета документов, указанных в пункте 10 настоящего порядка, и (или) недостоверных сведений;

3)несоответствие документов, представленных заявителем,
требованиям, предусмотренным пунктом 10 настоящего порядка.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что все указанные в пункте 10 Порядка документы представлены Фондом в Центр социальной поддержки населения.

Таким образом, у Центра не было оснований для отказа в принятии документов для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии.

Судом отклоняются доводы Министерства о необходимости в рассматриваемом случае применять положения Порядка в редакции постановлений Правительства Калининградской области от 03.11.2017 № 588 и от 19.11.2018 № 690, т.е. в редакции, действующей на дату обращения Фонда с заявлением о выдаче субсидии.

При этом суд исходит из следующего. Социальные услуги оказывались Фондом на основании утвержденных Индивидуальных программ от 30.12.2016 и от 30.08.2016 и Договоров, заключенных с получателями услуг от 30.12.2016 и от 30.08.2016, т.е. в соответствии с Порядком, утвержденным в редакции постановления Правительства Калининградской области от 02.12.2014 № 807.

Новая редакция Порядка от 03.11.2017 предусматривает конкурсный отбор поставщиков социальных услуг и заключение соглашения с Министерством после прохождения такого конкурсного отбора.

Таким образом, в связи с существенным изменением Порядка предоставления субсидии после 03.11.2017 не представляется возможным Фонду выполнить условия измененного Порядка по договорам, заключенным и исполнявшимся в соответствии с прежней редакцией Порядка.

Кроме того, в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Постановление Правительства Калининградской области от 03.11.2017 № 588 не содержит указания о применении его положений к правоотношениям, возникшим до его принятия.

Следовательно, в данном случае подлежат применению положения Порядка в редакции до 03.11.2017.

Материалами дела подтверждено и ответчиком не опровергнуто, что социальные услуги в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг оказаны, о чем свидетельствуют подписанные сторонами акты о предоставлении услуг от 02.02.2017 и от 25.07.2017.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 11 Индивидуальной программы среднедушевой доход получателя Маркова Е.А. составил 5 000 руб.

Таким образом, получатель социальных услуг относится к той категории граждан, которым социальные услуги в стационарной форме предоставляются на условиях частичной оплаты.

Общий размер расходов, понесенных поставщиком при оказании услуг, составил 106 080 руб. При этом, расходы Поставщика были частично оплачены Получателем в размере 19 232 руб.

Размер субсидии по договору №1М от 30.08.2016 г. составляет 86 848 руб.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 31 Закона № 442-ФЗ социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.

Согласно Индивидуальной программе среднедушевой доход получателя Петрова С.С. составляет 0 руб., т.е. отсутствует, фактически содержание индивидуальной программы частичной оплаты не предусматривает.

Таким образом, получатель социальных услуг относится к той категории граждан, которым социальные услуги в стационарной форме могут предоставляться бесплатно.

Размер субсидии по договору №1Б от 30.12.2016 г. составляет 125 120 руб.

Таким образом, общий размер субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, составляет 211 968 руб.

Ответчик и третье лицо не представили возражений по расчету взыскиваемой истцом компенсации за оказанные услуги.

Учитывая позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в пункте 16 постановления Пленума от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 23), суд пришел к выводу о том, что взыскиваемая истцом сумма 211 968 руб. предъявлена в качестве убытков (статьи 15, 16, 1069 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16-19 Постановления № 23, в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

По смыслу части 1 Порядка субсидия (компенсация) выплачивается поставщикам социальных услуг за счет средств областного бюджета.

Согласно пункту 12.1 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 4 Порядка обязанность по предоставлению субсидий возложена на Министерство, которое в данном случае является распорядителем бюджетных средств, выделенных на предоставление субсидий поставщикам социальных услуг.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что ответственность за причиненные истцу убытки в виде расходов, понесенных в связи с предоставлением социальных услуг гражданам, возлагается на Калининградскую область в лице Министерства социальной политики Калининградской области.

При обращении в суд истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, Министерство от уплаты пошлины освобождено.

Руководствуясь статьями 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области (ОГРН 1023901019922) за счет имущества казны Калининградской области в пользу Калининградского регионального благотворительного общественного Фонда реабилитации и социальной адаптации наркозависимых «Орехово» (ОГРН 1023900001718) субсидию в размере 211 968руб. на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Д.В. Широченко