Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело №А21-12121/2020
« 25 » марта 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена « 22 » марта 2021 года
Полный текст решения изготовлен « 25 » марта 2021 года
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Брызгаловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Оганесян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Светловский судоремонтный завод» (ОГРН <***> ИНН <***>, <...>)
к Балтийско-Арктическому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании незаконным свидетельства об актуализации и обязании признать действующим ранее выданное свидетельство
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности, паспорту, ФИО2 по доверенности, паспорту
от заинтересованного лица – извещено, явка представителя не обеспечена,
Общество с ограниченной ответственностью «Светловский судоремонтный завод» (далее – ООО «ССРЗ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области (далее – суд) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Балтийско-Арктическому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным Свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду № ECHLTV от 24.07.2020 и признании действующим Свидетельства о постановке на учет объекта НВОС, выданное Управлением Росприроднадзора по Калининградской области 28.07.2017 с присвоенной категорией III негативного воздействия на окружающую среду.
Заявление рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом, на основании статьи 156 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства представители заявителя поддержали заявленные требования, ссылаясь на доказательства, представленные в материалы дела.
Заинтересованным лицом в соответствии с требованием части 1 статьи 131 АПК РФ отзыва не представлено.
В силу части статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Заслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд
установил:
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ССРЗ» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.01.2017; к основному виду деятельности отнесены ремонт и техническое обслуживание судов и лодок.
В 2017 году Управлением Росприроднадзора по Калининградской области ООО «ССРЗ» было поставлено на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), с присвоением кода 27-0139-000542-П категория III, о чем выдано Свидетельство № BHYJAUZ6 от 28.07.2017.
22.01.2020 в адрес Общества поступило письмо Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о необходимости подачи заявки на актуализацию сведений в связи с передачей полномочий по государственному контролю Балтийско-Арктическому межрегиональному Управлению Росприроднадзора.
24.01.2020 ООО «ССРЗ» направило в адрес Северо-Западного МУ Росприроднадзора заявку об актуализации сведений № ЕВ2GSNUD в электронном виде, с досылом на бумажном носителе с приложением копии действующего свидетельства.
07.02.2020 заявка Общества была перенаправлена для рассмотрения в Балтийско-Арктическое межрегиональное Управление Росприроднадзора, о чем ООО «ССРЗ» было уведомлено письмом Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора (вх. № 12 от 03.03.2020).
29.07.2020 в адрес Общества поступило Свидетельство об актуализации сведений № ECHLTV, датированное 24.07.2020, на основании которого ООО «ССРЗ» присвоена категория НВОС – II. Основанием для изменения категории объекта стало – исправление описок, опечаток и арифметических ошибок.
Заявитель, находя действия заинтересованного лица по присвоению Обществу II категории НВОС в Свидетельстве об актуализации учетных сведений незаконными, обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд находит требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Вместе с тем, указанные нормы не освобождают заявителя от обязанности доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В силу пункта 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
- об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.
Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом настоящей статьи (пункты 9, 10 статьи 69.2).
В соответствии с частью 1 Приложения 1 Методических рекомендаций по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр (Письмо Министерства природных ресурсов и экологии от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287 «Об актуализации учетных сведений объектов НВОС») (далее — Методические рекомендации) и пункта 31 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее - Правила)при актуализации учетных сведений об объекте НВОС территориальный орган Росприроднадзора,орган исполнительной власти субъекта РФ согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте НВОС в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и выдают юридическому лицуили индивидуальному предпринимателюсвидетельство об актуализации сведений об объекте.
Согласно части 1 Приложения 1 Методических рекомендаций и пункта 39 Правил территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта РФ, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки. В случае если данные исправления влияют на состав сведений, содержащихся в свидетельстве о постановке объекта на государственный учет или свидетельстве об актуализации сведений об объекте, информация о внесенных исправлениях в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Закона №7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 4.2).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, действовавшему на день вынесения спорного свидетельства, к объектам II категории относились, помимо прочих, объекты, являющиеся портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации (допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более), морским портом (пп. а и б пункта 3).
Указанное Постановление утратило силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 №1496. Новые критерии утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.
Согласно разделу II Постановления № 1496 одним из критериев отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории является отнесение такого объекта к инфраструктуре порта, расположенного на внутренних водных путях Российской Федерации (допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более), не соответствующим критериям, установленным в разделе IV настоящего документа.
Судом установлено, что ООО «ССРЗ»расположено по адресу: <...>, что географически относится к территории Светловского грузового района Морского порта Калининград.
Нахождение ООО «ССРЗ» в границах морского порта Калининград также подтверждено письмом капитана Морского порта Калининград от 04.02.2021 № 79кл-01/21.
Согласно статье 9 Кодекса торгового мореплавания РФ под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, том числе для оказания услуг.
В силу статьи 2 Кодекса торгового мореплавания РФ под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:
перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов;
рыболовства;
проведения морских ресурсных исследований;
разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки;
поисковых и спасательных операций;
подъема затонувшего в море имущества;
гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
санитарного, карантинного и другого контроля;
защиты и сохранения морской среды;
проведения морских научных исследований;
учебных, спортивных и культурных целей;
иных целей.
Согласно СП 350.1326000.2018 от 01.09.2018 «Нормы технологического проектирования морских портов» морской порт — это единый комплекс, удовлетворяющий требованиям безопасного приема, быстрейшей загрузки-разгрузки и комплексного обслуживания современных и перспективных транспортных судов и отвечающих условиям прогрессивных способов перевозок на морском и смежных видах транспорта. При этом должны быть обеспечены заданная пропускная способность порта или грузооборот на расчетный год. В порту может быть несколько причалов, оборудованных для причаливания судов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, заправки топливом и др. работ.
Вместе с тем,согласно материалам дела,основным видом деятельности ООО «ССРЗ» является ремонт и техническое обслуживание судов и лодок (код 33.15),дополнительными: строительство кораблей, судов и плавучих конструкций (код. 30.11), строительство прогулочных и спортивных судов (код. 30.12), строительство жилых и нежилых зданий (код 41.20).
Ремонт судов - комплекс работ, обеспечивающий поддержание и восстановление работоспособности судна, выполняемый судоремонтными предприятиями с выводом его из эксплуатации.
Кроме того, согласно СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003» от 01.01.2013 понятия речного и морского портов, судостроительных и судоремонтных предприятий разделены, что позволяет сделать вывод о том, чтосудоремонтное и судостроительное предприятие не относятся к портам.
Заявителем в материалы дела представлен договор водопользования за № 00-01.01.00.002-М-ДИБВ-Т-2017-00864/00 от 01.11.2017, заключенный с Федеральным агентством водных ресурсов Невско-Ладожского бассейнового водного управления, согласно которого Обществу предоставлена в пользование часть акватории Калининградского залива Балтийского моря (границы и координаты акватории указаны в Договоре) с целью использования акватории поверхностного водного объекта для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений и занятой гидротехническими сооружениями.
Из чего следует, чтоакватория, водопользователем которой является ООО «ССРЗ», не предназначена для прохода судов.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поясняла, со ссылкой на Приложение к договору водопользования, что для прохода судов предназначен судоходный фарватер, который не является частью акватории ООО «ССРЗ» и обслуживается Морским портом Калининград.
Дополнительно, представителем заявителя пояснялось, что ООО «ССРЗ» не имеет на балансе водный транспорт и не осуществляет внутренние (морские или речные) и/или международные пассажирские и грузоперевозки, не осуществляет прием, погрузку, разгрузку судов и хранение и передачу грузов, а также не осуществляет бункеровку судов топливом. Территория и причалы ООО «ССРЗ» заняты комплексом сооружений необходимых для ремонта судов, а не для их обслуживания.
Доказательства, свидетельствующие об обратном, суду не представлены.
Таким образом,судприходит к выводу о том, что деятельность, осуществляемая заявителем, не относится к деятельности портов, что исключает возможность вывода о том, что Общество должно быть отнесено ко II категории НВОС.
Более того, выданное свидетельство по форме не соответствует «Форме «Свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду», установленной в Приложении 2 Методических рекомендации.
Согласно пункту 2.5 раздела II Приложения 1 Методических рекомендаций и пунтку 32 Правил в случае изменения категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, включения (исключения) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на основании сведений, поступивших при актуализации учетных сведений об объекте, в свидетельство об актуализации сведений об объекте включаются сведения об указанных изменениях.
Согласно Форме «Свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду» Методических рекомендации в разделе «Перечень актуализированных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду» указываются все актуализированные сведения об объекте в соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, а также об изменении категории в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 и (или) уровнем государственного экологического надзора в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.
Согласно выданному Обществу Свидетельству об актуализации сведений в разделе «Перечень актуализированных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду»не содержится информации ни об изменении категории предприятия, ни об изменении поднадзорности предприятия.
Согласно Форме «Свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду» Методических рекомендации в раздел «Основания актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду» вносятся сведения о реквизитах заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя о необходимости актуализации сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем НВОС, в соответствии с п.п. 6 и 8 статьи 69.2 Закона №7-ФЗ.
Вместе с тем, в данном разделе спорного Свидетельства указано «Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок».
В соответствии с пунктом 2.2 Раздела II Приложения 1 Методических рекомендаций и пунктом 39 Правил в случае необходимости исправления допущенных при внесении сведений описок, опечаток и арифметических ошибок территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта РФ, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе справить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки. При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший постановку объекта НВОС на государственный учет представляет в уполномоченный орган заявление о необходимости исправления технических ошибок с указанием перечня необходимых исправлений.
В случае если данные исправления влияют на состав сведений, содержащихся в свидетельствео постановке объекта на государственный учет или свидетельстве об актуализации сведений об объекте, информация о внесенных исправлениях в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления направляется юридическому лицу,индивидуальному предпринимателю.
В рассматриваемом случае, Общество подавало заявку на актуализацию сведений, исключительно в связи с передачей части полномочий по государственному контролю. Сведения, заявленные при первоначальной постановке на государственный учет объекта НВОС, были неизменны.
Доказательств, что на момент подачи заявки об актуализации сведений изменились сведения об объекте НВОС, в том числео замене юридического лица, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, НВОС; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, материалы дела не содержат.
Из изложенного следует, что свидетельство об актуализации сведений сформировано с нарушением установленного порядка.
Нарушение установленного порядка актуализации сведений объекта НВОС прямо не оспорено заинтересованным лицом в ходе судебного разбирательства.
При рассмотрении настоящего спора судом учтено, что согласно сведениям Открытого реестра объектов НВОС хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичный вид деятельности (код. 30.11) присвоена III категория с учетом, того что категория риска, указанных хозяйствующих субъектов средняя (4), в то время, как указанная категория Общества – умеренная (5).
При таких обстоятельствах, и исходя из представленных доказательств, оспариваемое свидетельство об актуализации является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Таким образом, требования Общества подлежат удовлетворению в полном объеме.
В порядке статьи 65 АПК РФ сторонами раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется на день вынесения настоящего решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Калининградской области
РЕШИЛ:
Признать недействительным Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую вреду № ECHLTV от 24.07.2020.
Признать действующим Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС, выданное Управлением Росприроднадзора по Калининградской области 28.07.2017 с присвоенной категорией III негативного воздействия на окружающую среду.
Взыскать с Балтийско-Арктического межрегионального управления в пользу ООО «Светловский судоремонтный завод» 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калининградской области.
Судья А.В. Брызгалова