ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-12467/2021 от 01.03.2022 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Калининград

Дело № А21-12467/2021

02 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2022 года

Полный текст решения изготовлен 02 марта 2022 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Пахомовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Татьяниной А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 236006, <...>, помещение литер XI; почтовый адрес: г. Калининград, ОПС 236035, а/я 5372 (далее по тексту – истец, ГП КО «ЕСОО», предприятие) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – ответчик, предприниматель)о взыскании 294 248 рублей 67 копеек долга и пени.

Для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество «Военторг-Запад» (ОГРН <***>, адрес: 191180, <...>,К3, литер Н), индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП <***>).

В судебном заседании приняли участие:

от истца: ФИО3 – представитель по доверенности, паспорту;

от ответчика: ФИО4 – представитель по доверенности, паспорту;

от третьих лиц: извещенные, явка представителей не обеспечена.

Суд,

У С Т А Н О В И Л:

Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее -Закон №89-ФЗ).

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» (далее - Правила №1156).

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу ч. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области и действует с 01.01.2019.

Региональный оператор действует на основании Лицензии № (39) — 4360 — СТУРБ/П от 24 сентября 2019 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и ГП КО «ЕСОО» 20.06.2018.

Потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 Правил №1156).

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - ответчик, Потребитель) являются торговля розничная фруктами и овощами в специализированных магазинах.

Между истцом и ответчиком заключен Договор №232215361, в соответствии с которым, Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (п.2 Договора).

Согласно п. 5 Договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019.

В соответствии с п. 6 Договора под расчетным периодом по Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по Договору осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.

Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.03.2019 №28-06окк/19 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 «96-040кк/18» установлен единый тариф на услуги регионального оператора и составляет: с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 425,63 руб./куб.м (без НДС); с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 407,17 руб./куб.м (без НДС). НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа.

Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 16.12.2020 №124-05окк/20 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2019 №131 -07окк/19» установлен единый тариф на услуги регионального оператора за следующие периоды с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 488,57 руб./куб.м; с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 506,16 руб./куб.м; с 01.01.2021 по 30.06.2021 -506,16 руб./куб.м; с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 523,37 руб./куб.м (НДС не облагается).

Согласно п.7 Договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 (десятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.

В приложении №1 к Договору указаны: наименования 4 объектов; адреса объектов; ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов); наименования отходов; объемы принимаемых ТКО; места накопления; периодичность вывоза.

Нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 № 218 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года №203» (далее - Приказ №218).

Методика расчета объема принимаемых ТКО в месяц следующая: расчетная единица х норматив накопления : 12 месяцев = объем оказанных услуг в месяц.

На основании заявления истца и документов, содержащих сведения о назначении, площади помещения, подтверждающих количество расчетных единиц в отношении которых установлен норматив, региональным оператором было составлено дополнительное соглашение к Договору.

Дополнительным соглашением из приложения № 1 Договора региональным оператором с 01.01.2021 исключен один объект: «продовольственный магазин «Жорж», расположенный по адресу: <...>, в связи с расторжением договора аренды с 01.01.2021 заключенного между ФИО5 и ИП ФИО1 и уточнены расчетные единицы в отношении которых установлен норматив.

У потребителя в приложении №1 к договору №232215361 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Договор) за спорный период с 01.01.2019 по 31.12.2020 было 4 объекта отходообразователя.

Расчетные единицы по двум объектам, указанным в приложении №1 к Договору за спорный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, остались неизменными:

- <...> - «продовольственные магазины» -15 м кв. торговой площади с объемом принимаемых ТКО - 1,875000 м куб./мес. (исключен из Договора с 01.01.2021);

- <...> - «продовольственные магазины» - 99,40 м кв. торговой площади с объемом принимаемых ТКО - 12,425000 м куб./мес.

Еще по двум объектам потребителя расположенным по адресам: <...> д.ПА, <...> расчетные единицы были изменены Дополнительным соглашением от 29.03.2021 к Договору, которое было направлено ответчику для подписания:

- <...> - «продовольственные магазины» с 56,5 м кв. с объемом принимаемых ТКО - 7, 062500 м куб./мес. на 31,1 м кв. торговой площади с объемом принимаемых ТКО - 3,887500 м куб./мес;

г. Черняховск, ул. Л. Толстого, д.1 ОБ с категории объекта «продовольственные магазины» 41,7 м кв. торговой площади с объемом принимаемых ТКО - 5,212500 м куб./мес. на «киоски, торговые павильоны, лотки»

- 51,9 м кв. общей площади с объемом принимаемых ТКО 2,595000 м куб./мес.

Однако, в связи с отсутствием подписанного со стороны потребителя Дополнительного соглашения от 29.03.2021 к Договору расчет накопления ТКО производился по первоначально заявленным объемам накопления ТКО.

03.12.2021 исх.№16719 Региональный оператор направил в адрес потребителя Дополнительное соглашение к договору от 30.11.2021, взамен неподписанного дополнительного соглашения от 29.03.2021. Потребитель дополнительное соглашение от 30.11.2021 к Договору №232215361 подписал и вернул в адрес регионального оператора 15.12.2021 вх.№ 18913.

Таким образом, у потребителя осталось 3 объекта отходообразователя, которые указаны в приложении №1 к дополнительному соглашению от 30.11.2021.

На основании подписанного дополнительного соглашения от 30.11.2021 к Договору №232215361, региональный оператор произвел корректировки начислений в сторону их уменьшения и направил потребителю.

В приложении №1 к дополнительному соглашению от 30.11.2021 также отражены изменения в объеме принимаемых ТКО по категориям объектов «продовольственные магазины» с 30.07.2021, которые произведены в связи с внесением изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 №218 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года №203» (далее - Приказ №218) на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 23.07.2021 №284, вступившим в законную силу 30.07.2021, и пункт под №14 приказа №128 изложен в следующей редакции:

Объекты

Расчетная единица

Норматив накопления

п

куб. м/год

14

Магазины продовольственные, в том числе супермаркеты, гипермаркеты, универсамы, универмаги

на 1 кв. м общей площади

0,6

До внесения изменений в приказ №218 пункт под №14 был изложен в следующей

редакции:

Объекты

Расчетная единица

Норматив накопления

п

куб. м/год

14

Продовольственные магазины

на 1 кв.м торговой площади

1,5

Изменения объема накопления ТКО произведенные в рамках изменения Приказа №218 к спорному периоду не относятся.

До настоящего времени потребитель оплату оказанных услуг за спорный период не произвел.

Услуги были оказаны ответчику своевременно и в полном объеме. Обращений в адрес Регионального оператора со стороны ответчика о неоказании услуг либо некачественном оказании услуг не поступало.

Согласно расчету предприятия, уточненному в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с предпринимателя подлежит взысканию 169 284,60 руб. задолженности за оказанные услуги за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г., 43 471,27 руб. пени за период с 10.09.2020г. по 17.12.2021г.

Протокольным определением суда от 01.03.2022г. в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрыто предварительное судебное заседание и открыто заседание суда первой инстанции по рассмотрению дела по существу.

Судебное заседание проведено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании истец поддержал уточненные требования в полном объеме.

Ответчик по сумме долга не возражал и признал указанную задолженность. В отношении требования о взыскании пеней заявил ходатайство о применении положений ст.333 ГК РФ ввиду явной несоразмерности заявленной ко взысканию суммы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Частью 3.1 статьи 70 АПК РФ закреплено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены, или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Суд, исследовав представленные доказательства, как того требует статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме на основании п.1 ст.779, ст.781, 309, 310, 329, 330 ГК РФ, положений договора.

Удовлетворяя иск, суд исходил из того, то материалами дела доказан факт оказания услуг предприятием без каких-либо замечаний со стороны предпринимателя. Предпринимателем сумма основной задолженности не оспорена и признана в полном объеме. Проверив расчет неустойки, исчисленной истцом за период с 10.09.2020г. по 17.12.2021г. на сумму 43 471,27 руб., суд находит его обоснованным и правомерным. Оснований для удовлетворения устного ходатайства ответчика о снижении размера пеней судом не установлено. Надлежащим образом оформленного ходатайства о применении положений ст.333 ГК РФ стороной предпринимателя в суд не представлено.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами»удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» 169 284,60 руб. задолженности за оказанные услуги за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г., 43 471,27 руб. пени за период с 10.09.2020г. по 17.12.2021г., 7255 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Государственному предприятию Калининградской области «Единая система обращения с отходами» вернуть из федерального бюджета 1630 руб. уплаченной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок не превышающий тридцати дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калининградской области.

Судья Т.В. Пахомова