ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-12849/19 от 28.11.2019 АС Калининградской области

ыАрбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело №А21-12849/2019

« 03 » декабря 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена « 28 » ноября 2019 года

Полный текст решения изготовлен « 03 » декабря 2019 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Брызгаловой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Ю.С.,

рассмотрев 21 и 28 ноября в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Ленинградского района г. Калининграда

о привлечении ИП ФИО1

к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя – ФИО2 по удостоверению (до перерыва),

ФИО3 по удостоверению (после перерыва),

от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО4 по доверенности от 16.09.2019, паспорту,

установил:

Прокурор Ленинградского района г. Калининграда (далее – Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, лицо, привлекаемое к ответственности) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании, назначенном на 21.11.2019, объявлялся перерыв до 28.11.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В ходе судебного разбирательства в обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что в отношении ИП ФИО1 установлен факт осуществления образовательной деятельности в Центре развития детей «Капелька» (<...>) с привлечением педагогических работников без лицензии на осуществление образовательной деятельности, в связи с чем предприниматель подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения заявленных требований, в письменном отзыве на заявление указал, о том, что в действиях ИП ФИО1 отсутствует состав вменяемого ей административного правонарушения, поскольку Центр развития детей «Капелька» осуществляет деятельность по присмотру и уходу за детьми без использования образовательных программ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, арбитражный суд установил следующее.

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП ФИО1 является предоставление услуг по дневному уходу за детьми.

С этой целью ею арендованы помещения для организации досуга детей по адресам: <...> Советская, д. 59.

21.08.2019 в Прокуратуру поступило обращение от гражданки Мещеряковой А.И. о нарушении в Центре развития детей «Капелька» (<...>. Д. 5) федерального законодательства.

В ходе рассмотрения обращения Прокуратурой был установлен факт осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем ФИО1 с привлечением педагогических работников в Центре развития детей «Капелька» по адресу: <...> без лицензии на осуществление образовательной деятельности.

20.09.2019 Прокурором Ленинградского района г. Калининграда на основании статьи 25 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре» возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1

Поскольку в соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, заявитель обратился в Арбитражный суд Калининградской области с рассматриваемым заявлением.

Оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом.

По смыслу статей 3 и 8 указанного Закона вид деятельности, на осуществление которой выдана лицензия, может выполняться только получившим ее индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при обязательном соблюдении лицензионных требований.

Согласно частям 1 и 3 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Аналогичное положение установлено и в части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).

По смыслу части 5 статьи 32 Закона об образовании лицензированию подлежит образовательная деятельности, осуществляемая индивидуальным предпринимателем при привлечении им педагогических работников.

При проверке жалобы Мещеряковой А.И. Прокурором установлено, что на основании содержания информационных материалов, размещенных на сайте предпринимателя http://kapelka39.ucoz.com/about_us деятельность ИП ФИО1 направлена на оказание услуг, связанных:

- «Детский центр полного дня «Капелька» занимается воспитанием и развитием детей от 1,5 до 5 лет»;

- г. Гурьевск: Творческие занятия: рисование, лепка, аппликация (3 раза в неделю); Развитие речи, математика, окружающий мир, ознакомление с художественной литературой; Музыкальное занятие... (понедельник, среда).

На основании содержания информационных материалов, размещенных на сайте http://vk.com/publicl 85196462 установлено следующее, что деятельность ИП ФИО1 направлена на оказание услуг, связанных реализацией образовательных программ, поскольку на указанном сайте закреплено - «более 20 развивающих занятий в неделю!», «индивидуальный подход к развитию каждого ребенка».

На сайте http://kapelka39.ucoz.com/about_us также содержится информация о системности проводимых занятий. Так, например: г. Гурьевск: «Творческие занятия: рисование, лепка, аппликация (3 раза в неделю). Развитие речи, математика, окружающий мир, ознакомление с художественной литературой. Музыкальное занятие: Утренники, Дни рождения, музыкальные инсценировки сказок (понедельник, среда). Все занятия проводятся по подгруппам - индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Данная информация указывает о проведении систематических занятий.

Указанная деятельность осуществляется сотрудниками, что подтверждается содержанием интернет-постов, размещенных на странице предпринимателя в сети «Интернет»: «специалисты, работающие с детьми, стремятся создать каждое занятие неповторимым и интересным» или «квалифицированный персонал с профильным образованием».

О привлечении к педагогической деятельности ИП ФИО1 других лиц также повреждается репостами, размещенными в различных информационных системах (http://kapelka39.ucoz.com): г. Гурьевск: «штатные сотрудники: воспитатель с высшей категорией, помощник воспитателя, музыкальный руководитель».

Материалы дела содержат договоры оказания услуг, заключенные с работниками ИП ФИО1, согласно которым:

-ФИО5 обязана оказать услуги музыкального работника;

-ФИО6 обязана оказать услуги приготовления пищи для детей, повар;

-ФИО7 обязана оказать услуги ухода и присмотра за детьми, воспитателя;

-ФИО8 обязана оказать услуги ухода и присмотра за детьми, воспитателя;

-ФИО9 обязана оказать услуги ухода и присмотра за детьми, воспитателя.

Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» установлены в том числе следующие должности педагогических работников: воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, учитель-дефектолог, учитель-логопед и др.

Таким образом, из материалов дела следует, что для работы в центре привлечены педагоги, педагоги-воспитатели, музыкальный руководитель, тем самым созданы необходимые кадровые условия для осуществления образовательной деятельности.

В соответствии со статьей 2 Закона об образовании под образованием поднимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательные программы определяют содержание образования.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями (часть 1 статьи 12 Закона об образовании).

Пунктом 1 части 2 статьи 23 Закона об образовании определено, что дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (часть 1 статьи 64 Закона об образовании).

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

В соответствии со статьей 28 Закона об образовании образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

К компетенции образовательной организации, в частности, относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.

Согласно пункту 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 N 1155 (далее - Образовательный стандарт дошкольного образования), содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Так, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и другое).

В силу пункта 2.7 Образовательного стандарта дошкольного образования конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы дошкольного образования и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка), например, в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Из материалов дела следует, что на сайте Центра размещена информация об осуществлении образовательной деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ различной направленности, а именно творческие занятия: рисование, лепка, аппликация, развитие речи, математика, окружающий мир, ознакомление с художественной литературой.

В материалах дела содержатся договоры об оказании услуг, заключенные между ИП ФИО1 и родителями детей, посещающими Центр.

Так, предмет договора от 09.01.2018 б/н заключенный между Центром развития детей «Капелька» в лице руководителя – индивидуального предпринимателя (исполнитель) и ФИО10 (заказчик) содержит сведения о том, что исполнитель предоставляет услуги связанные с воспитанием, образованием и присмотром за ребенком.

Согласно пункту 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Прописывая условия договора, исполнитель прямо указывает на возможность образовательных услуг в Центре, соответственно заказчик, подписывая договор, выражает свое согласие на получение таких услуг.

Более того в разделе 5 указанного договора к числу прав заказчика отнесено право выбирать педагога, предлагаемого исполнителем.

В рассматриваемом случае ссылка представителя предпринимателя на ошибочное внесение в предмет договора услуги по образованию, поскольку проекты взяты из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судом отклоняется, в виду того, что ИП ФИО1, как лицо, профессионально осуществляющее деятельность в соответствующей сфере, должна при подготовке проектов договора предлагать корректные формулировки условий такого договора.

Учитывая существующие жизненные реалии при выборе частного детского учреждения для своего ребенка родители, зачастую хотят получить дополнительные услуги, направленные на его образование и развитие. Потому информация, размещенная на сайте http://kapelka39.ucoz.com в сети «Интернет», а также условия договоров, свидетельствуют о предложении предпринимателем образовательных услуг.

При этом ссылка представителя предпринимателя о том, что сведения, содержащиеся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не могут быть приняты во внимание, судом отклонена, поскольку предприниматель, как владелец сайта, а иной информации суду не представлено, самостоятельно и по своему усмотрению определяет порядок использования сайта и его наполнение. Доказательств того, что информация на сайте была внесена третьими лицами, суду не представлено.

Довод представителя предпринимателя о том, что заключая договор с ИП ФИО1, родителям детей предлагаются только услуги связанные с присмотром и уходом за детьми, которые и осуществляет предприниматель, опровергается материалами дела и показаниями специалиста – ведущего консультанта Министерства образования Калининградской области ФИО11, присутствовавшей при проведении проверки.

Допрошенная, в судебном заседании 21.11.2019, специалист ФИО11 показала, что при проведении проверки установлено, что на информационном стенде ИП ФИО1 размещена сетка занятий, из содержания которой следует, что в Центре осуществляется образовательная деятельность, имеющая системный характер (10 занятий в неделю): Литературное чтение - 2 раза в неделю (понедельник, среда); Аппликация - 1 раз в неделю (понедельник); Математическое развитие -1 раз в неделю (вторник); Физическая культура - 1 раз в неделю (понедельник); Лепка - 1 раз в неделю (среда); Речевое развитие - 1 раз в неделю (четверг); Музыкальное развитие - 1 раз в неделю (четверг); Экологическое развитие - 1 раз в неделю (пятница); ИЗО (рисование) - 1 раз в неделю (пятница).

В режиме дня, также размещенном на информационном стенде ИП ФИО1, отведено время для осуществления образовательной деятельности: 10.00-10.30 занятие; 16.20-17.15 - игры, кружки.

Указанное также подтверждается справкой по результатам проверки № 13/09/07 от 13.09.2019.

Анализируя указанные сведения, суд приходит к выводу о том, что организация занятий, указанных на стенде и включенных в режим дня, которым руководствуются сотрудники, свидетельствует о программном подходе в деятельности Центра.

Принимая во внимание буквальное содержание договоров, заключенных с родителями, а также иные доказательства, представленные в рамках рассматриваемого спора, суд пришел к выводу о том, что в процессе исполнения договорных отношений для воспитанников был создан комплекс организационно-педагогических условий.

Таким образом, деятельность ИП ФИО1 направлена на осуществление образовательной деятельности, в ходе которой воспитанники приобретают навыки общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.

Указанные действия предпринимателя образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.КоАП РФ, которое установлено административным органом и совокупностью собранных административным органом доказательств.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч руб.

Объектом вышеназванного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Поскольку материалы дела содержат надлежащие и достаточные доказательства того, что осуществляемая предпринимателем деятельность является образовательной, то суд приходит к выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 объективной стороны вменяемого административного правонарушения, в связи с чем имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, на момент рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности в суде срок привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности не истек.

Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 71, 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Калининградской области

Р Е Ш И Л:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку гор. Алма-Ата, (ОГРНИП <***> ИНН <***>, место регистрации: <...>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.

Штраф перечислить по следующим реквизитам:

ИНН <***> КПП 390601001

УФК по Калининградской области (Облпрокуратура, л/с <***>)

Банк: Отделение Калининград

Расчетный счет <***>

БИК 042748001 КБК 41511690010016000140

ОКТМО 27701000

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья А.В. Брызгалова