Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236040
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград
Дело № А21-12913/2020
01 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена:
Полный текст решения изготовлен:
31.03.2021.
01.04.2021.
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Кузнецовой О.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Учакиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 20.12.2004, ИНН: <***>; 236040, <...>) к Арбитражному управляющему ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.; 236039, <...>)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол №00683920 от 15.12.2020 года),
при участии:
от заявителя:
ФИО2, доверенность от 08.05.20.
от заинтересованного лица:
ФИО3, доверенность от 10.05.19.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего ФИО1 (далее- арбитражный управляющий) по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Требования обоснованы фактом нарушения законодательства о банкротстве.
В отзыве арбитражный управляющий, оспаривая наличие состава правонарушения, связанного с нарушением ст. 71 Закона о банкротстве, и наличием основания освобождения от наказания по эпизодам нарушения п. 8 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 267 и нарушения Приказа Министерства юстиции РФ от 14.08.2003 № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего и Приказа Министерства юстиции РФ от 14.08.2003 № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего», просит применить по этим эпизодам положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
По результатам проведенной проверки обращения гражданина ФИО4, не являющегося участником дела о банкротстве, возбуждено административное расследование в отношении арбитражного управляющего, утвержденного временным управляющим ООО «Индустриальный парк АКУЛОВО», и составлен административный протокол № 00683920 об административном правонарушении от 15.12.2020г.
Административным органом установлены следующие обстоятельства правонарушения, которые отражены в административном протоколе.
1. Нарушение требований 6 ст. 28, и ст. 71 Закона о банкротстве.
Согласно п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения: о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего; об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника; о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов; об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов; иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Ст. 71 Закона о банкротстве не предусмотрена обязанность временного управляющего по размещению в ЕФРСБ сведений о получении требований кредиторов о включении в реестр требований должника.
Согласно карточке должника в ЕФРСБ в период проведения процедуры наблюдения временный управляющий 12 раз неправомерно разместил уведомления о получении требований кредиторов.
В своем отчете от 20.11.2020г. временный управляющий указал в составе текущих расходов предприятия – публикации в размере 1 927,70 руб., оплачено арбитражным управляющим.
Данный факт подтвержден определением арбитражного суда от 27.05.2020 по делу № А21-1206/2020, решением арбитражного суда от 10.12.2020г. по тому же делу, распечаткой карточки должника, кредиторов и общества.
2.Нарушение п. 8 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367 (далее- Правила).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан проводить анализ финансового состояния должника;
Пунктами 8,3,4 Правил установлено, что при проведении финансового анализа арбитражный управляющий, выступая как временный управляющий, использует результаты ежегодной инвентаризации, проводимой должником, как внешний (конкурсный) управляющий - результаты инвентаризации, которую он проводит при принятии в управление (ведение) имущества должника, как административный управляющий - результаты инвентаризации, проводимой должником в ходе процедуры финансового оздоровления, независимо от того, принимал ли он в ней участие. Финансовый анализ проводится на основании: а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков; б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций; в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур; г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений; д) материалов налоговых проверок и судебных процессов; е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника. К документам, содержащим анализ финансового состояния должника, прикладываются копии материалов, использование которых предусмотрено пунктами 3 и 4 настоящих Правил.
Временный управляющий в материалы дела №А21-1206/2020 представил анализ финансового состояния от 23.10.2020.В анализе указано, что финансовый анализ проводиться на основании бухгалтерской и налоговой отчетности, учредительных документов, договоров, нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника, положения об учетной политике, данных, полученных по запросу временного управляющего от государственных органов
Однако к анализу не приложены документы, на основе которых им был проведен анализ.
Данный факт подтвержден указанными выше анализом состояния должника и отчетом временного управляющего.
3.Нарушение Приказа Министерства юстиции РФ от 14.08.2003 № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее Приказ № 195).
В соответствии с абз. 9 п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве и Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855 (далее – Правила № 855) Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
В соответствии с типовой формой отчета временного управляющего, утвержденной Приказом № 195 к отчету временного управляющего прилагаются копия заключения и наличия (отсутствии) признаков преднамеренного и/или фиктивного банкротства и копии документов, на основании которых оно подготовлено.
В материалы вышеуказанного арбитражного дела арбитражный управляющий представил заключение об отсутствии признаков преднамеренного банкротства от 23.10.2020г.
В заключении указаны документы, которые исследовались для проведения проверки признаков фиктивного или преднамеренного банкротства .
Однако к отчету не приложены документы, которые были исследованы.
Факт подтверждается заключением об отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, отчетом.
Суд находит ошибочным довод арбитражного управляющего о том, что опубликование сведений, которые не предусмотрены в качестве обязательных к опубликованию в ЕФРСБ, не образует состав правонарушения. Как видно из приведенного правового регулирования подлежат опубликованию только сведения, предусмотренные законом о банкротстве. Управляющим опубликованы сведения, не предусмотренные законом о банкротстве. В связи с этим данные действия образуют объективную сторону правонарушения.
Суд находит, что вышеуказанные факты имеют признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Вместе с тем суд находит основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, устанавливающей,чтопри малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Оценивая правонарушение как малозначительное, суд исходит из конкретных обстоятельств его совершения.
При этом суд принимает во внимание объяснения арбитражного управляющего о причинах, по которым опубликованы сведения, не предусмотренные законом кредитором: кредитором, по заявлению которого возбуждено дело о банкротстве, являлся иностранная организация. Поскольку опубликование осуществлено за счет средств арбитражного управляющего, причинение убытков должнику по делу на момент составления протокола не установлено.
По эпизодам неприложения к финансовому анализу документов, на основе которых им был проведен этот анализ, и не приложения документов, которые должны были быть приложены к заключению об отсутствии признаков преднамеренного и/или фиктивного банкротства, суд учитывает, что не опровергнут довод арбитражного управляющего о том, что в приложении к копии представленного административным органом отчета указан данный перечень документов, как представленный с отчетом в материалы судебного дела. Как не опровергнут и довод о том, что самим должником представлены в материалы дела о банкротстве документы бухгалтерской и налоговой отчетности, на основании которых был проведен анализ. В материалах дела также имелась информация об имуществе должника и другие материалы, относящиеся как к анализу финансового состояния, итак и к отсутствию признаков преднамеренного и/или фиктивного банкротства. Административный орган согласился, что документы, относящиеся к данным вопросам, частично имелись в материалах дела о банкротстве, однако они должны были быть представлены и с финансовым отчетом и с заключением.
Суд находит, что нарушения не повлекли невозможности оценки данных документов и проверяемости указанных в них выводов.
Также суд находит, что данными нарушениями положений закона права кредиторов не нарушены, жалоб от кредиторов не поступало.
С учетом изложенного эпизоды правонарушения носят формальный характер, не несут в себе существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и признаются судом малозначительными, влекущими освобождение от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего ФИО1 по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать за малозначительностью.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.Д. Кузнецова