Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21-13307/2021
22 апреля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2022г.
Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2022г.
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Талалас Е.А.,
При ведении протокола секретарем судебного заседания Клушиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда по адресу: 236040, <...>, заявление Общества с ограниченной ответственностью «Мираторг Запад» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) об оспаривании ненормативного правового акта, третье лицо: МУП ЖКХ «Гурьевский Водоканал», при участии: |
от заявителя: ФИО1 по доверенности, паспорту;
от Министерства: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Мираторг Запад» (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее – Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Министерства № 3108-МПР от 03.12.2021 года в предоставлении водного объекта или его части в пользование в целях сброса сточных вод в точке сброса: 54°44'15.97" с.ш. и 20°34'02.04" в.д.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Представил для приобщения протоколы лабораторных анализов, ответ Министерства, запрос от 08.11.2021, ответ ГП КО «Водоканал».
Документы приобщены к материалам дела.
Представитель Министерства и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в установленные законом сроки, согласно ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей Министерства и третьего лица в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из заявления, ООО «Мираторг Запад» (общество) осуществляет деятельность по выпуску пищевых полуфабрикатов и готовых блюд в производственном комплексе, состоящем из производственных, транспортно-складских, административно-бытовых, инженерных зданий и сооружений, расположенном по адресу: <...>. Право собственности истца на входящие в состав производственного комплекса земельные участки и объекты недвижимости зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН.
Предприятие заявителя относится к третьему классу опасности в соответствии с пп. 11 п. 7.1.8 «Промышленные объекты и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: «Мясоперерабатывающие, консервные производства».
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) для предприятия заявителя, как предприятия третьего класса опасности, является обязанностью.
Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области 01.03.2021 было принято решение № 4 об установлении СЗЗ для предприятия заявителя, в котором также были закреплены границы этой зоны.
Таким образом, как полагает заявитель, он выполнил свою обязанность по установлению СЗЗ для своего предприятия (во исполнение требований вышеуказанного СанПиН, а также пунктов 14 и 17 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В состав производственного комплекса (предприятия) заявителя входят также и очистные сооружения биологической очистки стоков (далее - БОС), выполняющие функцию очистки производственно-бытовых стоков предприятия (КН объекта 39:03:030213:22). Очистные сооружения непосредственно участвуют в технологическом процессе производства продукции предприятия, поскольку очищают большое количество воды, используемой предприятием.
Выпуск очищенных сточных вод с БОС осуществляется в расположенный поблизости ручей Гагаринский через сбросный коллектор в точке со следующими географическими координатами: 54°44'23.29824" с.ш. и 20°34'16.25498" в.д., в системе координат ГСК-2011: 54°44'15.97" с.ш. и 20°34'02.04" в.д.
На протяжении всего времени функционирования предприятия заявителя Министерством выдавались решения о предоставлении водного объекта (ручья) в пользование в целях сброса сточных вод именно в этой точке.
Действующее Решение Министерства № 39-01.01.00.002-Р-РСБХ-С-2017-00704/00 выдано 13.01.2017 сроком водопользования до 16.06.2021 на объем стоков 244,059 тыс. куб.м/год, которое впоследствии было продлено до 16.06.2022 года.
В связи с увеличением потребности предприятия в водопотреблении и соответственно в водоотведении по причине произошедшей реконструкции предприятия до 505,505 тыс. куб.м/год (разрешение на ввод объектов в эксплуатацию после реконструкции выдано 20.08.2021 г.), заявитель 26.11.2021 обратился в Министерство с заявлением о выдаче нового решения о предоставлении водного объекта (ручья) в пользование в целях сброса сточных вод в этой же точке в увеличенных объемах.
К указанному заявлению Обществом были приложены, в числе прочих требуемых документов: баланс водопотребления и водоотведения ООО «Мираторг Запад», в котором отражены результаты расчета увеличенных объемов потребления воды и водоотведения, а также копия лицензии КЛГ 02504 ВЭ на пользование недрами в части увеличения объемов добычи воды с соответствующими изменениями.
Министерство отказало Общество в выдаче испрашиваемого решения, направив в его адрес Мотивированный отказ в предоставлении водного объекта от 03.12.2021 №31-08-МПР, указав , что сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения запрещен в силу ч. 3 ст. 44 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ).
Полагая отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд признал заявление не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:
- несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правовые основы деятельности предприятий в области водопользования регламентируются Водным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 1 ВК РФ под водопользованием понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц.
Пунктом 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации определено, что сточные воды, это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических и физических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты за исключением прудов и обводненных карьеров находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
При этом статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса.
Забор воды и сброс сточных вод и (или) дренажных вод являются видами пользования водным объектом.
Согласно статье 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
На основании части 1 статьи 44 этого же Кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах: зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 1 части 3 статьи 44 ВК РФ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 21 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы...
Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Как следует из Определения Верховного суда Российской Федерации от 25.09.2014 №АПЛ14-393:
- ВК РФ предусматривает полный запрет сброса сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- исключение федеральным законодателем сделано только в отношении хозяйственных и иных объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие ВК РФ.
Следовательно, Верховный Суд РФ разъяснил, что сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможен лишь объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие ВК РФ. Такой сброс иными объектами недопустим. ВК РФ введен в действие с 01.01.2007г. разрешение на ввод объекта выдано 14.11.2008; разрешение на ввод объекта после реконструкции Обществу выдано 20.08.2021 (л.д.29-30)
Из материалов дела следует, что Приказом Министерства от 12.08.2019 № 451 установлены зоны санитарной охраны этих источников водоснабжения (далее – ЗСО). Согласно карте-схеме поясов ЗСО данного водозабора третьи пояса ЗСО накладываются на всю территорию производственного комплекса Общества и на прилегающую территорию г. Калининграда и поселков Невское и Малое Васильково Гурьевского района, в том числе и на точки выпусков сточных вод Общества в ручей.
Выпуск № 1 сточных вод Общества попадает в третий пояс зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения МУП ЖКХ «Гурьевский Водоканал», а именно, подземных скважин № 20/07 bis, № За, № 1646 bis, № 2439, что является прямым нарушением пункта 1 части 3 статьи 44 ВК РФ.
Доводы Общества о том, что ЗСО источников водоснабжения МУП ЖКХ «Гурьевский Водоканал» были незаконно установлены (в 2019) в период действия Решения № 39-01.01.00.002-Р-РСБХ-С-2017-00704/00 от 13.01.2017 о предоставлении Обществу ручья в пользование в целях сброса сточных вод судом отклоняются как несостоятельные, поскольку такие зоны устанавливаются в силу закона (ст. 34 ВК РФ).
Кроме того, согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктами 3, 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ЗСО источников водоснабжения была установлена на основании действующего Приказа Министерства от 12.08.2019 № 451. Доказательства того, что указанный приказ признан незаконным материалы дела не содержат.
На основании изложенного, суд, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела,приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствует закону.
Оснований для удовлетворения заявления суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 197-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья Е.А. Талалас
(подпись, фамилия)