ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-13714/18 от 28.01.2019 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело № А21-13714/2018

«04» февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2019 года. Решение изготовлено в полном объеме 04 февраля 2019 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

судьи С. Н. Сычевской

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью «БСК-Сервис» (место нахождения: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к

Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <...>)

о признании недействительным предписания №ЖК-2/2162/СВМ/3760-о от 09.10.2018,

при участии в заседании:

от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности;

от заинтересованного лица: представитель ФИО2 по доверенности

установил: Общество с ограниченной ответственностью «БСК-Сервис» (далее – ООО «БСКС», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Министерству регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области (далее – министерство, административный орган, заинтересованное лицо) с заявлением:

- предписание №ЖК-2/2162/СВМ/3760-о от 09 октября 2018 года по устранению выявленных нарушений лицензионных требований к ООО «БСК-Сервис» признать недействительным.

В обоснование заявленных требований общество указало на то, что при принятии спорного многоквартирного дома в управление общества, лифты находились в нерабочем состоянии, не обслуживались лицензированной организацией. В связи с чем обществом было принято решение о проведении общих собраний собственников по подъездам с целью ремонта лифтового оборудования. Все подъезды, исключая подъезд № 2 спорного многоквартирного дома проголосовали за ремонт лифтового оборудования за счет средств собственников. Кроме того, собственниками помещений в подъезде № 2 не начисляется плата за обслуживание лифта, следовательно произвести работы по техническому обслуживанию лифта не представляется возможным.

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании, назначенном на 21 января 2019 года, объявлялся перерыв до 28 января 2019 года, о чем было вынесено протокольное определение. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.

От заинтересованного лица поступил отзыв на заявление, в котором административный орган возражал против удовлетворения требований заявителя, а также материалы проверки.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал заявленные требования общества в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель министерства возражал против удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судом установлено следующее.

В связи с поступившим обращением жителя дома № 15 по ул. Балтийской г. Светлогорска (вх. № 3760от 28.06.2017) на основании приказа от 25.09.2017 № 4838 Министерством в отношении ООО «БСКС» проведена внеплановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Основанием для выдачи оспариваемого предписания явились выявленные в ходе проверки факты ненадлежащего содержания лифтового оборудования в МКД № 15 по ул. Балтийская в г. Светлогорске Калининградской области, что отражено в акте проверки № ЖК-1/4838/СВМ от 05.10.2018.

Результаты проверки отражены в акте проверки №ЖК-1/4838/СВМ.

По результатам проведенной проверки обществу выдано предписание № ЖК-2/СВМ/3760-о от 09.10.2018.

Обществу предписывалось: в срок до 15.12.2018 года выполнить в рамках технического обслуживанию лифтового оборудования 2-го подъезда <...> следующие работы:

-обозначить демонтажные петли (повесить бирки) в лифтовой шахте;

-окрасить приямок лифтовой шахты;

-выполнить регулировку створок дверей кабины лифта;

-заменить сгоревшие лампы в кабине лифта;

- заменить плафон освещения шахты лифта;

- инициировать общее собрание собственников МКД по вопросу выполнения работ капитального характера по ремонту лифтового оборудования.

Министерство посчитало, что общество нарушило требования ч.1,2 ст.161 , ч.2 ст.162 жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. а) б) п.3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 №1110, п.п. 10,11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 п.п. «в» п.4 п.6 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 №416.

Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает заявление общества, не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, при наличии одновременно двух условий: если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. В силу статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Подпунктами «а» и «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к числу лицензионных требований отнесено - соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; - исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме), оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно подпункту "а" пункта 2 Раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, в состав общего имущества включаются, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.

Осуществление управляющей организацией технического обслуживания и ремонт лифтов входит в Минимальный перечень работ и услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 в соответствии с Правилами N491. Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила №170).

Пунктом 3.2.1. Правил №170 установлено, что содержание лестничных клеток включает в себя техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); в том числе обслуживание лифтового оборудования.

Пунктом 5.6.2 Правил N 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию, в том числе, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются).

Согласно пункту 5.10.1 Правил № 170 содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.

В силу пункта 5.10.2 Правил № 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта. Для этих целей эксплуатирующая организация обеспечивает, в том числе проведение технического диагностирования, обследования лифтов и вывод лифтов из эксплуатации при истечении установленного срока эксплуатации.

Управление многоквартирным домом по адресу: <...>, осуществляется ООО «БСКС» согласно договору управления спорным МКД № 15-26С-С от 01.08.2015 года.

Согласно Приложению № 2 к договору управления, а именно п. 22, Общество взяло на себя обязательства по осуществлению работ, в целях надлежащего содержанию и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме № 15 по ул. Балтийская в г. Светлогорске. За указанные работы, Заявителем взымается плата с жителей МКД, она включена в тариф на содержание и ремонт общего имущества МКД, что также следует из Приложения № 2 к договору управления.

Таким образом, в силу вышеназванных норм жилищного законодательства, а также условий договора управления управляющая организация обязана надлежащим образом содержать лифты и лифтовое оборудование многоквартирного дома как часть общего имущества собственников помещений, однако лифты в подъезде № 2 МКД находятся в неисправном состоянии, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Обществом своих обязанностей.

Вместе с тем, Обществом не принято во внимание то, что управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение расходов является их предпринимательским риском. Доказательств того, что требуется капитальный ремонт лифтового оборудования, Общество не представило.

При проверке материалов министерства судом не установлено нарушений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ при проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества.

В связи с изложенным, суд считает, что министерством принято обоснованное и законное предписание. Доводы заявителя, по мнению суда, являются ошибочными.

В судебном заседании представители сторон пояснили, что ими раскрыты и представлены суду все необходимые доказательства, иных доказательств, а также ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Согласно части 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Одним из принципов арбитражного процесса является состязательность, которая выражается в том, что каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Суд не установил, не соответствия оспариваемого предписания №ЖК-2/2162/СВМ/3760-о от 09.10.2018, закону и иным нормативным правовым актам.

Следовательно, у суда, в силу части 2 статьи 201 АПК РФ, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований Общества.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья С. Н. Сычевская