Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236035
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград | Дело № А21-14149/2021 |
10 июня 2022 года |
Резолютивная часть решения объявлена: | 8 июня 2022 года |
Решение изготовлено в полном объеме: | 10 июня 2022 года |
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Кузнецовой О.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гончаровой Е.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению от заявителя: ФИО1 13.04.2022, от Калининградской областной таможни: ФИО2 по доверенности от 17.12.2021 и удостоверению, от третьего лица: ФИО3 по доверенности от 22.03.2022, удостоверению и паспорту. Общество с ограниченной ответственностью «Биобалт» (далее- общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Калининградской областной таможне (далее - таможня) о признании незаконным решение Калининградской областной таможни о запрете ввоза на территорию ЕАЭС (Калининградской области) товара – «Торфяной субстрат для выращивания грибов» по CMR б/н от 27.09.2021 г. и возврате товара в Республику Польша. Требования обоснованы нарушением положений закона о принятии данного решения таможней, а также ошибкой в определении вида товара. В отзыве Таможня, сославшись на соблюдение закона, позицию Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области о том, что товар является агрохимикатом и подлежит запрету ввоза в ЕАЭС, просит отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в отзыве. В отзыве Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области указывается на то, что решение о запрете ввоза товара «Торфяной субстрат (включая торфяную крошку агломерированную) для выращивания грибов шампиньонов» было принято на основании заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС. Спорный товар к иной товарной субпозиции не относится. Общество с заявлением о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ № 10012020/270921/0116826, в части изменений кода товара, в таможенный орган не обращалось. |
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд
установил:
Как следует из представленных материалов на таможенный пост МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни ООО «Биобалт» прибыло ТС , перемещавшее груз «Торфяной субстрат для выращивания грибов» по CMR б/н от 27.09.2021 г. Заявленный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2703 00 000 0.
В соответствии со статьями 88,89 ТК ЕАЭС обществом представлены международная ЦМР, инвойс, спецификация к инвойсу, фитосанитарный сертификат.
29.09.2021г. должностным лицом таможенного поста МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни обществу возвращен данный пакет документов с проставлением в ЦМР отметки таможни от 27.09.2021г. «Возврат в РП, распоряжение № 1667 ПР-ва от 19.06.2021».
30 сентября осуществлен фактический вывоз товара в Республику Польша.
Суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Указанное решение принято таможенным органом в нарушение законодательства.
Так, в нем сделана ссылка на несуществующий нормативный документ - распоряжение № 1667 ПР-ва от 19.06.2021» , что существенно нарушает права и законные интересы общества в части обеспечения его осведомленности об основаниях принятого государственным органом решения и их законности.
Нарушение указанного права общества повлекло его обращение в таможню с запросом об основаниях принятого решения.
В ответе от 29.10.2021г. таможня сообщила, что таможней ижентифицирован товар как «агрохимикат» в понятии Федерального закона от 19.07.1997г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее закон № 109-ФЗ).
В отзыве не отрицается, что должностным лицом МАПП Багратионовск было принято решение «Возврат товара» в связи с отсутствием у таможенного поста МАПП Багратионовск компетенции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Такие же сведения содержатся и в распоряжении Правительства РФ № 1667-р от 19.06.2021.
Таким образом, должностное лицо приняв решение о возврате товара в Республику Польша, действовал с превышением своих полномочий при отсутствии права на осуществление федерального государственного контроля в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Утверждение таможни, что при принятии решения в отношении спорного товара проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений в соответствии со ст. 324 ТК ЕАЭС, материалами дела не подтверждено.
Как утверждает таможня возврат осуществлен лишь на основании распоряжение Правительства РФ о том, что пункт Багратионовский не включен в перечень специализированных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
При этом в решении не отражено, что товар отнесен к агрохимикатам. Не приняты указанные ниже меры по осуществлению контроля.
В связи с чем, такое основание возврата как отнесение товара к пестицидам и агрохимикатам не подтверждено достоверными доказательствами.
Доводы заявителя об отнесении спорного товара к иной товарной субпозиции, классифицируемой в группе 31 «Удобрения» ТН ВЭД не опровергнут также в результате того, что решение о запрете ввоза принято неуполномоченным должностным лицом при несоблюдении порядка таможенного контроля.
Таможня ссылается на то, что указанный код товара включен в проект Перечня товаров, подлежащих государственному контролю (надзору) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в специализированных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, направленный в таможенные органы письмом ФТС России от 30.06.2021 №04-49.
В перечень товар включен без пояснений об отнесении таких товаров к пестицидам/агрохимикатам в зависимости от их предназначения.
Между тем, Проект перечня не является нормативным документом, являющимся обязательным для исполнения.
В соответствии со ст. 21.1 федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется в специализированных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 19.06.2021 № 1667-р утвержден перечень специализированных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, в который МАПП Багратионовск не входит.
В соответствии с ч. 4 ст. 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно ст. 378 ТК ЕАЭС таможенные органы используют систему управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков и проведения таможенного контроля в период нахождения товаров под таможенным контролем, в установленные законом сроки, а также В силу ст. 338 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе в соответствии применять следующие меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля: проводить устный опрос; запрашивать, требовать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля; назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и (или) образцы товаров.
Таможенным постом при проведении таможенного контроля товаров Общества меры таможенного контроля не применялись.
Принятие решения должностным лицом таможенного поста при отсутствии полномочий а указанный вид контроля привело к нарушению Порядка, установленный постановлением правительства российской федерации от 28 июня 2021 г. n 1030 «об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в специализированных пунктах пропуска через государственную границу российской федерации», которым утверждены Правила осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в специализированных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Согласно Правилам предусмотрены определенные действия при осуществлении федерального государственного контроля в пунктах пропуска: проверка статуса регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката; оценка соответствие ввозимых пестицидов и агрохимикатов требованиям действующего регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката; проводится отбор проб (образцов) для проведения лабораторных исследований пестицидов и (или) агрохимикатов. При ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза партий пестицидов и агрохимикатов у перевозчика или лица, действующего от его имени (далее - перевозчик), должностное лицо таможенного органа одновременно с документами, предусмотренными Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, проверяет указанные в Правилах документы. После проверки документов, направленных в электронном виде или предъявленных на бумажном носителе, в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил должностное лицо таможенного органа принимает решение о направлении партии пестицидов и агрохимикатов в специально оборудованные и оснащенные места в пунктах пропуска для проведения досмотра партий пестицидов и (или) агрохимикатов должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориальных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил. Указанное решение оформляется должностным лицом таможенного органа в электронном виде путем проставления в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (далее - информационная система таможенных органов) отметки "Подлежит контролю в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами". В случае предъявления документов на бумажном носителе решение оформляется должностным лицом таможенного органа путем проставления на транспортном (перевозочном) документе штампа "Подлежит контролю в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами", заверенного подписью и личной номерной печатью с указанием даты. Решение о направлении для проведения досмотра партии пестицидов и (или) агрохимикатов с отбором проб (образцов) принимается должностными лицами таможенных органов на основании результатов применения системы управления рисками. Должностное лицо таможенного органа по результатам проверки документов принимает решение о запрете ввоза партии пестицидов и (или) агрохимикатов в следующих случаях: а) на партию пестицидов и (или) агрохимикатов не предъявлены документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил; б) сведения, содержащиеся в регистрационном свидетельстве о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, не соответствуют информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах.Решение, предусмотренное пунктом 14 настоящих Правил, оформляется должностным лицом таможенного органа в электронном виде путем проставления в информационной системе таможенных органов отметки "Ввоз запрещен".
Вместе с тем таможенным постом полномочия, представленные ТК ЕАЭС не реализованы, у Общества дополнительные документы и сведения не запрошены, вопрос назначения таможенной экспертизы не решен, качественные характеристики товара не исследованы; вывод об отнесении товаров к пестицидам и агрохимикатам основан на заявленном коде ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, принятие решения о запрете ввоза товара принято неуполномоченным органом и в результате был нарушен порядок осуществления контроля.
Принятое таможенным органом решение о возврате товаров Общества не основаны на требованиях закона, нарушают права участника внешнеэкономической деятельности и в условиях правовой неопределённости в статусе товаров противоречат принципам деятельности таможенных органов, установленным ст. 254 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Руководствуясь статьями 201, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Калининградской областной таможни о запрете ввоза на территорию ЕАЭС (Калининградской области) товара – «Торфяной субстрат для выращивания грибов» по CMR б/н от 27.09.2021 г. и возврате товара в Республику Польша.
Взыскать с Калининградской областной таможни (ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «БИОБАЛТ» (ОГРН <***>) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.Д. Кузнецова