Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21 - 14761/2023
«05» марта 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена «20» февраля 2024 года.
Решение изготовлено в полном объеме «05» марта 2024 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи Залужной Ю.Д.
при ведении протокола судебного секретарем Галузиной О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АО «Макро-Макс Плюс»
к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
о признании незаконными протокола Правления от 31.10.23г. в части, отказа, изложенного в письме от 02.11.23г. № И1774, обязании устранить нарушения путем установления тарифа на 2024г. как для организации, соответствующей критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, по доверенности, паспорту, ФИО2 директор, по паспорту
от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности, паспорту
установил:
АО «Макро-Макс Плюс» ИНН <***>, место нахождения: Калининград, ул.Ю. ФИО4, д.101 офис ХХХI(далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее Служба) о признании незаконным:
1. отказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов
по Калининградской области установить тариф на услуги по передаче электрической
энергии для АО «Макро-Макс Плюс» на 2024 год, выраженный в письме Службы по
государственному регулированию цен и тарифов по Калининградской области от 02
ноября 2024 года за исх. №И1774.
2. Протокола заседания правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 31 октября 2024 года №65/23 в части анализа предоставленных АО «Макро-Макс Плюс» в целях государственного регулирования сведений (стр. 8-11 Протокола).
3. обязании Службу по государственному регулированию цен и тарифов по Калининградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Макро-Макс Плюс» путем установления тарифа для АО «Макро-Макс Плюс» на 2024 год на услуги по передаче электрической энергии с 1 января 2024 года для взаиморасчетов между сетевыми организациями Калининградской области, установить долгосрочные параметры регулирования, необходимую валовую выручку на 2024 год на основании заявления АО «Макро-Макс Плюс» о рассмотрении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год, поданного в Службу за исх. № 69 от 27 апреля 2023 г. (с уточнениями от 06 октября 2023 г. за исх. № 185) как для организации, соответствующей критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы заявления в полном объеме.
Представитель Службы требования не признал, поддержал позицию, изложенную в отзыве и письменных пояснениях.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности АО «Макро-Макс Плюс» является оказание услуг по передаче электрической энергии на территории города Калининграда и Калининградской области и технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям АО «Макро-Макс Плюс».
АО «Макро-Макс Плюс» осуществляет свою деятельность как территориальная сетевая организация с 2015 года. Передача электрической энергии потребителям АО «Макро-Макс Плюс» осуществляется через распределительные сети, находящихся в собственности (на балансе) АО «Макро-Макс Плюс», а также через арендованные электрические сети.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен ( тарифов ) в электроэнергетике (далее - Правила № 1178).
Пунктом 12 Правил № 1178 установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше, 35 кВ, 1 - 20 кВ, ниже 1 кВ -трехфазных участков линий электропередачи, сумма протяженностей которых по трассе составляет: применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год, не менее 50 км;
31 октября 2023 года в 10:00 часов проведено заседание правления Службы, на котором был рассмотрен вопрос по определению перечня территориальных сетевых организаций на 2024 год.
Заседание правления Службы было организовано в режиме видеоконференции посредством программы «TrueConf» информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По итогам рассмотрения представленных сетевой организацией документов Служба определила, что АО «Макро-Макс Плюс» не соответствует Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и на заседании правления 31.10.2023 года было принято решение о не включении Заявителя в перечень территориальных сетевых организаций для установления тарифа на передачу электрической энергии на 2024 год, о чем Службой было направлено Уведомление № И1774 от 02.11.2023 года.
Как следует из направленного уведомления, Службой было установлено, что АО «Макро-Макс Плюс» не соответствует п. 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 года № 184 (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.04.2022 № 807), в результате чего, в отношении Заявителя отсутствуют основания для установления тарифов, в соответствии с п. 24 Правил.
Вывод Службы о несоответствии АО «Макро-Макс Плюс» п. 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, а также допущенные, как считает заявитель процессуальные нарушения, послужили основанием для обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд находит требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, в настоящем деле обязанность по доказыванию выводов о несоответствия заявителя требованиям п.2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям возложена на Службу.
Суд считает, что заинтересованным лицом представлены достаточные доказательства законности обжалуемого отказа.
Указом Президента РФ от 13.05.2019 №216 утверждена Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации.
Реализация данной доктрины осуществляется субъектами энергетической безопасности в рамках государственной энергетической политики Российской Федерации, цели, основные направления, задачи и ключевые меры которой определяются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 31).
Утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 511-р Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации (далее - Стратегия развития электросетевого комплекса РФ) установлены основные задачи и ориентиры развития электросетевого комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, согласно которым в том числе планируется консолидация территориальных сетевых организаций под воздействием экономических стимулов, заключающаяся в поэтапном сокращении количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к сети новых потребителей, формировании единого центра ответственности за обеспечение надежного и качественного энергоснабжения и организации эффективной и соответствующей мировым стандартам технологической инфраструктуры.
Реализуя положения указанной Стратегия развития электросетевого комплекса РФ, в части консолидации территориальных сетевых организаций, в Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2015 года № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (далее - Критерии) внесены изменения в части требований к территориальным сетевым организациям (далее - ТСО).
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) ТСО - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
В соответствии с п. 2 Критериев для подтверждения статуса ТСО необходимо представить сведения о владении на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, не менее 2 проектных номинальных классов напряжения: ПО кВ и выше, 35 кВ, 1-20 кВ, ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи, сумма протяженностей которых по трассе составляет применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год, не менее 20 км; на 2024 год, не менее 50 км; применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год и последующие расчетные периоды регулирования, не менее 300 км.
Согласно пункту 24 Правил регулирования № 1178 в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих цен (тарифов).
В связи с изменениями в п.2 Критериев относительно требований к протяженности линий электропередач на 2024, данные представленные Обществом при установлении тарифов на 2023 год не обеспечивают признание его статуса в качестве ТСО.
Этим же пунктом определено - основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Критерии представляют собой требования к техническим параметрам объектов электросетевого хозяйства (линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, другого предназначенного для обеспечения электрических сетей и передачи электрической энергии оборудования), количественным и качественным показателям деятельности их собственников (владельцев).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу абзаца 7 пункта 4 статьи 23.1 поименованного Закона цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (максимальный и (или) минимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
На территории Калининградской области постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2011 № 189 указанными полномочиями наделена Служба, действующая в рамках «Положения о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области».
Общество 27.04.2023 обратилось с заявлением в Службу об установлении тарифов на передачу электрической энергии по электрическим распределительным сетям на 2024 год. Заявление сопровождалось приложенными документами, по мнению Заявителя достаточными для установления тарифа.
Исходные данные, с которыми АО «Макро-Макс Плюс» обратилось с Заявлением в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области выглядели следующим образом:
1.Суммарная установленная мощность силовых трансформаторов,
используемых для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, составляет 78,17 МВА.
2.Длина линий электропередачи, используемые для осуществления
деятельности по передаче электрической энергии, в одноцепном выражении
составляет 59,507 км (59,372 км в двухцепном выражении), в том числе на
следующих уровнях напряжения:
-высокое напряжение (ВН) 110 кВ - 0,135 км (ВЛ 110 кВ в количестве 2х цепей на опоре, в одноцепном выражении - 0,27 км)
-среднее второе напряжение (СН2) 10 кВ — 38,45 км
-низкое напряжение (НН) - ниже 1 кВ — 20,787 км
3.У сетевой организации АО «Макро-Макс Плюс» за 3 предшествующих
расчетных периода регулирования отсутствуют факты применения органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в областигосударственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных.
4.Сетевая организация АО «Макро-Макс Плюс» имеет выделенные
абонентские номера <***>, (4012) 57-44-15 для обращений потребителей
услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
5.Сетевая организация АО «Макро-Макс Плюс» имеет официальный сайт www.macro-max39.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6.У Сетевой организации АО «Макро-Макс Плюс» отсутствуют во владении и (или) пользовании объектов электросетевого хозяйства, расположенных в административных границах субъекта Российской Федерации и используемых для осуществления регулируемой деятельности в указанных границах, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании иному лицу, владеющему объектом по производству электрической энергии (мощности), который расположен в административных границах соответствующего субъекта Российской Федерации и с использованием которого осуществляется производство электрической энергии и мощности с целью ее продажи на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и (или) розничных рынках электрической энергии.
Для подтверждения соответствия критериям ТСО Обществом представлены сведения о владении линиями электропередачи протяженностью 59,507 км., в т.ч. 1,142 км. линий, находящимися в аренде. По информации Заявителя все представленные линии непосредственно соединены с находящимися в его владении трансформаторными подстанциями, и участвуют в регулируемой деятельности.
Между тем данная информация не является достоверной.
В пункте 2(2) постановления Правительства № 184 предусмотрено, что при определении соответствия владельцев объектов электросетевого хозяйства пунктам 1 и 2 критериев отнесения к ТСО не учитываются объекты электросетевого хозяйства, которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды. Исключение линий электропередачи, находящихся в аренде у Заявителя по договору от 01.02.2022 № 02/22 с ООО «СЗ «ЭталонСтрой» уменьшает их протяженность до 58,365 км. (59,507-1,142).
Также не подтверждена государственная регистрация прав собственности на следующие объекты:
ТП-09 (1,534 км присоединенных линий), ТП-12 (1,6 км присоединенных линий), ТП-15 (0,6 км присоединенных линий), ТП-291 (1,485 км присоединенных линий),
ТП-20 (0,954 км присоединенных линий), ТП-08 (0,087 км присоединенных линий), ТП-21 (4,504 км присоединенных линий), ТП-23 (0,247 км присоединенных линий).
В целях подтверждения соответствия Критериям ТСО в расчет принимаются только линии электропередачи непосредственно соединенные с находящимися во владении (прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию) ТСО трансформаторными подстанциями.
Исключение указанных линий общей протяженностью 11 км 011 м свидетельствует о несоответствии Общества п. 2 Критериев (58,365-11,011=47,354).
Согласно части 10 статьи 4 Закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся:
-здания и сооружения временного (сезонного) назначения;
-здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения;
-здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, указанные трансформаторные подстанции, представляют собой самостоятельные объекты, предназначенные для преобразования напряжения подключенными к ним линиями электропередачи с последующей раздачей нескольким потребителям, не являясь вспомогательным объектом пониженной ответственности, а соответственно подлежат кадастровому учету и государственной регистрации прав собственности их владельца.
Кроме того, в письме Росреестра от 08.02.2023 № 13-00074/23 отмечается, что с 28.11.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816, которым утвержден, в том числе, Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство (в том числе линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно).
Подстанция № 12 расположена в многоквартирном доме 126 по ул. 1812 года, а подстанция № 21 расположена в торгово-развлекательном комплексе с многоярусной автостоянкой по адресу ул. Профессора Баранова, зд. 1 (39:15:131706:237). Нежилые помещения по указанным адресам Обществу не принадлежат. Между собственниками данных помещений и Обществом заключены договоры аренды. Однако данные договоры аренды недвижимого имущества государственную регистрацию не прошли, основания полагать, что данные объекты будут находиться во владении Общества в течение долгосрочного периода регулирования (не менее 5 лет) и участвовать в передаче электрической энергии, отсутствуют. А, следовательно, отсутствуют основания для принятия к расчету присоединенных к данным подстанциям линий электропередачи.
Для подтверждения соответствия Критериям ТСО в расчет принимаются только линии электропередачи непосредственно соединенные с находящимися во владении ТСО трансформаторными и иными подстанциями. Между тем владение в течение долгосрочного периода рядом подстанций Обществом не подтверждено.
Подстанции ТП-9, ТП-15, ТП-20 обладают всеми признаками объектов недвижимости, установленными статьей 130 ГК РФ, что подтверждается фотоматериалами.
В ответе филиала ППК «Роскадастр» по Калининградской области от 12.12.2023 № 2310856-14-01-31на обращение Службы содержатся разъяснения о том что для определения трансформаторных станций ТП-9 и ТП-20 в качестве движимых или недвижимых вещей, необходимо проведение кадастровых работ, осуществляемых кадастровыми инженерами, результатом работы которых будет подготовка технических планов в отношении объектов недвижимости.
Однако государственная регистрация данных объектов не произведена. Общество с соответствующими заявлениями в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Калининградской области не обращалось. При этом Общество было осведомлено о необходимости данной регистрации исходя из выводов состоявшихся ранее судебных решений, а также исходя из абз. 1 стр. 8 постановления Службы от 05.02.2018 №42-Э-04-02 о назначении Обществу административного наказания, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.7.1 - предоставление недостоверных сведений. При этом Общество осуществило регистрацию ряда аналогичных объектов, что подтверждает возможность и необходимость соответствующей регистрации.
Согласно статье 133.1 ГК РФ совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь, представляет собой единый недвижимый комплекс.
Подстанции ТП-9, ТП-15 и ТП- 20 выполнены на заглубленных фундаментах, имеют постоянное (стационарное) подключение к инженерно-техническим сетям в объеме, соответствующем их функциональному назначению, предусматривают длительную эксплуатацию.
При этом ТП-15, как сообщает Общество, технологически присоединена к линии электропередачи 10 кВт 5-15, прошедшей государственную регистрацию, как объект недвижимости.
Объектами недвижимости могут считаться линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс.
Исключение из расчета присоединенных к вышеуказанным подстанциям линий электропередачи приводит к выводу о несоответствии Общества критериям ТСО.
Так, в решении Арбитражного суда Калининградской области по делу № А21-705/2018 отмечено следующее: «оборудование и здание (отдельно стоящие) трансформаторной подстанции составляют в совокупности сложную неделимую систему, используемую для преобразования напряжения электрической сети и распределения электроэнергии. Поскольку трансформаторная подстанция имеет специальное (функциональное) назначение, направленное на обеспечение электроэнергией присоединенных к ней потребителей, и представляет собой единый имущественный комплекс, то ее деление на здание и оборудование в качестве их самостоятельного использования невозможно.
Линия электропередачи - это устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам. ЛЭП представляют собой несколько линий, установленных рядом друг с другом в параллельном направлении.
Трасса - это ось прокладки, которая проходит по поверхности земли. Кабельная линия электропередачи (КЛ) - линия для передачи электроэнергии или отдельных ее импульсов, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными, концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.
Представленное обществом в качестве отдельных линий электропередач оборудование представляет собой, как правило, одну линию по трассе, выполненную путем параллельной прокладки нескольких кабелей. Заявляемые обществом в паре кабельные линии, как правило, предназначены для электроснабжения одного и того же оборудования. Одинаковая протяженность кабелей свидетельствует о прокладке их по одной трассе, что в свою очередь свидетельствует о принадлежности кабелей одной линии.
В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, вынесенном по ранее рассмотренному спору между Службой и АО «Макро-Макс Плюс» (дело № А21-684/2018), было отмечено: «понятия кабельных и воздушных линий электропередачи определены ГОСТ 24291-90 № Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения» (далее - ГОСТ).
Из пункта 52 ГОСТа следует, что кабельная линия электропередачи - это линия электропередачи, выполненная одним или несколькими кабелями, уложенными непосредственно в землю.
В Своде правил СП 76.13330 «СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства» дано определение понятия «кабельная линия»: линия для передачи электроэнергии токами промышленной частоты, состоящая из одного или нескольких, соединенных между собой без коммутационных аппаратов, параллельных силовых кабелей с соединительными концевыми муфтами».
Таким образом, линия электропередачи не определяется количеством кабелей или проводов. В данном случае существенное значение имеет лишь трасса, по которой проходит кабельная или воздушная линия.
Данные обстоятельства также подтверждены Письмом ФАС РФ от 12.05.2017 № СП/31808/17, в котором даны разъяснения по вопросам, связанным с применением критериев отнесения к электросетевым организациям. Согласно разъяснениям ФАС РФ протяженность линии необходимо считать по трассе прохождения кабельных или воздушных линии одного класса напряжения.
В письме ФАС России от 23.10.2017 № ВК/72746/17 "О правомерности учета тех или иных документов при проверке соответствия критериям ТСО" указывается что отказ в государственной регистрации договоров аренды или купли-продажи объектов электросетевого хозяйства в связи с тем, что указанные объекты не относятся к объектам недвижимого имущества, может приниматься регулирующими органами в составе документов, подтверждающих право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, и являются основанием для установления в отношении таких объектов соответствующих тарифов на передачу электроэнергии.
При этом объекты электроэнергетики, отнесенные к недвижимому имуществу, должны быть зарегистрированы надлежащим образом.
Письмом ФАС России от 13.11.2015 № СП/63933/15 разъяснено, что регулирующий орган при реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) вправе проводить анализ представленных регулируемыми организациями документов, в том числе проверять наличие государственной регистрации права собственности или иного законного основания владения имуществом, в тех случаях, когда она является обязательной в соответствии с действующим законодательством.
Анализ договоров аренды - от 01.12.2021 №170-118/АП; от 01.09.2018; от 01.02.2022 № 02/22 позволяет прийти к следующим выводам.
1.Договор аренды помещения (для размещения встроенной трансформаторной подстанции Т12), по адресу <...>. Срок действия Договора - до 01.09.2033г. Указанный договор содержит уведомление Росреестра по Калининградской области об отказе «Регистрации сделки об ограничении, обременении права». Данный отказ обусловлен не техническими характеристиками сданного в аренду помещения, а не полнотой представленных на регистрацию документов.
2.Договор аренды помещения от 01.12.2021 № 170-118/АП по адресу: <...> для размещения ТП-21. Данный договор аренды не содержит решения Управления Росреестра по Калининградской области о возможности его регистрации.
3.Договор аренды электросетевого имущества от 01.02.2022. Пунктом 2(2) Критериев установлено - при определении соответствия владельцев объектов электросетевого хозяйства пунктам 1 и 2 критериев, утвержденных настоящим постановлением, не учитываются, в том числе, объекты электросетевого хозяйства, которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды.
В силу пункта 2 Критериев ТСО должна подтвердить владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации.
Отсутствие регистрации договоров аренды помещений от 01.09.2018 и от 01.12.2021г. №170-118/АП, находящихся в объектах капитального строительства, а также владение на правах аренды объектами электроэнергетики по договору от 01.02.2021 позволило Службы исключить из заявленной Обществом суммарной протяженности линий электропередач 7246 метров. По договору от 01.09.2018 -1600 метров, по договору от 01.12.2021 №170-118/АП - 4504 метра, по договору аренды объектов электроэнергетики от 01.02.2022 - 1142 метра.
Итого: заявлено 59507-1600-4504-1142 = 52 км. 261 м.
Кроме того, договор аренды помещения от 01.12.2021 № 170-118/АП по адресу: <...> заключен Обществом на 11 месяцев. Данный договор не может рассматриваться в качестве подтверждения отнесения общества к ТСО, поскольку согласно Критериям ТСО, для отнесения к территориальной сетевой организации лицо должно владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании объектами, определенными Критериями, на срок не менее долгосрочного периода регулирования.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.10.2018 № 44-АПГ18-19.
Трансформаторные подстанции, воздушные и кабельные линии электропередач относятся к объектам недвижимого имущества; трансформаторные подстанции являются сложной вещью и использование электрического оборудования отдельно от помещений и сооружений, в которых оно находится, невозможно (Определение Верховного Суда РФ от 07.12.2020 № 304-ЭС20-19300 по делу А03-15668/2019).
Выводы о необходимости государственной регистрации объектов электроэнергетики, а также подтверждение владения ими на срок не менее долгосрочного периода регулирования, содержатся в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.04.2018 N Ф07-2873/2018 по делу № А21-4267/2017, признавшим решение Арбитражного суда Калининградской области законным и обоснованным.
Кроме того, Обществом представлены сведения об участвующих в регулируемой деятельности объектах - Тп-09-1534 м., Тп-15-600м., Тп-291-1.485м, Тп-20-954м, Тп-08-87м, ТП-23-247 м. Право собственности на указанные объекты не зарегистрировано, решений компетентного органа об отказе в регистрации в Службу не предоставлено.
Следовательно, для целей определения соответствия Общества критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям движимый характер части оборудования значения не имеет.
Исключение указанных объектов, приводит к обоснованному выводу о несоответствии Общества п.2 Критериев - 52 261 км. - 4.907 км. = 47354 км.
В Своде правил СП 76.13330 «СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства» дано определение понятия «кабельная линия»: линия для передачи электроэнергии токами промышленной частоты, состоящая из одного или нескольких, соединенных между собой без коммутационных аппаратов, параллельных силовых кабелей с соединительными концевыми муфтами».
Таким образом, линия электропередачи не определяется количеством кабелей или проводов. В данном случае существенное значение имеет лишь трасса, по которой проходит кабельная или воздушная линия.
Доводы Службы по определению длины кабельных и воздушных линий по длине трассы, являются правомерными и основанными на действующем законодательстве.
В решении Арбитражного суда Калининградской области по делу А21-705/2018 по делу №А21-705/2018 содержится вывод, что представленное Обществом в качестве отдельных линий электропередач оборудование представляет собой, как правило, одну линию по трассе, выполненную путем параллельной прокладки нескольких кабелей. Заявляемые обществом в паре кабельные линии, как правило, предназначены для электроснабжения одного и того же оборудования.
Одинаковая протяженность кабелей свидетельствует о прокладке их по одной трассе, что в свою очередь свидетельствует о принадлежности кабелей одной линии.
Обществом проигнорированы заключения, содержащиеся в решении по делу № А21-705/2018 содержащие выводы, о неправомерном увеличении в два раза длины кабельных линий между ТП 32 и ТП 20, а также между ТП 20 и ТП 33 ( решение - стр.6 абз. 9).
В абз.6 стр. 7 указанного судебного решения также содержится вывод о задвоении протяженности линии между подстанциями ТП 32 и ТП 36, однако и данный вывод не был учтен Обществом.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ - обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следует отметить, что наименование линиям электропередачи присвоено непосредственно самим Обществом, и в большинстве случаев задвоенные линии электропередачи обозначены, не как отходящие от разных ячеек РУ, а как отходящие от разных секций РУ. Диспетчерские наименования линий с БРДУ не согласовывались, (абз. 3,4 стр. 6 постановления от 05.08.2018 № 42-Э-04-02 о назначении Обществу административного наказания).
В соответствии с данными публичной кадастровой карты Калининграда отсутствуют сведения о наличии охранных зон большинства кабельных линий Общества.
Неисполнение Обществом требований по постановке на кадастровый учет границ охранных зон линий электропередачи препятствует возможности признать правильность представленных им расчетов протяженности линий электропередачи по трассе.
Из представленного Обществом перечня линий электропередачи наглядно видно, что ряд линий имеет одинаковую протяженность и назначение.
Дополнительным подтверждением задвоения отдельных линий подтверждается отсутствием соответствующих точек поставки в договоре на передачу электрической энергии с АО «Россети Янтарь».
Так в заявлении Общество сообщает о том, что на регулирование было заявлено 14 КЛ, питающих МКД по ул. Весенняя, 1.
Однако представленный в адрес Службы перечень подстанции и линий электропередачи, находящихся во владении Общества по состоянию на 27.09.2023 (далее - Перечень), содержит информацию о 16 таких КЛ (пункты с 14 по 29 включительно).
Линии электропередачи для электроснабжения МКД 1, 2, 3, 4, 5 по ул. Артиллерийская обозначены самим Обществом в пунктах Перечня с 169 по 184 включительно.
Общество пытается подменить понятия «точки поставки» и «точки учета» электроэнергии. Тогда как данные понятия не тождественны.
В силу абзаца одиннадцатого пункта 2 Правил № 861 точка поставки определяется как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении.
Следует отметить, что акты разграничения балансовой принадлежности электросетей Общество в адрес Службы не представило.
Службой приобщена к материалам дела таблица «Расчет протяженности линий электропередачи АО Макро-Макс Плюс» из которой следует, что суммарная протяженность задвоений, заявленных к учету Обществом составляет 10,494 км. Таким образом, из 47,354 км. следует исключить еще 10.494 км. Разность составляет 36,86 км.
Наглядным примером задвоения является, указанная в таблице «Воздушная линия ПО кВ». Обществом заявлено две воздушные линии протяженностью по 0,135 м каждая. При этом в Службу представлены документы свидетельствующие об одной воздушной линии, протяженностью 0,135 м. Это выписка из ЕГРН в отношении одного объекта. Кроме того, Общество письмом от 23.10.2023 № 198 представлена в Службу информация о среднегодовом количестве условных единиц. Приложение № 2 к указанному письму содержит сведения о наличии одной воздушной линии ПО кВ, протяженностью 0,135м. Выписка из ЕГРН и письмо от 23.10.2023 № 198 приобщены Службой к материалам дела.
Анализ предоставленных Обществом документов позволил Службе прийти к выводу о завышении (задвоении) представленных на регулирование линий электропередач. Расчет Службы представлен в экспертном заключении.
В соответствии с пунктом 30(1) Правил регулирования № 1178 регулирующий орган ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, принимает решение и опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования.
Согласно пункту 22 Правил № 1178, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Экспертное заключение регулирующего органа, а также экспертное заключение организации (в случае его представления), иных заинтересованных лиц, приобщается к делу об установлении цен (тарифов).
Из содержания подпункта 8 пункта 23 Правил № 1178 следует, что экспертные заключения, помимо прочего, должны содержать анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Приказом Службы от 15.01.2019 № 15/01-1 определен порядок привлечения сотрудников ОГБУ «Центр экспертиз цен и тарифов» (далее - Центр) к подготовке экспертиз предложений об установлении цен (тарифов) или их предельных уровней. Пунктом 2 Приказа определены полномочия сотрудников Центра, среди которых оценка достоверности данных представленных на тарифное регулирование. Пунктом 3 установлено, что результаты деятельности сотрудников Центра передаются в Службу для использования в подготовке экспертных заключений.
Экспертное заключение подготовлено и подписано должностным лицом Службы. ФИО5., осуществившая проведения экспертизы, является сотрудником Службы в должности начальника отдела регулирования цен и тарифов в электроэнергетике - Приказ от 31.07.2014 № 8-л/с.
Выводы экспертного заключения заявителем документально не опровергнуты.
ФИО6, полномочия которой поставлены Обществом под сомнение, на момент принятия оспариваемого решения, являлась сотрудником ОГБУ «Центр экспертиз цен и тарифов».
Согласно п. 1.6. учредителем Учреждения является Калининградская область.
В соответствии с пунктом 2.2. Устава - для достижения уставных целей и выполнения государственного задания, установленного учредителем, Учреждение осуществляет проведение независимой экспертизы тарифов на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Устав Учреждения размещен в информационной сети Интернет.
Наличие подписи ФИО6, в экспертном заключении помимо подписи ФИО5. свидетельствует о ее участии в оказании технического обеспечения проведении экспертизы работником Службы ФИО5.
Таким образом, участие ФИО6, на правах технического работника, в проведении указанной экспертизы не противоречит как действующему законодательству, так и положениям Устава Учреждения.
Ссылка Общества на Административный регламент является необоснованной, в связи с тем, что упоминаемые им пункты 25, 26 Регламента регулируют правоотношения Регулятора и регулируемой организации при установлении цен (тарифов, надбавок), в то время как решение Службы касалось соответствия регулируемых организаций Критериям ТСО.
Попытка Общества распространить действие Административного регламента на правоотношения, связанные с определением статуса ТСО не основаны на нормах права.
Действия Службы в полной мере соответствуют нормам права, регулирующим порядок установления цен (тарифов) в области электроэнергетики
В соответствии с пунктом 20 Правил № 1178 предложения, предусмотренные пунктами 12, 13, 14 и 16 Правил, регистрируются регулирующим органом в день получения с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения и помечаются специальным штампом.
Регулирующий орган в течение 14 рабочих дней с даты регистрации проводит анализ указанных предложений и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
Во исполнение указанных требований Службой в адрес Общества направлено уведомление от 05.05.2023 № И703 об открытии тарифного дела по установлению необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии на период 2024-2028 годов и об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям Общества на 2024 год.
В соответствии с п. 24 Правил № 1178 Служба направила уведомление от 02.11.2023 № И1774 об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии ввиду несоответствия Заявителя п. 2 Критериев.
Утверждение Общества о нарушении его прав, выразившимся в не ознакомлении с материалами экспертизы являются необоснованными ввиду того, что указанное действие не могло повлиять на принятое Службой решение. Доказательств, свидетельствующих о соответствии п. 2 Критериев Обществом не представлено ни заинтересованному лицу, ни в ходе рассмотрения дела в судебном заседании.
Изменения в пункт 2 Критериев в части необходимости владения на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности протяженностью по трассе на 2024 год должно составлять, не менее 50 км. были внесены постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 N 807 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и вступили в действие 12 мая 2022 года.
Таким образом, Общество располагало достаточным временем и возможностями для приведения в нормативное состояние и актуализацию документов, подтверждающих соответствие Критериям ТСО.
Как следует из предоставленных Службой материалов, оспариваемое решение, принято единогласно на правомочном заседании правления Службы единогласно (пункт 58 Положения о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области), что подтверждается протоколом указанного заседания от 31.10.2023 № 65/23.
Вопреки доводам Заявителя факт уведомления Общества о проведении заседания правления 31.10.2023 с повесткой - «определение перечня ТСО в отношении которых устанавливаются (не устанавливаются), пересматриваются (не пересматриваются) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год» подтвержден письмом Службы от 18.10.2023 № И1671.
Дополнительно факт уведомления Общества о проведении заседания правления подтверждается электронным сообщением в адрес Общества от 30.10.2023, осуществленным сотрудником Службы ФИО6 с полученным от Общества ответом, содержащем просьбу о замене ответственного лица, назначенного для участия в видеоконференции.
Письмо Службы от 18.10.2023 № 1670, упоминаемое Заявителем, адресовано руководителю УФАС по Калининградской области и представителю Ассоциации «НП «Совет рынка» и не предназначалось для отправки в адрес Общества.
Факт уведомления 18.10.2023 Общества о проведении заседания правления с указанием повестки свидетельствует о наличии у Общества достаточного временного периода для ознакомления с материалами тарифного дела. Однако никаких действий направленных на реализацию данного права Заявителем не предпринимались. Обращений в адрес Службы о намерении ознакомиться с материалами тарифного дела не поступало.
Утверждение Заявителя о лишении его возможности представить дополнительные документы является надуманным.
Общество 06.10.2023 направляло в адрес Службы обращение о корректировке заявления об установлении тарифов на 2024 год с дополнительными обоснованиями, среди которых отсутствовали документы, подтверждающие соответствие п. 2 Критериев.
Запрос дополнительных сведений при тарифном регулировании не является обязанностью регулирующего органа, а относится к его дискреционным полномочиям, которые могут быть реализованы при наличии соответствующей необходимости (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 13.10.2016 №47-АПГ16-6).
Общество является коммерческой организацией, профессиональным участником рынка электроэнергетики и должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифов, необходимых для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В этой связи законодательством на организацию возложена обязанность представления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифов. Неисполнение организацией данной обязанности имеет последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех возможно и объективно существующих обстоятельств.
Таким образом, утверждение Заявителя о нарушении его прав при принятии Службой оспариваемого решения, реализация которых могла бы повлиять на выводы регулятора, является необоснованным.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Под объектом электросетевого хозяйства понимается как электросетевой комплекс, обслуживающий определенную территорию в целом, так и отдельные части такого комплекса.
Объекты электросетевого комплекса являются по своей правовой природе сложной вещью, в состав которой может входить как движимое, так и недвижимое имущество, предполагающее использование по общему назначению и рассматриваемое как одна вещь; вынужденное деление единого имущественного электросетевого комплекса как сложной вещи приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии (Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2018 № 307-КГ18-13146).
Аналогичный вывод о невозможности использования электрического оборудования отдельно от трансформаторных подстанций, в которых оно находится, содержатся и в Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11.
Таким образом, главной функцией ТП, воздушных и кабельных линий является преобразование электроэнергии и передача ее потребителям, и, следовательно, каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, а, значит, составляют единый функциональный комплекс и относятся к объектам недвижимости.
Линии электропередачи являются единым объектом, объединенным неразрывной технологической связью, используемым для распределения и отпуска электрической энергии (Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2023 № 306-ЭС22-26675).
Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Учитывая, что в состав трансформаторной подстанции как электросетевой установки входят взаимосвязанные по технологическому циклу оборудование и сооружение, признаваемые единым комплексом, раздел которых невозможен без нарушения сложной вещи, то такой комплекс является недвижимой вещью, право собственности, на который подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По смыслу указанных положений гражданского законодательства кадастровый учет и регистрация в реестре права собственности возможны только в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Таким образом, к объектам недвижимого имущества могут быть отнесены вещи, отвечающие в совокупности следующим критериям: - прочная связь с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства); самостоятельное хозяйственное назначение (являются отдельными объектами гражданского оборота, не выполняя лишь вспомогательную, обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям).
Излагая свою ошибочную позицию об отсутствии необходимости регистрации прав собственности на трансформаторные подстанции ввиду отсутствия разрешения на их строительство Общество апеллирует к ст.ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 10 статьи 40 Закона о регистрации в частности установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, получение разрешения на строительство не требуется.
Законом Калининградской области от 05.07.2017 № 89 «О градостроительной деятельности на территории Калининградской области» в пункте 5 статьи 15 предусмотрено, что выдача разрешения на строительство на территории Калининградской области помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными Правительства РФ не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также иных объектов электросетевого хозяйства распределительных электрических сетей напряжением до 35 киловольт включительно для целей, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, включая сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Таким образом, права на объекты, соответствующие признакам, установленным в пункте 5 статьи 15 Законом Калининградской области от 05.07.2017 № 89, подлежат государственной регистрации в соответствии с указанными выше положениями и на основании предоставленных документов.
Ссылка Общества на справку от 24.07.2018 №01-24/13488 Управления Росреестра о том, что поименованные в ней объекты не являются объектами недвижимости, несостоятельна ввиду того, что содержащаяся в ней информация не образует юридического факта, то есть предусмотренных нормой права обстоятельств, служащих основанием для возникновения (а также изменения или прекращения) конкретных правоотношений. Данных об обращении Общества в Росреестр с заявлением о регистрации объектов электроэнергетики, равно как и отказ Росреестра в проведении регистрационных действий Заявителем не представлено.
Представление обществом информации, достоверность которой вызывает сомнение, имеет своим последствием риск принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств (определение Верховного суда РФ от 05.12.2014 № 307-КГ14-5116 по делу № А05-3148/2014.
Обоснованность выводов Службы также подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 09.02.2022 № 310-ЭС21-27890 по делу № А14-9165/2020.
Утверждение Заявителя о нарушении его законных прав и интересов в предпринимательской и экономической деятельности является надуманным, ввиду того, что, им не подтверждено соответствие критериям ТСО, а соответственно заявленное им право не подтверждено нормативным регулированием.
Таким образом, Заявителем, помимо прочего, не доказан факт нарушения обжалуемым решением его прав и законных интересов, а, следовательно, отсутствует совокупность условий необходимых для признания отказа Службы незаконным - несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 198 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований АО «Макро-Макс Плюс» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Залужная Ю.Д.
(подпись, фамилия)