ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-15175/2009 от 12.02.2010 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело № А21-15175/2009

12 февраля 2010 г.

08 февраля 2010 г. оглашена резолютивная часть решения

12 февраля 2010 г. вынесено мотивированное решение

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

судьи Гурьевой И. Л.

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Концерн Мир Аккумуляторов»

о признании незаконными действий Калининградской областной таможни, выразившихся в запрете выпуска товара, заявленного в ГТД 10226170/130809/0002011, и обязании пропустить товар общества, заявленный в ГТД 10226170/130809/0002011, на территорию Калининградской области,

при участии в заседании:

от заявителя – Адаменко О.В. по паспорту, генеральный директор по решению от 20.06.2008 г. № 10,

от заинтересованного лица – Гусарова Т.Ю. по доверенности от 17.12.2009 г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Концерн Мир Аккумуляторов» (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Калининградской областной таможни, выразившихся в запрете выпуска товара, заявленного в ГТД 10226170/130809/0002011, и обязании пропустить товар общества, заявленный в ГТД 10226170/130809/0002011, на территорию Калининградской области.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.

Заинтересованное лицо с требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судом установлено следующее.

13.08.2009 ООО «Концерн Мир Аккумуляторов» подало на таможенный пост морской порт Балтийск Калининградской областной таможни ГТД № 10226170/1308-9/0002011 на товар — аккумуляторы электрические свинцовые, работающие с жидким электролитом, сухозаряженные в комплекте с электролитом (товар № 1) и аккумуляторы электрические свинцовые, заправленные электролитом (товар № 2), ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации по коносаменту № 2570927 от 09.08.2009 г. в контейнере MSCU3264976 по контракту № 02 от 29.05.2007г. в таможенном режиме «Свободная таможенная зона».

В результате таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № 10226170/150809/000628) было установлено, что аккумуляторы моделей YB4L-B, YTX4L-BS, YTX5L-BS, YTX7A-BS, YTX12-BS, YTX20L-BS, 6N4-2A общим количеством 1400 штук, сухозаряженные не залитые жидким электролитом упакованы в картонные коробки, при этом в каждую картонную коробку совместно с каждым аккумулятором упакован электролит, тарированный в пластиковые емкости.

19.08.2009 г. таможенным органом было выставлено уведомление и требование о предоставлении в срок до 03.10.2009 г. лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на электролит как прекурсор серной кислоты, для осуществления выпуска товара.

Однако, ООО «Концерн Мир Аккумуляторов» данную лицензию не представило, в связи с чем 06.10.2009 г. Калининградской областной таможней в отношении заявителя было возбуждено дело об административном правонарушении № 10226000-2999/2009 по ч.1 ст.16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), товар № 2 в количестве 1400 шт., ввозимый по декларации, изъят в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 07.10.2009 г., на ГТД 10226170/1308-9/0002011 поставлена отметка «выпуск запрещен».

03.12.2009 г. Калининградской областной таможней вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 10226000-2999/2009 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, таможенным органом установлено отсутствие вины в действиях ООО «Концерн Мир аккумуляторов» по неоформлению разовой лицензии на ввозимый товар.

Согласно постановлению о прекращении производства по делу об административном правонарушении, товар, изъятый в качестве предмета административного правонарушения, подлежит возврату для дальнейшего таможенного оформления, в том числе, для получения лицензии на товар.

Не считая, что для ввоза на территорию Российской Федерации товара № 1 необходима соответствующая лицензия и не согласившись в действиями таможенного органа, выразившихся в запрете выпуска товара по ГТД 10226170/1308-9/0002011, ООО «Концерн Мир аккумуляторов» обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, на таможне лежит бремя доказывания законности его действий по невыдаче спорного товара - аккумуляторов электрических свинцовых, работающих с жидким электролитом, сухозаряженных в комплекте с электролитом, обязанности его лицензирования обществом.

Статьей 158 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на участников таможенных правоотношений возлагается обязанность соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации и представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям (статья 32 Закона N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").

В силу части 2 статьи 14 ТК РФ при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ " О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ) устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

В статье 1 Закона N 3-ФЗ указано, что прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - это вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 30 Закона N 3-ФЗ производство, изготовление, переработка, реализация, распределение, ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в Список IV, регулируются этим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Юридические лица могут приобретать и использовать в собственном производстве прекурсоры, внесенные в Список IV, при наличии лицензии на указанный вид деятельности в количествах, которые не превышают производственных нужд.

Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.1998 N 681 утвердило перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в Списке IV которого указана серная кислота. При этом в силу пункта 2 Положения о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.96 N 278, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ осуществляются по лицензиям, выдаваемым Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по номенклатуре и в пределах квот, устанавливаемых Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации.

Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2007 г. № 527 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» в каждом случае пересечения таможенной границы Российской Федерации в целях ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров предприятием или другим юридическим лицом должна быть получена разовая лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемая в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основанием для получения разовой лицензии являются:

разрешение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров;

сертификат Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, выдаваемый в порядке, установленном настоящим Положением.

По ГТД 10226170/130809/0002011 ООО «Концерн Мир Аккумуляторов» ввозило не серную кислоту как отдельный товар, а аккумуляторы – готовые изделия, в комплект которых входят аккумулятор электрический свинцовый сухозаряженный в транспортной упаковке с емкостью (пластмассовой кассетой) с электролитом, который может выполнять свои функции после заливки его из кассеты в батарею.

  Ввезенный Обществом электролит, содержащий раствор серной кислоты, не относится к указанным в пункте 3 статьи 128 ТК РФ отдельным товарам, содержащимся в одной товарной партии, а входит в комплект ввезенных аккумуляторов.

Еще до подачи декларации, 04.05.2009 г. ООО «Концерн Мир Аккумуляторов» обратилось в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее – ФСКН РФ, Служба) за разъяснением о необходимости получения и порядка оформления разрешения ФСКН РФ на право ввоза на территорию Российской Федерации электролита.

В соответствии с ответом Службы от 18.05.09 № 2/7/4254, на ввоз электролита, содержащего прекурсор, не распространяется действие Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.07г № 527, так как в соответствии с пунктом 2 примечания к Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее - Перечень), контроль распространяется только на препараты, содержащие средства и вещества, включенные в Перечень, а статья 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» не относит к препаратам смеси веществ, содержащие прекурсоры.

В ходе производства по делу об административном правонарушении Калининградской таможней были направлены запросы в ФСКН РФ и Минпромторг РФ по Калининградской области о необходимости получения разрешения ФСКН РФ на аккумуляторы электрические свинцовые, работающие с жидким электролитом, сухозаряженные в комплекте с электролитом для дальнейшего оформления лицензии.

Довод заинтересованного лица о том, что согласно п. 2 примечания к Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, контроль таких средств в Российской Федерации распространяется также на препараты, содержащие средства и вещества, указанные в Перечне, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов подлежит отклонению судом, поскольку согласно полученному ответу Оперативно-розыскного департамента ФСКН РФ на основании Положения, утвержденного Постановление Правительства РФ № 527 от 18.08.2007 г. «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» и ст.1 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» смесь серной кислоты не внесена в список IV Перечня и не является прекурсором, в связи с чем, на право ее ввоза не требуется разрешение ФСКН РФ, предусмотренное п.4. Положения.

На официальном интернет-сайте Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по адресу http://www.fskn.gov.ru/fskn/vopros_vvoza_ns/detail.htm?id=10294729@cmsArticle содержатся разъяснения по вопросу распространения действия Положения о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, согласно которым отсутствует необходимость получения разрешений ФСКН России на право ввоза (вывоза) товаров (лаки, краски, растворители, аккумуляторная жидкость и т.д.), содержащих в своем составе кроме иных веществ, не являющихся наркотическими средствами и психотропными веществами, один или несколько прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, либо являющихся смесью (раствором) нескольких прекурсоров.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в отношении аккумуляторов электрических свинцовых, работающих с жидким электролитом, сухозаряженных в комплекте с электролитом, не предусмотрен разрешительный порядок их ввоза, независимо от их комплектации; у ООО «Концерн Мир Аккумуляторов» отсутствует необходимость получения затребованной таможенным органом лицензии на ввоз на территорию Российской Федерации электролита, входящего в комплект декларируемого товара – аккумуляторов, в связи с чем действия Калининградской областной таможни, выразившиеся в запрете выпуска товара по ГТД 10226170/130809/0002011 в связи с непредставлением обществом лицензии – незаконны.

 Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Калининградской областной таможни, выразившиеся в запрете выпуска товара, заявленного в ГТД 10226170/130809/0002011.

Обязать Калининградскую областную таможню осуществить выпуск товара ООО «Концерн Мир Аккумуляторов», заявленный в ГТД 10226170/130809/0002011, на территорию Калининградской области.

Взыскать с Калининградской областной таможни в пользу ООО «Концерн Мир Аккумуляторов» 2 000 рублей уплаченной государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционной суд.

Судья И. Л. Гурьева