ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-1525/17 от 14.08.2017 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236016

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

город Калининград                                                           Дело № А21-1525/2017

«18» августа 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме  17 августа 2017 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Любимовой С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Косковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по  заявлению Открытого акционерного общества «Балтик Экспо»

1) Правительству Калининградской области, губернатору Калининградской области,

2) ВРИО Губернатора Калининградской области – ВРИО председателя Правительства Калининградской области ФИО1,

3) АНО «Некоммерческая организация «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018г.»,

4) ГКУ Калининградской области  «Региональное управление заказчика Капитального строительства», 

5) ООО «Землемер»

Заинтересованное лицо: Чехословацкое акционерное общество «CZECHOSLOVAKENERGY, OIL&GAS, a.s

о признании незаконным бездействия

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – директор на основании протокола № 26 от 15.06.2016 и паспорту, ФИО3 – по доверенности от 15.09.2015 и паспорту,

от  заинтересованных лиц и третьих лиц: извещены, не явились

установил:

Открытое акционерное общество «Балтик Экспо» обратилось в арбитражный суд с заявлением (далее – ОАО «Балтик Экспо», общество) о признании    незаконными    действия   (бездействие), допущенное ВРИО Губернатора Калининградской области – Председателя Правительства Калининградской области ФИО1, Правительством Калининградской области, Акционерной некоммерческой организацией «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018», ГКУ Калининградской области «Региональное управление заказчика Капитального строительства» и Обществом с ограниченной ответственностью «Землемер»:

1.1. Выразившиеся не восстановлении прав ОАО «Балтик Экспо» в соответствии с требованиями, изложенными ОАО «Балтик Экспо», в: - 

- обращении ОАО «Балтик Экспо»   от 07 ноября   2016г.;

- обращении ОАО «Балтик Экспо» от 17 февраля 2017г.;

1.2. Также выразившиеся:

1.2.1 В не признании необоснованным, в том числе нуждами чемпионата мира по футболу 2018   года,   включение   земельного   участка   с   кадастровым   номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...>, и его части, пл. 8749кв.м. в проект межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, утвержденного Постановлением Правительства области от 30 декабря 2014г. № 929.

1.2.2. Вневнесении   изменений,   в соответствии с требованиями, изложенными ОАО «Балтик Экспо» в обращении ОАО «Балтик Экспо» от 07 ноября 2016г, в проект межевания территории Московского и Ленинградского районов  г.  Калининграда, для  размещения  стадиона  на  45 000  зрительских  мест,  ранее  утвержденный Постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 года № 929. А именно выразившееся:

- в неисключении земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> и его части, пл. 8749 кв.м, из всех документов и чертежей вышеуказанного проекта межевания территории,  в том числе в не исключении из пп. 43 таблицы № 2 «Перечень участков   (частей   земельных   участков),   подлежащих   изъятию   для нужд», части земельного участка пл. 8749кв.м или другой части, являющихся частью земельного  участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью        29 459 кв.м в <...>

1.2.3. В не приведении, в соответствии с требованиями, изложенными ОАО «Балтик обращении ОАО «Балтик Экспо» от 07 ноября 2016г, всех документов и вышеуказанного   проекта  межевания   территории   в   части,   касающейся участка  с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью  29 459 кв. <...> в состояние, ранее существовавшее до принятия Постановления Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014г. №929,

1.2.4. В невнесении изменений, в соответствии с требованиями, изложенными в обращении ОАО «Балтик Экспо»   от 07 ноября   2016г в части, касающейся земельного с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> в само Постановление Калининградской области от 30 декабря 2014г. № 929;

1.2.5. В не предоставлении ОАО «Балтик Экспо» копии проектной документации по планировке территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда в части, касающейся земельного участка с  кадастровым  номером:  39:15:140302:18  площадью 29459 кв. метров в <...> находящемся в  аренде до 2052 года у  ОАО  «Балтик Экспо», разработанную в соответствии с:

- Градостроительным кодексом РФ;

- Сводом  правил  СП 42.13330.2011   "СНиП  2.07.01-89*.  Градостроительство. Планировке и застройка городских и сельских поселений";

-Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 150;

-РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях»;

утвержденную надлежащим лицом в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 07 июня 2013 года № 108-ФЗ (в редакции, действующей до 05 ноября 2014г) в целях чемпионата мира по футболу 2018 года в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 07 июня 2013г. № 108-ФЗ, послужившие законным основанием:

-к разработке проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, утвержденного в целях чемпионата мира по футболу ФИФА 2018г Постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014г. № 929;

-к «Чертежам проекта планировки», размещенным 24 июня 2014г. на сайте муниципального образования «город Калининград», как «Чертежей», якобы, являющихся Приложением № 5 к Распоряжению Правительства РФ от 05 сентября 2014г. № 1735-р;

-к «Чертежам проекта планировки», опубликованных в газете «Гражданин» № 34 от 08 июля 2015г. как «Чертежей», якобы, являющихся Приложением № 5 к Распоряжению Правительства РФ от 05 сентября 2014г. № 1735-р;

-к изготовлению с них копии Распоряжения Правительства РФ от 05 сентября 2014г. № 1735-р с приложенными и прошитыми к нему распечатанными фотографиями («картинками») «Чертежей» проекта планировки территории в уменьшенном формате, как «Чертежами», якобы, являющимися Приложением № 5 к Распоряжению Правительства РФ от 05 сентября 2014г. № 1735-р, якобы, заверенных от 23 сентября 2014г. Руководителем архива Правительства РФ ФИО4, заверенных «копия верна» Руководителем Агентства по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области ФИО5;

1.2.6.В невыдаче разрешения ОАО «Балтик Экспо» разработать за свой счет и представить на утверждение в Правительство Калининградской области «Чертеж красных линий» и иную документацию по планировке и межеванию территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> с учетом действительных государственных нужда чемпионата мира по футболу 2018 года, планируемому к проведению в г. Калининграде.

        Признать необоснованным, в том числе нуждами чемпионата мира по футболу включение земельного участка с кадастровым номерам: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в <...> в проект межевания территории Московского и Ленинградского г.Калининграда, утвержденного     Постановлением     Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014г. № 929.

Кроме того, ОАО «Балтик Экспо» просило суд обязатьВРИО    Губернатора    Калининградской    области-Председателя Калининградской     области     ФИО1,   Правительство Калининградской области,   АНО   «Некоммерческая   организация   «Исполнительная по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018», ГКУ   Калининградской   области   «Региональное   управление   заказчика Капитального  строительства», а также ООО «Землемер» полном объеме и надлежащим образом рассмотреть обращения ОАО «Балтик Экспо»    от 07 ноября    2016 года и от 17 февраля 2016 года, а также надлежащим образом прореагировать на них, восстановив права ОАО «Балтик Экспо» в порядке , установленном законом.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о  рассмотрении  дела   извещены надлежащим образом.

От Правительства Калининградской области в письменном виде поступили пояснения по заявлению и просит в удовлетворении заявления отказать.

В ходе судебного разбирательства ОАО «Балтик Экспо» представлено заявление:

- о проверке полномочий заместителя Председателя Правительства Калининградской области ФИО6 на принятие им личного решения от 19.09.2014 об официальном опубликовании в газете «Гражданин» № 34 от 08.07.2015 «Чертежей проекта планировки территории Московского и Ленинградского района, в том числе «красных линий» «Чертежа красных линий», якобы, являющихся Приложением № 5 к Распоряжению Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р, послуживших Правительству Калининградской области основанием для разработки Проекта межевания территории Московского и ленинградского районов г. Калининград, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 года № 929,

- о проверке основания Правительства Калининградской области на разработку Проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 года № 929.

Для проверки вышеуказанных полномочий ОАО «Балтик Экспо» просило суд истребовать у Администрации городского округа «Город Калининград» и у МКП «Газета Гражданин»:

- правовой акт,  которым бы постановлялось (предписывалось или поручалось) администрации  городского округа «Город Калининград» обеспечить в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, опубликование «Чертежей» документации по планировке территории, якобы, являющейся Приложением № 5 к Распоряжению Правительства РФ от 05 сентября 2014  года № 1735-р, и разместить информацию о таких «Чертежах» на официальном сайте муниципального образования «Город Калининград» в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

- оригинал «Чертежа красных линий» в части «красных линий», проходящих по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м. в <...>, находящемся в аренде до 2052 года у ОАО «Балтик Экспо».

В заседании поддержал доводы заявления. После пояснений директор ОАО «Балтик Экспо» и представитель ОАО «Балтик Экспо» покинули зал судебных заседаний.

Заседание продолжено в отсутствие сторон.

Рассмотрев ходатайство суд не находит оснований для его удовлетворения в силу того, что направлено на установление таких обстоятельств, которые не входят в предмет доказывания по настоящему делу исходя из заявленных истцом исковых требований.

Кроме того, ОАО «Балтик Экспо» заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до разрешения по существу дела № А21-3015/2017 по  заявлению ОАО «Балтик Экспо» к Администрации городского округа «Город Калининград», Главе Администрации городского округа «Город Калининград» ФИО7, МКП «Газета «Гражданин» о признании незаконными действий, выразившихся в незаконной публикации недостоверной официальной информации, подлежащий обязательному обнародованию в печатном издании, затрагивающей экономические права ОАО «Балтик Экспо».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

По смыслу названной нормы одним из обязательных оснований для приостановления производства по делу является невозможность его рассмотрения до разрешения по существу (принятия и вступления судебного акта в законную силу) другого дела.

Обстоятельства, исследуемые в другом деле, должны иметь значение для арбитражного дела, рассмотрение которого подлежит приостановлению, то есть влиять на результат его рассмотрения по существу. Указанные обстоятельства должны иметь преюдициальное значение по вопросам об обстоятельствах, устанавливаемых судом по отношению к лицам, участвующим в деле.

ОАО «Балтик Экспо» не представило суду доказательств невозможности рассмотрения спора по настоящему делу до рассмотрения дела № А21-1525/2015.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для приостановления производства по делу.

Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил.

Как следует из материалов дела 07.06.2013 принят Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 108-ФЗ), во исполнение которого программой подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 года N 518, предусмотрено строительство в г. Калининграде стадиона на 45 000 зрительских мест (35 000 мест с учетом внесенных изменений) и указаны источники финансирования (проектные и изыскательские работы за счет бюджета субъекта Российской Федерации с софинансированием из федерального бюджета; строительно-монтажные работы за счет средств федерального бюджета).

В силу статьи 27 Закона N 108-ФЗ и статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется размещение объектов инфраструктуры.

Во исполнение требований Закона N 108-ФЗ и на основании постановления Правительства Калининградской области от 16.12.2013 N 931 "О разработке документации по планировке территории", соответствующему задания на разработку документации Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области обеспечило выполнение работ по разработке документации по планировке территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенной для размещения стадиона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р утверждена основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда (в составе текстовой и графической частей), предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета.

Как следует из материалов дела, Общество является собственником двух объектов недвижимости - здания выставочного комплекса общей площадью 3045,2 кв. м и здания выставочного павильона общей площадью 1927,8 кв. м, расположенных на земельном участке площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18 по адресу: Калининград, Октябрьская ул., д. 3а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.08.2009 и 12.09.2008 серии 39-АА N 731907 и 624769 соответственно.

Указанный земельный участок предоставлен Обществу в аренду по договору от 09.06.98 N 001764, заключенному его правопредшественником с мэрией г. Калининграда.

Письмом от 13.03.2015 N 1335-1/15 Правительство Калининградской области со ссылкой на Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р, и Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов, утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929, уведомило Общество о формировании в границах арендуемого Обществом земельного участка площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18 земельного участка для размещения транспортной и инженерной инфраструктуры и о необходимости в связи с этим изъятия части площадью 8749 кв. м арендуемого Обществом участка.

Постановлением Правительства Калининградской области от 25.03.2015 N 156 со ссылкой на статью 30 Закона N 108-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", статьи 5, 31 Закона Калининградской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" в целях размещения объектов инфраструктуры для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году в Калининградской области изъяты для государственных нужд Калининградской области земельный участок площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18, находящийся в государственной неразграниченной собственности, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества согласно приложению к данному постановлению для строительства улично-дорожной сети острова Октябрьский, обеспечивающей подъезд к стадиону, путем прекращения права аренды на земельный участок и выкупа объектов недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, в обоснование заявления Общество ссылалось на то, что у Правительства Калининградской области и иных лиц отсутствовали надлежащие полномочия и законные основания для разработки проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 30  декабря 2014 года № 929, а документация по планировке территории (в том числе «Чертеж красных линий») в части, касающейся земельного участка ОАО «Балтик Экспо», послужившая основанием к Проекту межевания территории, необоснованного утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 года № 929, никогда и никем не утверждалась в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 27 Закона № 108-ФЗ.

Кроме того, Общество, посчитало, что изъятие спорного земельного участка и находящегося на этом земельном участке недвижимого имущества связано исключительно со строительством надземного пешеходного перехода через Московский проспект, и необходимостью распределения пешеходных потоков, попадающих с пешеходного перехода на спорный земельный участок.

Судом установлено, что 09.11.2016 Общество обратилось к Правительству Калининградской области, Агентству по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области, Автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018",  ГКУ Калининградской области «Региональное управление заказчика Капитального строительства», Прокурору Калининградской области с заявлениями о предоставлении сведений относительно планируемого к возведению объекта инфраструктуры на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке, изменить «красные линии», указанные в «Чертеже красных линий» Проекта планировки территории Московского и Ленинградского района г. Калининграда в части, касающейся земельного участка Общества, привести проект межевания территории Московского и Ленинградского районо г.  Калининграда, ранее утвержденный Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 № 929, в соответствие с «красными линиями», измененными согласно действительной государственной нужде Калининградской области и целям чемпионата мира по футболу.  Также просило, дать разрешение Обществу разработать за счет общества  и предоставить на утверждение Правительства Калининградской области «Чертеж красных линий» и иную проектную документацию планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда.

17.02.2017 Общество обратилось к врио губернатора Калининградской области ФИО1, в Правительство Калининградской области, в Агентству по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области с заявлением о предоставлении копии проектной документации по планировке территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда  в части арендуемого земельного участка ОАО «Балтик Экспо», а также просило рассмотреть письмо от 09.11.2016 и исполнить все обращения, изложенные в нём.

Поскольку требования в установленный срок исполнены не было, мер по восстановлению прав заявителя заинтересованными лицами не предпринято, ОАО "Балтик Экспо" обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

По существу рассматриваемого заявления, суд приходит к отсутствию оснований для его удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с проведением в Российской Федерации в 2018 году чемпионата мира по футболу принят Закон N 108-ФЗ, предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Названным Законом N 108-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которым нормы Закона N 108-ФЗ подлежат приоритетному применению при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд и осуществлении градостроительной деятельности в связи с проведением мероприятий в рамках подготовки и проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу.

Статьей 27 Закона N 108-ФЗ установлены особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, под которыми согласно пункту 25 статьи 2 Закона понимаются предназначенные для подготовки и проведения спортивных соревнований объекты спорта (в том числе стадионы и тренировочные базы) и необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур, которые включены в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.

Согласно части 2 статьи 27 Закона N 108-ФЗ проект планировки территории для размещения стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований, финансирование строительства и (или) реконструкции которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Статьей 30 Закона N 108-ФЗ допускаются изъятие земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, предназначенных в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, а также изъятие расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры в собственность Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Данной статьей установлены особенности изъятия земельных участков и (или) объектов недвижимости для размещения объектов инфраструктуры.

Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2013 N 282 Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусмотрев перечень объектов инфраструктуры, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, объемы и источники финансирования и особенности осуществления мероприятий с учетом государственных программ Российской Федерации и входящих в их структуру федеральных целевых программ, ответственными исполнителями которых являются федеральные органы исполнительной власти.

Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусматривающая строительство в Калининграде стадиона на 35 000 зрительских мест (в том числе временные трибуны на 10 000 зрительских мест), Солнечный бульвар, (в редакции постановления от 20.02.2015 N 148) с финансированием проектных и изыскательских работ за счет бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета, строительно-монтажных работ - за счет федерального бюджета.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона N 108-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р утверждена Основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенная для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета. Приложением N 2 к Основной части проекта планировки является Характеристика проектной улично-дорожной сети, включающей строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего Зарайскую улицу, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала ФИО8.

На основании данного Проекта планировки постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 со ссылкой на статью 27 Закона N 108-ФЗ утвержден Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест.

Данным постановлением в границах территории, подлежащей межеванию, образованы земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно приложению N 2, в том числе участок N 138 общей площадью 105 076 кв. м, включающий арендуемый Обществом земельный участок, для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.

Указанные выше Проект планировки и Проект межевания опубликованы в порядке, установленном частью 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проект планировки со всеми приложениями является правовым актом, действующим в полном объеме, принятым в установленном законом порядке и обязательным к исполнению всеми лицами, на которые он распространяется. Отображение в Проекте планировки зон и границ образованных земельных участков, предназначенных для размещения объектов строительства, полностью соответствует требованиям статей 41 - 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и публично-правовым целям по обеспечению функционирования вышеуказанной территории г. Калининграда не только на период проведения чемпионата мира по футболу, но и в последующем.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок необходим для целей, связанных с проведением чемпионата мира по футболу.

Кроме того, документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры согласно части 9 статьи 27 Закона N 108-ФЗ утверждается без проведения публичных слушаний.

Законом исключена возможность непосредственного участия населения при осуществлении органами государственной власти своих градостроительных функций в рамках подготовки государства к чемпионату мира по футболу 2018 года, что обусловлено особой значимостью объектов строительства, тогда как требование Общества о возложении такой обязанности на Правительство Калининградской области предполагает широкое понимание Закона N 108-ФЗ и нарушает права и законные интересы третьих лиц.

На основании вышеизложенного, суд считает, что у Правительства Калининградской области и Губернатора Калининградской области отсутствуют законные основания для подготовки каких-либо предложений по внесению изменений в данный Проект планировки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" (далее - Постановление N 518) утверждены предельные объемы финансирования и мероприятия по строительству/реконструкции объектов к чемпионату.

Пунктом 192 Постановления N 518 утверждено мероприятие строительство улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к стадиону, г. Калининград; исполнитель - Правительство Калининградской области; источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации с софинансированием из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Калининградской области от 31.10.2013 N 800 "О программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу" (далее - Постановление N 800) утверждены соответствующие строительные мероприятия, планирующиеся к проведению на территории Калининградской области. Пунктом 27 Приложения N 2 к Постановлению N 800 утверждено мероприятие - строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, наб. Ген. Трибуна, наб. Ген. ФИО8 в г. Калининграде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2001 года N 866 утверждена Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года (далее - Постановление N 866). Разделом 16 Постановления N 866 планируется реализовать проект по строительству надземного пешеходного перехода через просп. Московский, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Адмирала Трибуна и набережную Генерала ФИО8 в г. Калининграде.

Кроме того, надземный пешеходный переход предусмотрен в основной части Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда (утв. распоряжением Правительства РФ N 1735-р от 05.09.2014 г.)

В силу пункта 25 статьи 14 Закона N 108-ФЗ вышеуказанные объекты являются объектами инфраструктуры чемпионата мира по футболу 2018 года, для строительства которых допускается изъятие земельных участков на основании пункта 1 статьи 30 указанного Закона N 108-ФЗ.

Какие-либо нормативные либо ненормативные акты, свидетельствующие об отсутствии у Калининградской области потребности в строительстве пешеходного перехода и улично-дорожной сети на территории острова, в том числе на изымаемом у ОАО "Балтик Экспо" земельном участке, в материалы дела заявителем не представлено.

Таким образом, доводы ОАО "Балтик Экспо" о том, что арендуемый им земельный участок не входит в границы красных линий, установленных Проектом планировки и изымается без каких-либо законных оснований, а объекты инфраструктуры (пешеходный переход и элементы улично-дорожной сети) строиться не будут, отклоняются судом на основании вышеизложенного, а кроме того, они не имеют юридического значения для обстоятельств настоящего дела, поскольку не входят в предмет доказывания.

Из  заявления  Общества  следует, что  причиной для обращения в арбитражный суд послужило несогласие заявителя в утвержденную документацию по планировке территории в части арендуемого Обществом земельного участка. 

Агентством по имуществу Калининградской области были подготовлены  и направлены  и вручены заявителю ответы  на его обращения  от 09.11.2016 и от 17.02.2017 (листы дела 112-120) по существу поставленных  вопросов, в связи с чем, суд полагает, что  доводы  Общества  о наличии  бездействия со стороны  заинтересованных лиц необоснованны.

Несогласие Общества с полученными ответами  не свидетельствует о наличии бездействия со стороны ответчиков и нарушении прав и законных интересов заявителя. Федеральным законом  от 07.06.2013 N 108-ФЗ не предусмотрена обязанность органов власти субъекта Российской Федерации предоставлять заинтересованным лицам какую-либо документацию и сведения по вопросам, связанным с проведением мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу. Сам Заявитель не указал, из каких норм действующего законодательства актов вытекает обязанность государственных органов и должностных лиц, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, совершить действия, перечисленные в просительной части требований как способ устранения допущенных нарушений прав и интересов Общества.

При таком положении суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд также отмечает, что Решением Верховного суда Российской Федерации от 24.07.2015 № АКПИ15-735 отказано в удовлетворении заявления ОАО «Балтик Экспо» об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2014 года № 1735-р в части, касающейся обустройства  и строительства пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала ФИО8, и пешеходных дорожек, предназначенных для обеспечения этого пешеходного надземного перехода, на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29459 кв. метров в <...>. В обоснование заявления ОАО «Балтик Экспо» указано на то, что Распоряжением № 1735-р утверждены новые "красные линии" и "линии отступа от красных линий", обеспечивающие функционирование надземного перехода, проходящие по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18 кв. м в <...>, а также проходящие по зданию выставочного комплекса площадью 3025,2 кв. м, Литер "В", и зданию павильона площадью 1927,8 кв. м, Литер "А". Однако надземный переход и связанные с ним "красные линии", обеспечивающие его функционирование и проходящие для этого по земельному участку, в действительности строиться не будут. Кроме того, строительству надземного перехода и утверждению новых "красных линий" препятствует памятный знак морякам-балтийцам.

Из изложенного судом делается вывод о том, что в рассматриваемом деле  заявитель по существу пытается повторно рассмотреть вопросы законного указанного выше  нормативно-правового акта по правилам, установленным главой 24 АПК РФ, что в силу действующего процессуального законодательства недопустимо.  

Кроме того, в рамках дела № А21-4363/2015 судом отказано в удовлетворении требований ОАО «Балтик Экспо» об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц государственных органов Калининградской области, связанные с исполнением распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 № 1735-р.

Также суд отмечает, что Обществом уже неоднократно обращался в суд с аналогичными требованиями, которые судами рассмотрены в рамках дел № А21-10444/2015, № А21-5679/2016, № А21-5926/2016, № А21-9371/2016.

К тому же заявитель не указал, из каких норм действующего законодательства актов вытекает обязанность государственных органов и должностных лиц, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, совершить действия, перечисленные в просительной части уточненных требований как способ устранения допущенных нарушений прав и интересов Общества.

На основании изложенного, в удовлетворении заявления Обществу следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р   Е   Ш   И   Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                 С.Ю. Любимова