ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-16456/19 от 04.03.2020 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело № А21-16456/2019

«05» марта 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена «04» марта 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме «05» марта 2020 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Сергеевой И.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шубиной Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Верхне-Прегольский порт»

к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области

о признании незаконными и отмене постановления от 17.10.2019 по делу № 117/19 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 18.01.2019,

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 10.01.2020.

установил: Закрытое акционерное общество «Верхне-Прегольский порт», ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...> (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об изменении постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее – Министерство, административный орган) от 17.10.2019 по делу № 117/19 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части назначения наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. и замены его на предупреждение.

В дальнейшем, 19.02.2020, заявитель в письменном виде уточнил требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и просит признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление Министерства.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что невыполнение условий лицензии на пользование недрами вызвано невозможностью оформления земельного отвода и перевода в установленном порядке земель сельскохозяйственного назначения в категории земель промышленности. Дополнительно указал на то, что Общество в 2018 году признано банкротом, что также свидетельствует о невозможности добычи ПГМ и выполнения условий лицензии. В части несвоевременного представления отчетности ссылается на малозначительность правонарушения.

Представитель Министерства просит отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что заявитель не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению существенных условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и не представил доказательств невозможности их соблюдения. Указал на отсутствие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения.

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия КЛГ 02017 TP от 14.02.2006 на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча песчано-гравийного материала на части месторождения «Комсомольское» (блоки 11 и 12), расположенного в Гвардейском районе Калининградской области. Дата окончания действия лицензии - 01.08.2020.

Неотъемлемой составной частью указанной лицензии является Лицензионное соглашение об условиях геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала (далее – ПГМ) на части месторождения «Комсомольское» (блоки 11 и 12) в Гвардейском районе Калининградской области (Приложение № 1 к лицензии) (далее - Лицензионное соглашение).

В соответствии с условиями Лицензионного соглашения Общество приняло на себя обязательства обеспечить выполнение, в числе прочих, следующих условий пользования участком недр:

-обеспечить проектный уровень добычи ПГМ в объеме - 60 тыс. м3(п. 5.1 Лицензионного соглашения);

-использовать полно, рационально и комплексно недра в соответствии с проектными показателями добычи полезного ископаемого эксплуатируемого месторождения (п. 8 Лицензионного соглашения);

- ежегодно, в срок до 5 февраля, представлять отчет по форме федерального государственного статистического наблюдения № 5-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых» (далее - Отчет по форме 5-ГР) (п. 9 Лицензионного соглашения).

Как установлено административным органом, в нарушение вышеуказанных условий, предусмотренных лицензией на право пользования недрами, Отчет по форме 5-ГР за 2018 год представлен Обществом 04.03.2019, т.е. почти на месяц позже установленного срока.

Согласно данным Отчета по форме 5-ГР за 2018 год объем добытого Обществом ПГМ составил -0м3, т.е.не обеспечен необходимый уровень добычи песчано-гравийного материала.

Усмотрев, что Общество осуществляет пользование недрами с нарушением существенных условий, предусмотренных лицензией, а именно: пунктов 5.1, 8, 9 Лицензионного соглашения, должностное лицо Министерства составило в отношении него протокол от 09.08.2019 № 117/19 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

17.10.2019 по делу № 117/19 в отношении Общества было вынесено постановление о привлечении к ответственности по вышеназванной статье и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Посчитав данное постановление незаконным и нарушающим его права, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд признал требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективной стороной данного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии.

В соответствии с положениями статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Как усматривается из оспариваемого постановления, заявителю вменяется необеспечение добычи полезного ископаемого за 2018 год в объеме, установленном пунктом 5.1 Лицензионного соглашения.

Между тем, исходя из диспозиции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и приведенных выше положений Закона о недрах, административная ответственность, предусмотренная указанной нормой, наступает в случае фактического пользования владельцем лицензии недрами и нарушения предусмотренных лицензией условий.

В нарушение положений части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ Министерством не представлено в материалы дела доказательств фактического пользования Обществом недрами в спорный период.

Как указано выше, отчетность заявителем за 2018 год представлена «нулевая», что свидетельствует о том, что добыча ПГМ не производилась.

Определением суда от 15.03.2018 по делу № А21-7658/2016 в отношении Общества была введена процедура банкротства наблюдение.

Решением суда от 13.11.2018 заявитель признан несостоятельным (банкротом).

Согласно представленным Сведениям о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по состоянию на 01.01.2019 численность Общества составляет 1 человек.

Тот факт, что в 2017 году заявителем были заключены договоры аренды земельных участков и осуществлялся сбор документов по переводу земель из категорий сельскохозяйственных в иную категорию (земли промышленности), не свидетельствует о фактическом пользовании недрами.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 12.04.2019 по делу № А21-13783/2018 было установлено отсутствие надлежащих доказательств осуществления Обществом добычи песка на спорном земельном участке, в связи с чем Управлению имущественных, земельных отношений и архитектуры администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» было отказано в расторжении договора аренды № 20170079 от 25.07.2017.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в спорный период 2018 года фактическая деятельность по пользованию недрами Обществом не осуществлялась и не могла осуществляться по причине наличия судебных споров, связанных с арендой земельных участков (дела №№ А21-9777/2014, А21-13783/2018), что в свою очередь привело к невозможности перевода земель из категории сельскохозяйственных в категорию земель промышленности.

Таким образом, в действиях Общества отсутствуют как событие правонарушения, так и вина.

Кроме того, суд учитывает следующее. В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

В рассматриваемом случае, как следует из материалов административного дела, о нарушении Обществом условий пользования недрами Министерству стало известно из письма Департамента недропользования и водопользования от 18.04.2019 (вх. № 297-НВ).

Протокол об административном правонарушении № 117/19 был составлен административным органом 09.08.2019, оспариваемое постановление вынесено 17.10.2019.

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления предусмотренный частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 17 октября 2019 года по делу № 117/19 о привлечении Закрытого акционерного общества «Верхне-Прегольский порт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.С.Сергеева