ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-1683/20 от 15.06.2020 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

          Именем Российской Федерации

        Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград                                                                                  Дело №А21-1683/2020

« 19 »  июня  2020 года

Резолютивная часть решения объявлена   « 15 »  июня  2020 года

Полный текст решения изготовлен            « 19 »  июня  2020 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе  судьи   Брызгаловой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Оганесян Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лучший дом в Ленинградском районе» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 236029, <...> пом.I)  к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене Предписания №ЖК-2/2596/КАС/19-8309/9 от 05.11.2019 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований,

при участии:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности, паспорту,

от заинтересованного лица – представитель ФИО2 по доверенности, паспорту,

установил:

          общество с ограниченной ответственностью «Лучший дом в Ленинградском районе» (далее по тексту – ООО «Лучший дом в Ленинградском районе», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области (далее по тексту – суд) с заявлением о признании недействительным  и отмене предписания №ЖК-2/2596/КАС/19-8309/9 от 05.11.2019 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, вынесенного Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее по тексту – Министерство, административный орган, заинтересованное лицо).

        В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.

       Представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.

        Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил.

ООО «Лучший дом в Ленинградском районе» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***> и на основании протокола от 24.12.2018 осуществляет управление многоквартирным домом (МКД) № 95 по ул. Аксакова в г. Калининграде.

На основании обращения собственника помещения в МКД №95 по ул. Аксакова в г. Калининграде согласно приказу Министра Серой Е.Б.  № ЖК-5564/пр от 16.10.2019 в период с 16 октября 2019 года по 05 ноября 2019 года Министерством проведена внеплановая документарная проверка, целью которой являлось проверка доводов обращения жильца, проживающего в спорном МКД по вопросу соблюдения лицензионных требований в части соблюдения ООО «Лучший дом в Ленинградском районе» порядка начисления размера платы за содержание контейнерной площадки.  

По результатам проверки административным органом установлено, что общество в нарушение условий договора управления, заключенного на основании протокола от 24.12.2018, с января по март 2019 года выставило плату за «вывоз строительного мусора».

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки №ЖК-1/5564/КАС/19-8309/9 от 05.11.2019.

Министерством обществу выдано предписание  №ЖК-1/2596/КАС/19 от 05.11.2019 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, в соответствии с которым ООО «Лучший дом в Ленинградском районе» предписано в срок до 20.02.2020 произвести перерасчёт (снятие в полном объеме) платы за вывоз строительного мусора, выставленной к оплате в квитанциях (платежных документах) по строке «содержание контейнерной площадки» в январе, феврале, марте 2019 года   всем собственникам/нанимателям многоквартирного дома № 95 по ул. Аксакова в г. Калининграде в связи с нарушением порядка установления такой платы, отсутствия решения общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома об утверждении услуги «вывоз строительного мусора» и ее стоимости.

Полагая, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Основные доводы общества в обоснование недействительности оспариваемого предписания сводятся к следующему:

- 24 декабря 2018 года собственниками помещений МКД №95 по ул. Аксакова на общем собрании было принято решение об утверждении договора управления МКД, которым установлен размер платы за услугу «содержание контейнерной площадки» - по фактическим затратам за 1 кв.м. общей площади помещения ежемесячно;  

- в состав платы за услугу «содержание контейнерной площадки» по спорному МКД фактически входила стоимость вывоза строительного мусора. Вывоз указанных отходов осуществлялся обществом в рамках исполнения обязанностей по договору управления в связи  с захламлением придомовой территории, поскольку единый региональный оператор услуг по сбору и вывозу ТКО – ГП КО «ЕСОО» не осуществляет вывоз строительных отходов.

В подтверждение заявленных доводов общество представило в материалы дела копию договора управления от 24.12.2018, расчет стоимости услуги, Акты о вывозе строительного мусора. 

 Министерство против удовлетворения заявленных требований возражало, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве, со ссылкой на противоречие действий общества по включению платы за вывоз строительного мусора в одностороннем порядке без проведения общего собрания собственников помещений жилого дома требованиям жилищного законодательства.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Вместе с тем, указанные нормы не освобождают заявителя от обязанности доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи 192 ЖК РФ).

Внеплановая проверка соблюдения заявителем требований жилищного законодательства проведена Министерством с соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных, частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ.  Процессуальных нарушений Закона № 294-ФЗ в ходе проведения заинтересованным лицом проверки в отношении заявителя судом при рассмотрении дела не установлено.

Относительно довода заявителя о правомерности включения платы за «вывоз строительного мусора» суд отмечает следующее.

Статьей 4 ЖК РФ установлено, что правоотношения по содержанию и ремонту жилых помещений, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами жилищного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений.

В силу части 1 статьи 153 названного Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения.

Частью 2 статьи 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включены, в числе прочего: плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из части 1 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

            Вместе с тем, возможности самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, также как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установленного органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен, действующее законодательство не предусматривает.

В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).

Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, который находится под управлением управляющей организации, по общему правилу определяется на общем собрании собственниками помещений.

В ходе проверки Министерством установлено, что многоквартирный дом № 95 по ул. Аксакова г. Калининграда находится в управлении управляющей компании ООО «Лучший дом в Ленинградском районе», на основании протокола общего собрания собственников от 24.12.2018 №1, в соответствии с договором управления.

Согласно Приложению №3 к договору управления от 24.12.2018, стоимость услуги по содержанию контейнерной площадки - по фактическим затратам, руб/кв.м.

В своем заявлении общество указывает на то, что  к оплате за услугу по строке «содержание контейнерной площадки» по адресу: ул. Аксакова д.95 выставлена фактически плата за вывоз строительного мусора, в связи с захламлением придомовой территории,  поскольку единый региональный оператор услуг по сбору и вывозу ТКО не осуществляет вывоз строительных отходов.

Вместе с тем, по мнению суда, указанный довод подлежит отклонению, исходя из следующего.

На основании положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ) транспортирование твердых коммунальных отходов (ТКО) па территории Калининградской области осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО (Государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2018 № 1156 (далее - Правила).

В статье 1 Закона № 89-ФЗ дано понятие ТКО, это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Исходя из данного понятия Закона №89-ФЗ принадлежность отходов к ТКО определяется следующими критериями: образование происходит в жилых помещениях; образование происходит в процессе потребления физическими лицами; к ТКО относится также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с Правилами к крупногабаритным отходам (КГО) относятся ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Потребители  осуществляют  складирование КГО  в  местах  (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках складирования КГО.

Вывоз КГО обеспечивается региональным оператором, в рамках заключенных договоров на оказание услуги по транспортированию ТКО с транспортировщиками по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО па площадку для их складирования. Места расположения таких площадок указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

На территории Калининградской области, с учетом сложившейся практики, складирование КГО на придомовых территориях в основном осуществляется в бункеры, предоставленные организациями, осуществляющими управление МКД.

Согласно Правилам к крупногабаритным отходам (КГО) относятся ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Текущий ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. В связи с этим, необходимо разделять понятия «строительство» и «текущий ремонт».

Строительные отходы от текущего ремонта жилых помещений входят в состав ТКО,все иные строительные отходы не являются ТКО, при этом строительные отходы в составе ТКО могут быть отнесены к КГО при их соответствии признаком КГО.

Под строительными отходами следует понимать любые остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов, образующихся при строительстве, реконструкции, ремонте, разборке, разрушении и сносе зданий, строений, сооружений и коммуникаций, при этом необходимо руководствоваться Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242.

Отходы, образующиеся при строительстве, капитальном ремонте, разрушении зданий и сооружений, не относятся к ТКО, в связи с чем их транспортирование должно осуществляться с учетом требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов и нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу деятельности.

В соответствии с п. 13(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (в редакции от 15.12.2018), именно региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Согласно разъяснениям Минприроды России от 11.10.2019 №08-25-53/24802 работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др..) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом и подметание мусора вокруг контейнеров.

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации  собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД собственника в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.

Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. №491 (далее - Правила №491).

Согласно пп «д(2)» п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой согласно п.2 Правил №1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

При этом в соответствии с п. 17 Правил №491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденным Постановлением №290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер и т.д., входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.

Из представленных платежных документов следует, что размер платы за вывоз строительного мусора, выставляемый в проверяемый период не предусмотрен протоколом общего собрания собственников и договором управления многоквартирным домом.

Документом, обосновывающим в этой связи взимания платы за вывоз строительного мусора, в случаях, предусмотренных частями 7, 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, рекомендуется рассматривать соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым была определена (установлена) плата за вывоз строительного мусора.

Согласно протоколу общего собрания от 24.12.2018 №1, отдельно утвержден размер платы за содержание контейнерной площадки, который входит в услугу по содержанию и ремонту жилого помещения, решений по утверждению расходов по вывозу строительного мусора собственниками МКД не принималось.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч.7 ст. 156 ЖК РФ).

В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

Действующее законодательство не предусматривает право управляющей компании на одностороннее изменение размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества по договорам, заключенным с гражданами-потребителями. Такое изменение возможно только решением общего собрания собственников.

Собственниками решение об утверждении платы за вывоз строительного мусора принималось, в Министерство на проверку не представлено.

Следовательно, выставление с января 2019 по март 2019 года платы за вывоз строительного мусора является необоснованным, противоречащим жилищному законодательству.

При изложенных обстоятельствах Министерство имело основания для выдачи предприятию оспариваемого предписания (пп. 1 п. 20 Положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016 № 484).

Предписание Министерства соответствует приведенным выше требованиям законодательства, носит исполнимый характер и не содержит неопределенностей в части периода перерасчета и лиц, в отношении которых его необходимо произвести.

В судебном заседании представители пояснили, что ими представлены и раскрыты все имеющиеся у них доказательства.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Калининградской области

    Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ООО «Лучший дом в Ленинградском районе» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калининградской области.

Судья                                                                     А.В. Брызгалова