Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236040
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21-1916/2021
«16» августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена «09» августа 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено «16» августа 2021 года.
| |||||
при участии в судебном заседании: от истца: представитель ФИО1 - на основании доверенности, диплома, паспорта; от ответчика: представитель ФИО2 - на основании доверенности, диплому, паспорта; |
установил:
Государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 236006 <...> XI) (далее - ГП КО «ЕСОО», региональный оператор, предприятие, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Калининградской областио взыскании с акционерного общества «Балтийская линия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 238750 <...>) (далее - АО «Балтийская линия», общество, ответчик) основной задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере
43 700 руб. 28 коп. за период с 01.01.2019 по 31.03.2019, пени за период с 10.02.2019 по 16.11.2020 в размере 9 051 руб. 72 коп., понесенных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 110 руб.
В ходе судебного разбирательства представитель истца, ссылаясь на материалы дела, заявленные в иске требования поддержал в полном объеме. Также ссылаясь на дополнительно представленные письменные возражения на отзыв ответчика, просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика, возражая против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве на иск и письменных объяснениях в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил суд в иске отказать.
Как дополнительно пояснили представители сторон, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ими раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области. Начало деятельности регионального оператора с 01.01.2019.
Истец действует на основании Лицензии № (39) - 4360 - СТУРБ/П от 24 сентября 2019 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и ГП КО «ЕСОО» 20.06.2018.
Судебным приказом Арбитражного суда Калининградской области от 06.08.2020 по делу № А21-7887/2020 с акционерного общества «Балтийская линия» в пользу государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» взыскана задолженность в размере 43 700 руб. 28 коп. за период с 01.02.2019 по 31.03.2019; пени за несвоевременное внесение платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 10.02.2019 по 15.07.2020 в размере 7 543 руб. 13 коп. и возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 1 025 руб.
17.08.2020 в Арбитражный суд Калининградской области от ответчика поступили возражения относительно исполнения судебного приказа.
На основании ч. 4 ст. 229.5 АПК РФ определением Арбитражного суда Калининградской области от 18.08.2020 судебный приказ отменен.
Как следует из искового заявления, в просительной части заявления о вынесении судебного приказа неверно указан период задолженности в связи с технической ошибкой.
Согласно документам, приложенным к заявлению о вынесении судебного приказа, а именно, расчету суммы задолженности и пени, период задолженности составляет с 01.01.2019 по 31.03.2019. Также в просительной части неверно указана сумма пени за несвоевременное внесение платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в связи с технической ошибкой. Согласно документам, приложенным к заявлению о вынесении судебного приказа, а именно, расчету суммы задолженности и пени, сумма пени составляет 7 573,38 руб., а указана - 7 543,13 руб.
По состоянию на 16.11.2020 общая сумма задолженности ответчика за коммунальную услугу по обращению с ТКО составляет 43 700 руб. 28 копеек; до настоящего времени задолженность АО «Балтийская линия» в добровольном порядке не погашена.
При этом, по состоянию на 16.11.2020 ответчик не оплатил пени, начисленные за ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по договору № 230603356 на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 (далее - договор) за период с 10.02.2019 по 15.07.2020 в размере 7 573,38 руб.
В виду неоплаты ответчиком задолженности по договору и, соответственно, увеличения периода просрочки платежа, изменился и период расчета Региональным оператором пени, который по состоянию на 16.11.2020 календарно увеличился с 10.02.2019 по 16.11.2020.
Поскольку сумма долга в размере 43 700,28 рублей ответчиком так и не была оплачена, истец обратился суд с данным иском о взыскании указанной основной суммы задолженности, суммы пени за несвоевременное внесение платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 9051,72 руб. за период с 10.02.2019 по 16.11.2020, а также понесенных расходов по уплате государственной пошлины.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в частности, из неосновательного обогащения.
В пункте 1 статьи 307 ГК РФ предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Как установлено статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В соответствии со статьёй 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п. 1 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
На основании ч.4 ст.24.7 Закона об отходах и п.5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641» (далее - Правила), договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается по типовой форме между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и накопления.
В соответствии с п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениям.
Согласно п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На основании заявки АО «Балтийская линия» на заключение договора между истцом и ответчиком заключен договор № 230603356 на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019, в соответствии с пунктом 2 договора Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами -01.01.2019 (п.5 договора).
Договор № 230603356 подписан дтветчиком с учетом протокола разногласий, в котором дата заключения договора и дата начала оказания услуг в редакции потребителя -01.04.2019.
Данный протокол разногласий подписан Региональным оператором с учетом протокола согласования разногласий, в котором дата начала оказания услуг и дата заключения договора остается в редакции Регионального оператора - 01.01.2019. Данный протокол согласования разногласий ответчиком не подписан.
Таким образом, в силу пункта 8.15 Правил в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий, то договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной Региональным оператором.
С иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, ответчик не обращался. Следовательно, датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является 01.01.2019.
В соответствии с п.6 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области №28-06кк/19 от 29.03.2019 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 № 96-04кк/18» установлен следующий единый тариф на услугу регионального оператора на период с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 425,63 руб/м3 (без НДС); на период с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 407,14 руб/м3 (без НДС). НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2019 № 131-07окк/19 «Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГП КО «ЕСОО» на территории Калининградской области на 2020-2022 годы» установлен единый тариф на услугу регионального оператора за период с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 488,57 руб/м3 (НДС не облагается), с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 506,16 руб/м3 (НДС не облагается).
Согласно п. 9 договора Региональный оператор до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет Потребителю любым доступным способом (почтовое отправление, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», вручение под роспись) акт оказанных услуг в 2 (двух) экземплярах, счет, счет-фактуру. Потребитель обязуется принять от Регионального оператора указанные документы и не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента их получения вернуть Региональному оператору подписанный со своей стороны экземпляр акта оказанных услуг либо направить в адрес Регионального оператора мотивированный отказ от подписания акта. В случае если Потребитель не получил акт оказанных услуг, счет и счет-фактуру за отчетный месяц по независящим от Регионального оператора причинам или не направил в адрес Регионального оператора мотивированный отказ в установленный срок, услуга считается оказанной Региональным оператором в полном объеме и принятой Потребителем.
Платежные документы направлялись ответчику в соответствии с условиями п. 9 договора на адрес электронной почты, указанный в заявке на заключение договора: ogm@baltikline.ru. Отправка в адрес потребителя платежных документов (счетов, счетов-фактур, актов оказанных услуг) производится автоматически на указанные в заявках на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО адреса электронной почты, о чем свидетельствует приложенный принтскрин из программы «1С: Предприятие 8.3». Первый лист принтскрина содержит карточку абонента - АО «Балтийская линия» с указанием электронной почты ответчика, на которую направляются платежные документы.
На втором листе принтскрина проставленные галочки с левой стороны свидетельствуют о направлении платежных документов по состоянию на конкретную дату на электронную почту ответчика.
Поскольку с 01.01.2020 ГП КО «ЕСОО» освобождены от уплаты НДС, счета-фактуры с этой же даты не выставляются, в связи с чем, с данного периода проставлена отметка «отсутствует».
Накопление ТКО осуществляется в соответствии с Правилами № 1156.
Согласно требованиям Правил № 1156, потребители должны осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления в Калининградской области.
В соответствии с Правилами №1156 место (площадка) накопления ТКО должно быть обустроено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом, образующиеся ТКО могут размещаться на ближайших оборудованных муниципальных контейнерных площадках, отвечающих требованиям по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим нормам, вне зависимости от местонахождения.
Потребители услуги по обращению с ТКО могут воспользоваться любой ближайшей к ним оборудованной контейнерной площадкой на территории городского округа, которая обслуживается региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области.
Таким образом, ответчик мог воспользоваться ближайшей контейнерной площадкой, расположенной на территории общего пользования в городе Советске, сведения о которой, содержатся в Электронной модели и в Реестре.
Обращений о неоказании услуг либо о некачественном оказании услуг со стороны ответчика в адрес истца не поступало, как и возражений в подписании актов оказанных услуг. Акты оказанных услуг подписаны ответчиком без разногласий.
Региональный оператор в лице ГП КО «ЕСОО» вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, расположенных на территории Калининградской области с 01.01.2019.
Ответчик может пользоваться иными контейнерными площадками и отследить данный факт не представляется возможным.
С 01.01.2019 истец обеспечивает и осуществляет прием, образующихся у пользователей, находящихся на территории Калининградской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Правилами № 1156, территориальной схемой обращения с ТКО.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона №89 накопление отходов может осуществляться отходообразователями на срок, не превышающий одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Оказание Региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения образователям таких отходов предполагается, пока не доказано иное, что подтверждается сложившейся судебной практикой, в том числе, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.06.2020 по делу № А21-3320/2020, а также решением 13 арбитражного апелляционного суда от 11.06.2021 по делу № А21-3667/2020.
Вместе с тем, услуги регионального оператора по обращению с ТКО относятся к регулируемым видам деятельности (п. 1,4 ст. 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), а характер правоотношений носит абонентский характер (исходя из положений ст. 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации и норм Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016
№ 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», подлежащих оказанию услуг на основании типового договора).
Данное обстоятельство предполагает наличие у потребителя обязанности оплатить услуги вне зависимости от затребованного в рассматриваемый период исполнения. Соответственно, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения (соответствующая правовая позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.03.2021 по делу №А70-19349/2019).
Учитывая вышеизложенное, а также исходя из того, что с 01.01.2019 истец обеспечивает и осуществляет прием всех ТКО, образующихся на территории Калининградской области, в том числе у ответчика, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО и т.д.; установив обязанность ответчика оплачивать услуги по обращению с ТКО по утвержденным тарифам и нормативам накопления, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Приведенные доводы ответчика, по мнению суда, являются ошибочными.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя обращение с ТКО.
На основании ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В рассматриваемом случае факт оказания услуг по договору в спорный период документально подтвержден истцом расчетом задолженности, счетами-фактурами и актами.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик каких-либо доказательств оплаты спорной суммы основного долга в материалы дела не представил.
При таком положении, исковые требования предприятия за оказанные услуги в сумме 43 700,28 руб. подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании заявленной суммы пени, так как факт просрочки оплаты документально подтвержден материалами дела.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно статье 12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Согласно п.24 договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки (пени) в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Аналогичное условие содержится и в пункте 22 формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».
Согласно расчету истца, сумма пени за несвоевременное внесение платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 10.02.2019 по 16.11.2020 составляет 9 051,72 руб.
Расчет пени проверен судом и признан верным - как по праву, так и по размеру; контррасчет пени в материалы дела ответчиком не представлен.
С учетом изложенного, требование истца о взыскании с ответчика пени в размере 9 051,72 руб. подлежит удовлетворению в заявленном размере.
В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
Статьёй 112 АПК РФ предусмотрено, что в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешается вопрос о судебных расходах.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с акционерного общества «Балтийская линия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 238750 <...>) в пользуГосударственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 236006 <...>) основную задолженность за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 43 700,28 руб. за период с 01.01.2019 по 31.03.2019, пени за несвоевременное внесение платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 9 051,72 руб. за период с 10.02.2019 по 16.11.2020, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 110 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья | Д.В. Широченко |
(подпись, фамилия) |