ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-2001/2010 от 10.06.2010 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело № А21-2001/2010

«11»

июня

2010 года

Резолютивная часть решения объявлена

«10»

июня

2010 года

Решение изготовлено в полном объеме

«11»

июня

2010 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи Кузнецовой О.Д.

при ведении протокола судебного заседания судьёй

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску: государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Калининградский медицинский колледж» в лице ликвидационной комиссии

к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области

о признании недействительным Решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 по доверенности от 12.04.2010г.

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 09.06.2010 г

ФИО3 по доверенности от 09.06.2010 г., не явился после

перерыва в течении 10.06.2010,

ФИО4 по доверенности от 02.02.2010 г не явился после

перерыва в течении 10.06.2010,

От третьего лица ИФНС № 9 – ФИО5 по доверенности от 11.01.2010г.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Калининградский медицинский колледж» (далее – колледж) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области (далее ИФНС) № 4429А от 24.02.2010г. об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица и обязании осуществить государственную регистрацию соответствующих заявленным требованиям сведений.

Согласно первоначальному и уточнённому заявлению, принятому судом, требования обоснованы тем, что заявление и необходимые документы для регистрации сведений о ликвидации Колледжа были поданы, сведения в заявлении о том, что порядок ликвидации и удовлетворения требований кредиторов соблюдён, закон не предусматривает такое основание для отказа в регистрации как недостоверность сведений; с заявлениями в ликвидационную комиссию срок, а также позднее – в суд с иском ИФНС № 9 о взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджет не обращалась, а, следовательно, данная задолженность является погашенной и не препятствует регистрации ликвидации Колледжа.

В судебном заседании Колледж, не оспаривая задолженности, устно и письменно требования поддержал, с устными пояснениями о том, что в ликвидационном балансе задолженность по налогам, с которой инспекция не обращалась в ликвидационную комиссию, как погашенная не должна быть указана.

В отзыве и дополнении к нему ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, ссылаясь на нормы налогового кодекса и положения гражданского кодекса считает, что недоимка по налогам, о которой Колледжу было известно, подлежала включению в ликвидационный баланс, кроме того, этот баланс не содержит требований в части формирования сведений о кредиторской задолженности и в нём отсутствуют сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества; в отзыве указано на самостоятельное исполнение обязанности по уплате налога, которая прекращается с ликвидацией организации; поскольку заявление содержит недостоверные сведения о соблюдении порядка ликвидации и об удовлетворении требований кредиторов, отказ в регистрации ликвидации является законным.

По сути, позиция ИФНС сводится к тому, что порядок ликвидации не соблюдён и требования кредиторов не удовлетворены, а в заявлении недостоверно указано на его соблюдение. Данная позиция в судебном заседании поддержана.

Кроме того, представители ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам и ИФНС № 9 устно пояснили, что не указание на задолженность в ликвидационном балансе нарушило права налогового органа и являлось препятствием к их обращению с иском в суд.

Определением суда от 13.05.2010г. третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, привлечена ИФНС № 9, дело рассматривалось сначала.

ИФНС № 9 отзыв не представлен, устно в судебном заседании поддержана правовая позиция о том, что представленное ИФНС № 9 Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.02.2009г., требования, сведения о которых представлены суду и не оспариваются колледжом, являются достаточными для включения задолженности в ликвидационный баланс.

Заслушав пояснения представителей, исследовав и оценив материалы дела и представленные доказательства, суд

установил:

Постановлением Правительства Калининградской области от 27.06.2008г. № 401 « О подготовке специалистов среднего медицинского звена» принято решение о ликвидации государственного образовательного учреждениея среднего профессионального образования «Калининградский медицинский колледж».

Приказом № 199 от 02.07.2008г. назначена ликвидационная комиссия.

13.08.2008 г. в журнале «Вестник государственной регистрации» опубликовано сообщение о ликвидации Колледжа в ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, указан порядок и срок предъявления требований, было подано уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица (т. 1л.д. 9-19).

ИФНС № 9 проведена выездная налоговая проверка, по её итогам составлен акт от 21.01.2009 г. и вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.02.2009г., которым доначислены налоги в общей сумме 2 235 057 руб. 28 коп, пени в сумме 540 176 руб.82 коп., штрафа в сумме 129 015 руб. 74 коп.

По сведениям, не оспариваемым Колледжом, в период с апреля 2009г. по март 2010г. ИФНС № 9 Колледжу направлены требования об уплате налога, в том числе, № 9773 на 04.03.2009 г. о штрафных санкциях на сумму 104 775 руб. с установленным сроком уплаты 24.03.2009 г. и № 117677 на 04.09.2009 г. на сумму 46 137 руб. 56 коп, и 22 877 руб. 02 коп. пени с указанием общего долга 2 573 677 руб. 11 коп. с установленным сроком уплаты 24.09.2009 г.,

а также решения о взыскании в соответствии со статьёй 46 НК РФ.

На момент рассмотрения дела в суде недоимка подтверждена актом сверки (т.2 л.д. 15).

В установленный законом двухмесячный после публикации срок налоговый орган не обратился с заявлением о погашении задолженности, равно как не обратился и с иском в суд о её взыскании в соответствии с положениями гражданского законодательства.

Приказом от 01.02.2010 г. № 19 утверждён промежуточный баланс на 01.01.2010г., в котором задолженность налогового органа не была указана, что сторонами не оспаривается.

Согласно свидетельству от 17.02.2010г. в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

09.02.2010г. приказом был утверждён ликвидационный баланс (т.1 л.д.24- 32), в котором в части указания обязательств перед бюджетом содержатся аналогичные ликвидационному балансу сведения.

15.02.2010 г. Колледж обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителя, приложив к заявлению необходимые документы, перечень которых ИФНС и ИФНС № 9 не оспаривается

Данные фактические обстоятельства по делу не оспариваются.

По итогам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов Решением от 24.02.2010г. № 4429А ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам со ссыллкой на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 закона № 129 – ФЗ от 08.08.2001 г. « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (закон № 129- ФЗ) отказала в регистрации ликвидации Колледжа, указав на непредставление необходимых для государственной регистрации документов – заявления.

Данное Решение ИФНС обосновано тем, что, несмотря на наличие задолженности перед бюджетом, в ликвидационном балансе она не отражена; в соответствие с пунктом 1 статьи 21 закона № 129 –ФЗ в регистрирующий орган подаётся заявление с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершением расчётов с его кредиторами. С учётом этих обстоятельств ИФНС посчитала, что заявление считается не поданным, так как содержит недостоверные сведения о соблюдении установленного порядка ликвидации и завершении расчётов с кредиторами.

Колледж обратился с заявлением в суд, не согласившись с таким Решением.

Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо, прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Отказ в госрегистрации сведений о прекращении деятельности при установленных обстоятельствах нарушает права и законные интересы Колледжа и может быть обжалован в суд в порядке статьи 198 АПК РФ.

Суд, рассматривая как обоснование заявленных требований, так и основания отказа в регистрации, изложенные в оспариваемом Решении, а также дополнительные основания отказа, изложенные в отзыве и в устной позиции, находит требования подлежащими удовлетворению.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 49 НК РФ предусмотрен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность ликвидируемой организации по их уплате исполняется ликвидационной комиссией за счёт денежных средств указанной организации. Очерёдность исполнения обязанности среди других кредиторов определяется гражданским законодательством.

Таким образом, обязанность уплаты налогов при ликвидации должна исполняться в учётом положений гражданского законодательства.

Согласно статьям 61 и 62 Гражданского кодекса Российскойц Федерации (ГК РФ) ликвидация юридического лица влечёт его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам; юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с этим назначается ликвидационная комиссия. И устанавливается порядок и сроки ликвидации; с обязанностью сообщить в уполномоченный орган для внесения сведений в ЕГРЮЛо том, что организация находится в процессе ликвидации.

Согласно изложенным выше положениям пунктов 1, 2, 4 статьи 63 ГК РФ в задачу ликвидационной комиссии входит поместить в органах печати сведения о ликвидации, сроке заявления требований кредиторами, принять меры к выявлению кредиторов, составить промежуточный баланс с включением в него сведений о перечне предъявленных требований и результатах их рассмотрения, а также произвести выплаты кредиторам в порядке очерёдности, установленной статьёй 64 ГК РФ в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

Очерёдность удовлетворения требований кредиторов устанавливается пунктами 1, 2, статьи 64 ГК РФ, согласно которым в третью очередь производятся расчёты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются в установленной законом очерёдности.

Согласно пункта 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 64 ГК РФ Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок; требования кредиторов, не удовлетворённые из –за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.; погашенными считаются также требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд.

Суд находит, что Колледжом соблюдены указанные положения закона.

Исходя из указанных норм, следует, что в отношении предъявления требований к организациям, находящимся в процессе ликвидации, установлен специальный досудебный порядок урегулирования спора, предусматривающий обязательное направление требований в ликвидационную комиссию, а также судебный порядок рассмотрения требований при условиях, установленных законом.

Данный порядок предусматривает возможность кредитора в установленный срок предъявить соответствующие требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридическогьо лица, а при отказе или уклонении от их рассмотрения – в суд.

Доказательства, свидетельствующие о предъявлении соответствующих требований к ликвидационной комиссии как в установленный срок, так и по его истечению, не представлены, в связи с чем задолженность в силу прямого указания закона считается погашенной.

Исключений из установленного порядка для требований такого кредитора как налоговый орган по обязательным платежам в бюджет законом не предусмотрено.

При таких обстоятельствах считать, что ликвидационный баланс и заявление в регистрирующий орган содержат недостоверные сведения, оснований не имеется.

Ссылка ИФНС по крупнейшим и ИФС № 9 на то, что согласно Решению налогового органа по итогам выездной налоговой проверки от 16 февраля 2009г. № 35 и выставленным требованиям Колледжу было известно о наличии задолженности перед бюджетом, в связи с этим колледж, независимо от того, что налоговый орган не обратился с оформленными требованиями кредитора в двухмесячный срок и не обратился с иском в суд после истечения этого срока  обязан был в ликвидационном балансе показать отразить задолженность по налогам судом не принимается как основание законности отказа в государственной регистрации.

Решение и требования, представленные налоговым органом, приняты и направлены после истечения двухмесячного срока; налоговый орган не оформил имеющуюся задолженность как требование кредитора в порядке статьи 63 ГК РФ, доказательств обращения в ликвидационную комиссию с таким требованием и в суд не представлено, принял от Колледжа промежуточный баланс, оснований для отказа, предусмотренных статьёй 23 закона № 129-ФЗ, не установлено.

Суд находит, что оспариваемое Решение вынесено с нарушением закона.

Статья 21 закона № 129- ФЗ предусматривает перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией в регистрирующий орган для осуществления регистрации, который является исчерпывающим в силу части 4 статьи 9 этого же закона:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотренных законом сведений.

Согласно установленным обстоятельствам, не оспариваемым инспекциями, данные документы представлены и соответствуют установленной законом форме.

Таким образом, как основание отказа в Решении - не представление заявления, так и основание обоснования отказа, которого в Решении не содержится, а содержится в отзыве – непредставление ликвидационного баланса, поскольку в них содержатся недостоверные сведения судом не принимаются.

Изложенное в отзыве обоснование законности отказа по мотиву отсутствия в балансе сведений о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам не подтверждено и согласно балансу в нём сведения об имуществе изложены.

При установленных судом фактических обстоятельствах и с учётом соблюдения положений закона, устанавливающих порядок и условия ликвидации организации, оснований считать, что заявление в регистрирующий орган содержит недостоверные сведения о соблюдении порядка и условий погашения задолженности, а также баланса и, следовательно, считается не поданным, не имеется.

С учётом удовлетворения заявленных требований взыскать в пользу Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Калининградский медицинский колледж» с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Калининградский медицинский колледж» (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 390601001) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области от 24 февраля 2010г об отказе в государственной регистрации сведений о прекращении деятельности в связи с его ликвидацией удовлетворить, обязав Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области осуществить государственную регистрацию указанных сведений.

Взыскать в пользу Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Калининградский медицинский колледж» с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

О.Д. Кузнецова

(подпись, фамилия)