Арбитражный суд Калининградской области
236016, г. Калининград, ул. Рокоссовского, 2
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград | Дело № | А21-2149/2014 | ||
«30» | июля | 2014 года | ||
Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2014 года. В полном объеме решение изготовлено 30 июля 2014 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи | Шанько О.А. | ||||
При ведении протокола судебного заседания секретарем Чумаковым В.С. | |||||
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску ТУ ФАУГИ в Калининградской области | |||||
К | Администрации муниципального образования «Сельское поселение «Куршская коса» о признании права собственности на земельный участок и по встречному иску администрации муниципального образования «Сельское поселение Куршская коса» к ТУ ФАУГИ в Калининградской области о признании права собственности на земельный участок 3-лица: ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» Управление Росреестра МАУ «Культура» | ||||
При участии: | |||||
от истца: | ФИО1 по дов., паспорт | ||||
От ответчика: От 3-лица: | ФИО2 по дов., паспорт ФИО3 по дов., паспорт | ||||
установил: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее – ТУ ФАУГИ) (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования «Сельское поселение Куршская коса» (далее – Администрация) (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 39:05:020202:23, местоположение: Калининградская обл., Зеленоградский район, Куршское с/п, <...>.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Куршская коса» (далее – ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса») и муниципальное автономное учреждение «Культура» (далее – МАУ «Культура»).
Определением суда от 22.05.2014 принято к рассмотрению встречное исковое заявление Администрации к ТУ ФАУГИ о признании права собственности муниципального образования «Сельское поселение Куршская коса» на земельный участок с кадастровым номером 39:05:020202:23.
Определением суда от 19.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее – Управление Росреестра).
Управление Росреестра и МАУ «Культура» о месте и времени судебного заседания извещены, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в установленные законом сроки, согласно ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Дело рассмотрено отсутствие третьих лиц лица в порядке ст. 156 АПК РФ.
Представитель ТУ ФАУГИ доводы иска поддержал в полном объеме, встречный иск просит оставить без удовлетворения, по мотивам, изложенным в письменных возражениях, представленных в материалы дела в соответствии со ст. 81 АПК РФ.
Представитель Администрации доводы встречного иска поддержал в полном объеме.
Представитель ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» поддержал доводы ТУ ФАУГИ, в удовлетворении встречного иска просит отказать.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд установил.
17.10.2013 ТУ ФАУГИ обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 39:05:020202:23, местоположение: <...>.
Как следует из пояснений истца, основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок явилось расположение земельного участка в границах Национального парка «Куршская коса». В подтверждение данного обстоятельства в Управление Росреестра были представлены следующие документы: распоряжение ТУ ФАУГИ №481-р от 05.10.2012, распоряжение ТУ ФАУГИ №342-р от 01.07.2013, письмо № ТБ-6121 от 18.10.2013.
29.11.2013 ТУ ФАУГИ получило сообщение об отказе в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 39:05:020202:23, поскольку согласно данным ЕГРП на земельном участке расположено нежилое здание (Дом культуры) находящийся в собственности муниципального образования «Сельское поселение «Куршская коса».
Требования ТУ ФАУГИ основаны на положениях ст.ст. 2, 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
В свою очередь Администрация обратилась со встречным иском к ТУ ФАУГИ о признании права собственности на спорный земельный участок, поскольку на нем расположен Дом культуры, находящийся в собственности МО «Сельское поселение Куршская коса». Право муниципальной собственности на этот объект было зарегистрировано в ЕГРП 23.05.2011.
Требования Администрации основаны на положениях ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и ст. 19 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06.11.1987 № 423 «О создании Национального парка «Куршская коса» в Калининградской области» в целях сохранения уникальных природных комплексов Куршской косы и использования их в просветительских, рекреационных, научных и культурных целях создан Национальный парк «Куршская коса» Министерства лесного хозяйства РСФСР общей площадью 6 621 га.
Приказом Министерства лесного хозяйства РСФСР от 24.11.1987 № 272 в соответствии с указанным постановлением Совмина РСФСР создан государственный Национальный парк «Куршская коса».
19.01.2004 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 39:00:000000:0047, 39:00:000000:0050 объект права: национальный парк - земли лесного фонда площадью 6250,52 га и земли поселений площадью 281,65 га, расположенные по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, Куршская коса (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА № 202800, 39АА №207851). Регистрация права собственности была произведена на основании распоряжения № 1607-р от 15.12.2003 Комитета по управлению государственным имуществом Калининградской области «О внесении земельных участков в реестр федерального имущества», распоряжения № 42-р от 19.01.2004 Комитета по управлению государственным имуществом Калининградской области «О внесении изменений и дополнений в распоряжение от 15.12.2003 г. № 1607-р».
Из представленных суду документов усматривается, что муниципалитет в 2006 году оспаривал принятие распоряжений Комитета по управлению государственным имуществом Калининградской области № 1607-р от 15.12.2003, № 42-р от 19.01.2004; постановку на государственный кадастровый учет единого землепользования с кадастровым номером 39:00:00-00-00:0050, расположенного по адресу Калининградская область и регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 39:00:00-00-00:0050 (дело № А21-534/2006). Решением Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2007 в удовлетворении заявленных требований Администрации МО «Зеленоградский район» отказано.
В указанном выше судебном акте отмечено, что Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 Положения о государственном учреждении «Национальный парк «Куршская коса», утвержденного Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации 31.01.2001 (действующего на тот момент времени), в границы национального парка включены помимо земель лесного фонда земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Функциональное зонирование национального парка приведено в приложении 4 к Положению, а в приложении 3 приведено описание функциональных зон. В соответствии с указанными документами в границы Национального парка «Куршская коса» вошла зона хозяйственного назначения, которая включает в себя земли, находящиеся в ведении администрации Куршского поселкового округа - жилые территории поселков Лесное, Рыбачий, Морское, а также сельскохозяйственные угодья пос. Рыбачий.
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Как следует из пункта 6 этой же нормы особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти».
В решении суда по делу № А21-534/2006 отмечено, что право Российской Федерации на территорию национального парка «Куршская коса» зарегистрировано в установленном законом порядке.
В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 14.03.1995 №-33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющую особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Согласно пп. «б» п. 1 ст. 2, п. 5 ст. 12 указанного Закона, национальные парки относятся к категории особо охраняемых природных территорий и исключительно к объектам федеральной собственности.
Из статьи 95 ЗК РФ следует, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и представляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.6 и 7 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» территории национальных парков, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, являются федеральной собственностью.
В силу ст.12 ФЗ от 14.03.1995 №33-Ф3 национальные парки являются учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в соответствующих целях. Земли, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование национальным паркам на правах предусмотренных федеральными законами.
Целевое назначение земель национального парка, как особо охраняемая природная территория, не менялось и, как следствие, не могла меняться и категория земель. Поскольку, данные земельные участки находятся в федеральной собственности, то решение об их переводе из одной категории в другую принимает Правительство Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 8 ЗК РФ), а распоряжение данными земельными участками находиться в введенье уполномоченного органа государственной власти. Российская Федерация управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в федеральной собственности, через свои органы федеральной и региональной исполнительной власти, на которые возложена реализация положений законов и подзаконных актов федерального значения.
Полномочия Российской Федерации в области земельной политики, владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в федеральной собственности, контроля за соблюдением земельного законодательства иными субъектами базируются на положениях ст. ст. 71, 72, 76 Конституции Российской Федерации.
В обязанности Российской Федерации входят: установление общего порядка государственного управления и федеральных органов управления земельным фондом, порядка проведения земельной реформы, разработка и реализация федеральных программ развития землепользования и охраны земель, которые являются источниками федерального и регионального законотворчества, установление правовых основ и порядка разграничения государственной собственности на землю, установление порядка изъятия (выкупа) земель для государственных и муниципальных нужд. Ряд полномочий закреплен исключительно за Российской Федерацией: принятие федерального законодательства в области регулирования земельных отношений; защита прав и свобод человека и гражданина при использовании земли и природных ресурсов; обеспечение интересов национальных меньшинств в области земельных отношений; определение основ землеустройства; ведение земельного кадастра; контроль за соблюдением режима землепользования и охраны земель.
Согласно Приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Кроме того, Территориальное управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В соответствии с п. 2. ст. 9 ЗК РФ, к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений отнесено установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков.
Статья 9 ЗК РФ содержит незакрытый перечень полномочий Российской Федерации в области земельных отношений. Подробное содержание каждого полномочия находит выражение в конкретных нормативных правовых актах (законах, постановлениях, указах и др.).
Следовательно, ТУ ФАУГИ является уполномоченным представителем Российской Федерации, в сфере имущественных и земельных отношений на территории Калининградской области.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно Положению об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденному Постановлением Правительства от 18.08.2008 № 618 до 31.12.2012 государственные и муниципальные органы обязаны были представить в органы кадастрового учета сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий.
На основании вышеприведенного Положения о национальном парке, по представлению ТУ ФАУГИ, в кадастр недвижимости были внесены сведения о границах Национального парка «Куршская коса», в том числе и о зонах хозяйственного назначения национального парка (поселках, расположенных в его границах). При этом, учет в кадастре недвижимости зон особой охраны национального парка не прерывает права пользования, владения или собственности иных лиц на земельные участки, не изменяет существующую категорию земель, а лишь устанавливает правовой режим использования земельных участков согласно Приказу Минприроды России от 09.11.2012 №380.
В этой связи представление документов, подтверждающих отнесение участка к категории земель особо охраняемых территорий и объектов не требуется, поскольку вышеприведенными нормативными правовыми актами участок с кадастровым номером 39:05:020202:23 участок (как и все участки в пос. Рыбачий, Лесной, Морское Зеленоградского района) включен в состав особо охраняемой природной территории, а границы этой территории учтены в кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 39:05:020202:23 отнесен к собственности Российской Федерации на основании специальных норм законов - ст. 17 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 95 ЗК РФ.
Кроме того, необходимо учитывать позицию изложенную в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.11.2011 № ВАС-12141/11 о том, что первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на земельных участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
Таким образом, требования ТУ ФАУГИ являются законными и обоснованными, а в удовлетворении встречного иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 169-174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 39:05:020202:23, местоположение: Калининградская обл., Зеленоградский район, Куршское сельское поселение, <...>.
В удовлетворении встречного иска администрации муниципального образования «Сельское поселение Куршская коса» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
СУДЬЯ Шанько О.А.