Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236016
E-mail: kaliningrad.info@ arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21-229/2012
«11» марта 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 07.03.2012.
Полный текст решения изготовлен 11.03.2012.
Арбитражный суд Калининградской области в составе: судьи Зинченко С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Берниковым П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Прибалтийское ЭССЕ» (ОГРН 1023900594244, ИНН 3904039173; место нахождения: 236023, г. Калининград, ул. Светлая, д. 20, кв. 4)
об оспаривании постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, ул. Чехова, д. 6, лит. А) № 10-09/200ю от 08.12.2011,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кузьменко И.С., доверенность от 01.02.2012, паспорт;
от заинтересованного лица: извещен, не явился;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Прибалтийское ЭССЕ» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее – административный орган, управление, заинтересованное лицо) № 10-09/200ю от 08.12.2011.
Информация о времени и месте рассмотрения дела своевременно размещена на официальном сайте Арбитражного суда Калининградской области в сети Интернет в соответствии с ч. 1 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, заявление просил удовлетворить.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. В материалы дела представлен отзыв на заявление.
Судебное заседание проведено в порядке ч. 2 ст. 210 АПК РФ в отсутствие представителя административного органа.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.
Постановлением № 10-09/200ю от 08.12.2011 общество привлечено к административной ответственности по ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужил тот факт, что общество, имеющее, по мнению заинтересованного лица, на территории Российской Федерации обособленное подразделение (236008, г. Калининград, ул. А. Невского, д. 120), не представило в управление в установленный срок декларацию об объемах использования этилового спирта (приложение № 2 к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 (далее - Положение), декларацию об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 3 к Положению), декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 6 к Положению), декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 7 к Положению) за третий квартал 2011 года на бумажном носителе, а также уклонилось от подачи указанных деклараций в электронном виде в информационный ресурс «База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции», чем, по мнению административного органа, нарушило п. 4 и 5 Положения.
Полагая, что оспариваемое постановление незаконно, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Одновременно общество в порядке ст. 117 и 208 АПК РФ ходатайствовало о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления об оспаривании постановления, поскольку постановление вынесено административным органом 08.12.2011, поступило в почтовое отделение связи г. Калининграда 27.12.2011, а заявителем получено 28.12.2011.
В соответствии с ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Согласно ст. 4 ст. 113 АПК РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.
Процессуальный срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день. Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока. Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным (ч. 3-6 ст. 114 АПК РФ).
Заявление об оспаривании постановления было сдано обществом на почту 10.01.2012.
При таких обстоятельствах установленный ч. 2. ст. 208 АПК РФ срок на обжалование постановления в рассматриваемом случае не истек.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч. 6 ст. 210 АПК РФ).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны декларировать объем использования этилового спирта.
Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных требований постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение).
В соответствии с п. 1 Положения, оно определяет порядок представления деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, об объемах использования этилового спирта, об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - декларации) и устанавливает формы деклараций. В целях Положения под закупкой этилового спирта понимаются все способы приобретения права собственности на него, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 Положения декларированию подлежат объемы производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также объемы использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно п. 3 Положения декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции.
В соответствии с п. 4 Положения декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный квартал) не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, на бумажном носителе и в электронном виде в утвержденном формате.
Пунктом 5 Положения определено, что организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации.
Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации: с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации; по обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации (в случае, если указанное обособленное подразделение расположено в том же федеральном округе, в котором расположена организация) либо в территориальный орган по месту нахождения обособленного подразделения (в случае, если обособленное подразделение организации и организация расположены в разных федеральных округах).
Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной Службой формате.
Пунктом 5.4.1. Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154 определено, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, законодательно определена обязанность представлять декларации утвержденной формы в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, при этом при наличии обособленного подразделения юридического лица, указанного в лицензии, также и декларации по каждому, указанному в лицензии подразделению.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального Закона № 171-ФЗ для получения лицензии организацией представляются в лицензирующий орган в том числе следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с п. 3 и 4 ст. 18 Федерального Закона № 171-ФЗ), срока, на который испрашивается лицензия;
- копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом).
Понятие обособленного подразделения в Федеральном законе № 171-ФЗ, а также в положении не содержится, в связи с чем суд отклоняет довод административного органа о том, что если в лицензии указывается второй адрес, отличный от адреса места нахождения организации, он является адресом обособленного подразделения.
При рассмотрении настоящего спора следует руководствоваться общими нормами о понятии обособленного подразделения, содержащимся в гражданском законодательстве Российской Федерации.
В силу пп. 2, 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Виды обособленных подразделений определены в ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которой следует, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Согласно уставу общества, утвержденному решением № 02/2009 единственного участника Астафьевой О.И, от 26.10.2009 местом нахождения общества является: 236023, Россия, город Калининград, ул. Светлая, д. 20, кв. 4.
Общество может иметь представительства и филиалы на территории России и за границей. В случае создания филиалов и представительств общества в устав вносятся изменения, отражающие сведения о соответствующих филиалах и представительствах (п. 1.10 устава).
В уставе общества информация о наличии у него филиалов или представительств отсутствует.
24.12.2008 Федеральной налоговой службой обществу выдана лицензия Б 068669, регистрационный номер 50161, на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (парфюмерно-косметической). В лицензии указано место нахождения общества: г. Калининград, ул. Светлая, д. 20, кв. 4, а также адрес производства, хранения и поставок: г. Калининград, ул. А. Невского, 120. Срок действия лицензии: с 24.12.2008 по 24.12.2011.
Представленная в материалы дела Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.12.2011 № 63699В/2011 подтверждает отсутствие у Общества обособленных подразделений.
Сведения о месте фактического осуществления деятельности по обороту алкогольной продукции (хранении) необходимы для осуществления государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью алкогольной и спиртосодержащей продукции, однако они не могут быть расценены как сведения об обособленном подразделении юридического лица.
Что касается утверждения заинтересованного лица о том, что понятие обособленного подразделения дано в ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), то суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Поскольку деятельность заинтересованного лица не относится к той сфере общественных отношений, которая поименована в ст. 2 НК РФ, и, соответственно, не является налоговым контролем, легальное понятие которого предусмотрено в п. 1 ст. 82 НК РФ, к настоящему спору положения ст. 11 НК РФ не применимы.
В связи с этим у заявителя отсутствовала обязанность предоставления деклараций дополнительно по месту производства, хранения и поставок, расположенному по адресу: г. Калининград, ул. А. Невского, 120, так как оно не является обособленным подразделением юридического лица, а является фактическим местом осуществления лицензируемой деятельности.
Доказательств иного арбитражному суду административным органом не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч. 1, 3, 4 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Судом не установлено и общество не указывает на допущенные административным органом нарушения порядка привлечения к административной ответственности.
В определениях суда, а также в судебных заседаниях лицам, участвующим в деле, предлагалось раскрыть и предоставить суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а также разъяснялись положения ч. 3 ст. 65 и ч. 1 ст. 66 АПК РФ. Также суд обратил внимание сторон на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В судебном заседании представитель заявителя на вопрос суда о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснил, что все доказательства, которые он намеревался представить, имеются в распоряжении суда, иных доказательств, каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 2210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Прибалтийское ЭССЕ» (ОГРН 1023900594244, ИНН 3904039173; место нахождения: 236023, г. Калининград, ул. Светлая, д. 20, кв. 4) удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, ул. Чехова, д. 6, лит. А) № 10-09/200ю от 08.12.2011 .
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья С.А. Зинченко